Прошение о помиловании президенту россии. Кто осуществляет помилование Полномочия президента по вопросам помилования

Институт помилования существует почти во всех странах мира, помилование берет истоки еще со времен Древнего Рима. Различие лишь в лицах, которые были наделены правом помилования. Так, в Древнем Риме данным правом обладали коллегии весталок, в США данным правом наделены и президент, и губернаторы штатов.

В России же согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент от имени Российской Федерации, это является его исключительной прерогативой, который самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Отечественный правовед Чичерин Б.Н. рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, криминалист Кистяковский А.Ф. придерживался такого же мнения.

Кто имеет право просить о помиловании?

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

На основании ст. 19 Конституции РФ, никто не может быть дискриминирован в своем праве на подачу ходатайства о помиловании.

Это означает, что право просить о помиловании вовсе не зависит от таких обстоятельств как категория преступления, за которое отбывает наказание осужденный, от размера назначенного ему наказания и условий его исполнения (Постановление Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. N 16-П).

В настоящее время никакими нормативными актами не предусмотрена возможность помилования осужденного без его ходатайства. Однако, несмотря на это ни Конституция РФ, ни Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г., ни ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит никаких правил по поводу того, кто должен обращаться с ходатайством о помиловании.

Означает ли это, что ходатайство о помиловании может подать не только сам осужденный, но и его родственники и адвокат?

Из практики региональных правозащитных центров, известны случаи отказа в рассмотрении ходатайств о помиловании, причиной таких отказов является подача ходатайства только родственниками без соответствующей просьбы самого осужденного. Поэтому лучше всего ходатайство о помиловании подавать одновременно с просьбой самого осужденного.

В каком порядке подается ходатайство о помиловании?

Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которая уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании, но ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Президент в Положении к Указу «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г. в редакции от 25.06.2012 г. четко определил порядок представления ходатайств о помиловании, согласно которому, осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.

- территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
- комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
- Президент РФ.

Основными функциями комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

Предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных;

Подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

Осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования;

Подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по вопросам помилования осужденных.

Какие сведения принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
- поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
- срок отбытого (исполненного) наказания;
- совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
- применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
- возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
- данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
- другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Что прикладывается к ходатайству о помиловании?

Самому осужденному кроме ходатайства о помиловании никаких документов прикладывать не нужно , так как остальные документы, такие как: копия приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию – к ходатайству прилагает сама администрация исправительного учреждения.

По желанию осужденного к ходатайству может быть приложены такие документы как ходатайство трудового коллектива, положительные характеристики, справки о здоровье близких родственников и другие.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

- совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
- злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
- которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год , за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Наверняка многие слышали о помиловании и знакомы с определением этого термина. В своей журналистской практике я уже сталкивалась с термином и сегодня могу с уверенностью сказать, что речь идет не о простом определении, а о дополнительной возможности для осужденного лица получить свободу.

Законодательство РФ имеет достаточно гуманные основы, и каждый человек, оступившийся раз и совершивший преступление, имеет право на помилование. Возможность подать аналогичное прошение предоставлена и родственникам нарушителя. Давайте поговорим не только о том, какие возможности предоставляет такое обращение, но и какие нюансы следует принимать во внимание при подаче прошения о помиловании.

Несмотря на некоторое представление о значении термина, люди не всегда понимают, кто осуществляет помилование в РФ и куда потребуется обращаться для этой цели. Есть несколько нюансов подобного обращения и заключаются они в том, что поданное прошение может содержать разные просьбы, а точнее:

  • о смягчении наказания;
  • об уменьшении срока заключения;
  • о снятии судимости.

Здесь многое зависит от того, каковы обстоятельства дела и может ли виновное лицо в принципе рассчитывать на получение снисхождения. Фактически осуществление помилования происходит на основании специального акта. Ответ на вопрос о том, кто осуществляет помилование, – Президент РФ. Лишь главное лицо государства вправе принимать такое решение.

Важно! Даже если в рамках конкретного дела и по отношению к конкретному лицу осуществляется помилование, это вовсе не означает, что преступник невиновен. Речь идет всего лишь о том, что Президент РФ его простил, но не предоставил полную реабилитацию.

