Шафиитский мазхаб отличие от ханафитского. Можно ли ханафиту молиться за шафиитом, а шафииту — за ханафитом? Наиболее известные ученики Абу Ханифы

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.

Скажите, пожалуйста, если ханафит (муктади) следует за шафиитом (имамом), и у имама-шафиита пошла кровь, то действителен ли намаз у ханафита? И такой же пример: если шафиит следует за имамом ханафитом, но у имама-ханафита было прикосновение к половому органу, портится ли намаз шафиита? Берётся в расчёт мазхаб муктади или имама? (Россия, Новосибирск)
Ответ:

Ханафиту разрешается молиться за шафиитским имамом или имамом любого иного признанного мазхаба. Намаз ханафита будет действителен.

Единственный случай, когда намаз ханафита не будет действительным при совершении его за шафиитским имамом, – это когда он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его вуду недействительным по ханафитскому мазхабу. Например, имам совершает намаз при наличии у него кровотечения. Или же у него оно было до этого, и свежий вуду после этого он не делал. Тогда намаз ханафита, молящегося за таким имамом, действителен не будет, поскольку вуду имама не действителен по его (муктади) мазхабу. («Аль-Мухит аль-Бурхани», том 1, стр.406)

وأما الصلاة خلف شافعي المذهب: ذكر شيخ الإسلام رحمه الله:\ أن من كان منهم يميل عن القبلة، أو يعلم يقينا أنه احتجم ولم يتوضأ، أو خرج منه\ شيء من غير السبيلين ولم يتوضأ، أو أصاب ثوبه مني أكثر من قدر الدرهم ولم يغسله لا\ يجوز، وإن كان لا يميل عن القبلة، ولم يتيقن بالأشياء التي ذكرنا يجوز
\ \

Аналогичным образом, намаз шафиита, молящегося за ханафитским имамом, не будет действителен, если он точно узнает, что имам совершал намаз в состоянии, которое делает его вуду недействительным по шафиитскому мазхабу. Поэтому если ханафитский имам возглавлял намаз в таком состоянии (например, до намаза он дотронулся до полового органа и не совершил после этого вуду), а шафиит молился за ним, намаз шафиита в этом случае действительным не будет. («Аль- Маджму’», том 4, стр.289)

(والرابع) وهو الاصح وبه قال أبو اسحق\ المروزى والشيخ أبو حامد الاسفراينى والبندنيجى والقاضي أبى الطيب والاكثرون ان\ تحققنا تركه لشئ نعتبره لم يصح الاقتداء وإن تحققنا الإتيان بجميعه أو شككنا صح\ وهذا يغلب اعتقاد المأموم هذا حاصل الخلاف فيتفرع عليه لو مس حنفي امرأة أو ترك\ طمأنينة أو غيرها صح اقتداء الشافعي به عند القفال وخالفه الجمهور وهو الصحيح

То есть по сути, в отношении действительности намаза муктади принимается в расчет его собственный (муктади) мазхаб. («Радд-уль-Мухтар», том 1, стр. 563)

وهذا بناء على أن العبرة\ لرأي المقتدي وهو الأصح

Следует отметить, что в обоих мазхабах (ханафитском и шафиитском) намаз муктади будет недействительным только в том случае, если он точно уверен, что имам совершает намаз в состоянии, при котором его намаз недействителен по его (муктади) мазхабу. Если же он точно не знает о состоянии имама, намаз муктади будет действителен.

В большинстве случаев муктади неизвестно состояние имама. Поэтому по практическим причинам и во избежание ненужной фитны и путаницы, в качестве базового правила следует принять то, что ханафиту можно молиться за шафиитом или имамом любого иного признанного мазхаба, а шафииту можно совершать намаз за ханафитом или имамом любого иного признанного мазхаба.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Перевел: Timur (Q415)

Дополнение
Вопрос: Молитва последователя ханафитского мазхаба будет действительна даже при том, что имам-шафиит при молитве произносит вслух \ «Бисмилляхир-рахманир-рахим»,\ и при том, что при утренней молитве имам-шафиит произносит дуа \ «Кунут»? (Казахстан)

————————————

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

По шафиитскому мазхабу, громкое произнесение «Бисмиллях…» в намазах, читаемых громко, является сунной. Если имам-шафиит произнесет громко «Бисмиллях», намаз ханафита, совершающего намаз за ним, остается действительным. Это связано с тем, что произнесение «Бисмиллях…» перед сурой предписывается и в ханафитском мазхабе; просто у ханафитов сунной является тихое чтение этой фразы. Громкое произнесение не приводит к недействительности намаза. Тихое произнесение «Бисмиллях…» практиковалось многими сахабами и табиинами, в том числе праведными халифами: Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али (радиаллаху анхум). (См. «Аль-маусу’ах», том 16, стр.181)

