Очень краткое сообщение про сергия радонежского. Сергий радонежский - биография, информация, личная жизнь

Года в селе Варницах , под Ростовом , в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии , в крещении получил имя Варфоломей.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

В течении веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре , являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно, они явились одной из первых мишеней анти-церковной борьбы развязанной безбожниками пришедшими к власти после Октябрьской революции в году. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей . Когда Лавра была закрыта в году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Молитвословия

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Литература

  • Житие (большое)
  • Житие (большое, разбитое на отдельные страницы-главы)

Использованные материалы

  • Житие (по "Настольной книге священнослужителя"):
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, с. 71-73, 81, 82.
  • Андроник (Трубачёв) , игум., "Судьба главы преподобного Сергия", ЖМП , 2001, № 4, с. 33-53.

Сергий Радонежский; преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (в миру Варфоломей). Родился 3 мая 1314 года или в мае 1322 года - умер 25 сентября 1392 года. Монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

25 сентября (8 октября) - преставле́ние (кончина);
5 (18) июля - обре́тение мощей;
6 (19) июля - Собор Радонежских святых.

Основной первичный источник сведений о преподобном Сергии - «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым», которое входит в «число вершин русской агиографии» и «является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV века». Одна из особенностей этого первоисточника - отсутствие прямых указаний на год появления на свет будущего святого, другая - насыщенность чудесами.

«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария» , - сообщает Епифаний Премудрый.

В повествовании Епифания не указано точное место рождения преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовского княжества семья преподобного проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова» . Принято считать, что речь идёт о селе Варницы под Ростовом. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея.

Первый жизнеописатель будущего святого, Епифаний Премудрый, указал год его появления на свет, пользуясь характерной затейливой формулировкой: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла» .

В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных, и дата рождения преподобного, в отличие от места его рождения, вызывает значительные разногласия. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, В. Е. Рудаков в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывает: «Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.» .

В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского: «По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В. А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б. М. Клосса – в конце мая того же 1322 г.» .

Рассматривая данную проблему, К. А. Аверьянов приходит к выводу, что «будущий святой родился 1 мая 1322 г.».

Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трех сыновей: «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок (хотя Епифанием он не указан, некоторые современные жизнеописания говорят про семилетний возраст) юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учёба не продвигалась: «Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно» .

Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывает обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию» .

Как сообщает Епифаний, ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына.

Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Епифаний указывает в своем житии, каким образом отец преподобного утратил свое богатство: «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе» .

Но наихудшим бедствием стало «великое нашествие татар, во главе с Федорчуком Туралыком, и после него год продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю великому Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское также отошло к Москве». Несладко пришлось «городу Ростову, а особенно князьям ростовским, так как отнята была у них власть, и княжество, и имущество, и честь, и слава, и все прочее отошло к Москве». Назначение и приезд в Ростов московского воеводы Василия сопровождался насилием и многочисленными злоупотреблениями москвичей. Это и побудило Кирилла к переселению: «собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж».

Остается добавить, что достоверность этого рассказа историки (например, Аверьянов) под сомнение не ставят.

Мнения о том, когда произошло переселение, высказывались различные: или около 1328 года, или около 1330 года (согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона»). Согласно же Аверьянову, переселение произошло гораздо позже, в 1341 году.


Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Ма́ковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

1342 год считают датой образования обители (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ; Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года). Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

С начала 1370-х годов положение обители меняется: около 1374 года умерла вдова Ивана Калиты княгиня Ульяна, в удел которой входил монастырь, и Радонеж отошёл князю Владимиру Андреевичу, став его «вотчиной». С этого времени князь Владимир часто посещает монастырь, организует снабжение его всем необходимым (ранее инокам нередко приходилось голодать).

К периоду 1364-1376 годов исследователи относят введение в монастыре общежития - вместо устава скитского (особножительства). Эта реформа связывается с посланием Вселенского Патриарха Филофея, который также прислал игумену крест, параман и схиму. Проведение общежитийной реформы встретило активное противодействие: у части братии возникла мысль «яко не хотети Сергиева старейшинства»; свои права предъявил старший брат Сергия Стефан, сторонник особножития: «И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?» (слова, изречённые, согласно «Житию», Стефаном). Вследствие конфликта, Сергий временно покинул обитель и основал небольшую обитель на реке Киржач (ныне Благовещенский монастырь).

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

По смерти святителя Алексия, Сергий предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника спасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.

