Англо советский договор. Переговоры в Лондоне и англо-советский договор - Дипломатия в годы войны (1941–1945). К. маркс англо-китайский договор

Англо-советский союзный договор - соглашение о военном и политическом союзе СССР и Великобритании.

Договор, полным названием которого было: «Договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны», был подписан 26 мая 1942 года в Лондоне Энтони Иденом и Вячеславом Молотовым.

По нему СССР и Великобритания договаривались оказывать друг другу военную и другую помощь, не заключать сепаратного мира с Германией, а также не заключать никаких союзов и не участвовать ни в каких коалициях, направленных против другой стороны.

Срок действия статей о послевоенном сотрудничестве устанавливался 20 лет. Черчилль сказал: «мы теперь союзники и друзья на 20 лет».

Договор действовал до 7 мая 1955 года, когда СССР аннулировал его, как утративший силу вследствие вступления Великобритании в военный союз с ФРГ в рамках НАТО.

АНГЛО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР 1942 - договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Подписан в Лондоне 2(1 мая 1912 от имени СССР народным комиссаром иностранных дел В. М. Молотовым и от имени Великобрита­нии - министром иностранных дел Антони Иденом. Договор вступил в силу 4 июля 1942 после обмена ратификационными грамотами, пропзведон- вого в Москве. Начало переговорам об А.-с. д. 1942 было положено в декабре 1941 в беседах И. В. Сталина и В. М. Молотова с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом.

Договор заключён сроком на 20 лет и состоит из двух частей. Первая часть в основном повторяет содержание Англо-советского соглашения 1941 и заменяет его. Она предусматривает взаимное обя­зательство сторон оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии и всех тех государств, к-рые свя­заны с ней в актах агрессии в Европе, и не вести переговоров или не заключать перемирия или мир­ного договора с Германией или любым другим го­сударством, являющимся её сообщником по аг­рессии в Европе, иначе как но взаимному со­гласию.

Вторая часть договора содержит статьи, опреде­ляющие взаимоотношения обеих сторон в послевоен­ный период, и посвящена сотрудничеству и взаимной помощи после войны. В ней предусматривается также сотрудничество обеих стран с другими Объединёнными нациями при заключении мира и в послевоенный период в целях сохранения мира и со­противления агрессии. Договаривающиеся стороны согласились работать совместно и сотрудничать после войны в целях организации безопасности и экономич. процветания в Европе, принимать во внимание ин­тересы Объединённых наций в осуществлении ука­занных целей и действовать в соответствии с двумя принципами: «не стремиться к территориальным приобретениям для самих себя и не вмешиваться во внутренние дела других государств» (ст. 5); «оказывать друг другу после войны всякую взаим­ную экономическую помощь» (ст. 6). Договор пре­дусматривает принятие мер с целью сделать невоз­можным повторение германской агрессии и требует немедленной взаимной военной и другой помощи на случай, если одна из договаривающихся сто­рон в послевоенный период снова окажется вовле­ченной в военные действия с Германией пли вся­ким иным государством, связанным с пей в актах агрессии в Европе, в результате нападения этого государства. Договаривающиеся стороны обяза­лись не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против одной из них.

Заключение А.-с. д. 1942 знаменовало собой но­вый важный этап в борьбе свободолюбивых народов против гитлеровской Германии и её сообщников. Оно укрепляло антифашистскую коалицию союзных держав, в создании к-рой СССР занимал ведущее положение. СССР ставил своей целью сплочение сил всех миролюбивых государств, чтобы покон­

чить с гитлеровской агрессией и не допустить воз­рождения агрессивной Германии после войвы. В ходе второй мировой войны А.-с. д. 1942 имел важное политич. значение не только для разви­тия англо-советских отношений, по и для даль­нейшего развития всей совокупности международ­ных отношений в Европе.

