Как называется ремесло плетение лаптей. История лаптей

Чем Кировская область может похвалиться, так это народными промыслами. Хотя в какой-то момент традиционные русские занятия пережили серьезный кризис. Так было и с плетением лаптей, но в Кильмези нашлись мастера, которые решили возродить древний промысел. И добились в этом успехов.

300 пар лаптей

Магсум Габдулхаков не всегда занимался лаптями. Прошло немало времени бок о бок со старыми мастерами, прежде чем он пришел к этому. В Кильмези этот промысел всегда был, но в современном мире начал увядать.

«Тогда я увлекался съемкой фильмов, в том числе и про мастеров. В период, когда промысел начал забываться, мне удалось привлечь нескольких людей, и все вместе мы обучились этому ремеслу», - рассказал Магсум Габдулхаков.

Мастер плетения лаптей Магсум Габдулхаков. Фото: Фестиваль «Вятский лапоть»

Появилась небольшая группа, занимающаяся именно этим видом деятельности, и вот уже десять лет, как Кильмезь стала центром плетения лаптей в Кировской области. В честь этого промысла даже появился известный фестиваль «Вятский лапоть», Магсум Габдулхаков является основателем этого праздника, который проводится уже пять лет.

У местных мастеров есть собственная плантация, лапти плетут, как правило, из бересты и лозы. А вот из традиционного лыка, признается мастер, плести мало кто умеет, но процесс тоже интересный, творческий.

Одними лаптями дело не ограничивается: группа создает плетеные корзинки, посуду, мебель, продает лозу. Им удалось хорошо зарекомендовать себя и создать себе имя: в Кильмезь уже несколько раз приезжали федеральные каналы.

Магсум Габдулхаков признался: им куда чаще заказывают настоящие лапти, которые можно носить, а не простые сувениры. Например, такая обувь требуется танцевальным коллективам или реконструкторам исторических костюмов.

Местные мастера плетут не только лапти, но и корзинки, мебель. Фото: Фестиваль «Вятский лапоть»

А не так давно мастеру позвонил кинорежиссер Алексей Учитель и попросил для своего нового фильма «Матильда» 300 пар лаптей. Сроки были всего два месяца, и вятские лапотники не были уверены, браться ли за заказ. Но, в конце концов, согласились и с заказом справились.

Между прочим, фильм об известной балерине и любовнице Николая II Матильде Кшесинской, в котором снимаются известные российские и иностранные актеры, должен появиться на больших экранах в октябре 2016 года. В титрах появится упоминание и вятских мастеров.

Ремесло на дому

Однако, как считает Магсум Габидуллович, после возрождения промысел в районе притормозил свое развитие.

«У нас очень мало людей, не хватает, чтобы участвовать в ярмарках и выставках, хотя зовут часто, - признается он. - В основном, у нас занимаются этим люди преклонного возраста, люди с больным сердцем: это занятие помогает им занять время, а мелкая моторика помогает чувствовать себя лучше. Но занятие это трудоемкое, настоящие лапти, которые можно носить, сплести под сил только мужчине. Для того, чтобы поставить нормальное производство и участвовать в российских фестивалях, необходимо хотя бы 30-50 человек, а их у нас нет».

Женщины плетут в основном лапти на сувениры, а дети промыслом интересуются редко, хотя юные гении, конечно, встречаются. Но мастер признается, что условий для развития у них просто нет.

Женщины, в основном, занимаются плетением лаптей на сувениры. Фото: Фестиваль «Вятский лапоть»

Магсум Габдулхаков считает, что в Кильмези есть все возможности не только для плетения лаптей, но и для развития других видов промысла: гончарного производство, кузнецкого, ткачества, резьбы по дереву. Дети также интересуется некоторыми видами ремесел и давно могли бы попробовать себя в разных направлениях.

«У нас есть сырьевая база, есть технологии. Но нужно место, где все это хранить, где работать», - добавляет он.

Мастер признается, что власти на сотрудничество идут неохотно.

«Они думают, все это несерьезно, - отмечает Магсум Габдулхаков. - Вот новый дом культуры построили, но в нем занимаются преимущественно коллективы художественной самодеятельности. Но ведь промысел тоже культура».

Так что пока проблемы в развитии ремесел все же есть. Но мастера не отчаиваются и продолжают работать. Ведь именно на их плечах лежит непростая задача сохранить традиционные русские промыслы.

