Шестидесантник. "Поэт в России больше, чем поэт". На смерть Евгения Евтушенко

Вопреки, а впрочем, может быть, и в полном согласии с известным высказыванием Евгения Александровича, он останется в истории прежде всего поэтом. Вопреки - потому что поэзия кажется больше и значительнее всего его остального творчества. А ведь он писал прозу, публицистику, мемуары, сценарии, снимал кино и снимался в кино. В полном согласии - потому что вся обширная деятельность Евтушенко, включая не только художественную, но и общественно-социальную, как будто подтверждала, достраивала его образ поэта. То есть он и кино снимал как поэт, а следовательно - был больше чем поэт.

Это «больше» - едва ли не самое главное в поэтической самоманифестации Евтушенко. Если для Бродского поэт - это тот, кто отвечает за язык, кто властитель языка, а следовательно, и всего остального, поскольку важнее, чем язык, материи нет, то Евтушенко к языку равнодушен. У него нет чуткости к слову, мелодике, ритму. Его «Братская ГЭС» - настоящая какофония, его речевые искажения («Идут белые снеги») кажутся аляповатыми неловкостями.

Евтушенко риторичен (иногда подчеркнуто, как в поэме «Мама и нейтронная бомба») и часто намеренно сводит поэзию к банальным броским формулировкам («Людей неинтересных в мире нет»). Даже когда усматривают в его поэзии оглядку на Маяковского (хотя в большей степени имеет смысл говорить о ), речь идет не о поэтическом слове, а о поэтическом жесте, ярко окрашенном социальностью. Собственно, эта жестикуляция, эта поза призвана восполнить словесную неполноценность, неполновесность так же, как знаменитые пестрые, вычурные пиджаки Евтушенко следует рассматривать как яркое обрамление его лирики. И его завещание (похоронить в Переделкино рядом с могилой ) - последний, а потому особенно важный поэтический жест.

Евтушенко был чуток к злободневности, к болевым точкам дня, поэтому в его поэзии столько открытой памфлетности («Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Казанский университет»). Он был укоренен в истории, точнее был внимателен к тому, что называют «историческим значением» или «исторической значимостью». В эту «значимость» и поэзия вносит свой вклад, а зачастую эту значимость определяет. Он вовсе не случайно взялся подводить итоги русской поэзии XX века, создав свою антологию, то есть утвердив свой взгляд на нее. И при этом мечтал прорваться в XXI век. И прорвался. Или просто перенес с собой то, что казалось ему важным, дорогим, ценным в веке XX. Достаточно вспомнить празднования его дня рождения в Политехническом музее, проходившие несколько лет подряд.

Со смертью Евтушенко время шестидесятников еще более отдалилось от нас. Евтушенко, может быть, в большей степени, чем Вознесенский, Ахмадулина или Аксенов, выражает характер шестидесятых годов, и уж во всяком случае, если не дух эпохи вообще, то одну весьма существенную ее составляющую. В Евтушенко поражает это удивительное сочетание лояльности и фрондерства, официоза и оппозиционности, советской гордости и симпатии к Западу. У Евтушенко был как будто особый статус официальной полуразрешенности, статус выездного поэта, принятого на Западе, советского представителя за рубежом.

Любопытно другое. Если об общественной роли Евтушенко говорить можно долго, то о его собственно поэтическом значении писать отнюдь не легко. Если отвлекаться от строк и стихотворений, ставших приметами времени (песнями в частности), а потому как будто уже и не поэзией вовсе или поэзией не вполне, то сказать, какими стихами он останется в памяти, вряд ли можно однозначно.

Михаил Веллер, писатель, философ:

Шестидесантник

Так Евтушенко назвал одну из последних книг – и там заглавное слово еще стоит во множественном числе.

Ушла в вечность центральная фигура великой литературы шестидесятников – как флагшток рухнул. Когда-то Евтушенко писал на смерть другого поэта:

Ахматова двувременной была,
о ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она была,
не верится, когда ее не стало.

Сегодня это можно сказать о нем самом.