В декабре 1945 английское правительство пред­ложило продлить действие договора с 20 на 50 лет. Оно мотивировало эго предложение желанием укре­пить дружественные отношения с СССР. Совет­ское правительство положительно отнеслось к этому предложению, но указало, что прежде чем прод­лить договор, его нужно изменить, освободив от ослабляющих оговорок. В ходе переговоров о пе­ресмотре договора (март - май 1947) обнаружилось, что предложение англ. правительства было манёв­ром, направленным на введение в заблуждение об­щественного мнения. Английская сторона упорно не желала включения в новый текст договора статей, к-рые исключали бы участие каждой из договари­вающихся сторон во всяких блоках или действиях, направленных против другой стороны. В результате такой позиции англ. правительства переговоры за­кончились безрезультатно. Переговоры показали, что английские правящие круги «не считают себя заинтересованными в соглашении и сотрудниче­стве с СССР. Им нужно не соглашение и сотрудниче­ство, а разговоры о соглашении и сотрудничестве, чтобы, сорвав соглашение, взвалить вину на СССР и „доказать" этим невозможность сотрудничества с СССР. Поджигатели войны, стремящиеся развя­зать новую войну, более всего боятся соглашений и сотрудничества с СССР, так как политика со­глашений с СССР подрывает позиции поджигате­лей войны и делает беспредметной агрессивную политику этих господ» (Стали н, см. Вопро­сы корреспондента «Правды» и ответы товарища И. В. Сталина, газ. «Правда», 1948, 29 октября, № 303, стр. 1).

Активная роль англ. правительства в создании в 1948 Западного союза и в 1949 Северо-атланти­ческого пакта, целью к-рых является насильствен­ное установление англо-американского мирового господства, свидетельствует о том, что Великобри­тания отказалась от проведения антиагрессивпой политики, осуществлявшейся участниками антигит­леровской коалиции во время второй мировой войны и нашедшей своё отражение в А.-с. д. 1942. Поскольку Северо-атлантический пакт и Запад­ный союз направлены прежде всего против СССР, участие Великобритании в этих агрессивных коа­лициях находится в противоречии с её обязатель­ствами по А.-с. д. 1942.

Лит.: Сталин И. В., О Великой Отечественной воине Советского Союза, 5 изд., IM.1, 1949; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, |М.|, 1944.

Англо-советский договор 1942 года о союзе в войне против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны - подписан в Лондоне 26.V Народным Комиссаром Иностранных Дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Англии А. Иденом. Англо-советский договор ратифицирован Верховным Советом СССР 18. VI 1942 и английским королём Георгом VI - 24. VI 1942. Обмен ратификационными грамотами произведён 4. VII 1942 в Москве.

Начало переговорам об Англо-советском договоре было положено в декабре 1941, во время приезда Идена в Москву. Идеи имел ряд бесед с И. В. Сталиным и В. М. Молотовым, причём в опубликованном коммюнике указывалось на единство взглядов обеих сторон на вопросы, касающиеся разгрома Германии и послевоенного устройства.

В апреле 1942 английское правительство пригласило Народного Комиссара Иностранных Дел В. М. Молотова посетить Лондон для продолжения переговоров. Во время этой поездки В. М. Молотова и был подписан Англо-советский договор.

В первой части Англо-советского договора (ст. 1-2) говорится об оказании друг другу военной и другой помощи не только против Германии, но и против всех государств, "которые связаны с ней в актах агрессии в Европе". Обе стороны обязались не вести переговоров с Германией и её союзниками "иначе, как по взаимному согласию". Эта часть договора заменила собою англо-советское соглашение 1941 года (...).