ذهب الحنفية والحنابلة إلى أنه تسن قراءة البسملة سرا في الصلاة السرية والجهرية
قال الترمذي وعليه العمل عند أكثر أهل العلم من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ومن بعدهم من التابعين ومنهم أبو بكر وعمر وعثمان وعلي

Аналогичным образом, если имам-шафиит произнесет кунут в фаджр-намазе, намаз ханафита, совершающего за ним намаз, останется действительным. По мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, ему нужно тихо стоять, пока имам произносит кунут. Тем не менее, даже если ханафит, совершающий намаз за имамом-шафиитом, последует имаму в кунуте, его намаз все равно останется действительным. («Аль-биная», том 2, стр.500)

فإن قنت الإمام في صلاة الفجر يسكت من خلفه عند أبي حنيفة ومحمد ش: أطلق ذكر الإمام يتناول الشافعي والحنفي وغيرهما فمن قنت في صلاة الفجر م: (وقال أبو يوسف يتبعه) ش: أي: يتبع الإمام في قراءة القنوت م: (لأنه يتبع الإمام) ش: فلا يخالفه؛ لأن الأصل هو المتابعة

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: Timur
Дополнение
Вопрос: Вуалайкум-Салам, устаз. Но по мазхабу имама Шафии произносение Бисмила является ведь ваджибом, и они считают, что это аят из суры Фатихи. Я согласился б совершат молитву за ними, если б их мазхаб считал, что произношение БИСМИЛЛА это сунна, пусть даже и вслух произносили. Но для них произношение ведь не Сунна, а значит получается, что для мазхаба Абу Ханифы это бидат. Уважаемый муфтий, я задаю это все не по прихоти, а просто набираю в данном сайте знание. (Казахстан)
————————————

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Согласно шафиитскому мазхабу, произносить «Бисмиллях…» вслух является ваджибом, так как это считается частью суры аль-Фатиха (Нихаят уль-Матлаб, т.2, стр. 137).

قراءة الفاتحة محتومة على كلِّ مصلٍّ يحسن القراءة. ولا يقوم غيرُ الفاتحة من السور مقامَها، ويجب افتتاحها بقراءة بسم الله الرحمن الرحيم. فمذهبنا أن بسم الله الرحمن الرحيم آية من الفاتحة

Что касается того, является ли сунной читать ее вслух или про себя, то, как мы упоминали в наших предыдущих фетвах, в соответствии с мазхабом Шафии, читать «Бисмиллях…» вслух в молитве, которая читается вслух, это сунна (Аль-Маджму’, т. 3, стр. 333).

قال الشافعي والأصحاب ويسن الجهر بالبسملة في الصلاة الجهرية في الفاتحة وفي السورة وهذا لا خلاف فيه عندنا

В соответствии с ханафитским мазхабом, сунной является читать «Бисмиллях…» тихо.

Я понимаю, что Вы, вероятно, ссылаетесь на принцип, что практика становится нововведением, когда это необязательно по шариату, но рассматривается людьми, как необходимое. Однако этот принцип здесь не подходит, так как чтение «Бисмиллях…» является сунной муаккада (строгая сунна) в соответствии с ханафитским мазхабом. Кроме того, исключает принцип бид’а так же то, что есть хадисы, которые указывают на необходимость читать «Бисмиллях…» в намазе в соответствии с шафиитскими учеными. Таким образом, невозможно назвать чтение «Бисмиллях…» в молитве, нововведением (бидга, даже если это рассматривается как ваджиб.

Небольшой совет в том, что в отношении этих масаилей молитвы, Вам не следует заходить так глубоко, так как существуют расхождения во мнениях, которые создают опасность для действительности намаза. Например, согласно некоторым факихам ханафитского и шафиитского мазхабов, истина заключается в том, что во внимание принимается мазхаб имама, а и не мазхаб муктади. Хотя это и не является предпочтительным мнением согласно обоим мазхабам, факт заключается в том, что эта точка зрения, высказанная великими факихами, имеет силу. Следовательно, когда возникает необходимость сохранить единство общины и сберечь намаз конкретного человека, муфтий может выпустить фетву соответственно.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: abdelgaffar

Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба : ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

– согласованное мнение видных алимов (иджма"), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);

– суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);

– отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);

– вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право ("урф, или адаты). Элемент общего согласия, являющийся обязательным условием Шариата, придал этой системе гибкость и восприимчивость, позволив ей работать и развиваться на протяжении столетий, вплоть до сегодняшнего дня, на огромной территории.

