185 приказ гибдд читать обновленный. Новый приказ мвд об утверждении административного регламента гибдд. Основания для составления постановления

Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует:

Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Основная цель, которую содержит в себе 185 Приказ ГИБДД — это усовершенствование деятельности сотрудников и представителей госавтоинспекции — службы, которая занимается контролем на дорогах РФ.

В данном приказе установлен обязательный административный регламент, который должен знать не только каждый работник ГИБДД, но и любой другой участник дорожного движения для того, чтобы определять рамки поведения и регламентированного общения представителей закона на дороге. Данный приказ подписал еще в 2009 году Р. Нургалиев — министр МВД, который является также и начальником ГИБДД.

Ранее деятельность сотрудников ГИБДД была регламентирована должностными инструкциями по функционированию ДПС.

В свою очередь Приказ №185 является своеобразной работой чиновников над ошибками, которые были неоднократно допущены на практике. Это полноценный нормативно-правовой акт, в котором подробно описывается работа сотрудников ДПС. В документе есть как положительные, так и отрицательные нюансы для водителей, а также информация, которую необходимо знать каждому водителю.

Краткое содержание основных моментов административного регламента

Административный регламент ГИБДД (Приказ 185 МВД РФ) содержит в себе пять разделов и 18 приложений, которые обязан знать каждый работник ГИБДД . Водителям не обязательно знать все особенности данного регламента, однако в документе указываются важные положения, которые способны помочь им в спорных и конфликтных ситуациях с представителями ДПС. Итак, рассмотрим наиболее важные из них:

  • В случае общения сотрудника ГИБДД с другими лицами по телефону, необходимо представиться , обозначить собственную принадлежность к ГИБДД, а только после этого отвечать на вопросы абонента в рамках собственных полномочий. Данная процедура описывает порядок связи работников ДПС с гражданами по телефону и их консультирование в случае наличия вопросов. Кроме того, данный Закон о полиции (185 Приказ ГИБДД) устанавливает требования к оформлению сайтов, а также места размещения контактной информации и сведений о порядке проведения консультации.
  • Многие водители часто сталкивались с некорректной и некорректной манерой общения работников ГИБДД. Данный недостаток устранен в регламенте и устанавливает четкие правила, как должен представиться сотрудник ГИБДД и общаться с участниками дорожного движения. Инспектор обязан обращаться на «Вы» , быть выдержанным и спокойным, а собственные требования излагать тактично, убедительно, объективно и понятно. В случае, если водитель сильно нервничает, работник ДПС должен предоставить столько времени, сколько необходимо водителю для того, чтобы успокоиться и продолжить вести беседу. Однако сами водители должны понимать, что невыполнение законных требований инспектора может привести к административному взысканию. Поэтому в данном случае сохраняются права и водителей, и работников ГИБДД. Более подробная информация содержится в п.20 рассматриваемого административного регламента.
  • Как водитель, так и инспекторы ГИБДД вправе использовать звуко- и видеозаписывающую технику (исключением являются случаи, прямо предусмотренные законодательством.
  • Административная процедура, согласно с Приказом 185, — это любое законное действие работника ДПС, посредством которых они выполняют законодательно возложенные на них обязательства. В частности, это положение закрепляет обязательность ношения формы и нагрудного жетона работников ГИБДД МВД во время несения служебных обязанностей.
  • Прямой обязанностью инспекторов является контроль за дорожным движением на определенном участке. И для выполнения данной обязанности органам ДПС разрешается пользоваться специальными средствами фиксации и контроля с помощью видео- и фотосъемки с мест, которые недоступны для видимости водителя (за поворотами, дорожными знаками, рельефом местности и т.д.) . В автомобиле ГИБДД должны иметься специальные средства, способные вести автоматическую запись. Отметим, что в случае передвижения работников ДПС на автомобилях, которые не оснащены цветографическими схемами, не допускается составление протоколов об административном правонарушении.
  • Отметим, что регламентом запрещается останавливать участников дорожного движения в местах, где остановку делать нельзя , однако возможны исключения в тех случаях, когда такая остановка обусловлена объективными причинами.
  • Покидать транспортное средство водитель может только в случаях наличия явных признаков алкогольного, токсического или наркотического опьянения, при необходимости осуществления досмотра и личного осмотра, а также при необходимости устранения технических неисправностей транспортного средства.