Во второй части Англо-советского договора (ст. 3-8) устанавливаются основные принципы послевоенного сотрудничества СССР и Великобритании "в целях организации безопасности и экономического процветания в Европе". В ст. 3 обе стороны "заявляют о своём желании объединиться с другими единомышленными государствами в принятии предложений об общих действиях в послевоенный период в целях сохранения мира и сопротивления агрессии". В этой же части Англо-советского договора содержится обязательство о взаимной помощи в послевоенный период, если одна из сторон снова окажется вовлечённой в военные действия с Германией или её союзниками (ст. 4). Эта статья Англо-советского договора должна оставаться в силе до тех пор, пока обеими сторонами она не "будет признана излишней, ввиду принятия ими предложений, упомянутых в статье 3".

Договаривающиеся стороны обязались также "не стремиться к территориальным приобретениям для самих себя и не вмешиваться во внутренние дела других государств", "оказывать друг другу после воины всякую взаимную экономическую помощь", "не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях", направленных против другой стороны (ст. 5-7). Часть II Англо-советского договора остаётся в силе сроком на 20 лет и подлежит автоматическому продлению, если одна из сторон не предупредит за 12 месяцев до истечения этого срока о своём желании денонсировать договор.

После окончания войны с английской стороны было сделано предложение о продлении Англо-советского договора на 50 лет. Отвечая на письмо министра иностранных дел Англии Э. Бевина по этому вопросу, И. В. Сталин писал (22.1 1947), что «раньше, чем продлить этот договор, нужно его изменить, освободив его от оговорок, которые ослабляют этот договор».

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5. М. 1946. С. 32-33, 70-74.- Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. I. [М.]. 1944. С. 116, 235-241, 254-263. - Great Britain. Foreign office. Treaty series. 1941. N 15. London. 1941. 5 p. 1942. №2. London. 1942. 9p.

26 мая 1942 года в Лондоне был заключен договор между СССР и Англией «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны». Стороны обязались оказывать друг другу взаимную помощь в войне. Статьи договора, посвященные послевоенному периоду, предусматривали сотрудничество СССР и Англии в деле сохранения безопасности и экономического процветания в Европе, взаимопомощи в случае нападения Германии или объединившейся с ней страны. Важное значение имела 7-я статья, гласившая: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны». Договор заключался сроком на 20 лет.( 7 мая 1955 г. Советское правительство аннулировало этот договор в связи с грубым нарушением его условий Великобританией. )

Во время пребывания в Лондоне советская правительственная делегация поставила вопрос о сроках открытия «второго фронта». Английское правительство, хотя и подчеркивало трудности операции, тем не менее дало заверение, что делается все возможное для подготовки вторжения. Из Лондона советская делегация прибыла в Вашингтон, где в конце мая в Белом доме вопрос о втором фронте обсуждался с Рузвельтом и высшими военными руководителями США. Советская делегация сделала обзор положения на советско-германском фронте и задала вопрос, может ли СССР рассчитывать на активные действия англо-американцев для отвлечения 40 гитлеровских дивизий из СССР. В американской записи беседы далее сказано: «После этого президент спросил генерала Маршалла, достаточно ли ясно ему положение дел и можем ли мы сказать Сталину, что мы готовим второй фронт. «Да»,-ответил генерал. Рузвельт уполномочил советскую делегацию сообщить Москве о том, что второй фронт будет открыт в 1942 г. 12 июня 1942 г. были опубликованы англосоветское и советско-американское коммюнике. В обоих документах содержалось аналогичное торжественное обязательство США и Англии Советскому Союзу: «Была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.»

Ссылаясь на это обязательство, правительство Соединенных Штатов значительно урезало объем предполагавшихся поставок по ленд-лизу Советскому Союзу. Первоначально планировалось отправить в 1943 г. 8 млн. тонн груза. Затем эта цифра была снижена до 4,1 млн. тонн. Рузвельт объяснял советской делегации, что «мы надеемся создать второй фронт в 1942 году, но с каждым судном, которое мы можем отправить англичанам, второй фронт становится ближе к своему осуществлению. Ведь, в конце концов, суда не могут быть одновременно в двух местах и, стало быть, каждая тонна, которую мы можем сэкономить из 4100 тысяч тонн, соответственно улучшит положение дел». Рузвельт указал далее, что общий объем поставбк составит не более 2,5 млн. тонн.

