Происхождение дигорцев. Дигорцы. Традиционные дигорские имена

. дыгур , дыгурæттæ ; ед. ч. - дыгурон ) - субэтнос осетин , говорят на дигорском диалекте (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи .

История дигорцев

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Культура

  • Памятник поэту Блашка Гурджибекову в г. Владикавказе и г. Дигоре
  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора
  • Ансамбль песни и танца "Кафт ", г. Дигорæ
  • Статуя Иисуса Христа, раскрывшего руки (подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигорæ
  • Аллея Славы в г. Дигорæ
  • Парк культуры и отдыха имени дирижёра Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) Валерия Гергиева в г. Дигорæ
  • Газета «Дигори хабæрттæ» («Вести Дигории», Дигорская районная газета)
  • Газета «Дигорæ» (республиканская газета)
  • Газета «Ирæф» (Ирафская районная газета)
  • Жизнь «Ирафского района»
  • Журнал «Ирæф» (литературный журнал Союза писателей РСО-Алания)
  • Музей в селении Задалеск Ирафского района
  • Краеведческий музей Г. А. Цаголова г. Дигорæ
  • В с. Дур-Дур Дигорского района Музей народного художника Осетии М. Туганова (Филиал Краеведческого музея РСО-Алания) г. Владикавказа
  • В селении Карман-Синдзикау Дигорского района экспонируется творчество народного художника Осетии Сосланбека Едзиева
  • Памятник Салавату Юлаеву, народному герою Башкирии, сподвижнику Е.Пугачева установлен Сосланбеком Тавасиевым
  • Уроженец г. Дигоры Мурат Дзотцоев, удостоен Ордена Славы в 1956 году во время Венгерских событий
  • В г. Дигоре названы улицы именами Героев Советского Союза, проявивших отвагу и героизм на полях сражений Великой Отечественной войны: Астана Кесаева, Александра Кибизова, Ахсарбека Абаева, Сергея Бицаева, Павла Билаонова, Александра Батышева
  • В г. Воронеже именем Лазаря Дзотова названа улица («Улица лейтенанта Дзотова»)
  • В г. Дигоре именем Сергея Чихавиева, работника МВД, трагически погибшего в 1994 г. при исполнении служебных обязанностей, названа улица
  • В г. Красноярске именем героя гражданской войны Хаджумара Гетоева, уроженца селения Сурх-Дигора, названы средняя школа и улица, установлен бюст
  • Памятник революционерам-керменистам, героям гражданской и Великой Отечественной войн в г. Дигорæ
  • В г. Владикавказе названы улицы именами революционеров-керменистов: Георгия Цаголова, Дебола Гибизова, Андрея Гостиева, Колка Кесаева, Данела Тогоева
  • В г. Владикавказе именем Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева (капитана подводной лодки «Малютка») названа улица
Вымер Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское и Вольно-Христиановское. Христианами были также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев , Созур Баграев , Казбек Казбеков , Андрей Гулуев , Тазе Бесаев , Ехъя Хидиров , Таймураз Тетцоев , Казбек Тамаев , Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ» , «Дигори хабæрттæ» , «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь , а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский государственный драматический театр . На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания .

Культура

  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе,
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора,
  • Ансамбль песни и танца " Кафт " - г.Дигора,
  • Статуя Иисуса Христа раскрывшего руки (Подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигора,
  • Газета "Дигорæ",
  • Газета "Ираф",
  • Жизнь "Ирафского района",
  • Музей в Задалеске,
  • Краеведческий музей города Дигора,
  • Памятник Керменистам в городе Дигора,
  • Памятник Васо Малиева в городе Владикаваз.

Напишите отзыв о статье "Дигорцы"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Дигорцы

Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...

В первой половине XIX века дигорцы в большинстве исповедовали ислам . Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет мусульман дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское . Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли).

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев , Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев , Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев, Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, для него был разработан специальный алфавит, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабæрттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь , а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б.. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Дигорские фамилии

  • СТУРДИГОРСКАЯ ВЕТВЬ

Будаевы, Габеевы, Гобеевы, Етдзаевы, Зураевы, Кадоховы, Калабековы, Келоевы, Кодзасовы, Сабеевы, Саракаевы, Салагаевы, Хортиевы, Чихтисовы

  • ТАПАНДИГОРСКАЯ ВЕТВЬ

Аркаевы, Базиевы, Гецаевы, Дзагуровы, Камболовы (нарские), Миндзаевы, Муриевы, Рамоновы, Сабановы, Темираевы, Хадаевы, Цакоевы

  • ДОНИФАРСКАЯ ВЕТВЬ

Асеевы, Боллоевы, Гегкиевы (донифарские), Дашиевы, Камболовы (донифарские), Кануковы, Кожиевы, Тамаевы, Тубеевы

  • УАЛЛАГКОМСКАЯ ВЕТВЬ

Абагаевы, Атаевы, Байсонгуровы, Балаовы, Газдаровы, Гегкиевы, Гибизовы, Гостиевы, Дзусовы, Зигоевы, Кибизовы, Корнаевы, Магаевы, Мамукаевы, Оказовы, Синдировы, Туккаевы, Цаголовы

Традиционные дигорские имена

Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен , Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг, Уруймаг, Афсати, Ахсарбек, Дзала.