По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356, нижегородского - в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием : «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» . Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий, согласно Епифанию, ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».

Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь». Отметим тот факт, что Сергий, согласно Епифанию, своим ответом (вопреки распространенному мнению) не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог».

Упомянутую выше битву с Мамаем традиционно отождествляют с Куликовской битвой (в числе прочих источников об этом говорится в словаре Брокгауза и Ефрона). Существует также версия (которую высказал В. А. Кучкин), согласно которой рассказ «Жития Сергия Радонежского» о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 год) и связан с Куликовской битвой как с более масштабным событием уже впоследствии, в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище»).

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

Согласно Епифанию Премудрому, жизнь преподобного Сергия сопровождалась многочисленными чудесами.

В частности, как сообщает Епифаний, одно из этих чудес предшествовало рождению будущего святого: «Когда ребёнок ещё был в утробе матери, однажды - дело было в воскресенье - мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии», и перед чтением Евангелия «внезапно младенец начал кричать в утробе матери». Перед пением «Иже херувимы» крик повторился: «внезапно младенец начал вторично громко кричать в утробе, громче, чем в первый раз», - а в третий раз младенец громко закричал после возгласа иерея: «Вонмем, святая святым!» .

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес . Историк церкви Е. Е. Голубинский в своей работе перечисляет следующие чудеса преподобного:

Изведение источника . Поскольку «монахи оказались вынужденными приносить себе воду издалека», возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся обильный источник воды.
Воскрешение отрока . Один местный житель, имея тяжко больного сына, понёс его к преподобному Сергию. Но когда он вошёл к преподобному в келью и попросил молитв о больном, сын его умер. Убитый горем ушёл за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим - и по его молитве дитя ожило».
Исцеление бесноватого вельможи .
Исцеление больного бессонницей , который «в продолжение двадцати дней не ел и не спал».
Наказание лихоимца , который «заставил одного бедного соседа своего уступить ему борова» и «не хотел платить за него денег». Сергий обратился к обидчику обличением и услышал в ответ обещание не только «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, но исправить и всю свою жизнь», о котором вскоре забыл, и свиная туша была изъедена червями, «хотя время было зимнее».
Исцеление греческого епископа . «Слушая многие рассказы о преподобном Сергии, он не хотел верить им…» Но при встрече с преподобным «на него напала слепота», «и неволею исповедал он преподобному свое неверие», после чего преподобный Сергий вернул ему зрение.

Как сообщает Епифаний Премудрый, в трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей предуведомил братию монастыря.

Перед самой смертью Сергий Радонежский «тела и крови Владыки причастился». Кончина пришлась на 25 сентября 1392 года.

Историк церкви Е. Е. Голубинский писал о Сергии, что «он приказал было положить свое тело не в церкви, а вне ее, на общем монастырском кладбище, вместе со всеми другими». Такое его приказание весьма огорчило монастырскую братию. В итоге «она обратилась со спросом и за советом к митрополиту Киприану», который, «по рассуждении … приказал положить его в церкви на правой стороне».

Современный исследователь А. Г. Мельник считает, что именно стремление «утвердить почитание игумена Сергия» было причиной нежелания «монастырской братии хоронить его вне церкви» и что погребение Сергия в церкви было зачатком его почитания.

Это реальная историческая фигура. Правда, имя Сергия на данный момент служит источником жарких споров верующих и атеистов, любителей национального духа и скептиков-историков. Не все верят, что он действительно благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву - скажем, существует мнение, что этот военачальник был Сергию Радонежскому крайне неприятен, и святые отцы даже обрекли его анафеме… В нашей статье мы расскажем о житие этого русского святого так, как это рассказывают в церкви. Постараемся излагать факты кратко, но не упустить ничего важного.

Каждому народу нужны свои герои. Но кроме того, также несказанно важны для любой нации и собственные святые - благочестивые предки, которых можно искренне уважать и на которых можно ровняться. А особенно - чудотворцы, даже после своей земной кончины помогающие благочестивым людям, которые молятся их иконам. Когда церковь в России вернулась в свои права и о вере наконец заговорили открыто, без критики, оказалось, что за много сотен лет почитания Христа здесь родилось множество праведников и мучеников, и их имена стоят того, чтобы будущие поколения помнили их. Одним из таких праведников считается преподобный Сергий. Этот святой настолько популярен, что в данное время готовится к прокату мультфильм о его житие, чтобы даже детям были знакомы его имя, подвиги и чудеса.