Во второй протокол о поставках по настоянию англо-американцев была включена расплывчатая формулировка о том, что «любая такая программа в конечном итоге носит только предварительный характер и может быть изменена в связи с непредвиденными обстоятельствами, вызванными войной, как в отношении объема самих поставок, так и в отношении транспортных возможностей». Как известно, второй фронт не был открыт ни в 1942 г., ни в 1943 г., а поставки по ленд-лизу, даже урезанные в связи с торжественными обещаниями вторжения в Европу в 1942 г., также не были выполнены.

11 июня 1942 г. в Вашингтоне было подписано соглашение между США и СССР «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Такие соглашения Соединенные Штаты подписывали со всеми странами, получавшими помощь по ленд-лизу. В преамбуле указывалось, что помощь Советскому Союзу оказывается, так как «президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие акта конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки». В соглашении определялся порядок оказания взаимной помощи в годы войны, а в отношении послевоенного периода по статье 7-й стороны обязались «содействовать взаимно выгодным экономическим отношениям между ними и улучшению мировых экономических отношений, к уничтожению всех форм дискриминации в международной торговле». Это соглашение явилось важной вехой в развитии советско-американских отношений не только во время войны, но предусматривало сотрудничество между СССР и США в послевоенный период. Советское правительство рассматривало его как имеющее предварительный характер, заложившее только основу для будущего соглашения между СССР и США.

Московские переговоры о двух договорах (взаимопомощи между СССР и Англией и о послевоенном устройстве мира), происходившие во время визита Идена в СССР в декабре 1941 г., не были закончены ввиду вскрывшихся между сторонами разногласий по второму договору. Продолжение переговоров должно было состояться в Лондоне. В результате в январе - марте 1942 г. между Иденом и мной произошел ряд встреч, на которых мы пытались прийти к какому-либо соглашению. Однако темп переговоров оказался довольно медленным, что объяснялось двумя главными причинами: правительственным кризисом в Англии и трудностью преодоления расхождений по содержанию самого договора.

Правительственный кризис возник в связи с теми военными неудачами, которые Англия имела в начале 1942 г. Особенно сильное волнение в стране вызвал прорыв немецких линкоров «Шангорста» и «Гнейзенау» через Ла-Манш и Па-де-Кале (12 февраля) и падение Сингапура (15 февраля). В моей записи от 18 февраля 1942 г. говорится:

«17-го я был в парламенте. Черчилль выступал по поводу падения Сингапура. Он выглядел плохо, был раздражителен, обидчив, упрям. Депутаты были критичны, взвинчены. Встречали и провожали Черчилля плохо. Никогда еще я не видал ничего подобного… После выступления премьера стало ясно: генеральные дебаты в парламенте неизбежны. Спорили: когда? Черчилль опять упирался. Решено: на будущей неделе. Мое общее впечатление: кризис быстро назревает.

Вчерашнее заседание показало, что волна недовольства высока. Если Черчилль будет дальше упорствовать, она может перехлестнуть через него. Думаю, Черчилль уступит и пойдет на компромисс.

Кто возможные наследники Черчилля в случае его отставки? Широко котируются два имени: Иден и Криппс. Иден давно уже котируется. Звезда Криппса феерически взлетела сейчас (после возвращения из Москвы, где он был британским послом. - И.М.). Причины: широкий обыватель уверен, что Криппс «приносит счастье» (недаром же Россия, где он был послом, вступила в войну!), потом он прогрессивен, умен, оратор, а главное - делает ставку на выигрышную карту - СССР. Кроме того, он вне партий, а партийные махинации всем осточертели … Прочна ли, однако, популярность Криппса? Сомневаюсь. Но не сомневаюсь в том, что, если бы сейчас произошла реконструкция правительства, он мог бы стать премьером или хотя бы членом военного кабинета.