Какие существуют основания для принятия решения о помиловании?

Осуществление помилования осуществляется лишь при наличии законных на то оснований. Обычно каждое конкретное дело внимательно изучается, рассматривается наличие отягчающих и смягчающих моментов, а лишь потом выносится решение о помиловании (если это возможно).

В качестве оснований для принятия положительного решения по ходатайству можно отметить следующие моменты:

  1. Тяжесть последствий совершенного деяния не очень значительная.
  2. В заключении гражданин вел себя положительно.
  3. Срок нахождения в тюрьме значительный.
  4. Совершение преступления или проступков в испытательный срок.
  5. Информация о других ходатайствах и обращениях.
  6. Компенсация допущенного ущерба по отношению к потерпевшей стороне.

Дополнительными факторами, способными оказать положительное влияние, могут стать такие моменты, как семейное положение и существенный возраст (или молодой возраст) заключенного, наличие у него детей и состояние здоровья.

Все эти факторы в совокупности дают общее представление о преступнике, чтобы в дальнейшем принять окончательное решение относительно поданного им ходатайства о помиловании. Применяется помилование исключительно к осужденным по приговору суда лицам.

Кто имеет право на подачу прошения?

Подробности и правовые нормы по данной теме описаны в ст. 85 УК РФ. Здесь же указаны категории граждан, которые могут воспользоваться данной возможностью и подать ходатайство.

В целом, подать обращение может любой человек, а точнее:

  1. Россияне, осужденные и отбывающие срок на территории страны.
  2. Иностранцы, приговоренные к заключению в другом государстве, но отбывающие наказание в РФ.
  3. Отсидевшие лица, судимость с которых еще не снята.

Внимание! Подавать прошение о помиловании могут не только россияне, но и иностранные граждане, совершившие преступное деяние на территории РФ.

Кто не может рассчитывать на снисхождение?

  • нарушители порядка и правил в заключении;
  • лица, умышленно совершившие злодеяния в испытательный период;
  • заключенные, освобожденные по амнистии на момент рассмотрения ходатайства;
  • преступники, которые ранее освобождались по УДО.

Важно! Повторно решение о помиловании не принимается. Если преступник вновь совершил правонарушение, то прощен он не будет.

Порядок обращения за помилованием

Чтобы воспользоваться своим правом и рассчитывать на возможное снисхождение, стоит очень внимательно отнестись к этапам процедуры:

  1. Осужденному необходимо воспользоваться стандартным образцом и составить ходатайство о помиловании на имя Президента РФ.
  2. Передать документ руководству исправительного заведения, которое, в свою очередь, в течение 20 суток обязано направить обращение в Минюст РФ.
  3. Через 7 дней документы будут направлены в рабочую группу, а в течение месяца поступят к Президенту РФ.
  4. Окончательное решение принимает исключительно глава государства.

Внимание! Ответа приходится ожидать в совокупности до 2,5 месяцев, поэтому стоит заранее побеспокоиться о правильном составлении бумаги и о приложении к ходатайству всех необходимых документов.

Как быть в случае отказа?

Если по ходатайству было принято отрицательное решение, то повторно обратиться за помилованием можно через год. В исключительных ситуациях сделать это можно раньше, но при условии, что по делу появились новые обстоятельства.

Заключение

Завершая написание материала, можно сделать несколько заключительных выводов, характеризующих общую тему заметки:

  1. Помилование – это возможность для заключенного уменьшить срок заключения или выйти на свободу.
  2. Правом на помилование обладают все заключенные при исполнении определенных условий.
  3. Для получения желаемого необходимо подать ходатайство в установленной форме.
  4. В случае отказа можно направить обращение повторно, но только через год. Лишь в исключительных случаях сделать это можно раньше завершения 12 месяцев.

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость.

В отличие от помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Акт помилования не носит нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Проблема помилования носит междисциплинарный характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой, процессуальный и уголовно-исполнительный аспекты. Основные положения о применении помилования закреплены в Конституции РФ. В упомянутом выше п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ каждому лицу, осужденному за совершение преступления, предоставляется право просить о помиловании. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации».