Остановка автомобиля

Очень часто инспекторы злоупотребляют своими полномочиями и беспричинно останавливают транспортные средства. В Приказе 185 ГИБДД причины остановки строго регламентированы и определены законодателем. Отметим, что останавливать ТС можно на следующих основаниях:

  • Технические средства, установленные на автомобиле, которые создают опасность дорожному движению;
  • Наличие сведений о причастности водителя к ДТП, преступления. Сведения могут получаться из сообщений свидетелей, поступившей ориентировки, других нарядов ГИБДД и т.д.;
  • Наличие сведений о том, что транспортное средство находится в угоне, розыске или же может использоваться в противозаконных целях;
  • Необходимость опроса водителя транспортного средства и его пассажиров в качестве очевидцев преступления или ДТП;
  • Необходимость использования водителя в качестве понятого;
  • Необходимость использовать транспортное средство (в строго установленных рамках закона);
  • Оказание помощи другим водителям и участникам дорожного движения;
  • Проведение специальных мероприятий, направленных на установление личностей водителей и транспортируемых грузов, которые регламентируются ведомственными распорядительными актами;
  • Проверка документов (как водителя, так и пассажиров), проверка наличия документов на ТС и на право использования автомобиля.

В 185 Приказе ГИБДД 63 пункт (вышеназванный) является только перечислением оснований для остановки автомобиля. Отметим, что для полноценного ознакомления с основными моментами данного процессуального действия необходимо ознакомиться с пп. 63-67 данного Приказа.

Как должен проводиться осмотр?

Осмотр транспортного средства и груза, находящегося в нем, проводится согласно с требованиями Раздела III административного регламента (пп. 149-154). Согласно с п. 149, осмотр может проводиться только на следующих основаниях:

  • Наличие информации об использовании транспортного средства в противоправных целях;
  • Проверка маркировок автомобиля с данными, которые указываются в документации;
  • Перевозка груза, который не должен перевозиться согласно с документацией на перевозку;

По результатам осмотра инспектор ГИБДД обязан составить соответствующий акт , в котором указываются все значимые детали осмотра, а также сведения про водителя, про инспектора и т.д. После осмотра и при отсутствии признаков правонарушений сотрудник ДПС дает разрешение на дальнейшее движение автомобиля.

Положительные моменты регламента для водителей

С момента вступления в силу Приказа 185, документ стал главным нормативным актом, которым регламентируется деятельность ГИБДД. Преимущества для водителей, исходя из этого, следующие:

  • Нет необходимости тратить собственные нервы на долгое общение с инспектором;
  • Полная информация по всем интересующим вопросам можно получить по телефонам консультации;
  • Водитель больше не должен пересаживаться в автомобиль сотрудников ДПС — тем самым понижается вероятность решения вопросов наиболее выгодными способами;
  • Досмотр и осмотр автомобиля четко регламентируется;
  • В случае конфликтной ситуации водитель вправе требовать номер начальства для решения вопросов;
  • Разрешено ведение записи с помощью видео- и аудиосредств;
  • Эвакуировать машину могут только тогда, когда водителя нет на месте. Если водитель появился в поле зрения эвакуатора, автомобиль обязаны разблокировать;
  • Регламент четко указывает возможные причины остановки;
  • Без протокола об административном правонарушении нельзя снимать номерные государственные знаки, а также лишать водителя права управления ТС.

Негативные моменты регламента для водителей

Инспектор ГИБДД имеет право освидетельствовать водителя на состояние алкогольного или токсического опьянения на месте, а в случае наличия неисправностей у ТС может на месте составить протокол. Помимо этого, работники ДПС могут следить за движением «из-за кустов» , а вместе с этим использовать видео- и аудиозапись в случае некорректного поведения водителя.