Первый поэт Советской Страны, он собирал стадионы, выступал перед толпами всех стран мира, был принимаем президентами и обруган лично генсеками. Слава его была легендарна, а очереди завистников и критиков бесконечны. Он был честолюбив, как фейерверк, и больше всего любил писать стихи, а потом – печатать их, издавать, читать перед залами и площадями. Стотысячных тиражей его сборников было не достать никогда. Это была великая эпоха поэзии, и он был первым глашатаем эпохи. Такой славы у поэтов больше не будет.

Он выпустил первую книгу двадцатилетним, еще при живом Сталине. ХХ Съезд был главным событием в состоявшейся жизни его поколения – созрев, в 25 лет они почувствовали себя свободными. Они еще верили в коммунизм!

Если мы коммунизм построить хотим,
трепачи на трибунах не требуются.
Коммунизм для меня – самый высший интим,
а о самом интимном не треплются.

В тридцать лет они были прославлены и богаты – Евтушенко, Вознесенский, Аксенов, Гладилин, Рождественский, Ахмадулина. Они взламывали запреты, они дали язык и интонацию своему поколению, они породили великое доверие к слову, когда литература перестала быть фальшивым официозом.

А потом случился 68-й год, и танки в Праге, и закручивание гаек, и все кончилось – хотя все мы поняли это не сразу.

И те, кто в августе 91-го был костяком сопротивления в Белом Доме, те, кто уже ощутил в своих руках ожившую мечту глухих десятилетий – мечту о свободном народе в свободной стране – это были их читатели. Потому что в воздухе их молодости шестидесятники явились тем кислородом, который успели вдохнуть все.

Поэт был стойким и мужественным и выжил в нелегкие времена. Был чуток и добр к непробившимся талантам, собрал огромную антологию русской поэзии, с годами все больше восхищался другими, их мастерством и находками, поддерживал. А прожил последнюю четверть века в Америке, в оклахомской глубинке, работал в университете, названия которого в России сейчас так с ходу и не назовет никто. Преподавал русскую литературу…

Дух великой эпохи, краски и звуки эпохи, прошедшие через душу поэта и ставшие словом – примерно этим остается поэзия. Часто прикидываясь нехитрым говором – отточенная до простоты.

И мне стыдно спасать свою шкуру
и дрожать, словно крысий хвост…
За винтовкой, брошенной сдуру
я ныряю с тебя, Крымский мост!
И поахивает по паркам
эхо боя, ни с чем не миря,
и попахивает папахой
московшвейская кепка моя.
………………………………………………………………………………..
Так надо жить – не развлекаться праздно!
Идти на смерть, забыв покой, уют,
но говорить – хоть три минуты – правду!
Хоть три минуты! Пусть потом убьют.

Его взгляд цвета тёмной вишни врезался в мою память, как клюкарза заправского резчика в мягкую дымчатую древесину липы. Его круглые зрачки, как две небольшие (потому что далёкие) планеты, в обрамлении паутины марсианских каналов всегда казались безучастны к теме разговора. Улыбалась линия рта, но глаза равно удалённо глядели на собеседника. Они то излучали пытливые лазерные лучики накопившейся энергии, то превращались в две чёрные дыры. И тогда всё видимое пространство решительно проваливалось и исчезало в них..
Женщины! Лакмусовая бумажка стихотворца – отношение к женщинам. Странно, почему среди великих литераторов нет дона Жуана. Быть может, Жуану просто не хватало времени (и сил) на перевод в Word его любовных объяснений с женщинами.
Юная Белла Ахатовна, или как её друзья звали «Белка», разве полюбила бы Евтушенко, не будь он великим мастером любовной этики? Говорят: женщина любит ушами. Представьте, кого могла полюбить великая мастерица слова, несравненная поэтесса Белла? Одно это доказывает наличие в Евтушенко огромной словесной сущности, даже если бы Ев-ГЕНИЙ Александрович ничего кроме выпускного сочинения не написал. Прибавьте темперамент и желание нравиться людям. Да-да, подобная гремучая смесь рождает великих трибунов современности, каковыми и стали Евтушенко и Вознесенский.
Чтобы стать трибуном, надо подняться над толпой. И тут начинается самое интересное. Бес мирно посиживает в сторонке, ожидая очередного небожителя. Как только над грядой житейских облаков мелькнёт кто-то «на новенького», бес распускает свои чёрные крылья, выкрашенные в ярко розовый цвет, и приглашает гениального новобранца просто полетать. А потом – просто не возвращаться. Недаром Вознесенский говорил: «Мне кажется, что я не умру, что у меня иное предназначение»...
В день, когда умер Евгений Александрович, по телевизору во множестве показывали его авторские интервью и беседы с народом. Меня поразила высокая гражданственная нота его слов о долге человека перед своей совестью и своим отечеством. Так мог говорить только тот, в ком, несмотря на ошибки и заблуждения, несмотря на житейское самолюбование и сибаритство, существовала, царствовала и направляла шаги великая любовь к людям. А ещё внутренняя доброта, побуждающая человека во все времена поступать по совести. По совести значит так: что отдал – то твоё.

