Вопросы и задания к главе II. Вопросы и задания к главе II Значение на начало периода

После изучения теоретического материала раздела необходимо ответить на следующие вопросы.

  • 1. С какой целью пользователи используют информация о финансовом положении фирмы?
  • 2. Раскройте назначение основных составляющих информационной базы финансового положения фирмы
  • 3. Что необходимо учитывать при использовании бухгалтерской отчетности фирмы?
  • 4. Раскройте сущность традиционных методов анализа финансовой отчетности фирмы на конкретных примерах
  • 5. Какие необходимо соблюдать принципы проведения анализа финансового положения фирмы?
  • 6. В какой финансовой отчетности отражается информация о стоимости ресурсов фирмы и источниках их финансирования?
  • 7. В какой финансовой отчетности отражается информация о финансовых результатах деятельности фирмы?
  • 8. Какая информация отражается в отчете о движении денежных средств?
  • 9. Перечислите основные направления анализа финансового положения
  • 10. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки эффективности деятельности фирмы?
  • 11. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки деловой активности фирмы?
  • 12. Раскройте сущность понятий «производственный цикл» и «операционный цикл» на конкретных примерах
  • 13. Раскройте сущность понятия « финансовый цикл» и покажите на конкретных примерах его взаимосвязь с «операционным циклом»
  • 14. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки структуры капитала фирмы?
  • 15. Какие абсолютные и относительные показатели используются для оценки ликвидности ресурсов фирмы?
  • 16. Какие абсолютные и относительные показатели используются при оценке способности фирмы покрывать расходы, связанные с оплатой счетов по краткосрочным обязательствам?
  • 17. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе долгосрочной платежеспособности фирмы?
  • 18. В чем различие и связь между показателями эффективности и показателями деловой активности?
  • 19. Какие абсолютные и относительные показатели используются при анализе движения денежных средств фирмы?

Тесты:

Тест 1. Классификация источников финансирования на собственные и заемные средства используется для характеристики:

  • 2. финансовой устойчивости;

Тест 2. Классификация источников финансирования на долгосрочные и краткосрочные заемные средства используется для характеристики:

  • 1. платности источников финансирования;
  • 2. финансовой устойчивости;
  • 3. эффективности использования источников

Тест 3. Термин «заемный капитал» характеризует:

  • 1. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам предприятия;
  • 2. долю стоимости имущества, принадлежащего собственникам и сторонним инвесторам, которые могут вмешиваться в управление предприятием;
  • 3. долю стоимости имущества, принадлежащего сторонним инвесторам, которые не могут вмешиваться в управление предприятием

Тест 4. Выручка от продажи продукции организации составила в базисном периоде 3377 тыс. руб., в отчетном - 4302 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных фондов составила 36,87 тыс. руб., в базисном году, в отчетном - 50,18 тыс.руб. Рассчитайте, как повлияло на выручку изменение эффективности использования основных фондов:

  • 1. выручка снизилась на 294 тыс. руб.
  • 2. выручка увеличилась на 294 тыс. руб.
  • 3. выручка увеличилась на 1219 тыс.руб.

Тест 5. Фондоотдача активной части основных средств в отчетном году равна 1,79 руб. Какова среднегодовая стоимость всех основных средств, если выручка от продаж составила 473 754 тыс.руб., а удельный вес активной части основных средств в общей их стоимости - 83%:

  • 1. 264542 тыс. руб. ;
  • 2 318876тыс.руб. ;
  • 3 258630 тыс. руб.

Тест 6. Определить, как изменился коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, если объем продукции - соответственно в базисный и отчетный года составляют 120 и 145, сумма оборотного капитала соответственно составляют - 38 и 44:

  • 1. увеличился на 4%
  • 2. снизился на 2%
  • 3. увеличился на 14%

Тест 7. Произошло ли ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и денежных средств организации в отчетном году, если выручка от продаж составила 80 млн.руб., среднегодовая величина дебиторской задолженности - 20 млн.руб., денежных средств - 5 млн., а время оборота в году, предшествующему отчетному - 110 дн.