При внимательном изучении Приказа 185 можно сделать вывод, что теперь работник ГИБДД может останавливать практически любой автомобиль для проверки состояния. Однако это возможно только в случае наличия соответствующих распорядительных актов. Таким образом, сотрудник ДПС может проверить на месте степень тонировки, выхлопов и т.д.

Отметим, что регламент принес намного больше пользы как работникам МВД ГИБДД, так и самим участникам дорожного движения. С момента его действия все регулирование проходит по одному нормативному акту, что значительно облегчает и работу ДПС, и ограждает водителя от возможных неправомерных действий сотрудников данной службы.

Целью административного регламента ГИБДД за номером 185 является усовершенствование деятельности подразделений автоинспекции, которая осуществляет контроль на дорогах нашей страны. Теперь автомобилисты и пешеходы должны знать не только правила дорожного движения, но также обязанности и права сотрудника ГИБДД, за рамки которых он не должен выходить во время регламентированного общения с ними.

Раньше работа ГИБДД контролировалась наставлениями по функционированию ДПС. А 185 регламент ГИБДД представляет собой работу над ошибками, которую чиновники проделали во время подготовки нового полноценного нормативного акта, призванного описать во всех подробностях работу сотрудников дорожно-патрульных служб. Конечно, этот документ не лишен недостатков, но нельзя не заметить и очевидного прогресса. В частности, появилось много положительных моментов для водителей транспортных средств.

Приказ 185 ГИБДД с изменениями от 13.08.2012 содержит в себе основу предыдущего «наставления». Но сюда добавлено множество деталей, которые четко определяют поведение инспектора во время его личного или телефонного общения с пешеходом или водителем, когда происходит составление процессуальной документации.

Краткое содержание деталей заключается в следующем

1. В начале общения по телефону сотрудник МВД ГИБДД должен представиться, обозначив свою принадлежность к органам внутренних дел, после чего ответить на заданный абонентом вопрос в рамках своей компетенции . Таким образом, осуществляется консультирование граждан. Кроме того, в документе обозначены требования к оформлению сайтов и стендов, где должны быть опубликованы контактные данные и порядок получения консультаций. Граждане беспрепятственно могут узнать порядок обжалования тех или иных действий, а также другую полезную информацию.

2. Инспектор МВД ГИБДД должен обращаться на «Вы», сохранять спокойствие и выдержку, излагать свои требования понятно и убедительно, быть тактичным и объективным . Нервным водителям он должен предоставить достаточно времени для того, чтобы они сумели совладать с собой. При этом нарушители должны понимать, что за неповиновение законному распоряжению на них могут наложить административную ответственность. В то же время, предъявленное удостоверение водителя никак не ограничивает полномочия сотрудника ДПС. Желающие могут более подробно прочитать 185 приказ ГИБДД пункт 20.

3. Обе стороны могут использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

4. Условия передачи материального вознаграждения, документов или денег остались без изменений.

5. Административной процедурой считается любое из законных действий сотрудника ДПС, посредством них происходит выполнение возложенных на инспектора обязанностей. Это, в частности, означает, что при исполнении обязанностей инспектор МВД ГИБДД должен быть одет в служебную форму с нагрудным знаком.

6. Контроль за дорожным движением вменяется инспекторам МВД ГИБДД в обязанность. Для наблюдения за проезжей частью ему доступны технические средства, которые позволяют контролировать скоростной режим автомобилей, осуществлять видеонаблюдение, а также другие необходимые функции. Согласно новому пункту приказа, допускается контроль над дорожным движением с помощью фото- и видеосъемки из мест, которые скрыты от глаз водителей поворотами, рельефом местности или же дорожным оснащением . Автомобиль ДПС может быть оборудован средствами, способными вести запись автоматически. Однако если сотрудники МВД ГИБДД передвигаются на машине без цветографической схемы, они теряют право составлять протокол о наличии административного нарушения.