Семья Сергия и его детство

Будущий святой родился 3 мая в семье ростовских бояр Кирилла и Марии (позже их тоже причислили к лику святых преподобных). Хоть его отец и служил местным князьям, историки уверены: он жил небогато, скромно. Маленький Варфоломей (именно такое имя Сергий получил при рождении, оно было подобрано по святцам) ухаживал за лошадьми, то есть с детства был не белоручкой.

В семь лет мальчика отдали в школу. Его старший брат хорошо понимал науку, а Варфоломею она совершенно не давалась. Он очень старался, но обучение оставалось для него чуждым и непонятным.

Первое чудо

Однажды, ища потерявшихся жеребят, маленький Варфоломей набрел на богообразного старца. Мальчик был огорчен, и старенький человек спросил, может ли он помочь ему. На что Варфоломей сказал, что хотел бы, чтобы Господь помог ему в учебе.

Старик помолился, после чего благословил мальчика и угостил его просфорой.

Добрый мальчик повел старика в свой дом, где родители посадили его за стол (они были хлебосольными к незнакомцам). После трапезы гость повел ребенка в молельню и попросил прочесть псалом из книги. Варфоломей отказывался, объясняя, что не сможет… Но потом взял в руки книжку, и все ахнули: так плавно полилась его речь.

Основание святой обители

Когда брат мальчика Стефан овдовел, он решил стать иноком. Вскоре и родители юношей преставились. Варфоломей решил отправиться к брату, в Хотьково-Покровский монастырь. Но надолго он там не остался.

В 1335 году они с братом построили маленькую деревянную церковь . Здесь, на холме Маковец, на берегу речки Кочуры, в когда-то глухом Радонежском бору, до сих пор существует святилище - правда, в наши дни это уже соборный храм Святой Троицы.

Жизнь в бору оказалась слишком уж аскетичной. Стефан со временем понял, что такое служение - не его удел, поэтому покинул обитель, переселившись в Москву, где вскоре стал игуменом Богоявленского монастыря.

23-летний Варфоломей не передумал стать монахом, и, не испугавшись полного лишений служения Господу, он обратился к игумену Митрофану и принял постриг. Его церковным именем стало Сергий.

Молодой монах остался в своей церквице один. Он много молился и постоянно постился. В его келье иногда появлялись бесы и даже сатана-искуситель, но Сергий не отступил от намеченного пути.

Однажды к его келье вышел самый грозный лесной зверь - медведь. Но монах не испугался, он стал кормить зверя с рук, и вскоре медведь стал ручным .

Несмотря на желание отказаться от всего мирского, сообщения о Сергии Радонежском разлетались по стране. К бору потянулись люди. Одни просто любопытствовали, а другие просились спасаться вместе. Так церковка стала разрастаться в общину.

  • Сообща, будущие монахи возвели 12 келий, обнесли территорию высокой оградой.
  • Братия вскопала огород, начали выращивать овощи на пропитание.
  • Сергий был первым и на службе, и в работе. И, хоть зимой и летом носил одну и ту же одежду, совершенно не болел.
  • Монастырь рос, и настала пора выбирать игумена. Братия захотела, чтобы им стал Сергий. Это решение одобрили и в Москве.
  • Кельи уже строились в два ряда. Игумен монастыря оказался строгим: послушникам запрещалось болтать и просить подаяние. Все должны были работать или молиться, а частная собственность воспрещалась. Он и сам был очень скромен, не гоняясь ни за благами мирскими, ни за властью.
  • Когда монастырь разросся в Лавру, пришлось выбирать келаря - святого отца, который заведовал хозяйством и казной. Также выбрали духовника (ему братия исповедалась) и экклезиарха (следил за порядком в церкви).

  • При жизни Сергий прославился своими чудесами. Например, один человек пришел к нему, чтобы старец помолился о здоровье его сына. Но пока Сергий смог увидеть мальчика, тот умер. Отец отправился за гробом, а святой начал молиться над телом. И отрок поднялся!
  • Но это было не единственное чудо исцеления. Сергий лечил слепоту, бессонницу. Известно также, что он изгнал бесов из одного вельможи.
  • Кроме Троице-Сергиева, преподобный основал более пяти храмов.

Сергий и Дмитрий Донской

Тем временем эпоха Орды, опустошающей русские земли, близилась к концу. В Орде начался раздел власти - несколько кандидатов на роль хана убивали друг друга, а русские князья тем временем начали объединяться, собирая силы.