  • 1. Оборачиваемость не изменилась
  • 2. Нет, произошло замедление на 2,5 дня
  • 3. Да, произошло ускорение на 10 дней

Тест 8. По данным финансовой отчетности предприятия коэффициенты оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности соответственно равны 9,7 и 32,4. Определите длительность операционного цикла:

  • 1. 54,31 дня;
  • 2 48, 22 дня;
  • 3 42,65 дня

Тест 9. Определить рентабельность собственного капитала, если чистые активы - 5000 тыс. руб., чистая прибыль 1100 тыс. руб., совокупные обязательства 8 000 тыс. руб.:

  • 1 42 %;
  • 2 20 %;
  • 3 22 %

Тест 10. Величина оборотных активов равна 2,35 млн. руб., текущие обязательства - 1,68 млн. руб. Если нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2, то, на сколько необходимо увеличить оборотные активы фирмы:

  • 1. 1,01 млн. руб.
  • 2. 2,35 млн. руб.;
  • 3. 1,34 млн. руб.;
  • 4. 0,67 млн. руб.

Тест 11. Величина чистой прибыли за отчетный год составила 50 млн. руб., на дивиденды решено направить 35 млн. руб., сумма собственного капитала - 100 млн. руб. Каково будет значение коэффициента реинвестирования:

  • 1. 70%
  • 2. 30%;
  • 3. 50%;
  • 4. 35%

Тест 12. Объем продаж равен 75 млн. руб., сумма активов - 10 млн. руб., собственного капитала - 6,5 млн. руб. Определите капиталоемкость бизнеса:

  • 1. 22,0%;
  • 2. 8,67%;
  • 3. 13,33%;
  • 4. 7,5%

Тест 13. Определите коэффициент автономии, если соотношение собственных и заемных средств составляет 3 к 1:

  • 1. 0,50;
  • 2. 0,75;
  • 3. 3,0;
  • 4. 0,33

Тест 14. Определите рентабельность собственного капитала, если рентабельность активов равна 9,21%, сумма активов - 10212 млн. руб., сумма собственного капитала - 4085 млн. руб.:

  • 1. 23,02%;
  • 2. 25,0%;
  • 3. 2,5%;
  • 4. 40,0%

Тест 15. Определите степень эффективности использования имущества, если выручка составляет 80 млн. руб., норма чистой прибыли - 0,15, среднегодовая сумма активов - 40 млн. руб.:

  • 1. 30%;
  • 2. 50%;
  • 3. 15%;
  • 4. 33,3%

Тест 16. Сумма активов фирмы - 100 млн. руб., внеоборотные активы- 52 млн. руб., коэффициент автономии равен 0,65, долгосрочных обязательств нет. Определите величину собственных оборотных средств:

  • 1. 18 млн. руб.;
  • 2. 65 млн. руб.;
  • 3. 33 млн. руб.;
  • 4. 13 млн. руб.

Тест 17. Анализ ликвидности баланса позволяет:

  • 1. оценить эффективность вложения средств в данное предприятие;
  • 2. оценить достаточность средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;
  • 3. оценить структуру активов

Тест 18. Определить коэффициент абсолютной ликвидности, если организация имеет задолженность перед поставщиками 400 тыс. руб., непогашенный долгосрочный кредит 200 тыс. руб., денежные средства на эту дату в кассе и на расчетном счете организации было 52 тыс. руб., краткосрочных финансовых вложений - 35 тыс. руб.:

  • 1. 0,15;
  • 2. 0,22;
  • 3. 0,13

Тест 19. На основе проведенного анализа структуры баланса, в начале года и в конце года значения коэффициента текущей ликвидности соответственно равны: 2,58 и 2,12, коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами соответственно 0,45 и 0,47. Дать оценку изменению структуре баланса и платежеспособности организации:

1. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение года после даты составления баланса;

2. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение 6 месяцев после даты составления баланса;

3. структура баланса удовлетворительная, организация сохранить

свою платежеспособность в течение 3 месяцев после даты составления баланса

Тест 20. Рассчитать коэффициент текущей ликвидности, если размер внеоборотных активов 1500, а в составе оборотных активов: запасы 900 тыс. руб., НДС 50 тыс. руб., дебиторская задолженность более 1 года 120 тыс. руб., Источники формирования имущества 2800 тыс. руб., в том числе краткосрочные кредиты 200 тыс. руб., долгосрочные кредиты 180 тыс. руб., кредиторская задолженность 400 тыс. руб.