7. 185-й регламент запрещает останавливать автомобили в местах, где остановка запрещена, однако из этого правила могут быть исключения, касающиеся причины остановки.

8. Патрульный может попросить водителя покинуть его транспортное средство только в следующих случаях:

  • когда у водителя явно присутствуют признаки опьянения;
  • когда необходимо осуществить досмотр и личный осмотр;
  • когда необходимо устранить техническую неисправность автомобиля.

9. Причины остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД четко описаны в документе, поэтому водителям рекомендуется внимательно прочитать 185 приказ ГИБДД пункт 63 для ознакомления с ними.

Плюсы регламента №185 для водителей

В общем, с тех пор как административный регламент ГИБДД вступил в силу, действия сотрудников госавтоинспекции стали управляться именно этим нормативным актом. Из этого каждый водитель может извлечь следующие выгоды для себя:

  • если четко знать регламент, можно не тратить зря свои нервы во время общения с патрульными;
  • полную информацию по интересующему вопросу теперь можно получить в телефонном разговоре и обойтись без посещения приемной;
  • 185 приказ ГИБДД отбрасывает необходимость пересаживаться в машину сотрудников ДПС, а это сводит к минимуму их попытки решить происходящее «выгодным путем»;
  • четко указаны все причины для проведения досмотра автомобиля;
  • если конфликт всё же назревает, патрульный обязан предоставить номер телефона сотрудника более высокого ранга, чтобы водитель мог позвонить ему;
  • в случае обнаружения поддельных документов инспектор не может самостоятельно составить протокол;
  • вести видео- и аудиозапись разрешено, а значит, водитель может лучше себя защитить;
  • если осуществлялось освидетельствование на опьянение, при этом результат был получен отрицательный, инспектор должен доставить водителя к месторасположению его автомобиля;
  • эвакуация угрожает машине только до тех пор, пока ее владелец отсутствует. Если эвакуатор еще не начал свое движение, а водитель уже вернулся, автомобиль подлежит разблокированию;
  • в регламенте четко описаны причины остановки участников дорожного движения;
  • если сотрудник ДПС обнаружил в автомобиле видимые неисправности, он имеет право провести полный осмотр с целью обеспечения безопасности водителей и пешеходов;
  • приказ 185 ГИБДД с изменениями также запрещает инспектору изымать государственные номерные знаки автомобиля и отстранять владельца от управления, пока не составлен протокол о наличии административного правонарушения.

Минусы, которые регламент несет владельцам транспортных средств

Инспектор может провести освидетельствование водителя на опьянение прямо на месте, а в случае обнаружения неисправностей в автомобиле - составить протокол об административном правонарушении. Кроме того, сотрудники ГИБДД теперь могут наблюдать за дорогой «из кустов», а также использовать видео- и звукозаписывающие устройства, в результате применения которых будут видны агрессивные действия водителя.

Если внимательно читать административный регламент ГИБДД, становится ясно, что инспектор имеет право остановить любой автомобиль для проверки его технического состояния. Но это возможно только в случае проведения спецоперации, когда существует прямое указание начальства. Таким образом, сотрудник ДПС может проверить соответствие транспортного средства установленным нормам по чистоте выхлопов, тонировке стекол и т.п.

Небольшие неисправности машины (например, не работает одна фара) обязывают водителя немедленно отправиться на СТО для их устранения.

В данной статье описано лишь краткое содержание 185-го регламента ГИБДД. Всем водителям рекомендуется полностью ознакомиться с данным документом, чтобы досконально знать свои права. Но надо сказать, что в формулировках регламента можно обнаружить неточности, которые допускают трактовку отдельных моментов в пользу как одной, так и другой стороны.

В целом, за время действия 185-го регламента практика показала, что положительных моментов в этом документе намного больше, чем отрицательных.