Одним из самых распространенных видов обуви на Руси были лапти. Изготовить их можно практически из любых материалов. Любой крестьянин мог сделать лапти для себя и своей семьи. Плюсы их очевидны: они «дышат», не натирают ногу, в них нельзя набить мозоли. А праздничные расписные лапти были еще и красивы. Единственный их минус – малый срок службы. Лыко достаточно быстро изнашивалось и протиралось. Лапти приходили в негодность за 3–4 дня.

Лапти из лыка

Как плели лапти в старину

Лапти всегда зависели от того, в каком месте они были созданы. Внешне отличить обувь из различных губерний можно было по типу плетения и материалов. Их плели из всех видов коры, пригодных к вязанию, но более прочих ценились лапти из липового лыка. В северных областях употребляли бересту, на юге можно было встретить обувь из вяза, дуба. Самыми дешевыми считались модели из ивы. Названия каждого вида лаптей шло от материала: вязовики, ракитники, волосяники.Еще один вид повседневных лаптей – ступни. В них удобно было работать во дворе, так как они легко надевались на босую ногу и не требовали подвязывания. Такие лапти стояли у порога избы и позволяли быстро выйти в сенник, хлев или курятник.

Русские лапти


Существовало несколько типов плетения лаптей: прямая решетка, косая решетка, рачки (редкое плетение для дождливой погоды). Лапти делились по количеству лык, которые были использованы при изготовлении – 5, 6 или 7. Чем больше полос, тем плотнее решетка и теплее обувь. Для лучшей теплоизоляции подошву подбивали кожей или проплетали лапти в два слоя. Такие приемы не только утепляли модели, но и делали их более прочными и красивыми.

Кроме того, что лапти были повседневной обувью крестьянства, существовали праздничные модели, которые украшались различными способами. Их плели из лучшего лыка, разрезанного на более мелкие полосы, чтобы создать неповторимый узор. При изготовлении в них вплетали раскрашенные полосы, цветные нити – материалы зависели от фантазии и опыта мастера. Такая обувь была в цене и надевалась только в особых случаях – на свадьбу или большие престольные праздники, а также на ярмарку или в город.

Кто и когда носил лапти?

Первые упоминания о лаптях датируются X в. Уже тогда крестьяне заготавливали обувь не только для личного использования, но и для обмена, ведь не во всех областях росли подходящие деревья и были мастера. Так эта обувь распространилась на территории, обжитой славянами и стала традиционной для них.

Крестьянство ценило все положительные качества лаптей, ведь им приходилось целыми днями проводить в поле, где удобство обуви имеет особое значение. Качественные лапти не натирали ноги, быстро просыхали в дождливую погоду, а их стоимость была настолько мала, что их могли позволить себе даже беднейшие земледельцы. Практически в каждой семье мужчины умели плести лапти, мальчишки учились этому с детства. В то время как среди земледельцев лапти были излюбленной обувью, ремесленники и городские жители практически их не носили, да и сделать их в городе было негде. Поэтому столь популярная крестьянская обувь не получила распространения в больших поселениях. На протяжении многих веков, вплоть до начала XX в. лапти считались не только удобной обувью, но и символом Руси, ведь славяне, в своей массе, жили в деревнях и работали с землей.

Лапти в наше время

Сейчас лапти можно встретить только в сувенирных лавках. Настоящих мастеров практически не осталось, и обувь в ее традиционном виде, пригодную для ношения найти непросто. Зато существуют аналоги лаптей из различных материалов: из рафии, бересты, сосновых игл и даже из газетных трубочек. Дизайнеры создают множество интересных и красочных моделей из разных волокон, обладающие прочностью и интересной фактурой.

Сувенирные лапти из газетных трубочек

24.07.2016 0 10465


Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей - этой легкой и дешевой обуви - получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками). Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников - «на выход» - предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей. В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их - на продажу в качестве сувениров.

Виктор ЦВЕТКОВ

С давних времен наши предки достаточно легко адаптировались, приспосабливались, эволюционировали и развивались, были на шаг впереди своих западных соседей. Русские леса, если вырубались, то исключительно из строгой необходимости — построить дом например, или баню — настоящую русскую баню.

Ведь, уже доказано, что русский человек уже тогда считался самым чистоплотным. У нас так принято было — ходить каждую неделю в баню, ходили все — вне зависимости от социального статуса и сословия. Но русский человек был еще и дальновидным, рациональным и весьма практичным — рубил лес, чтобы дом с баней построить, из веток готовил дрова на зиму, а из коры дерева лапти вязал на всю семью. Именно о лаптях сегодня наша статья.