  • 1. 2,17;
  • 2. 1,88;
  • 3. 1,92

Задания

Задание 1. Определить динамику абсолютных и относительных показателей, влияющих на финансовое положение фирмы, используя основные показатели деятельности предприятия, приведенные в следующей таблице. Результаты анализа занести в таблицу.

Показатели финансового состояния предприятия

Показатель

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Тир., %

Исходная информация (тыс. руб.)

Активы, в том числе:

1.1. Основные средства

1.2. Оборотные средства, в том числе:

Производственные запасы

Запасы готовой продукции

Дебиторская задолженность

Денежные средства и эквиваленты

1. Собственный капитал, в том числе

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

2. Заемный капитал, в том числе:

Долгосрочные заемные средства

Краткосрочные заемные средства, в том числе

Краткосрочные кредиты и займы

Кредиторская задолженность

Собственные оборотные средства

Относительные показатели , руб./руб.

Коэффициент автономии, Кав

Коэффициент мобильности собственных средств, Кмобс

Коэффициент финансовой устойчивости, Кфу

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага), Кфа

Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс

Коэффициент критической ликвидности, Ккрт

Коэффициент текущей ликвидности, Ктек

Коэффициент обеспеченности активов собственными средствами, Ксообс

Задание 2. Определить интенсивность использования ресурсов и источников финансирования, если выручка от продаж составила 458 900 тыс. руб. Дать оценку эффективности хозяйственной деятельности, учитывая размер прибыли от продаж в размере 150 000 тыс. руб. Расчетные показатели интенсивности и эффективности хозяйственной деятельности занести в следующую таблицу

Показатели рентабельности по прибыли от продаж, руб. /руб.

Рентабельность продаж, Рпр

Рентабельность активов, Рак

Рентабельность собственного капитала, Рсобк

Показатели деловой активности, руб./руб.

Коэффициент оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости собственных средств

Продолжительность оборота в днях (продолжительность года - 365 дней)

Продолжительность оборота оборотных активов

Продолжительность оборота запасов

Продолжительность оборота дебиторской задолженности

Продолжительность оборота кредиторской задолженности

Продолжительность оборота собственных средств

Продолжительность операционного цикла

Продолжительность финансового цикла

Задание 3. Используя модель Дюпона, предложите варианты увеличения эффективности активов на 25 %

Задание 4. Используя модель Дюпона, определите как изменится эффективность собственных средств, если рентабельность продаж увеличить на 15 %, а интенсивность использования собственных средств увеличить на 20 % ?

Задача 1. По результатам отчетного года выручка от продаж составила 33304 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 270 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 38459 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 20 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 25 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год. (374,15 тыс.

Задача 2. Деятельность фирмы характеризуется следующими показателями: денежные средства на начало года составили 600 тыс. руб. Положительный денежный поток от всех видов деятельности составил 76000 тыс. руб., а отрицательный денежный поток 74500 тыс. руб. Дать оценку ликвидности денежных потоков и платежеспособности фирмы.

Задача 3. Деятельность фирмы характеризуется показателями: выручка от продаж 56000 тыс. руб., средний остаток денежных средств составил 180 тыс. руб. Фактический размер отрицательного денежного потока операционной деятельности - 52000 тыс. руб. На следующий год возможен его прирост на следующий год на 12 %. Планируется повысить эффективность использования денежных средств на 15 %.Определить плановый остаток денежных средств на следующий год.