Религиозно-законодательная система, по своему предназначению, охватывала все стороны жизни мусульманина. Первоначально изучение религиозных законов получило распространение в Медине, когда она являлась столицей Халифата и все незнакомые проблемы, с которыми сталкивались мусульмане на новых территориях, решались здесь. Постепенно ведущее место в этой области перешло к городам Ирака: Куфе, Басре, затем Багдаду, который стал крупнейшим центром просвещения в различных направлениях науки и религии. Именно здесь исламское правоведение превратилось в самостоятельную систематическую и серьёзную дисциплину.

Необходимость обращаться к юридическому обоснованию тех или иных норм в Исламе привела к появлению четырёх школ юриспруденции – мазхабов (мазхаб – «путь»), основанных крупнейшими богословами и названных, впоследствии, их именами. Все они возникли в первое столетие правления Аббасидов и признаются в качестве авторитетных и канонических, вплоть до сегодняшнего дня. Вышеупомянутые положения разработки религиозно-правовых норм являются общими для всех четырёх мазхабов , хотя в каждой из них существуют свои особенности; присущие определённому мазхабу акценты и интерпретации в каких-то вопросах делают их самостоятельными. Эти четыре мазхаба следующие:

Мазхаб имама Абу Ханифы

Этот мазхаб основан имамом Абу Ханифой (ум. 767) и его учениками – Абу Юсуфом (ум. 798) и Мухаммедом аш-Шайбани (ум. ок. 804). Ханафитский мазхаб изначально следовал путём логических и рациональных рассуждений (асхаб ар-ра"й), опорными пунктами в IX-X вв. которого становятся Хорасан и Средняя Азия. Его придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы. В Османском султанате этот мазхаб был провозглашён государственным. На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба составляют примерно половину мусульманского населения Земли. Он распространён в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются мазхаба имам Абу Ханифы .

Мазхаб имама Малика

Этот мазхаб основан имамом Маликом ибн Анасом (ум. 795). Маликитская школа создавалась как рационалистическая (асхаб ар-ра"й). Здесь применялись принципы «независимого суждения ради общественной пользы» (истислах), суждения по аналогии (кияс), предпочтительного решения (истисхан). Точка зрения последователей маликитского мазхаба : «Всё, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному – разрешено (зара"и)». Сегодня мазхаба имам Малика придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки вплоть до Судана и Египта.

Мазхаб имама аш-Шафии

Этот мазхаб назван по имени своего основателя имама Мухаммада аш-Шафии (ум. 820). Шафиитский мазхаб уделяет особое внимание религиозным знаниям и комментариям сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и факихов из числа мединцев, хотя и не в такой сильной степени, как у маликитов. Последователи данного мазхаба признают принцип «суждения ради общественной пользы». Нормы обычая ("урф) могут служить подспорьем для решений, но на меньшем уровне, чем у последователей ханафитского мазхаба . Сложные логические рассуждения отвергаются. В целом, мазхаб имама аш-Шафии как бы занял нишу между сторонниками асхабу ар-ра"й и асхабу аль-хадис. Благодаря своей упрощённости, шафиитский мазхаб распространён весьма широко в Египте и Восточной Африке, в Малайзии и Индонезии, в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и Йемене. Последователями этого мазхаба являются и российские мусульмане:чеченцы, ингуши, дагестанцы (кроме ногайцев).

Мазхаб имама Ахмада

Этот мазхаб основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855). Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в качестве основного источника права Коран. Вторым по значимости источником считалась Сунна Пророка (мир ему и благословение). Имам Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье место в системе источников мусульманского права. Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Следует особо отметить то обстоятельство, что мазхабы возникали и развивались не как изолированные друг от друга группировки, а как сообщества, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, взаимопроникаемые и не имеющие чётко установленных границ. Лучшим свидетельством этого служит тот факт, что все богословы – основатели и крупные деятели мазхабов , являлись учениками друг друга (аш-Шайбани - ученик Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Малика, был учителем аш-Шафии; аш-Шафии, который учился также и у Малика, был учителем Ахмада ибн Ханбала; Абу Юсуф также был учителем Ибн Ханбала). На это нам указывает их отношение друг другу. Например, после нескольких лет, проведённых в Мекке, имам аш-Шафии отправился в Медину, где стал учеником великого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За 9 дней имам аш-Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже имам аш-Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».