ЛАПТИ — ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей — археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками.

Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

У каждого народа своя техника

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Главные инструменты для плетения лаптей — кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет».

РЕДКО КТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НЕ УМЕЛ ПЛЕСТИ ЛАПТИ.

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь или лапти

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Любопытный факт

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Лапти - знаменитый вид обуви. Исторические заметки о масштабах использования лаптей только на территории нашей Родины поистине впечатляют. Представьте себе, что среднестатистический крестьянин в год изнашивал пол сотни пар лаптей.

Об истории лаптей

Я уже писал в статье о плетении из бересты , что невозможно сохранить на длительный срок плетёные из недолговечных материалов изделия. Аналогичная история и с лаптями. Однако, кочедык , как главный инструмент при плетении лаптей, известен археологам в качестве находки, свидетельствующей о использовании его чуть ли не в каменном веке.

По крайней мере, первое упоминание о лаптях в летописи принято датировать концом X века. В «Повести временных лет» (XII) идёт описание победы киевского князя Владимира Красного Святославича и его дяди Добрыни над волжскими булгарами. Добрыня по версии повести сказал что-то вроде: «…Посмотрел пленных, а они все в сапогах. Эти нам дань платить не будут; пойдём с тобой искать лапотников…».

Разумеется, немногочисленные свидетельства об изготовлении и применении лаптей во всём мире вызывают множество споров и теорий в истории возникновения этого вида обуви.

Интересные суждения приведены в статье петербургского археолога А.В. Курбатова, который говорит, что история лаптей началась в XV-XVI веках, а найденные кочедыки могли служить для плетения рыболовных сетей. В пользу своих мыслей он ссылается на множество ранних памятников изобразительного искусства, которые должны были бы запечатлеть лапти в том или ином виде. Читатель может самостоятельно поискать этот материал на просторах Интернета.

Множественные факты в истории прошлого и позапрошлого столетия уже дают возможность оценить размах распространения лаптей на территории современной России и за рубежом. Ведь ещё в начале XX века Россию нередко называли "лапотной", правда в негативном контексте, чтобы подчеркнуть её отсталость.

Среди "заграницы" можно уверенно отметить «лычаки» y карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи), и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Каждый народ в разной степени имеет в истории факты использования какого-либо вида плетёной обуви.

Занимательно, что далеко не везде, где носились лапти, они производились. Лапти были ходовым и дешёвым товаром. В достоверных источниках упоминаются торговые партии из пятисот тысяч пар лаптей, направляемых в Москву. А в период первой Гражданской войны было даже ведомство, занимающееся поставкой солдатам Красной армии валяной и плетёной обуви (ЧЕКВАЛАП).

Помимо профессиональных ремесленников и даже артелей мастеров, лапоть являлся обувью, которую мог сплести себе практически любой крестьянин. Однако, не стоит это считать хорошим показателем "рукастости" крестьян, которые были поставлены в рамки бедноты и нужды, что жизнь заставила их уметь изготавливать себе все самостоятельно.

По обуви можно было определить уровень образованности и достатка человека. Крестьянин в примитивной обуви представлял собой человека недалёкого, простака. Даже зажиточные крестьяне могли позволить себе лишь по праздникам щегольнуть в сапогах, а остальное время использовали обувь попроще. Согласитесь, и сегодня, человек в лаптях будет выглядеть, по крайней мере, странно, если он не на сцене в тематической театральной постановке.

Такая длительная история, популярность и распространённость породила множество видов и фасонов лаптей, а заодно и споров, какие из них лучше, какие надо считать "русскими" и так далее.

Виды лаптей

Если читатель желает увидеть в статье чёткую классификацию лаптей по группам, то я вынужден его разочаровать, так как классификацию составить несложно, однако она будет очень условной и породит только ещё больше споров.

Если классифицировать по материалу, то тут, как и присуще русскому человеку называть вещи своими именами, можно отметить:

  • Лычники из липового лыка,
  • Берестянники из коры бересты,
  • Ивняки из ивовой коры,
  • Дубачи из драни молодого дуба,
  • Соломенники из соломы и даже волосянники из конских грив и хвостов.

Это далеко неполный список, потому как можно много перечислять материал, из которого вообще возможно плести.

Неоспоримо, самым распространённым материалом была липа, точнее липовое лыко, которое обладало необходимыми для плетения свойствами, приемлемой прочностью и доступностью. Массовое изготовление лаптей из лыка послужило фактором уничтожения молодого леса, а в русской речи прочно закрепилось немало поговорок на тему лаптей, например, "ободрать как липку".