Акт помилования, как и акт амнистии, не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является его корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного. Помилование применяется к лицу осужденному за совершение преступления, и представляет собой специфический вид освобождения этого лица от отбывания назначенного ему уголовного наказания.

Основание применения помилования складывается из нескольких формально-юридических и фактических (материальных) условий.

Фактические (материальные) условия освобождения не зависят ни от категории совершенного преступления, ни от вида примененного наказания. Помилование применяется и клипам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и к приговоренным к смертной казни. Последним смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

Согласно п. 12 упомянутого Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных :

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК актом помилования:

  • осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или;
  • заменено более мягким видом наказания;
  • с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

К сожалению, законодатель и в данном случае, как и в ст. 84, и в ряде других статей УК, не определяет судьбу дополнительного наказания, по умолчанию привязывая его к основному, что является неправильным, снижающим эффективность института дополнительных наказаний и правосудия в целом.

При сокращении срока наказания Президент РФ не связан никакими формальными ограничениями. При осуществлении же замены целесообразно соблюдать правила замены неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 80 УК). Вопрос о снятии судимости решается только в отношении лиц, отбывших наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания досрочно.

Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» определена многоуровневая процедура подготовки и принятия решения о помиловании, которая направлена на обеспечение обоснованного и целесообразного решения в каждом конкретном случае.

Уголовно-правовое значение помилования

Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ. Так же, как и амнистия, помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования в отличие от акта амнистии не имеет нормативно- правового характера. Другим отличительным признаком является то, что в соответствии со ст. 85 УК помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь следующие правовые последствия:

  • лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 У И К). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК).

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов

Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о помиловании в письменной форме. Администрация органа или учреждения, исполняющего наказание (а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрация следственного изолятора), регистрирует ходатайство и не позднее чем через 20 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) со дня подачи направляет его в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ вместе с другими документами (копией приговора, справкой об отбытом сроке наказания, справкой о состоянии здоровья, характеристикой и др.). Территориальный орган Минюста России не позднее чем через семь дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через пять дней) со дня получения материалов представляет ходатайство в комиссию, которая, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного главе администрации субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие ходатайства о помиловании, при необходимости могут запрашивать дополнительные документы из исправительных либо любых других учреждений.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением по вопросам помилования Администрации Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом РФ решения о помиловании лица издается указ, который в течение двух дней направляется для исполнения главе администрации субъекта РФ, в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно главой администрации субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторная подача ходатайства и его рассмотрение допускаются не ранее чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

Жизненные обстоятельства у каждого человека складываются по-разному, но не все способны своевременно принимать правильные решения. Выбранный путь иногда вынуждает совершать преступления, за которыми следует наказание. Однако помилование позволяет бывшему заключенному стать законопослушным гражданином и начать жизнь с чистого листа.

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

При каких обстоятельствах преступник не может быть помилован

Как уже говорилось выше, помилование в РФ осуществляет глава государства. Личность и история его жизни подлежат детальному изучению и анализу, что позволяет установить истину и разобраться в ситуации.

Однако не всем заключенным целесообразно подавать прошение, поскольку учитываются такие факторы, как:

  • нарушения закона в период испытательного срока человеком, осужденным условно;
  • многократное нарушение общественного порядка в исправительных учреждениях;
  • условно-досрочное освобождение в предыдущие периоды отбывания наказания;
  • амнистирование в более ранние периоды;
  • освобождение актом помилования ранее за совершенное преступление;
  • смягчение меры пресечения осужденного иными решениями.

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

В заключение

Как бы там ни было, нарушение закона всегда влечет за собой наказание, которое предполагает проведение ряда мероприятий: арест – судебное заседание – отбывание срока в исправительном учреждении. Незнание того факта, кто осуществляет помилование в государстве, не освобождает от ответственности правозащитников, которые до последнего обязаны отстаивать во всех инстанциях правоту и невиновность своего подзащитного.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии - Государственная Дума.

Б) осуществление помилования - Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета - Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов - Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью - Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Ответ: 21323



Поделиться