Лично я за Черчилля как премьера. Он надежен как враг Германии; он волевой человек: сам правит. Ни Криппс, ни Иден не достаточно сильны для того, чтобы править страной в столь бурные времена».

Спустя несколько дней после того, как были написаны приведенные строки, действительно произошла реконструкция правительства: несколько министров-чемберленовцев было выведено, несколько новых министров-черчиллевцев было назначено. Черчилль остался премьером, Криппс стал членом военного кабинета и лидером палаты общин (важный пост в английской парламентской иерархии). В итоге правительственный кризис был преодолен, а положение Черчилля вновь укрепилось.

Как бы то ни было, но и началу марта 1942 г. первая причина медлительности переговоров о договоре (правительственный кризис) была устранена. Однако оставалась вторая и более серьезная - это расхождение сторон по самому содержанию договора.

Сталин требовал, чтобы Англия уже сейчас признала советские границы 1941 г. (т.е. с включением Прибалтики, Бессарабии, Западной Украины и Западной Белоруссии). Британская сторона, напротив, вопрос о границах хотела отложить до конца войны.

8 апреля Иден предложил, чтобы для завершения переговоров и подписания договора в Лондон приехал советский нарком иностранных дел В.М.Молотов. Нарком, однако, ответил, что «в настоящее время он не может покинуть Москву» и что мне поручается довести вопрос о договоре до конца. Иден воспринял отказ Молотова довольно болезненно, но переговоры продолжал, хотя и без большого энтузиазма. В конце апреля Молотов вдруг совершенно неожиданно телеграфировал, что он принимает приглашение британского правительства и будет в Лондоне в мае. Я не знал причины этой перемены планов наркома и только во время его пребывания в Англии выяснилось, что решающую роль в этом сыграл Рузвельт.

Дело было в том, что в связи с разногласиями по вопросу о Договоре американский президент вступил в непосредственный контакт со Сталиным. Президента интересовали и многие другие проблемы, связанные с войной. Его идея состояла в том, чтобы лично встретиться со Сталиным и в порядке дружеского обсуждения урегулировать все спорное, что стояло между обеими сторонами. Впоследствии M.M.Литвинов, бывший тогда советским послом в Вашингтоне, мне рассказывал, что, по его впечатлению, Рузвельту хотелось беседовать со Сталиным с глазу на глаз, без Черчилля.

Это впечатление M.M.Литвинова подтверждается и моим собственным опытом. 2 февраля 1942 г. один из близких советников Рузвельта, Аверелл Гарриман, прилетел в Лондон и пригласил меня на завтрак, который состоялся 5 февраля. Мы были вдвоем, и Гарриман прямо поставил мне вопрос, нельзя ли было бы устроить свидание Рузвельта со Сталиным? Гарриману известно, что Рузвельт хочет такого свидания, - хочет ли его Сталин? В качестве места возможной встречи Гарриман предлагал либо Исландию, либо район Берингова пролива.

Я сообщил о разговоре с Гарриманом в Москву и получил оттуда ответ, что Сталин считает свидание с Рузвельтом желательным, однако ввиду напряженного положения на фронте он не может покинуть СССР и предлагает встретиться в Архангельске или Астрахани. Я передал ответ Москвы Гарриману. К тому моменту «Шарнгорст» и «Гнейзенау» уже прорвались в Северное море, и Гарриман заявил, что при таких обстоятельствах Исландия и Архангельск как место встречи отпадают, до Астрахани для Рузвельта слишком далеко, остается только одна возможность - район Берингова пролива. Но этот район не устраивал Сталина. В итоге встреча не состоялась .