И вот 18 августа московский князь , которого скоро назовут Донским, с серпуховским князем Владимиром прибыли в Лавру . Там Сергий пригласил князей на трапезу, после которой благословил их на битву.

Известно, что из святой обители с князем уехали два монаха-схимника: Ослябя и Пересвет (последний в самом начале боя с татарами сошелся с татарским богатырем Челубеем, победил его, но и сам пал замертво). Действительно ли эти люди были монахами, ведь история (а вернее, предания) доносят к нам совсем не монашеские имена? Некоторые историки не верят даже в существование таких героев - впрочем, церковь верит и в их существование, и в то, что их послал сам игумен.

Бой был страшным, так как кроме орд хана Мамая на Дмитрия вышли литовцы, а также рязанский князь и его люди. Но 8 сентября 1380 года бой был выигран .

Интересно, что молясь в этот день вместе с братией в своей Лавре, по Божьему наитию Сергий называл имена павших соратников Дмитрия, а в конце сказал, что он выиграл бой.

Кончина святого

Он не оставил после себя писаний. Однако пример его трудолюбивой, праведной жизни до сих пор вдохновляет многих: одних - на скромную, тихою, угодную Богу жизнь, других - на монашество.

Впрочем, у Сергия был ученик - Епифаний. Ему стало обидно, что о старце почти не осталось памяти, и через 50 лет после его кончины Епифаний стал писать житие этого светлого человека.

В каких российских храмах можно молиться Сергию Радонежскому?

Этому святому посвящено около 700 храмов, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Еще бы: причисление Сергия Радонежского к лику святых произошло еще в 1452 году. Причем его почитают как православные, так и католики.

  • Иконы Сергия можно найти в любом храме. Но лучше всего, конечно же, приехать в паломничество в саму Лавру. Здесь сохранилась его келья. Также из-под земли бьет источник, который ожил благодаря молитве этого игумена (он пожалел братьев, отправляющихся за водой далеко, и попросил Господа сделать так, чтобы вода была поближе к церковке). Веряне утверждают, что вода в нем целебная: очищает и от болезней, и от грехов.

Где же хранятся мощи святого? На данный момент там, где им и положено быть - в Троице-Сергиевой Лавре . Хотя до этого они прошли длинный путь. Могилу Сергия впервые вскрыли через 40 лет после его кончины. Очевидцы писали, что тело святого осталось нетленным. Позже мощи перевозили, чтобы уберечь от пожара, а также спасая от вражеских солдат во время войны с Наполеоном. Прикасались к гробу и советские ученые, поместив мощи Сергия в музей. А во время Второй Мировой тело Сергия было эвакуировано, но потом вернулось в Лавру.

О чем ему молятся?

  • О помощи детям в учебе. А кроме того, к святому молятся и студенты, боящиеся плохих отметок на сессии.
  • Также нетрудно догадаться, что к нему возносят просьбы о здравии детей.
  • Еще Сергию молятся люди, имеющие много долгов. Считается, что при жизни этот человек помогал бедным должникам.
  • Наконец, он - хороший помощник в примирении.
  • А так как Сергий Радонежский оказал немалую поддержку в становлении московского государства, именно к нему часто молятся чиновники высших рангов.

Но какими словами принято обращаться к этому святому чудотворцу? Все молитвы к Сергию Радонежскому собраны в этом видео:

Имя преподобного Сергия Радонежского, игумена, почитаемое в России и других странах, где жители исповедуют православную и католическую веру, вписано в духовное наследие христианства. Пройдя тернистый путь лишений в служении Богу, отец Сергий стал иеромонахом Русской православной церкви, духовным наставником русских князей и простого народа.

Википедия дает краткое содержание биографии преподобного Сергия Радонежского. Подробнее жизнеописание иеромонаха составлено Епифанием Премудрым, начавшим собирать материалы через год после смерти учителя.

Монах окончил работу над описанием жизни святого старца около 1417-1418 годов, через 26 лет после упокоения отца Сергия.

В основу его Жития легли документальные сведения, личные записи Епифания за 20 лет общения с преподобным Сергием, воспоминания современников и очевидцев его чудес.

Епифаньевская ариография дает представление современникам о жизненном пути преподобного иеромонаха, посвященном Богу и людям.

По жизнеописанию первого биографа, трудно точно установить время рождения Преподобного Сергия и основные вехи его жизни. Отсутствие дат, кроме даты смерти, вызывают споры среди историков. Дополнил описание агиограф Пахомий, выходец с Афона, проживший 20 лет в Троице-Сергиевом монастыре, писавший о житии святых. Два жизнеописания Сергия Радонежского вызвало некоторые разночтения в биографии.