Задание 1. Запишите даты следующих событий:
съезд князей в Любече - 1097 год;
Невская битва - 1240 год;
Ледовое побоище (битва на Чудском озере) - 1242 год;
первое летописное упоминание о Москве - 1147 год.

Задание 2. Запишите имена людей, возглавлявших:
общерусские походы против половцев - Владимир Мономах;
битвы против шведских феодалов и немецких рыцарей - Александр Невский ;
оборону Москвы от монгольских войск - Филипп Нянька ;

Задание 3. Запишите названия терминов.
Владения младших членов княжеского рода - удел, удельное княжество ;
Представитель ордынского хана на Руси - баскак ;
Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды - выход ;
Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих владениях - ярлык .

Задание 4. Придумайте и запишите рассказ о жизни русского человека в период ордынского владычества.
Задание выполняется самостоятельно. Примерный рассказ:
«Решили монголы ввести на земле русской такие же порядки, как и в других по-коренных ими землях. Прибыли на Русь монголы с намерением пересчитать все население, потому и в народе прозвали их «численниками». Население они переписывали по домам и устанавливали поборы. Самая большая подать - выход, которая взималась мехами и была очень велика. Но помимо выхода на людей налагали подводные и военные повинности, по которым население должно было давать лошадей, а само служить в войске монгольском. Собирать дань, доставлять ее в Орду и набирать войско из русских людей должны были баскаки. Собирали для этого специальные отряды, в которых много было и русских, но все командиры (десятники, сотники, темники) были монголы. С помощью этих отрядов баскаки следили за сбором дани и держали в повиновении население. От дани и других повинностей монгольские ханы освободили только церковников и монастыри, рассчитывая на поддержку духовенства, в чем и не ошиблись: часть церковников, как и часть князей, «верой и правдой» служила поработителям русской земли, призывая народ к смирению."

  • 1. Обрисуйте структуру социологической программы.
  • 2. Разъясните, что содержится в теоретико-методологической части социологической программы.
  • 3. Раскройте содержание методико-процедурной части программы.
  • 4. Расскажите о возможностях измерения социальных явлений.
  • 5. Уточните, как необходимо готовить отчет о результатах исследования и осуществлять прогнозирование развития исследуемого объекта.
  • 6. Составьте рабочую программу для социологического исследования на тему: «Проблема трудоустройства студентов».
  • 7. Подготовьте инструментарий для проведения социологического опроса по любой интересующей вас теме и проведите его среди однокурсников. Обработайте полученную информацию.
  • 8. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выбрать именно те факты, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопрос, интересующий исследователя и поощряющий его к проведению исследования?»
  • 9. Специфика изучения общественных явлений состоит в том, что социальные науки в большей мере, чем естественные, затрагивают интересы людей. Поэтому проблема достоверности (беспристрастности) социологических исследований очень важна. Можно ли решить эту проблему?
  • 10. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-то заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Как вы при этих условиях могли бы определить понятие «проблема»?

Библиографический список к главе 2

  • 1. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с.
  • 2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2010. - 296 с.
  • 3. Добренькое В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2011. - 768 с.
  • 4. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 834 с.
  • 5.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб, пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с.
  • 6. Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е. В. Тихонова. - М.: Academia, 2012. - 368 с.
  • 7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : До- бросвет, 2000. - 596 с.

Вопросы и задания к главе 2

1. Что такое суждение? Чем оно отличается от понятия? Приведите, самостоятельно подобрав, пять примеров суждений. В каких языковых формах выражается суждение? Почему вопросительные и восклицательные предложения не могут выражать собой суждения? Что такое риторические вопросы и риторические восклицания? Могут ли они быть формой выражения суждений?

2. Какие из приведенных ниже выражений являются языковыми формами суждений, а какие не являются? Обоснуйте свой ответ.

а) Мы все учились понемногу…

б) Попробуй-ка двигаться со скоростью света!

в) средняя школа № 469 г. Москвы

г) Как тебе только не стыдно?

д) Каким образом решается знаменитая задача о квадратуре круга?

е) общая теория относительности А. Энштейна

ж) Почему нельзя делить на ноль?