От всего рассказанного у меня осталось впечатление, что Рузвельт действительно хотел повидаться со Сталиным один на один, без Черчилля. В послании от 12 апреля Рузвельт писал:

«Возможно, если дела пойдут хорошо, как мы надеемся, мы с Вами сможем провести несколько дней вместе будущим летом близ нашей общей границы возле Аляски. Но пока я считаю крайне важным с военной и других точек зрения иметь что-то, максимально приближающееся к обмену мнениями. Я имею в виду весьма важное военное предложение, связанное с использованием наших вооруженных сил таким образом, чтобы облегчить критическое положение на Вашем Западном фронте. Этой цели я придаю огромное значение. Поэтому я хотел бы, чтобы Вы обдумали вопрос возможности направить в самое ближайшее время в Вашингтон г-на Молотова и доверенного генерала» .

Такова была предыстория визита Молотова в США. Ну, а раз он отправлялся в Вашингтон, естественно было по дороге заехать в Лондон. Отсюда последовало и неожиданное изменение планов наркома.

Тем временем, в порядке подготовки предстоящих переговоров Молотова с Иденом, около 1 мая я вручил Форин оффис наши контрпредложения по договору, из которых вытекало, что советская сторона вопрос о советско-польской границе считает подлежащим компетенции только СССР и Польши. Имелось в них и одно новое предложение: британское правительство в протоколе должно было санкционировать заключение Советским Союзом пактов взаимопомощи с Финляндией и Румынией.

Итак, я стал ждать прибытия наркома иностранных дел в Лондон. В условиях войны это была далеко не простая операция. Мы были предупреждены, что нарком полетит на самолете прямым путем из Москвы в Шотландию, где он должен будет приземлиться на аэродроме в Данди. Встречать советского наркома туда выехало в специальном поезде довольно многочисленное общество: британскую сторону возглавлял постоянный товарищ министра иностранных дел А.Кадоган, которого сопровождали несколько гражданских и военных представителей; с советской стороны кроме меня среди встречающих были торгпред Борисенко, начальник военной миссии адмирал Харламов, а также советский посол при эмигрантских правительствах в Англии А.Е.Богомолов.

Наш поезд прибыл в Данди и был поставлен на запасный путь. Мы полагали, что советский самолет прибудет на следующее утро (самый полет должен был происходить ночью), но к вечеру пришло сообщение из Москвы, что ввиду нелетной погоды на том конце вылет наркома откладывается на завтра. На другой день к вечеру опять пришло сообщение: в Москве погода нелетная. На третий день погода в Москве прояснилась, но зато, как назло, погода на английском конце оказалась нелетной. То же самое случилось и на четвертый день.

Такая игра погоды в прятки продолжалась около недели. Общество встречающих скучало, томилось, в виде развлечения ездило по окрестностям, но не покидало Данди.

Между тем специальный поезд из Лондона, стоявший на запасном пути и населенный какими-то необычными персонажами, в том числе иностранцами, не мог не привлечь внимания железнодорожного персонала. Скоро ему стало известно назначение нашего поезда. Это еще больше возбудило всеобщее любопытство. Город Данди не очень большой, все там друг друга знают, и всякие «новости» среди жителей распространяются с необыкновенной быстротой. Не удивительно поэтому, что на пятый или шестой день после нашего прибытия в Данди перед вагонами специального поезда появился мэр города, в официальном костюме и с цепью на шее, для того чтобы приветствовать от имени населения «его превосходительство посла союзной державы». Мэра сопровождало несколько муниципальных советников. Я пригласил депутацию города в вагон и, поблагодарив за внимание, угостил чаем с печеньем. Но когда депутация удалилась, мы устроили «военный совет» и решили, что так дальше продолжаться не может. Очевидно, цель прибытия поезда стала секретом полишинеля, и это могло поставить под угрозу безопасность полета Молотова из СССР в Англию. Вывод, который мы сделали отсюда, сводился к тому, что на следующее утро весь поезд с его обитателями вернулся в Лондон. Перед отъездом был распущен слух, что визит советского наркома отменен. Для встречи Молотова на месте были оставлены только два человека: В.Н.Павлов, переводчик Молотова, который прибыл в Англию заранее, и один чиновник Форин оффис, еще не ходивший в высоких чинах.