Когда имам Малик увидел его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов! Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоём сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца!»

Знаменитый учёный Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада. Имам Ахмад был особенно привязан к имаму аш-Шафии, что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам Шафии также глубоко уважал имама Ахмада за искренность его намерений и выдающуюся учёность. Аш-Шафии, несмотря на то, что он был видным учёным своего времени, обращался к имаму Ахмаду каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам Шафии назвал имама Ахмада «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Проблемы традиционного ислама в последнее время очень активно обсуждаются. И, конечно, возникает потребность в том, чтобы дать некое определение тому, что мы имеем в виду под традиционным исламом. Мы должны понимать, что традиционный ислам- это просто ислам. Но поскольку в последние годы мы видим, что вроде бы ислам един, но, тем не менее, мусульмане разные, и это отличается от того, что у нас всегда было. Одни называют себя салафитами, другие иначе. Возникла потребность как-то обозначить то, что было у нас веками, так и родился этот термин «традиционный ислам». Смысл традиционного ислама не в том, чтобы скопировать все то, что есть у арабов, принять ислам и его особенности и при этом сохранить традиции своего народа, которые не противоречат основ исламу. Именно этот путь мы называем традиционным исламом. Чтобы понять, что такое «традиционный ислам», для начала необходимо понять, что такое ислам, как он устроен, как сами мусульманские богословы смотрят на ислам изнутри. Само слово «ислам» происходить от слова «таслим», когда ты вверяешь себя воле Бога, таким образом, ислам- это путь человека, путь трансформации личности, выхода от индивидуального бытия к более высоким уровням бытия, превосхождение своего эгоцентризма, то есть это некая практика, которая меняет самого человека и улучшает его.

Три науки: вероучение, каноническое право и мусульманская этика. Традиционным мусульманином является тот, кто соответствует этим трем наукам. Так же нужно сказать, чем отличается толк, который избрали наши предки, от других толков. Если мы возьмем матуридитскую акыду, то главнейшим пунктом там является очень ярко выраженная направленность на мирное, толерантное существование с другими точками зрения. В матуридитской акыде принято так называемое двухсоставное определение веры. Смысл его в следующем. Сам имам Абу- Ханифа говорил, что нам все наши разногласия нужно оставить на суд Богу: кто правильно исповедует религию, кто неправильно, кто искренне, кто лицемер,- не нам судить, об этом должен знать Господь. Такое суждение возможно только, когда есть двухсоставное определение веры. Трехсоставное говорит, что еще деяния являются частью веры. Нет деяния, значит, человек автоматически становится в наших глазах безбожником, поэтому любого оппонента можно поставить вне закона, признав его неверным. Абу-Ханифа же говорил иначе. Если человек сказал, что он мусульманин, уверовал в это в сердце, для нас он мусульманин. Мы не имеем право судить кого-то, искренен он, не искренен, в этом Всевышний разберется. Такой подход позволил выстроить пространство для мирного сосуществования различных воззрений, и это очень легло, потому что мы всегда жили в иноконфессиональном окружении. Поэтому эта акыда, то есть это вероучение, очень комфортно ложилась на ту историческую действительность, в которой проживали казахи. И сам имам абу-Ханифа жил в достаточно смутное время и был озадачен тем, как сделать так, чтобы религию никогда не использовали в политическом противостоянии, чтобы политические конфликты не решались под религиозными знаменами, иначе будет война, которую не остановить. Он как раз сказал: «Все, хватит споров, оставим все на суд Всевышнего, давайте лутше объединимся для решения общих для всех проблем». Это основной пункт, который отличает двухсоставное определение веры от других толков. Вот именно это двухсоставное определение веры является сегодня одним из тех пунктов, который пытаются просто низвести на нет. Салафитская же идеология очень агрессивно навязывает именно трехсоставное определение веры.