з) бескрайние просторы Вселенной.

3. Почему понятия не могут быть истинными или ложными, в отличие от суждений? Что такое двузначная логика? Какова структура суждения? Придумайте пять суждений и укажите в каждом из них субъект, предикат, связку и квантор. В каких отношениях могут быть субъект и предикат суждения? Приведите по три примера для каждого случая отношений между субъектом и предикатом: равнозначности, пересечения, подчинения, несовместимости.

4. Определите отношения между субъектом и предикатом и изобразите их с помощью круговых схем Эйлера для следующих суждений:

а) Некоторые грибы несъедобны.

б) Параллельные прямые не пересекаются.

в) Д. И. Менделеев – создатель периодической системы химических элементов.

г) Солнце – это одна из звезд.

д) Не все спортсмены являются олимпийскими чемпионами.

5. Что такое атрибутивные, экзистенциальные и релятивные суждения? Приведите, самостоятельно подобрав, по пять примеров для атрибутивных, экзистенциальных и релятивных суждений. В приведенных ниже суждениях найдите атрибутивные, экзистенциальные и релятивные.

а) Существуют глобальные проблемы современного мира.

б) Гималайские горы намного выше альпийских.

в) Бытие есть, небытия же нет.

г) Создателем атомистического учения считается древнегреческий философ Демокрит.

д) Скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света.

6. Возможно ли представить экзистенциальные и релятивные суждения как атрибутивные? Если возможно, то почему? Какие суждения называются в логике простыми? На каком основании подразделяются на виды простые суждения? Почему они делятся именно на 4 вида? Охарактеризуйте все виды простых суждений: название, структура, условное обозначение, пример. К каким суждениям, общим или частным, – относятся суждения с единичным объемом субъекта? Откуда взяты буквы для обозначения видов простых суждений?

7. В каких отношениях могут быть субъект и предикат в каждом из видов простых суждений? Подумайте, почему в суждениях вида А субъект и предикат не могут пересекаться или быть несовместимыми? Почему в суждениях вида I субъект и предикат не могут находиться в отношениях равнозначности или несовместимости? Почему в суждениях вида Е субъект и предикат не могут быть равнозначными, пересекающимися или подчиненными? Почему в суждениях вида О субъект и предикат не могут находиться в отношении равнозначности или несовместимости? Изобразите кругами Эйлера возможные отношения между субъектом и предикатом во всех видах простых суждений.

8. Определите вид приведенных ниже простых суждений и отношение между субъектом и предикатом в каждом из них.

а) Все треугольники – это геометрические фигуры с суммой внутренних углов в 180°.

б) Некоторые леса являются хвойными.

в) Некоторые политики являются писателями.

г) Все электроны – это элементарные частицы.

9. Что такое термины суждения? В каком случае термин суждения считается распределенным, а в каком – нераспределенным? Как с помощью круговых схем Эйлера возможно установить распределенность терминов в простом суждении? Какова распределенность терминов во всех видах простых суждений и во всех случаях отношений между их субъектом и предикатом? Зачем нужны знания о распределенности терминов в простых суждениях и умение ее устанавливать?

10. С помощью круговых схем Эйлера установите распределенность терминов в следующих суждениях:

а) Все насекомые являются живыми организмами.

б) Некоторые книги – это учебники.

в) Некоторые учащиеся не являются успевающими.

г) Все города – это населенные пункты.

д) Ни одна рыба не является млекопитающим.

е) Некоторые древние греки являются знаменитыми учеными.

ж) Некоторые небесные тела – это звезды.

з) Все ромбы с прямыми углами – это квадраты.

11. Приведите пример суждения указанного вида и с указанной распределенностью терминов (обратите внимание на то, что некоторые из предложенных для составления суждений не могут существовать; укажите их).

а) Суждение вида А, в котором субъект распределен (далее S+), а предикат нераспределен (далее P-).

б) Суждение вида А, в котором S– и P-.

в) Суждение вида А, в котором S-, а P+.