Великая ремесленная мысль и потребность сделать лучше, крепче, красивее требовала от мастеров экспериментировать с материалами. Так появились не только лапти из кореньев, но и комбинированные лапти, где лыковое плетение укреплялось пенькой, берестяное полосками ткани и другие.

Но даже при использовании одного материала, например, лыка или бересты, лапти можно сплести несколькими способами и получить разные результаты.

В обозначении лаптей по количеству лент (лычек), применяемых в плетении, закрепились названия лаптей, таких как пятерики, шестерики и семерики. Хотя и такое деление чрезвычайно относительно, потому как не каждый материал возможно представить в виде двухметровых липовых лычек, которых достаточно пять-семь на каждый лапоть.

Очень интересно, что существовали парадные лапти, которые изготавливались из особых материалов и даже украшались росписью. Среди таких можно отметить вязовые красноватые семерики с черными шерстяными нитями, вместо лыковых или пеньковых.

Подход к плетению лаптей отличался в разных местностях. Русские лапти имели косое плетение, плелись с пятки (задника) и имели округлую форму носка, тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение и лапти начинали плести с носка.

Северный лапоть (новгородский) чаще изготавливался из бересты с треугольными носками и невысокими бортами. Вот и меня отец учил плести такие лапти (ступни), которые были к тому же парными (левый и правый), но оговаривался, что в соседних регионах плетут лапти "на одну ногу", которые он считал неудобными и некрасивыми.

Действительно, лапти, которые принято считать традиционно русскими, особенно плетёные из липового лыка, выглядят совершенно не эстетично, и это оправданно в виду быстрого износа. Требовалась обувь, которая плетётся быстро, и заботиться о её красоте не было необходимости.

Даже сами липовые лычки были разной ширины и с ярко выраженным "рваным" краем, где во все стороны торчат волокна коры, что новым лаптям придаёт неряшливости, дешевизны. При плетении из бересты есть возможность получить ровный, красивый лапоть, но эта черта ценится сейчас в силу перехода от утилитарной функции к сувенирной.

Однако, сколь бы знаменитыми ни были лапти, надо понимать, что место лаптям - в истории, ведь современный человек не станет носить лапти на работе, будь то водитель или менеджер, пастух или сторож. И на это есть множество неоспоримых причин.

И, хотя интерес к русскому крестьянскому быту волнообразно растёт, сейчас лапти всех видов и мастей укрепились только на музейных полках и в сувенирных лавках.

Современные лапти

Вопреки многим заблуждениям, лапти не являются лечебной, удобной обувью со всякими чудодейственными особенностями. "Приплетаемые" им свойства во многом приукрашены. Напротив, новые лапти довольно грубы и могут носиться лишь с холщовыми портянками (онучами). Если одеть лапти на ногу современного человека, достаточно будет несколько сотен метров пути, чтобы стереть ноги в кровь.

Лаптям не свойственна прочность вообще. Летом крестьянину их не хватало даже на неделю, а сейчас же в домашних условиях простые текстильные тапки "переживут" несколько десятков лаптей.

Лапти лёгкие, но плоская форма подошвы способствует развитию плоскостопия. От влаги плетёная структура не спасёт, а мы привыкли держать ноги в сухости и тепле. Материал (липа или береста) значительно уступает в прочности коже или даже синтетическим аналогам. Удешевление обработки естественных материалов, появление недорогих систолических тканей и мануфактурное производство, а также рост благосостояния населения, позволяют семьям иметь в гардеробе множество различной обуви на все случаи жизни, где уже нет места примитивному плетёному лаптю.

Вот чего не отнять у лаптей - так это экологической чистоты. Если мы говорим о традиционном природном материале, то тут лапти просто вне конкуренции. А с учётом быстрого износа, материал не успевает стареть вместе с изделием.

Все что есть в лапте для современного человека - его самобытность, это возможность прикоснуться к культуре своих предков, их быту. Поэтому многие пытаются самостоятельно научиться плести лапти, для таких людей и существует этот сайт.

Изучив основные приёмы плетения из бересты, каждый читатель может сделать себе лапти, и даже придумать свой вид. Ведь совсем не обязательно стремиться к традиционному виду лаптей, когда при всём многообразии форм плетёной обуви начиналось все с простой клетчатой подошвы, которая ниткой крепилась к ноге.

Недостаточно прав для комментирования



Поделиться