Исторические документы подтверждают, что святой Сергий Радонежский родился в селе Варницы под Ростовым. В остальном, пройдем путь славного сына Земли Русской страницами жизнеописания, составленным Епифанием Премудрым.

Содержание

Изложим краткое содержание Житие Сергия Радонежского последовательно по главам. Описание составлено в логике основных жизненных этапов Сергия, сформировавших его сознание, веру в Бога, служению которому он посвятил всю свою жизнь.

План “Жития Сергия Радонежского”

  1. Происхождение, обстоятельство рождения.
  2. Детство и чудесное научение грамоте
  3. Тяга к духовности
  4. Уединение в “Пустыньке”.
  5. Монашеский постриг.
  6. Борьба с искушениями
  7. Сбор братии и основание монастыря
  8. Игуменство Сергия и его ученики.
  9. Чудеса и исцеление больных.

Рождение

Преподобный Сергий родился во времена правления греческого царя Андроника,константинопольского архиепископа Каллиста, при княжении тверского великого князя Дмитрия Михайловича и русском митрополите Петре. Это были времена монголо-татарского ига и междоусобных войн. Отец по имени Кирилл и мать Мария происходили из благородного боярского рода, вели благочестивый образ жизни.

Еще до рождения, во время литургии в церкви ребенок трижды прокричал из утробы матери. Испугавшись, Мария заплакала. Прихожане стали искать младенца в храме. Когда женщина призналась, что дитя издавало звуки из живота, люди поразились, устрашившись.

Вынашивая ребенка, Мария стала поститься, усердно молясь. Родившись здоровым, младенец отказывался брать материнскую грудь, когда мать ела мясо. Малыша крестили на сороковой день после рождения, рассказав священнику, что находясь в утробе, младенец три раза кричал во время богослужения.

Священник сказал родителям, что это знак свыше – их сын будет служить божественной Троице. Мальчику при крещении дали имя Варфоломей.

Детские годы

У Кирилла и Марии было три сына. Старшего звали Стефаном, среднего – Варфоломеем и младшего –
Петром. Варфоломей рос смиренным ребенком. В семь лет родители отдали сына на обучение грамоте. Если Стефан и Петр учились хорошо, то Варфоломею учеба давалась с большим трудом.

Знания он постигал медленно, не отличался прилежанием. Учитель и родители ругали отрока, товарищи упрекали. Мальчик лишь плакал, обращая молитвы Богу.

Научение грамоте произошло благодаря чуду. Однажды, посланный отцом искать лошадей, Варфоломей увидел старого священника, молящегося под дубом.

Мальчик поведал старцу о своих неудачах в овладении грамотой, попросив о нем помолиться. Старец дал Варфоломею кусочек просфоры и велел ее съесть. Сказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и сверстников. Благодарный отрок привел старца в дом, где его угостили пищей. Родителям священник предсказал, что сын станет великим человеком перед Богом и людьми.

После ухода старца Варфоломей стал хорошо читать. Позже мальчик перестал играть с детьми, часто посещал церковь, увлекшись чтением святых писаний.

С двенадцатилетнего возраста Варфоломей начал строго поститься, усердно молясь по ночам. Мать уговаривала сына не губить себя строгим воздержанием, но отрок был неумолим, упорно следуя избранному пути.

Из-за бесчинства и поборов московского воеводы отец Кирилл обеднел. Семья переехала в Радонеж, где поселилась возле церкви. Братья женились, а Варфоломей изучал святые писания, готовясь к монашеской жизни.

Отец с матерью просили его не становиться монахом до их смерти. Он ухаживал за родителями, пока Кирилл и Мария сами не постриглись в монахи.

Похоронив родителей в Покровском монастыре Хотькова, где после смерти жены обитал старший брат Стефан, он отдал наследство отца младшему брату. Варфоломей убедил Стефана оставить обитель, чтобы уйти на «пустынное жительство».

Уединение в пустыни

Долго бродив, братья зашли в лесную чащу. Увидев воду, решили здесь поселиться. Сначала построили хижину, затем – небольшую деревянную церковь, которую освятил митрополит Киевский Феогност в честь Святой Троицы.

Старший брат, не выдержав трудностей уединенной лесной жизни,покинул пустынь, поселившись в московском Богоявленском монастыре. Стефан стал игуменом и духовником князя.