г) Суждение вида А, в котором S+ и P+.

д) Суждение вида I, в котором S+ и P+.

е) Суждение вида I, в котором S– и P-.

ж) Суждение вида I, в котором S+ и P-.

з) Суждение вида I, в котором S-, а P+.

и) Суждение вида E, в котором S– и P-.

к) Суждение вида E, в котором S+, а P-.

л) Суждение вида E, в котором S-, а P+.

м) Суждение вида E, в котором S+ и P+.

н) Суждение вида O, в котором S+ и P+.

о) Суждение вида O, в котором S– и P-.

п) Суждение вида O, в котором S+, а P-.

р) Суждение вида O, в котором S-, а P+.

12. Что значит преобразовать простое суждение? Какие существуют способы преобразования простых суждений? Каким образом осуществляется операция обращения? Возьмите три каких-нибудь суждения и сделайте с каждым из них обращение. Как происходит обращение во всех видах простых суждений и во всех случаях отношений между их субъектом и предикатом? Какие суждения не поддаются обращению?

13. Что такое превращение? Возьмите три любых суждения и совершите с каждым из них операцию превращения. Что представляет собой операция противопоставления предикату? Возьмите три каких-нибудь суждения и преобразуйте каждое из них путем противопоставления предикату. Каким образом знания о распределенности терминов в простых суждениях и умение ее устанавливать с помощью круговых схем может помочь в проведении операций преобразования суждений?

14. Почему частноутвердительные суждения (I) не поддаются преобразованию путем противопоставления предикату? Возьмите какое-нибудь суждение вида А и совершите с ним все операции преобразования с помощью использования круговых схем и установления распределенности терминов. Сделайте то же самое с каким-нибудь суждением вида Е.

15. Преобразуйте следующие суждения путем обращения, превращения и противопоставления предикату.

а) Все треугольники не являются квадратами.

б) Все деревни являются населенными пунктами.

в) Все школы не являются вузами.

г) Все автомобили являются средствами передвижения.

16. Чем отличаются сравнимые суждения от несравнимых? Приведите по три примера сравнимых и несравнимых суждений. Что такое совместимые и несовместимые суждения? Приведите по три примера совместимых и несовместимых суждений. В каких отношениях могут быть совместимые суждения? Приведите по два примера для отношений равнозначности, подчинения и частичного совпадения.

17. В каких отношениях могут быть несовместимые суждения? Приведите по три примера для отношений противоположности и противоречия. Почему противоположные суждения могут быть одновременно ложными, а противоречащие не могут? Что представляет собой логический квадрат? Каким образом он изображает отношения между суждениями? Почему логический квадрат не изображает отношение равнозначности? Как с помощью логического квадрата определять отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями?

18. Каковы все случаи отношений между истинностными значениями простых сравнимых суждений? Каким образом делаются выводы об их истинности с помощью логического квадрата? Возьмите какое-нибудь истинное суждение вида А и сделайте из него выводы об истинности сравнимых с ним суждений видов Е, I, О. Сделайте то же самое, когда исходное суждение вида А является ложным. Возьмите какое-нибудь истинное суждение вида Е и сделайте из него выводы об истинности сравнимых с ним суждений А, I, О. Сделайте то же самое, когда исходное суждение вида Е является ложным.

19. Установите с помощью логического квадрата, в каких отношениях находятся следующие суждения:

а) Во всем есть смысл и Ни в чем нет смысла.

б) Некоторые писатели – фантасты и Некоторые писатели – не фантасты.

в) Все русские цари – это самодержцы и Александр II – это самодержец.

г) Ни одно существо не бессмертно и Некоторые существа бессмертны.

д) Все полезно и Все бесполезно.

е) Ф. М. Достоевский является знаменитым русским писателем и Автор романа «Бесы» – это знаменитый русский писатель.

ж) Некоторые философы являются материалистами и Некоторые философы не являются материалистами.