Статья обновлена 12 Октября 2017 года после вступления в силу нового Приказа и обновления Администратвиного регламента МВД.

Новость об изменениях в всколыхнула интернет. И на сегодня данная новость приобрела самые разные очертания: кто-то придумал, что 185-й Приказ отменили, кто-то - что отменят, а кто-то, что внесут изменения . Отменили ли 185 Приказ ГИБДД или нет, а также несколько истин, которых важно знать рядовому водителю об этом приказе, мы поговорим в статье.

Начать, пожалуй, следует с того, что сам по себе Приказ №185 МВД РФ содержит в себе всего 4 пункта, и там вообще нет упоминания ни о правилах поведения сотрудниками ГАИ, ни об их обязанностях и прочих предписаний непосредственно для сотрудников МВД. Всё очень просто: этот приказ вводит в действие Административный регламент МВД, который и содержит все перечисленные пункты, и именно ему обязаны следовать сотрудники полиции. Поэтому правильно и грамотно для водителя ссылаться в контексте законодательства организации работы инспекторов ДПС именно на Административный регламент.

Отменили или отменят Приказ №185?

Отвечая на главный поставленный вопрос, следует отметить тот факт, что в июле 2017 года интернет начал кишить новостями-"утками", в которых речь шла только о предлагаемых изменениях в регламент. Речи о внесении таких изменений и, тем более, о вступлении таких изменений в силу не шло вовсе. Тем не менее, глухой телефон сработал отменно, и на сегодня приходится очень много слышать разных вариаций этого пока ещё мифа.

Правда заключается в том, что на сегодня, 27 Сентября 2019 года, Административный регламент обновлён, а 185 Приказ отменён, так как он вводил в действие старый регламент. Вместо него теперь действует Приказ №664, который и ввёл в действие текущий регламент МВД.

С 20 октября 2017 года действует новый приказ МВД № 664. Приказ 185 больше не в силе — его отменили . Ведомственный документ – 664 приказ ГИБДД – устанавливает требования к должностным функциям сотрудников дорожной полиции. Документ был утвержден в 2009 году и дополнен изменениями в последующие годы. В 2017 году с учетом всех критических замечаний и опыта урегулирования вопросов, возникающих в процессе дорожного движения, в целях более четкого соблюдения прав и обязанностей водителей и сотрудников ГИБДД, в приказ 664 внесены существенные дополнения.

Содержание документа: краткое описание

Административный регламент государственной дорожной инспекции описывает все вопросы, связанные с исполнением сотрудниками ГИБДД должностных обязанностей. В документе освещаются вопросы:

  • нормативное обоснование функции контроля безопасности дорожного процесса, порядок исполнения всех административных процедур;
  • права и обязанности инспекторов ГИБДД при общении с водителями;
  • состав административных процедур как меры наказания за нарушение водителями ПДД;
  • вопросы регулирования дорожного движения;
  • результат исполнения контрольной функции.

Регламентные вопросы описаны четко и максимально подробно, поэтому объем документа является значительным – более 20 страниц.

Самые важные аспекты приказа

Нормативный акт МВД состоит из 4 разделов и 18 приложений, в которых разъяснены вопросы взаимоотношений участников дорожного движения (водителей и пешеходов) с инспекторами ГИБДД, подробно перечисляются все административные процедуры вплоть до порядка досудебного обжалования решений о привлечении нарушителей к административной ответственности.

Наиболее значимыми для автолюбителей являются следующие аспекты приказа:

  1. Сведения о должностных лицах, обладающих контрольными полномочиями в сфере дорожного движения.
  2. Уточнение информации об участниках дорожного движения.
  3. Этические нормы и требования к профессиональному поведению сотрудников ГИБДД и иных должностных лиц полиции.
  4. Круг полномочий инспектора ГИБДД с разъяснениями, описывающими границы административных процедур, в том числе порядок ареста транспортного средства, задержания правонарушителей.
  5. Перечень средств, допустимых для исполнения контрольной функции сотрудниками ГИБДД.
  6. Требования к внешнему виду инспектора ГИБДД (форме одежды, иным атрибутам).
  7. Описание случаев, когда правомерно требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
  8. Уточнение ситуаций, когда водителю необходимо выйти из машины по требованию инспектора полиции.
  9. Правила проведения медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя, психотропных или наркотических средств.
  10. Законные случаи для проведения досмотра автомобиля.
  11. Вопросы о порядке привлечения к административной ответственности (вынесение определения, составления протокола, постановления-квитанции о штрафе за нарушение ПДД).

