Н.А.Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Анализ «В полном разгаре страда деревенская» Некрасов

«В полном разгаре страда деревенская…» Николай Некрасов

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям…
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).

Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.

Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.

В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо. Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова. Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «

Стихи Некрасова, посвящённые судьбе женщины-крестьянки, наполнены мотивами скорбного сочувствия, удивления и восхищения ежедневным её подвигом. Назвать эту долю счастливой поэт, конечно, не может, но минуты счастья и радости бывают даже в такой трудной жизни, какую описал автор, например, в поэме «Мороз, Красный нос». Если в крестьянской семье умели трудиться и стремились обеспечить достаток, то удавалось достигать благополучия.

Героиня поэмы Дарья жила в мире и согласии со своим мужем Проклом, не боялась тяжкого труда, растила детей. Однако после неожиданной, ранней смерти мужа крестьянка остаётся наедине с бедой и трудностями, которые не по плечу одинокой женщине. Пахать и сеять, работать в поле, косить траву, жать и молотить рожь, заготавливать зимой дрова – это и сильному мужчине в одиночку непросто. Поэтому Дарья чувствует, что она обречена, что семья теперь познает и нужду, и голод, и тоску непреодолимую. Жизнь молодой крестьянки заканчивается трагически: утомлённая непосильным трудом, она засыпает и замерзает в лесу, куда поехала одна, чтобы нарубить дров.

Русские женщины, воспетые Некрасовым, не были слабохарактерными и беззащитными, несмотря на то, что часто оставались бесправными в условиях крепостного права или же традиционного семейного уклада. Однако поддаваться унынию крестьянки считали грехом, они старались не показывать никому своей усталости, избегали тяжких дум о несчастной доле, и только наедине с собой могли уронить скупые слёзы в жбан, утоляя жажду во время полевых работ, как это описано в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...».

Некрасов изображает трудовые будни крестьянки жёсткими штрихами:

Приподнимая косулю тяжёлую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

И потому неутешителен вывод поэта:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Поэт называет женщину терпеливой матерью, так как ей приходится превозмогать не только смертельную усталость от непосильного труда, но и жалость к малым, грудным детям, которых брали с собой в поле. Иногда трагедией оборачивалась необходимость бросать ребёнка из-за выездов в поле или на сенокос: дети гибли, как это случилось в семье Матрёны Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Матрёну Тимофеевну считали удачливой, а значит, счастливой, односельчане, которые отмечали и внешнюю красоту этой женщины, и силу характера, и её ум. Однако сама Матрёна рассказала о своей доле немало такого, чему не позавидуешь: и оговоры перенесла, и несправедливое, жестокое отношение к ней свекрови:
Что ни велят – работаю,
Как ни бранят – молчу...

Радость приносило рождение ребёнка, но материнство давало и новые испытания, так как никто не освобождал от повседневного крестьянского труда и в поле, и дома, и в лесу. И всё-таки именно Матрёна Тимофеевна заслужила уважение людей, потому что сумела побороться за будущее своей семьи, добилась возвращения домой отца семейства, своего мужа Филиппа, которого незаконно забрали в солдаты.

«Русская долюшка женская» трудна, тяжела, однако крестьянка, изображённая Н.А.Некрасовым, остаётся красивой как внешне, так и душой, своим внутренним миром, удивляя сильным характером, закалённой волей, способностью растить хороших детей, достойных граждан Отечества.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В полном разгаре страда деревенская

Начальная строка одноименного стихотворения (1863) Н. А. Некрасова (1821-1877).

Шутливо-иронически о пике бурной деятельности, самозабвенной работы.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "В полном разгаре страда деревенская" в других словарях:

    См. В полном разгаре страда деревенская. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    - (деревенская) иноск.: полевые работы (тяжелые) Ср. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать... Некрасов. Страда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    СТРАДА, страды страды, мн. страды, жен. 1. Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба. «В полном разгаре страда деревенская.» Некрасов. 2. перен. Тяжкий труд, борьба (книжн.). «Вся жизнь крестьянина есть сплошная страда.»… … Толковый словарь Ушакова

    страда - ы, ж. Напряженная летняя работа в поле, пора такой работы; напряженная деятельность (переносн.). Не только мужики здесь преданы труду, Но даже дети их, беременные бабы Все терпят общую, по их словам, страду. // Некрасов. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Нареч. к нещадный. [Онисим] начинает нещадно хлестать лошадей. Серафимович, В пути. Зной нестерпимый; равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная Солнце нещадно палит. Н. Некрасов, В полном разгаре страда деревенская … Малый академический словарь

    1) лю, лишь; прич. наст. палящий; прич. страд. прош. палённый, лён, лена, лено; несов., перех. 1. (несов. опалить). Держа над огнем, обжигать, удалять волосяной покров, пух и т. п. Палить гуся. □ На льду реки развевается красное пламя: мужики… … Малый академический словарь