Молотов прилетел в Англию 20 мая. Я выехал встретить его по дороге от Данди до Лондона. Где-то на середине пути я пересел из поезда, шедшего на север, в поезд, шедший на юг, где находились советский нарком и сопровождающие его лица, в том числе «доверенный генерал», о котором Сталина просил Рузвельт. По дороге, в вагоне, я вкратце информировал Молотова о положении дел в Англии и, между прочим, предупредил его, что наш проект договора имеет мало шансов на одобрение британской стороной. Нарком был явно недоволен моим сообщением, но вслух бросил:

Посмотрим!

Перед самым Лондоном советских гостей встретили Иден и Кадоган и отвезли их в Чекерс, где наркому была отведена официальная резиденция. Это было символом почета. В загородной резиденции премьера останавливались только наиболее высокие посетители из других стран.

В тот же вечер Черчилль устроил в Чекерсе в честь советской делегации большой обед с участием многих членов правительства, а после обеда он увел Молотова, Идена и меня в свой кабинет и приступил к разговорам. Мы были только вчетвером. Роль переводчика выполнял я. В кабинете премьера мы просидели часа два. Хорошо помню, что Черчилль, стоя у большого глобуса, с увлечением и горячностью подробно рассказывал, как Англия до сих пор вела войну и каковы ее расчеты на будущее. Иллюстрируя свои слова на глобусе, он особенно подчеркивал мужество и решимость Англии - этих маленьких островов, составляющих почти микроскопический кусочек суши среди огромных континентов и безграничных океанов, - сопротивляться союзу трех великих держав, ставших на путь мировой агрессии.

И вот, - восклицал Черчилль, - прошло два года, мы уцелели и не только уцелели, но и набираем силы, крепнем, рассчитываем на победу! Это похоже на настоящее чудо!

О том, что Британские острова поддерживала гигантская империя, премьер предпочитал умалчивать. Мало говорил он и о помощи со стороны США.

Касаясь предстоящих переговоров о договоре, Черчилль несколько таинственно заметил, что, если не удастся достичь соглашения по имеющимся текстам (английскому и советскому), он, возможно, сделает какие-то альтернативные предложения.

На следующий день начались формальные переговоры с Иденом в Форин оффис. С Молотовым кроме меня были еще Соболев и переводчик Павлов. Идена сопровождала группа работников министерства во главе с Кадоганом.

Между сторонами оказались крупные разногласия, особенно по вопросу о Польше: мы настаивали на признании советско-польской границы, какой она была до 22 июня 1941 г., а англичане непременно, хотели оставить решение этого вопроса до мирной конференции после окончания войны. Они возражали также против англо-советского протокола, санкционирующего заключение Советским Союзом пактов взаимопомощи с Финляндией и Румынией. Имелись и другие пункты расхождения.

Еще два заседания прошли в бесплодных спорах, не приведя ни к какому соглашению. На четвертом заседании Иден, констатировав, что по имеющимся проектам договоров, видимо, трудно достигнуть единодушия, положил на стол совсем новый документ. Это и были те альтернативные предложения, о которых Черчилль упоминал во время нашего первого вечернего разговора.

Реакция советской стороны была резко отрицательная: альтернативные предложения совершенно обходили вопрос о границах СССР. Телеграмма с текстом предложений была послана в Москву.

И вдруг из Москвы пришел неожиданный ответ: советской делегации предписывалось снять все свои прежние предложения и вести дальнейшие переговоры на базе нового английского проекта.

Не знаю, что заставило Сталина так круто изменить свою позицию, но, как бы то ни было, поворот был сделан. На основе альтернативных предложений уже нетрудно было договориться об окончательной редакции договора. 26 мая в торжественной обстановке, в кабинете Идена, в присутствии Черчилля, Эттли и Синклера (трех лидеров-партий, составлявших правительственную коалицию), при огромном стечении фотографов и кинооператоров, договор был подписан Молотовым и Иденом. Он носил наименование «Договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны».