Помимо перечисленных аспектов в приказе имеется много нюансов и деталей, которые целесообразно изучить водителям, чтобы при необходимости уметь обоснованно отстаивать свою невиновность или успешно оспорить неправомерные действия должностных лиц ГИБДД.

Требования к поведению сотрудников ГИБДД

Согласно регламенту, инспектор ГИБДД при общении с водителем должен соблюдать ряд основных требований:

В соответствии с пунктом 20 приказа сотрудник ГИБДД всегда должен мотивировать свои требования. При обращении к водителю внятно называть свои данные: фамилию, звание, должность. При этом обращение должно быть корректным и исключительно на «Вы».

Для фиксации общения и обстоятельств дорожного правонарушения разрешено пользоваться техническими средствами (видеокамерой, диктофоном) не только инспекторам ГИБДД, но и водителям.

Основания для остановки автомобиля

Этот вопрос регламентирован пунктом 63 приказа. Основаниями для остановки ТС являются:

  • случаи нарушения ПДД, подтвержденные техническими средствами или визуально;
  • по ориентировке правоохранительных органов;
  • по информации дежурного сотрудника полиции (при проведении спецопераций оперативного характера, других нарядов);
  • для регулировки дорожного процесса;
  • в случае ДТП, если появилась необходимость в привлечении понятого;
  • при необходимости использования ТС в целях оперативной работы;
  • при необходимости проверки грузов, лиц, перемещающихся в машине (в рамках специальных оперативных мероприятий по решению уполномоченных должностных лиц);
  • при проверке документов на стационарных постах ДПС.

Остановка ТС запрещена в местах, не предусмотренных для этих целей ПДД, за исключением ситуаций, угрожающих здоровью граждан, при проведении розыскных мероприятий оперативного характера, совершении регулировки на дороге (пункт 66 регламента). При исполнении своих должностных обязанностей при пресечении административных правонарушений и при отказе водителя остановить автомобиль инспектор может применить огнестрельное оружие.

Требования к средствам фиксации правонарушений

Приказ устанавливает четкие требования к порядку документирования и технической фиксации правонарушений. Так, пунктом 46 приказа определены условия использования аппаратуры в процессе контроля дорожной ситуации.

К ним относятся следующие:

  • контрольно-измерительные приборы должны иметь сертификат качества и специальный допуск, позволяющий проводить измерения;
  • технические средства должны пройти метрологическую экспертизу, которая подтверждается соответствующим свидетельством;
  • мобильная техническая аппаратура должна храниться в отделении и использоваться в строгом соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями.

В соответствии с пунктом 43 приказа автомобиль ГИБДД на дороге должен быть отчетливо виден водителям, чтобы дать им возможность скорректировать движение и избежать правонарушения. Патрульный автомобиль дорожной полиции оформляется специальной цветной схемой.

Таким образом, приказ МВД № 664 содержит полный перечень требований к сотрудникам ГИБДД, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей по контролю за безопасностью дорожного движения. Знание содержания этого документа позволит водителям правильно выстроить свое общение с полицейскими, избежать случаев неправомерного привлечения к административной ответственности, а также эффективно оспорить штрафные санкции при необходимости.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что говорится в приказе МВД России от 02.03.2009 №185?

Если мы возьмем конституцию любого государства, то среди прочих в ней обязательно найдется статья в которой говорится, что все граждане равны перед законом.