    А, м. 1. Косьба. Тарас и косит и поет… Стога растут. Покос к концу подходит. И. Никитин, Тарас. Луговину уже скосили и убрали. Покос шел в лесу. Вересаев, В юные годы. Через три недели трава уже выросла для покоса и была такая густая, что косилки … Малый академический словарь

    Треплюсь, треплешься; сов. (несов. растрепываться). 1. Прийти в беспорядок, стать торчащим в разные стороны, спутанным. Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда растрепалися косыньки, Надо ребенка качать! Н. Некрасов, В полном разгаре… … Малый академический словарь

    Ая, ое; солон, солона, солоно. 1. Содержащий соль и имеющий придаваемый ею характерный вкус (о влаге). Соленые волны. □ На этом взморье диком Крутая зыбь мутна и солона. Бунин, Гальциона. Сильный ветер дул с той стороны, где сидела Елена, мелкие… … Малый академический словарь

    Из стихотворения «Неизвестному другу» (1866) Н. А. Некрасова (1821 1877). Иносказательно: о народе, который терпит то, что нетерпимо для людей с развитым гражданским чувством, чувством собственного достоинства (ирон., неодобр.). Сам поэт не раз… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Малое собрание сочинений , Некрасов, Николай Алексеевич. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…
  • Николай Некрасов. Малое собрание сочинений , Некрасов Н.. Николай Алексеевич Некрасов - одна из самых интересных и значимых фигур в истории русской поэзии. Он вошел в литературу с новыми поэтическими темами, ритмами и созвучиями, предложил новый…

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Николай Некрасов с детства наблюдал, как отец издевался над женой, матерью поэта. Елена Закревская, так звали женщину, вышла замуж за помещика Алексея Некрасова против воли родителей. Она молча терпела издевательства, но прожила недолго. Николай знал, что не имеет права вмешиваться во взаимоотношения родителей, но они оставили горький след в его памяти. Кроме того, ему часто приходилось наблюдать, как жестоко относился его отец к крепостным женщинам и девушкам. Все это дало мощный толчок для развития темы женщины-матери в творчестве Николая Некрасова, в контексте которой в 1862 году было написано стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Для создания фона автор выбирает лето – знойное время года, которое вынуждает людей работать на поле. Его внимание привлекает образ женщины, которая работает, не смотря на страшную жару и жужжащих насекомых, норовящих ужалить и пощекотать. Единственное, что отрывает ее от тяжелого труда – плач маленького ребенка. В один момент сильная, непокорная женщина превращается в нежную мать. Она качает малыша и поет о терпении. Автор не может понять, что скатывается с ее ресниц, слеза или пот.

С первых строк Н. Некрасов проявляет искреннее сочувствие к труженице-матери, говоря, что более трудную женскую «долю» врядли получится найти. В моральном и физическом истощении секрет преждевременного увядания красоты русской матери. Автор заканчивает стих метафорой, символизирующей судьбу русской женщины – «слезы соленый с кислым кваском пополам».

Идея произведения Н. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» воплощается при помощи художественных средств. В тексте используются метафоры («Доля ты! – русская долюшка женская», «столб насекомых… колыхается»), гипербола («всевыносящего русского племени многострадальная мать»), эпитеты («бедная баба», ноженька «голая»). Тяжелые условия труда воспроизводятся с помощью знойного пейзажа.

В стихотворении неоднократно употребляется лексема «баба» (синоним к «женщина»). Тем не менее, данное слово не воспринимается как грубое, оно лишь подчеркивает силу женщины. С ним контрастируют уменьшительно-ласкательные формы слов, посредством которых Н. Некрасов выражает свое трепетное отношение к многострадальной матери.

Текст разделен на 6 терцетов и два катрена с параллельной, кольцевой и перекрестной рифмой. Строчки терцетов рифмуются не только в одном куплете, но и со строками другой строфы. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки произведения отличаются эмоциональностью, о чем говорит интонация (восклицательные и вопросительные предложения есть почти в каждом куплете).

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» создан прекрасный сборный образ русской женщины, сотканный из традиционных представлений и наблюдений автора.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862). Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно.

Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова.

Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.

Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.

Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике. Некрасов ясно выражается по этому поводу: «Русская долюшка женская! Действительно, не найти ничего труднее доли русской женщины 19 века. Адский крестьянский труд, терпенье вседозволенности их хозяев, тяжелый сельский быт… кто смодет вынести все это и не роптать?

Аллитерация в этой строфе как никогда точно передает стрекот, жужжание, щекотание несносных насекомых. Стихотворение написано дактилем, с чередующимися женскими и мужскими клаузулами. Мужские клаузулы в последних строках каждой строфы усиливает общее впечатление от стихотворения и придает ему законченность. Красной ниточкой через все стихотворение проходит идея о трудной доле русских женщин. И невозможно не изумиться с какой любовью автор говорит об этой бабе. «Милая,»- твердит Некрасов.

Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра…

Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”.

Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать!..” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. В конце некоторых строк стоит многоточие. В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут… И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве.

В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова). Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные…”).



Поделиться