Монашеский постриг

Оставшись один, Варфоломей пригласил в пустыньку игумена Митрофана с просьбой совершить постриг в монашество. Приняв постриг, он обрел новое имя – Сергий, потому что тот день был днем памяти великомучеников Сергия и Вакха.

Во время причастия церковь наполнилась благовониями. Несколько дней игумен пробыл с молодым иноком, которому было чуть более двадцати лет. Провожая старца, он просил его благословения, наставлений и молитв.

Борьба с искушениями

В трудах и молитвах проходила жизнь монаха Сергия. Устрашить богоугодника не раз пытались бесы, приказывая покинуть это место. Как-то раз во время заутрени церковная стена расступилась и вошел дьявол со свитой бесов, пытаясь изгнать Сергия. Молитва с крестом помогли выгнать нечистую силу из храма.

В другой раз бесы ворвались в хижину и напали на молящегося инока. Силой молитвы Сергию снова удалось отбиться от бесов, изгнать их. Хижину инока часто посещали лесные звери. Целый год приходил медведь, которому он ежедневно оставлял кусок хлеба.

Основание монастыря

К одиноко живущему иноку Сергию часто приходили монахи, прося у него разрешения поселиться рядом. Тем, кто особо настаивал, Сергий не мог отказать. Вновь пришедшие построили себе кельи, стали справлять церковные обряды и службы, следуя во всем за Радонежским. Обедню им служил приглашенный священник.

Когда в пустыньке собралось двенадцать монахов, территорию, где располагались кельи, огородили, основав монастырь. Сергий целыми днями трудился на благо братии: заготавливал дрова, носил воду, готовил еду, а ночами усердно молился. Когда умер старый игумен, братия стала просить преподобного принять сан священника, став игуменом обители. Вместе с другими монахами Сергий отправился в Переславль, просить епископа Афанасия, чтобы он дал Троицкой обители игумена. Епископ повелел Сергию стать священником и возглавить монастырь.

Игуменство и наставления учеников

Преподобный Сергий Радонежский каждый день исправно исполнял обязанности настоятеля монастыря: служил литургию, поучал братию, наставляя на путь истинный.

Число иноков в обители постоянно росло, даже старший брат Стефан, привел к нему своего сына. Игумену предстояло много трудиться: печь просфоры, делать свечи, варить кутью, работать в поле. Долго к монастырю не было дороги.

Монахам приходилось терпеть лишения, голодая по несколько дней. Игумен не разрешал им выходить к людям, чтобы просить еду, приказывал молиться, терпеливо ожидая Божией милости. По молитвам преподобного старца случилось чудо — люди издалека стали приносить монахам еду.

Иеромонах Сергий не выделялся среди братии - носил ветхую одежду. Однажды крестьянин пришедший в монастырь поговорить с преподобным, не поверил, что стоящий перед ним человек в лохмотьях и есть настоятель монастыря. В то время приехал князь, который увидев игумена, отвесил низкий поклон. Изумленный крестьянин после просил прощения и получил благословение.

Интересно! Однажды игумена Сергия посетило видение: в ярком свете по небу летала уйма прекрасных птиц, и голос с небес произнес, что монахов в монастыре будет так много, как этих птиц.

Спустя время к преподобному игумену Радонежскому пришли посланцы константинопольского патриарха с посланием устроить общежительство. Игумен выполнил патриаршую просьбу, дав каждому брату особое послушание. Монастырь стал давать приют странникам и нищим.

Чудеса и исцеление больных

Преподобному Сергию в служении Богу и людям помогали небесные посланники.

О чудесах, сопровождающих игумена, описывает его «Житие».

  1. Во время богослужения в Троицком монастыре монахи увидели человека, служившего литургию вместе с игуменом. Он был в блестящей одежде, излучая сияние. Священник потом признался, что это ангел Божий служил с ним рядом.
  2. Как-то раз Сергию явилась Богородица, сопровождаемая апостолами Иоанном и Петром, сказав что не оставит он Троицкого монастыря.
  3. Однажды при служении Божественной литургии, ученик преподобного Симон увидел, что огонь перемещался по жертвеннику, осеняя алтарь. Перед причастием божественный огонь загорелся в чаше. Игумен приказал ученику не говорить об увиденном чуде, пока он жив.

Со временем, игумен Радонежский стал творить чудеса исцеления. Началось с того, что один крестьянин пришел в обитель с больным сыном, который в келье умер.