Помянем!

"Нет чище и возвышенней судьбы -
всю жизнь отдать, не думая о славе,
чтоб на земле все люди были вправе
себе самим сказать: «Мы не рабы».
Е. Евтушенко («Братская ГЭС», «ночь поэзии»)

Умер морщинистый топ-человек,
Века ровесник, ровесник-век.
Умер глашатай, трибун, сибарит.

Сердце, кто может тебя обмануть?
Женька ж – бабник, лизун и по грудь
мазан хрущёвским партмордшоколадом.
Нам, олимпийцам, такого не надо!

Нет уж, слушайте, блеф-господа:
Умер хронолог российский.
Да,
Умер нежнейший гражданский пиит.

Ох, как, товарищи, сердце болит!

Вы поглядите в глаза его – ямы:
ба... Бабий яр. Не фейк в инстаграмме!
Тысячи мёртвых певцов и птиц
в небо летевших и павших ниц

ВИДИТЕ?!
То-то…
Увидевший Это,
скажет: «Я знаю в России поэта –
слововладельца,
живей не сыщешь!
Смерть его ищет,
но тысячи тысяч
глаз,
поэта из книг вычитая,
прячут под сердцем его, тая!..

Смерть в инстаграмме танцует фламенко:
«Умер сегодня поэт Евтушенко!
Умер Ев-ГЕНИЙ, российский пиит!»

Ох, как, товарищи, сердце болит...

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться

Ранее известный советский и российский поэт скончался на 85-м году жизни.

Об этом сообщил друг поэта Михаил Моргулис.

"Евгений Александрович отошел в вечность", - сообщил Моргулис со ссылкой на информацию от сына поэта. Практически до последнего момента Евтушенко оставался в сознании, добавил он.

Накануне Евтушенко госпитализировали в тяжелом состоянии в больницу города Талса (штат Оклахома).

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, уже выразил глубокие соболезнования вдове, родным и близким Евтушенко.

"Он был великим поэтом, его наследие является составной частью российской культуры", - отметил Песков.

Евтушенко просил похоронить себя в подмосковном Переделкино рядом с , а также не отменять концерты, которые планировалось посвятить его юбилею. Об этом сообщил генеральный продюсер юбилейного фестиваля Сергей Винников.

Евтушенко 18 июля должно было исполниться 85 лет. Он планировал провести гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Казахстана. Также местом основных юбилейных мероприятий должны были стать главные сценические площадки Москвы: Концертный зал имени П.И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории и Государственный Кремлевский дворец.

Летом 2015 года в Москве врачи Центрального клинического военного госпиталя имени П.В. Мандрыка провели успешную операцию на сердце Евтушенко. Для устранения проблем с сердечным ритмом поэту в ходе операции ввели кардиостимулятор. Евгений Евтушенко - известный поэт, прозаик, киносценарист и кинорежиссер.

Родился в 1933 году в Иркутской области. Его первое стихотворение было опубликовано в газете "Советский спорт", а первая книга стихов "Разведчики грядущего" вышла в 1952 году. В общей сложности опубликовано более 150 книг, написанных Евгением Евтушенко. Среди самых известных его творений - поэмы "Братская ГЭС", "Мама и нейтронная бомба", сборник стихов "Граждане, послушайте меня". Он также является автором публицистических произведений, мемуарной прозы. Евтушенко выпустил антологию русской поэзии "Поэт в России больше, чем поэт".

С 1991 года Евгений Евтушенко постоянно жил в США, где преподавал в Университете Талсы, выступал с лекциями о русской поэзии и европейском кино в других американских учебных заведениях.



Поделиться