Дигорские сословия

БАДИЛЯТА (дигорская знать) АДАМИХАТА (свободные общинники-основное население) КУМАЙЯГТА (бастарды, быквально- рождённые в хлеву) КОСАГТА (холопы, рабы)

Дигорские населённые пункты

  • Город Дигора (диг . Киристонгъæу)
  • Равнинные дигорские сёла:
  • Ахсарисар
  • Дзагъеппарз (Текъатигъæу)
  • Калух
  • Мостиздах
  • Новоосетинская (Мусгъæу)
  • Новый Урух (Шекер)
  • Озрек
  • Синдзикау
  • Толдзгун
  • Хазнидон
  • Горные дигорские сёла: Ахсаргин (Æхсæргин), Ахсау (Æхсæуæ), Галиат (Гæлиатæ), Гулар (Гулæр), Вакац (Уæхъæцæ), Донифарс, Дунта (Дунтæ), Дзинага (Дзинагъа), Задалеск (Задæлескæ), Калнахта (Хъалнæхтæ), Камат (Къаматæ), Камунта (Къæмунтæ), Кумбулта (Къумбултæ), Куссу (Къуссу), Лезгор (Лезгорæ), Мастинок (Мæстинокæ), Махческ (Мæхческæ), Моска (Москæ), Нара (Нарæ), Науаггау (Нæуæггъæу), Одола, Стур-Дигора (Устур-Дигорæ), Фараскат (Фæрæскъæттæ), Фаснал (Фæснæл), Ханаз (Хæнæзæ), Хонсар

Известные дигорцы

Революционеры

  • Авсарагов Марк Гаврилович
  • Гетоев Хаджиомар Ельбиздикоевич
  • Гибизов Дебола Дабпоевич
  • Кесаев Николай (Колка) Уруспиевич
  • Такоев Симон Алиевич
  • Тогоев Данил Николаевич
  • Цаголов Георгий Александрович

Военные

  • Абаев Ахсарбек Магометович - Герой Советского Союза
  • Байтуганов Михаил Андреевич - генерал-лейтенант
  • Билаонов Павел Семёнович - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант
  • Бицаев, Сергей Владимирович - Герой Советского Союза
  • Бичерахов Георгий Федорович (1878-1920) организатор выступления (1918) казаков Терека против советской власти
  • Бичерахов Лазарь Федорович (1882-1952) генерал-майор русской армии, генерал-лейтенант английской армии
  • Гатагов Сосланбек Бекирович - генерал-майор
  • Гацолаев Виктор Асламурзаевич - генерал-лейтенант
  • Дзусов Мурат Данилович - генерал-майор
  • Едзаев Ахсарбек Александрович - полный кавалер ордена Славы
  • Калаев Семён Дзагеевич - полный кавалер ордена Славы
  • Калицов Солтан Гетагазович - генерал-лейтенант
  • Кесаев Алексей Кириллович - генерал-майор
  • Кесаев Астан Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибизов Александр Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибиров Георгий Алексеевич - полковник царской армии, ликвидировал абрека Зелимхана
  • Макоев Алихан Амурханович - Герой Советского Союза
  • Медоев Игорь Башерович (1955) - герой России, генерал-майор
  • Миндзаев Михаил Майранович (1955) - герой России , генерал-лейтенант
  • Сеоев Алан Мисирбиевич - генерал-майор
  • Тогоев Николай Борисович - полный кавалер ордена Славы
  • Туганов Игнатий (Асланбек) Михайлович (1804-1868) - генерал-майор, первый генерал из Осетии
  • Туганов Хамби Асламбекович (1838-1917) - генерал-майор
  • Тургиев Заурбек Дзамболатович (1859-1915) генерал-лейтенант
  • Худалов Харитон Алексеевич - генерал-лейтенант
  • Цаголов Ким Македонович - генерал-майор, старший военный советник советских войск в Афганистане