Опечаленный отец отправился за гробом. Преподобный Сергий начал молиться над телом мальчика. Свершилось чудо - ребенок ожил. Молва о чуде исцеления разошлась по округе.

Приехавший из Царьграда епископ, не верящий, что Сергий Радонежский целитель и предсказатель, решил встретиться с ним.

Придя в обитель, он ослеп. Преподобный смог вернуть епископу зрение. Родственники принесли к преподобному мужчину, терзаемого страшной болезнью. Сергий окропил больного святой водой, прочитал о нем молитву. Страдалец мгновенно заснул и скоро выздоровел.

Важно! «Смысл чудес не в самом факте нарушения законов природы, но в подтверждении близости человека к Богу, которому все возможно». – патриарх Кирилл, 2014 год.

Ученики преподобного

Некоторые из братьев противились наставничеству, выражая недовольство. Узнав об этом, игумен Сергий ушел на Киржач, где построил с помощью людей келью и церковь. Туда отовсюду потянулись иноки, строя себе кельи. Тогда митрополит попросил преподобного вернуться в Троицкую обитель.

Ученики Сергия Радонежского стали игуменами монастырей:

  • Роман возглавил новый монастырь на Киржаче;
  • Андроник стал настоятелем обители Спаса Нерукотворного на реке Яузе, основанной митрополитом Алексием;
  • племянник Федор основал обитель у деревни Симоново на Москве-реке. Позднее получил сан архиерея Ростовского;
  • ученик Савва – игуменом Успенского монастыря построенного в честь победы Дмитрия Донского над татарской ордой хана Мамая, предсказанной и благословенной игуменом;
  • ученик Григорий – настоятелем Богоявленского монастыря в Голутвино, возведенного по просьбе князя Дмитрия Донского. Преподобный пешком ходил в Голутвино, благословил место и построил там церковь;
  • ученик преподобного Афанасий возглавил Зачатьевский монастырь, основанным Сергием в вотчине князя Дмитрия Серпуховского.

За полгода до своего упокоения преподобный почувствовал скорый уход из жизни, поручив игуменство лучшему своему ученику – Никону. После наставлений Никона, он перестал разговаривать.

Лишь перед кончиною преподобный собрал братию для беседы, огласив духовное завещание:

  • сберегать душевную и телесную чистоту;
  • хранить братское единомыслие, любовь нелицемерную;
  • остерегаться скверных похотей, пищу и напитки употреблять трезвенные;
  • быть смиренными, уклоняясь противоречий;
  • быть равнодушным к чести и славе жизни;
  • ждать от Бога воздаяния, вечных благ наслаждения.

Духовное завещание преподобного, сказанное ученикам перед смертью, дошло до наших дней. Сергий Радонежский почил 25 сентября. Лицо народного святого стало белым, а от тела началось распространяться благоухание. Митрополит Киприан распорядился захоронить богоугодника в храме. Со всей Руси собрался народ проводить игумена Радонежского в последний путь.

К сведению! Спустя 30 лет после захоронения – 5 июля 1422 года Россия обрела его нетленные мощи. Когда вскрыли гроб Чудотворца, все увидели нетленные тело и одежду святого.

Варианты жития

Народный Святой привлекал внимание ариографов и историков разных столетий. Дополнить Епифаньевское Житие преподобного старца взялся в XV веке Пахомий Лагофет, писавший о жизни Святых.

Позднее было написано несколько вариантов жития игумена Радонежского:

  • XVII столетие – Герман Тулупов описал два утерянных листа жития. Симон Азарьин добавил новые чудеса, сотворенными при жизни Святого и его мощами;
  • XVIII столетие – вышел экземпляр Жития из-под пера митрополита Московского и Коломенского Платона. Императрица Екатерина II написала свой вариант «Жития преподобного Сергия Радонежского»;
  • на рубеже столетий в 1904 году появился труд архиепископа Никона, основанный на полном переводе Епифаньевского описания.
  • в 2016 году в печати вышел краткий пересказ жития Преподобного Сергия Радонежского для детей в серии «Детская библиотека».

Полезное видео: Житие Сергия Радонежского

Вывод

В наше время современные цифровые технологии позволяют читать онлайн житие игумена Радонежского. Митрополит Кирилл сравнил житие святого со «слитком золота». Предназначенное для церковного чтения, жизнеописание преподобного представляет интерес для огромного числа почитателей деяний Божьего угодника.

Статья рассказывает о краткой биографии Сергия Радонежского - знаменитого русского монаха, причисленного православной церковью к лику святых.