В первой части, заменившей собой соглашение 12 июля 1941 г. о военной взаимопомощи, говорилось о том, что обе стороны на протяжении войны оказывают друг другу военную и всяческую иную помощь в борьбе против гитлеровской Германии и ее европейских сообщников, а также обязываются не вести с ними переговоров иначе, как по общему согласию.

Во второй части, которая должна была оставаться в силе 20 лет, устанавливались основные принципы послевоенного сотрудничества СССР и Англии. В ст. 3 обе стороны заявляли о своем желании объединиться с другими единомышленными государствами в принятии общих мер в целях обеспечения мира и сопротивления агрессии. В ст. 4 они гарантировали взаимную помощь в случае, если одна из сторон будет вновь вовлечена в войну с Германией или ее союзниками. В ст. ст. 5–7 стороны обязывались не участвовать в коалициях, направленных против одной из них, а также не стремиться к территориальным приобретениям для самих себя и не вмешиваться во внутренние дела других государств.

Как видим, этот договор совершенно не касался вопроса о границах. И все-таки он имел в тогдашней обстановке очень большую ценность - военную и политическую. Он был ратифицирован Советским Союзом 18-го и Англией 24 июня и вошел в силу после обмена ратификационными грамотами 4 июля 1942 г.

Напомним, что Криппс был исключен из лейбористской партии за проповедь единого фронта в рабочем движении. В период работы в Москве в качестве британского посла и затем в Лондоне в качестве члена военного кабинета Криппс официально считался беспартийным.

«Переписка…», т. II, стр. 20.

Англо-советско-иранский договор 1942 О союзе, подписан 29 января в Тегеране. Подписанию договора предшествовал ввод советских и английских войск на иранскую территорию в августе - сентябре 1941 с целью воспрепятствовать фашистской Германии использовать территорию и ресурсы страны в войне против СССР и Англии. Советский Союз предпринял эту акцию на основании условий советско-иранского договора 1921 (см. Советско-иранские договоры ). 25 августа 1941 советское и английское правительства вручили правительству Ирана ноты с изложением обстоятельств, побудивших их принять указанные меры. Восшествие на престол Мохаммеда Реза в сентябре 1941 и образование нового иранского правительства создали условия для заключения А.-с.-и. д., который обеспечил сотрудничество Ирана с антигитлеровской коалицией в годы 2-й мировой войны.

По условиям договора СССР и Англия обязались уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана (ст. 1) и «...защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы» (ст. 3). Для осуществления этой цели союзным государствам предоставлялось право содержать на иранской территории сухопутные, морские, воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым (ст. 4). Договаривающиеся стороны обязались не заключать договоры и соглашения, несовместимые с положениями А.-с.-и. д., а СССР и Англия взяли обязательство «...в своих взаимоотношениях с другими странами не занимать позиции, наносящей ущерб территориальной целостности, суверенитету или политической независимости Ирана...» (ст. 6). Иран в свою очередь обязался не устанавливать отношений, несовместимых с союзом и положениями А.-с.-и. д. В соответствии со ст. 5 Англия и СССР обязались вывести свои войска с территории Ирана «...не позднее шести месяцев после прекращения всех военных действий между Союзными государствами и Германией с её соучастниками путём заключения перемирия или перемирий, считая от даты более раннего из этих актов, или непосредственно по заключении мира между ними» (войска были выведены в конце 1945 - мае 1946). Союзные державы гарантировали Ирану, что не потребуют участия его вооруженных сил в военных действиях, а также обязались на мирных конференциях не одобрять ничего, что наносило бы ущерб территориальной целостности, суверенитету или политической независимости Ирана.

Публ.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, М., 1944, с. 217-21.

В. А. Емец.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978



Поделиться