Исламское каноническое право. У нас ханафитский мазхаб. Отличительная черта ханафитского мазхаба- это рациональность. Как вы знаете, внутри исламского богословия было исторически две школы. Люди- буквоеды, формалисты, законники. Они говорят: «Мы лишь повторяем то, что сказано в Коране». Была вторая школа- Асхаб ар-Рай-, люди, которые пытались понять. а почему Господь установил то или иное предписание. И уже понимая это, вдумчиво подходили к применению религиозной практики. Имам Абу-Ханифа как раз был одним из таких лидеров рациональной школы внутриисламского богословия. Он разработал метод правового толкования «истихсан», смысл его в том, чтобы выбирать лучшее. Надо и букве закона следовать, но в первую очередь надо понимать, для конкретной ситуации какое решение будет лучшим, выбирать лучшее. Или можно сказать иначе, вдумчивый подход. Он анализировал, входил в глубь ситуации, понимал, как нужно действовать в том или ином случае. Отсюда проистекает идея национальных обычаев, если народ что-то принял, поддерживал в течение веков, значит, это не просто так. Ориентация на национальные обычаи- это следствие вдумчивого подхода. Истина, когда входит в историческую плоскость, она неизбежно приобретает некие исторические формы. Даже Бог, Абсолют, говоря с нами через Коран, говорит на понятном нам языке, понятными для нас образами. Вечная исламская истина, разливаясь по всему миру, неизбежно приобретает те формы, которые присущи для разных местностей. И национальные формы- это выражение единой истины ислама так, как это нужно именно здесь. На мой взгляд, это следствие вдумчивого подхода. Поэтому в ханафитском мазхабе это никогда не отрицается, потому что это разумно, это нужно. Эти традиции проистекают из самой практики реалий нашей жизни, и глупо их отрицать. Например, когда засучивают брюки. В средневековье в арабских странах, когда по дороге идет скот, который испражняется, и по той же дороге идет человек. Естественно можно запачкать одежду, и в результате она будет не пригодна для ритуального очищения. Конечно, там нужно засучивать брюки. Но у нас, зимой, в наших условиях, тем более в наше время, есть ли смысл в такого рода буквалистской интерпретации истины,- это большой вопрос. Поэтому отличительная черта ханафитского мазхаба- это вдумчивость, рациональность. Но эта рациональность все таки ограниченная, то есть не все подряд нужно переосмысливать, потому что в вопросах ‘ибадата, к примеру, имам Абу-Ханифа говорил, что здесь нужно принимать то, что есть. Тем не менее, ориентация на вдумчивый подход- это характерная черта нашего народа.

Еще одна составляющая религии- это нравственность . Суть идеи в том, что нужно все делать ради Бога, не ради себя самого любимого, отдавая это в мир, не ожидая ничего взамен. Сложностью на этом пути является наше эго, нафс. Смысл духовного пути как раз и заключается в том, чтобы превзойти это эго и выйти на более высокие уровни бытия. Сегодня, конечно, тасавуфовские традиции в значительной степени утрачены, но атмосфера тасавуфа еще живет в казахском народе. Традиционная религия не потакает своим эгоистическим устремлениям, она наоборот приучает к тому, что ты должен убирать свое эго, потому что эго есть преграда. Если ты уберешь эго, то ты узришь истинную реальность. В традиционном обществе до сорока лет ты должен чай подносить, убирать свое эго. А в салафитской традиции, почему это так нравится молодежи, потому что там говорят: «Да зачем тебе это все, старые имамы, учителя мазхабов, вот тебе Коран, вот тебе Сунна, иди и толкуй!». И семнадцатилетний парень гордится и говорит: «Я теперь сам вас научу». Это потрафляет эгоистическим устремлениям человека. Если в традиции учат, что перед тем, как что-то сказать, ты сначала прочитай все то, что было до тебя, изучи все тафсиры, все толкования, всех учителей мазхабов, только потом ты, может быть, что-то скажешь. А когда человеку говорят, что ты сам все можешь сразу, он расправляет грудь. Он ведь самый умный, самый грамотный, ему это нравится. В этом скрывается его духовная погибель.

Традиционном исламе часто ученые говорят о трех вещах, это чалма, посох и чернильница. Эти три символа есть символы традиционного ислама. Посох- это символ мирного ислама, к нам ислам принесли дервиши, люди, которые с миром шли сюда. У нас посох, мы говорили, что матуридитская акыда призывает к миру, посох- это символ мира. Ислам пришел и несет с собой мир. Чернильница- символ учености, рациональности, науки, в то же время это символ ханафитского мазхаба, потому что Абу-Ханифа буквально переводится «человек- чернильница», человек науки. Чернильница, таким образом, символ вдумчивого подхода. Чалма- это же похоронный саван, ты не должен цепляться за что-либо в этом мире, у тебя уже похоронный саван с собой. Есть обряд, когда над ребенком азан кричат и икамат, ведь там никакой молитвы потом не читают, потому что на самом деле это призыв на его похоронную молитву. Во время джаназа- намаз, который является фарзом и перед ним должен звучать икамат, но его не читают, потому что он был произнесен во время имянаречения. А между призывом на молитву и самой молитвой не должно быть временного зазора, но тем не менее здесь успевает втиснуться целая человеческая жизнь. В этом смысл чалмы: иди по жизни и будь готов в любой момент встретиться с Создателем, поэтому чалма- это символ духовности, отрешенности.