В Российской Конституции это будет девятнадцатая статья:

  • все равны перед законом, независимо от расы, пола, национальности, языковой принадлежности и отношения (или не отношения) к религии.

Однако, мы часто можем наблюдать и на примере нашей страны, и на примерах большинства других стран, что равенство это провозглашено исключительно де-юре, или только на бумаге. А на самом деле некоторые люди перед законом «немного равнее», чем все остальные.

Объяснить этот факт можно по-разному: социальный статус, деньги решают все, связи и знакомства с нужными людьми, принадлежность к высшей касте и так далее.

Но можно найти еще одно простое объяснение - не все люди удосуживаются взять в руки хотя бы ту же Конституцию и почитать о своих правах. Практика показывает, что человек, разбирающийся в законодательстве, всегда сможет отстоять свои права в любой сфере: трудовые споры, проблемные кредиты, чиновничий беспредел на местах и так далее.

Водителям знать свои права не только нужно, а просто жизненно необходимо, поскольку они каждый день встречаются с представителями закона в лице инспекторов ГИБДД. А чтобы знать, что позволено сотрудникам ГИБДД и ДПС, а что запрещено, надо изучить такой документ, как «Приказ МВД № 185», который вступил в силу с сентября 2009 года. С тех пор в него вносилось несколько изменений, которые не особо повлияли на его суть.

Что регламентирует 185 приказ ГИБДД?

В этом приказе четко излагается круг задач сотрудников ГИБДД. Это довольно большой документ, состоящий примерно из 20-22 страниц. Если пропустить всякие преамбулы, ссылки на другие нормативные и законодательные акты, статьи Конституции и объяснительные записки, написанные малопонятным простому человеку канцелярским языком, то мы сможем выделить основные пункты:

  • кто имеет право контролировать и регулировать уличное движение;
  • кого можно считать участниками дорожного движения;
  • как сотрудники должны относиться к участникам ДД;
  • список полномочий сотрудников (тут указываются все процедуры от регулировки до задержания, запрета управлять ТС или даже ареста);
  • как обязаны выглядеть сотрудники ГАИ на своих постах;
  • как они должны осуществлять контроль за движением;
  • какие спецсредства при этом им можно использовать;
  • какие могут быть причины для остановки водителей и пешеходов;
  • когда водитель должен выходить из своей машины и когда нет;
  • при каких условиях может проводиться досмотр, сверка номеров, проверка документов, обыск;
  • как инспектор обязан составлять постановление-квитанцию о штрафе;
  • как проводить освидетельствование на алкогольное опьянение.

И таких вопросов, которые действительно интересуют каждого водителя, в данном законе можно найти еще очень много. Но самое главное состоит в том, что все эти знания можно реально использовать на практике, доказывая свою невиновность или неправомерность действий сотрудника ГИБДД.

Одним словом, рассмотреть в таком небольшом тексте все аспекты 185 приказа просто невозможно, поэтому команда водительского портала сайт настойчиво рекомендует своим читателям скачать (внизу страницы), распечатать этот закон, внимательно прочитать и запомнить самые важные пункты.

Мы же вкратце остановимся на некоторых моментах.

Как должны себя вести представители ГАИ?

Контроль за соблюдением ПДД осуществляют:

  • федеральный орган управления ГИБДД;
  • региональные отделения ГИБДД - районные, городские, областные, краевые;
  • представители МВД (полиции) на специальных объектах или в зоне проведения различных операций.

Все лица, допущенные к выполнению таких обязанностей, главным образом инспекторы ГАИ, должны быть при форме, иметь номерной значок на груди, служебное удостоверение.

Очень важный момент - обращаться к участникам ДД (дорожного движения) они должны вежливо, на «Вы», предъявлять удостоверения, объяснять внятно причину остановки (рассмотрим этот вопрос ниже), не должны запрещать пользоваться диктофонами или видеорегистраторами. В свою очередь инспектор тоже может записывать разговор на видео или аудио.