20. Что такое сложное суждение? На каком основании выделяются виды сложных суждений? Охарактеризуйте все виды сложных суждений: название, союз, условное обозначение, формула, пример. Чем отличается нестрогая дизъюнкция от строгой? Как отличить импликацию от эквиваленции? Каким образом возможно определить вид сложного суждения, если в нем вместо союзов «и», «или», «если… то» употребляются какие-либо другие союзы? Приведите по три примера для каждого вида сложных суждений, не используя при этом союзов «и», «или», «если…то».

21. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения.

а) Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением.

б) Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны.

в) Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому.

г) Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.

д) Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.

е) Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй.

ж) Когда человек льстит, он лжет.

з) Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже.

и) Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны. к) Вместо того, чтобы пойти в школу, он пошел гулять. л) Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно. м) То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность.

н) Он не готовился к занятиям или систематически прогуливал их.

п) Деревья качаются, потому что дует ветер.

р) Хотя на море разыгрался шторм, корабль неуклонно двигался своим курсом.

с) Глаза боятся, а руки делают.

т) Если с утра шел дождь, то к полудню прояснилось.

22. От чего зависит истинность сложных суждений? Какие значения истинности принимают конъюнкция, нестрогая и строгая дизъюнкция, импликация, эквиваленция и отрицание в зависимости от всех наборов истинностных значений входящих в них простых суждений?

23. Что представляет собой логическая процедура формализации высказывания или рассуждения? Придумайте какое-нибудь рассуждение и совершите его формализацию. Формализуйте следующие рассуждения.

а) Если какое-либо вещество является металлом, то оно электропроводно. Медь является металлом. Следовательно, медь электропроводна.

б) Известный английский философ Фрэнсис Бэкон жил в XVII веке или в XV веке, или в XIII веке. Фрэнсис Бэкон жил в XVII веке. Следовательно он не жил ни в XV веке, ни в XIII веке.

в) Если ты не упрям, то ты можешь изменить свое мнение. Если же ты можешь изменить свое мнение, то ты способен признать данное суждение ложным. Следовательно, если ты не упрям, то ты способен признать данное суждение ложным.

г) Если сумма внутренних углов геометрической фигуры равна 180° то такая фигура является треугольником. Сумма внутренних углов данной геометрической фигуры не равна 180°. Следовательно, данная геометрическая фигура не является треугольником.

д) Леса бывают хвойными или лиственными, или смешанными. Этот лес не лиственный и не хвойный. Следовательно, этот лес смешанный.

24. Что представляют собой тождественно-истинные формулы, тождественно-ложные и выполнимые? Что можно сказать о рассуждении, если результатом его формализации является тождественно-истинная формула? Каким будет рассуждение, если его формализация выражается тождественно-ложной формулой? Каковы, с точки зрения логической верности, рассуждения, которые при формализации приводят к выполнимым формулам?

25. Каким образом возможно определить вид той или иной формулы, выражающей собой результат формализации некого рассуждения? По какому алгоритму строятся и заполняются таблицы истинности для логических формул? Придумайте какое-нибудь рассуждение, формализуйте его и с помощью таблицы истинности определите вид получившейся формулы.

26. С помощью построения таблицы истинности определите вид формулы, и, соответственно, – логическую верность того рассуждения, которое она выражает.

а) Если горная порода длительное время подвергается воздействию солнечных лучей, то она разрушается. Данная горная порода не подвергалась длительное время воздействию солнечных лучей. Следовательно, она не разрушается.

б) Когда человек льстит, он лжет. Когда человек лжет, он умышленно искажает истину. Следовательно, когда человек льстит, он умышленно искажает истину.

в) Призовое место займет команда «Спартак» или команда «Динамо». Однако, известно, что призовое место займет команда «Спартак». Следовательно, команда «Динамо» не займет призовое место.

г) Он изучает английский или немецкий. Он изучает английский. Следовательно, он не изучает немецкий.

27. Что такое вопрос? Почему вопрос не может быть суждением? В чем заключается близость вопроса и суждения? Чем отличаются исследовательские вопросы от информационных? Приведите по пять примеров исследовательских и информационных вопросов. Что представляют собой категориальные и пропозициональные вопросы? Приведите по пять примеров категориальных и пропозициональных вопросов.