ҚАЙЫРБЕКОВ НҰРЛАН ЕВФРАТҰЛЫ

7 ПРИЧИН ПОЧЕМУ ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ Мусульмане Казахстана в большинстве практикуют ханафитский мазхаб. Профессор, доктор шариатских наук, специалист Кувейтской Энциклопедии исламского права Ахмад Хаджи аль-Курди, отметил, что 60% населения мусульманского мира практикуют ханафитский мазхаб в своей повседневной практике ислама. В 90-е годы называли еще больше число – 83%. Почему ханафитский мазхаб столь широко распространился среди мусульманских народов? Ведь никто не заставлял народы силой следовать именно этому мазхабу? - Ханафитский фикх начал формироваться в городе Куфа (Ирак), который в 17 году по Хиджре основал второй праведный халиф Умар ибн Аль-Хаттаб. Он заселил город арабами, наделенными совершенными знаниями (афсахуль-араб) арабского языка. Отправил к ним самого знающего сподвижника Абдуллаха ибн Масгуда. Как произнес по этому поводу сам Умар ибн Аль-Хаттаб в своей проповеди перед жителями Куфы: «Не жалея себя я отдаю вам Абдуллаха ибн Масгуда, для того чтобы он научил вас знаниям фикха и Корана». И как передают поздние источники - из его уст выучили Коран 4 тысячи куфийцев. - В Куфе поселились 1,5 тысячи сподвижников, среди которых четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб и известный сподвижник Абдулла ибн Масгуд. Именно здесь родился Абу Ханифа и обучался религии. - Ученик Абу Ханифа – Абу Юсуф во времена правления Аббасидов был избран на должность первого в истории Халифата верховного судьи. Он был самым знающим в области фикха и хадисов – изречений пророка в то время. Это послужило внедрения мнений ханафисткого мазхаба. - Учение Абу Ханифы брало вверх своей основательностью, логическими суждениями, ответами на те вопросы, с которыми сталкивалось общество, но не находило на них ответа. И никто из ученых не спорит, что такой раздел Фикха как «Муаммалят», то есть, «Взаимоотношения» в том контексте, в котором его изложили ханафитские ученые – является сильно аргументированным и наиболее раскрытым. - Методология Абу Ханифы, которую он разработал, позволяет его учению не терять актуальность во все времена. Даже в современном мире большинство ученых – это ханафиты, которые ежегодно издают тысячи фетв. - Особенность Абу Ханифы заключалось в том, что он никогда не торопился с принятиями хадисов – изречений пророка. Он ставил для их принятия такие условия, которые другие имамы не требовали, например, знание арабского языка в совершенстве. Опираясь на свой иджтихад Абу Ханифа умел выходить из тех ситуаций, в которых не видели выхода другие ученые. Позвольте мне привести два интересных примера. - Менталитет иракцев был склонен к тому, чтобы пытливо задавать вопросы, так как между представителями различных мировоззренческих учений, которые были широко распространены, проводились диспуты – и это было обыденным явлением того времени. Это привело к появлению «Фикха аль-Ифтирадый», поиска ответа на вопросы, которые не имели места быть, но могли бы свершиться.

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы - религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, - шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу - святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники - Коран и Сунна - написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре - ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб - одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был - потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса - создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу - Коран и Сунну (сборник хадисов - историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада - формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: "Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник".
  • Совершение намаза - пятикратной молитвы.
  • Пост в предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята - ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа - паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий - материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие - нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу - обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение - обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: "Я намереваюсь совершить фарз (суннат) ради Аллаха".
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль - полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести "Бисмиллях".
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти - к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов - 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует витр из 3 ракатов - 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) - "Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана"узубика минаннар".
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): "Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи "адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината "аршихи ва мидада калиматих". Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: "Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та"аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль "ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль "иззати "амма ясифун ва салямун "аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль "алямин".

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу - одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование - отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе - одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.


Поделиться