С документами обращаться положено аккуратно. Если в документе находятся деньги, инспектор обязан вернуть его назад и попросить передать ВУ без посторонних бумаг.

В крайних случаях допускается применять силовое воздействие - инспектор «обязан пресечь на месте противоправные действия», если есть явная угроза для него или окружающих.

Контроль может осуществляться:

  • на патрульной машине в движении, либо в стационарном положении;
  • в пешем порядке;
  • на стационарном посту.

Использование любых других ТС запрещено, кроме патрульных. Контроль может вестись в скрытой или открытой формах, но в полном соответствии с требованиями законодательства.

Фото из документа.

Причины для остановки участников ДД

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Пункты с 63 по 83-й являются самыми интересными - в них объясняются причины остановки ТС или пешеходов, и как обязаны себя вести в той или иной ситуации сотрудники ГИБДД и участники дорожного движения.

Причины остановки следующие:

  • несоответствия ТС правилам эксплуатации - световые приборы, грязные номера, перегруз, поломки и так далее;
  • нарушение ПДД водителем или пешеходом;
  • наличие ориентировок для поимки и задержания ТС в розыске;
  • проведение различных спецопераций;
  • нужно использовать автомобиль для пресечения противоправных действий;
  • помощь пострадавшим, опрос свидетелей ДТП.

Обратите внимание, что просто останавливать автомобиль и требовать предъявить документы на него разрешается только на постах ДПС.

Если вас останавливают, инспектор должен указать место для остановки, незамедлительно подойти, объяснить причину, предъявить удостоверение.

Выходить из автомобиля водитель должен лишь в следующих случаях:

  • для устранения неисправности;
  • если присутствует запах алкоголя или признаки опьянения;
  • для проверки кузовных номеров и ;
  • для оказания помощи пострадавшим или если того требует совершение процессуальных действий.

Также покинуть салон автомобиля могут заставить и в том случае, если по мнению сотрудника водитель может представлять опасность для него лично или для других участников ДД.

Сотрудник ГИБДД имеет право попросить водителя изменить месторасположения автомобиля, если тот:

  • мешает другим участникам ДД;
  • находиться на проезжей части опасно.

Также, если того требует дело, водителю могут предложить перейти в патрульное авто.

В самом приказе все эти пункты описываются более детально, и мы бы советовали обратиться непосредственно к первоисточнику, чтобы знать, как вести себя в той или иной ситуации, которая может возникнуть на дороге.

  • передача информации другим постам или дежурному;
  • начинать преследование и принять меры к принудительной остановке.

Принудительная остановка может проводиться как силами патруля, так и с помощью вызова подкрепления, вплоть до авиации и спецтехники. Могут быть перекрыты дороги. Перекрытие дорог с помощью грузовых автомобилей допускается для предотвращения реальной опасности окружающим. Кроме того, если закон предусматривает, то инспектор может воспользоваться и огнестрельным оружием - одним словом, лучше сразу остановиться, чем принимать огонь на себя.

Пункты 77-81 посвящены теме остановки пешехода, если тот нарушил ПДД.

Постановление-квитанция о выписке штрафа

После двух десятков пунктов, посвященных проверке документов и сверке номеров, рассматривается еще одна важная тема - выписка штрафов.

Выписывать квитанцию сотрудник имеет лишь в том случае, если провинившийся согласен с таким решением и не открещивается от своей вины. Как мы помним из КоАП, за многие нарушения не указаны точные суммы штрафа (от 500 до 800 руб. или от 3000 до 4000 руб.), может также быть только предупреждение за некоторые нарушения.

Точную сумму прописывает сам инспектор, учитывая разные смягчающие обстоятельства и имущественный статус водителя.

Если нарушил ПДД несовершеннолетний, которому уже есть 16 лет, штраф на месте не может быть выписан, потому что о всех таких административных нарушениях должен быть извещен прокурор, поэтому составляется протокол о нарушении и передается в соответствующие инстанции. Это же касается курсантов и служащих срочной службы.



Поделиться