28. Охарактеризуйте приведенные ниже вопросы с точки зрения их принадлежности к исследовательским или информационным, а также – категориальным или пропозициональным.

а) Когда был открыт закон всемирного тяготения?

б) Смогут ли жители Земли расселиться на других планетах Солнечной системы?

в) В каком году родился Наполеон?

г) Каково будущее человечества?

д) Возможно ли предотвратить третью мировую войну?

е) Что такое тригонометрия?

ж) Можно ли измерить расстояние от Земли до Луны?

з) Кто является создателем квантовой теории?

и) Чем отличаются естественные науки от гуманитарных?

к) Вел ли Древний Рим продолжительные завоевательные войны?

л) В чем смысл человеческой жизни?

м) Где находится самое высокое место земного шара?

н) Чему равна скорость света?

о) Что такое любовь?

п) Верно ли, что геоцентрическая картина мира появилась еще в древности?

р) Как зародилась жизнь во Вселенной?

с) Достигнут ли люди когда-нибудь всеобщего процветания?

29. Какова логическая структура вопроса? Приведите пример категориального исследовательского вопроса и выделите в нем основную (базисную) и искомую части. Сделайте то же самое с категориальным информационным вопросом, пропозициональным исследовательским вопросом и пропозициональным информационным вопросом. Какие вопросы являются логически корректными, а какие – некорректными? Приведите по пять примеров логически корректных и некорректных вопросов. Может ли быть у логически корректного вопроса ложная основная часть? Достаточно ли для определения корректного вопроса требования истинности его основной части? Что объединяет логически корректные категориальные и пропозициональные вопросы? Какие вопросы, среди логически некорректных являются провокационными или софистическими? Приведите три примера подобных вопросов.

30. Какие из приведенных ниже вопросов являются логически корректными, а какие некорректными?

а) Во сколько раз планета Юпитер превосходит по размерам Солнце?

б) Какова площадь Тихого океана?

в) В каком году В. В. Маяковский написал поэму «Облако в штанах»?

г) Как долго продолжалось плодотворная совместная научная работа Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна?

д) Чему равна длина экватора земного шара?

е) Каковы основные идеи знаменитого романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

ж) Под каким номером находится в периодической системе Д. И. Менделеева химический элемент меркурий?

з) В каком месте солнечной системы располагается галактика Млечный путь?

и) Быстрее ли звука движется свет?

1. Как вы понимаете формальную или семантическую повторяемость уникальных суффиксов? Выделите абсолютно и относительно уникальные суффиксы в следующих словах: попадья, королева, колея, дороговизна, кольчуга, синева, мшара, брависсимо, престиссимо, пианиссимо, фортиссимо.

2. Определите значение уникальных словообразовательных суффиксов в следующих словах: кухмистер, кафешантан, лентяй, слюнтяй, бывальщина, пастырь, архивариус, сценариус, мотыга, торопыга.

3. Учитывая традиционную классификацию аффиксов, установите виды аффиксов в составе следующих слов: молот – рыба, меч – рыба, луна – парк, луна – рыба, ничегонеделание, отсебятина, немогузнайка, дуракаваляние, гололедица, разновидность, простолюдин.

4. Отметьте случаи явления современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности, происходит образование форм с пропущенным звеном в словообразовательной цепочке. Прведите примеры.

5. Используя примеры из предыдущего задания, проанализируйте статус слов, появившихся в современном русском языке в результате чересступенчатого словообразования. Почему исследователь Е.А. Левашов, считает эти формы псевдопричастными?

Еще по теме Вопросы и задания к главе II:

  1. Глава 2. Характерные черты Смутного времени. Основные деятели.
  2. Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
  3. Глава 13. Охрана ителлектуальной собственности в сфере массовой информации
  4. Глава 5. Регулирование аграрных отношений на завершающем этапе гражданской войны: крестьянство и советская власть в 1919-1920 гг.


Поделиться