Краткая биография Радонежского: молодые годы

Точная дата рождения Радонежского неизвестна. Официальная церковь считает, что он родился в 1341 г. неподалеку от Ростова. При крещении мальчик был наречен Варфоломеем. Родители Сергия принадлежали к боярскому сословию и были очень набожными людьми. С 10 лет будущего монаха отдали учиться грамоте, которая, однако, давалась мальчику с большим трудом.
Во всей биографии Радонежского много неясного и неопределенного. Реальные факты переплетены с вымышленными легендами и притчами, подчеркивающими божественный дар монаха. Одна из них объясняет внезапно возникший у мальчика дар к грамоте тем, что он повстречал странника, который в молитве попросил у Бога наделить Радонежского способностями.
Радонежский не оставил после себя никаких письменных источников, поэтому о его биографии известно в основном в житии, написанном его учеником. Житие было впоследствии переработано. По церковным обычаям оно наполнено библейскими мотивами и изобилует чудесами, сопутствующими жизненный путь старца. Тем не менее, критический анализ позволяет выделить исторические факты и определить основные этапы жизни Радонежского.
Семья Варфоломея была принудительно переселена Иваном Калитой в с. Радонеж, от которого и происходит известная фамилия святого. Как явствует из свидетельств, Варфоломей с детства ощущал свою богоизбранность и мечтал стать монахом. Осуществить свою мечту он смог в результате трагедии: родители Радонежского умерли, и он поселился в монастыре. Его не устраивала слишком вольная монашеская жизнь, он стремился к более строгому служению и почитанию Бога. После недолгой жизни в монастыре Радонежский основывает в глухом лесу собственную церковь Святой Троицы.
Через какое-то время он призывает к себе игумена Митрофана, который совершает обряд пострижения Варфоломея, получившего имя Сергия. Новость о новом молодом монахе, который в тяжелых условиях отдает всего себя в руки Господа быстро распространяется по соседним территориям. Религиозное самоотверженное служение было очень популярно, если можно так выразиться, в то время. К отшельнику стекается большое количество людей, умоляющих его взять их к себе. Поначалу монах ограничился двенадцатью сподвижниками по числу апостолов Христа. Однако постепенно стал принимать и других монахов. Это позволило Сергию в 1345 г. перестроить небольшую церковь в монастырь, прославившийся под названием Троице-Сергиевой лавры. Радонежский был поставлен игуменом и получил сан священника.

Краткая биография Радонежского: всенародное почитание

Вокруг монастыря стали возникать села, развиваться сельское хозяйство. Прежнее глухое место стало многолюдным развитым центром.
Заслугой Радонежского стало введение в своем монастыре "общежитийного" устава, согласно которому все монахи были абсолютно равны друг перед другом. В русских монастырях того времени человек, постригшийся в монахи, сохранял все свои мирские права и привилегии. Сергий отменил это правило. Его монастырь стал своеобразной демократической общиной, объединенной общим и обязательным физическим трудом, сочетавшимся со служением Богу. Благодаря деятельности Радонежского по всей Руси стали создаваться в необжитых местах монастыри нового типа, становящихся постепенно центрами духовной и хозяйственной жизни. Людям нравилась аскетичность и простота жизни монахов. Росло почитание Сергия Радонежского.
Слава Радонежского распространилась по всей Руси. Помимо огромных масс простого народа за благославлением к Сергию начинают обращаться знатные люди и князья. Монах не только принимал посетителей, но и ходил, пренебрегая опасностью, в различные земли с целью призывать князей к праведной жизни. Для Сергия идеалом были христианское милосердие, любовь и сострадание. Большая заслуга монаха состоит в том, что он призывал к прекращению междоусобиц на Руси и многое сделал для создания единого Русского государства.
По широко известной версии он благославил Дмитрия Донского перед знаменитой Куликовской битвой, что стало одной из причин великой победы над татаро-монголами. Он даже отправил своих монахов на битву, нарушив канонические правила. Радонежский учил, что даже человек, посвятивший себя Богу, должен взять в руки оружие, если его родине грозит гибель.
Сергий Радонежский прожил долгую жизнь и умер в 1392 г. Его останки почитаются как мощи святого и служат объектом религиозного поклонения. Насчет причисления Радонежского к лику святых также существуют разногласия. Его широкое почитание началось задолго до установления твердых правил канонизации. Независимо от официальной даты Сергий заслужил широкую народную любовь, которая затем была просто подтверждена православной церковью.



Поделиться