Спортсмены, тренеры

  • Акоев Артур Владимирович - серебряный призёр олимпийских игр в Барселоне, чемпион мира и Европы по тяжелой атлетике
  • Гацалов Хаджимурат Солтанович - чемпион олимпийских игр по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Исаевич - заслуженный тренер России по вольной борьбе, мастер спорта СССР
  • Дедегкаев Казбек Магометович - заслуженный тренер России и СССР по вольной борьбе
  • Карданов, Амиран Авданович - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Караев Алан - семикратный чемпион мира Армреслингу, чемпион мира и России по сумо
  • Кульчиев Борис Хасанович, мастер спорта по вольной борьбе, мастер спорта по альпинизму.Один из вершин большого кавказского хребта назван именем Кульчиева.
  • Сабеев Арават Сергеевич - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Тавитов Валерий Данилович - ЗТ РСФСР по вольной борьбе, ЗРФК РФ, почетный работник образования РФ.
  • Уруймагов Владимир Борисович - заслуженный тренер России по греко-римской борьбе
  • Фадзаев Арсен Сулейманович - двукратный чемпион олимпийских игр, шестикратный чемпион мира по вольной борьбе
  • Скодтаев Анатолий Айдарукович - пятикратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, многократный чемпион России по армспорту
  • Хромаев Зураб (Зурик) Майранович - президент Федерации баскетбола Украины
  • Цагаев Алан Константинович - серебряный призёр олимпийских игр
  • Хамицаев Казбек Борисович - заслуженный альпинист РФ и мира, покоритель высочайшей горы планеты Эверест
  • Халлаев Вячеслав (Хабос) - мастер спорта СССР по вольной борьбе, заслуженный тренер России, арбитр международного класса.

Известные ченые

  • Дзагуров Григорий Алексеевич - профессор
  • Дзарасов Солтан Сафарбиевич - доктор экономических наук, профессор
  • Исаев Магомет Измайлович - российский языковед, специалист по иранистике, интерлингвистике и этнолингвистике, профессор
  • Дзидзоев Валерий Дударович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Кокиев Георгий Александрович - доктор исторических наук, профессор
  • Цаголов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор
  • Магометов Ахурбек Алиханович - доктор исторических наук, профессор СОГУ, академик, Президент СОГУ
  • Токаев Нох Хасанбиевич - доктор экономических наук, профессор СОГУ
  • Калабеков Артур Лазаревич - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Кульчиев Ахсарбек Агубеевич - зав. кафедрой хирургии ФПДО, профессор, д.м.н
  • Дзагурова Галина Таймуразовна - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Дзагкоев Казбек Сосланбекович - доктор социологических наук, профессор СОГУ
  • Хатаев Ераст (Эристау) Елканович - доктор педагогических наук, профессор СОГУ
  • Цориев Рамазан Израилович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Баликоев Тотраз Магометович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Кизинов Феликс Исаевич - доктор сельскохозяйственных наук, профессор ГГАУ
  • Койбаев Борис Георгиевич - доктор политических наук, профессор СОГУ
  • Лолаев Тотраз Петрович - доктор философских наук, профессор СОГУ
  • Екати Белла Петровна - кандидат исторических наук, доцент СОГУ
  • Хамикоев Феликс Георгиевич - кандидат педагогических наук, профессор СОГУ
  • Хачиров Анзор Кансаович - доктор философских наук, профессор ГГАУ
  • Габеев Василий Николаевич - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Марзоев Аркадий Иналович - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Бясов Казбек Харитонович - доктор сельскохозяйственных наук, профессор СОГУ
  • Таказов Валерий Дзантемирович - доктор филологических наук, профессор
  • Таказов Харум Алиханович - доктор филологических наук, профессор СОГУ
  • Тавасиев Ахсар Мухаевич - доктор экономических наук, профессор г. Москва
  • Цугкиев Борис Георгиевич - доктор сельскохозяйственных наук, профессор ГГАУ
  • Малиев Нох Дагкаевич- доктор исторических наук, профессор СОГУ

Лауреаты Сталинской, Государственной и Ленинской премий

  • Акоев Инал Георгиевич
  • Гуцунаев Вадим Константинович
  • Дзарданов Андрей Борисович
  • Золоев Ким Карпоевич
  • Золоев Татаркан Магометович
  • Медоев Георгий Цараевич


План:

    Введение
  • 1 История дигорцев
  • 2 Дигорский диалект
  • 3 Основные дигорские фамилии
  • 4 Традиционные дигорские имена
  • 5 Дигорские сословия
  • 6 Дигорские населённые пункты
  • 7 Известные дигорцы
    • 7.1 Революционеры
    • 7.2 Военные
    • 7.3 Спортсмены, тренеры
    • 7.4 Ученые
    • 7.5 Писатели
    • 7.6 Художники и скульпторы
    • 7.7 Музыканты, певцы, актёры
    • 7.8 Бизнесмены
  • Примечания

Введение

Диго́рцы (осет. дыгур , диг. дигорон , дигорæнттæ , дигорæ ) - этнографическая группа осетин, говорят на дигорском диалекте осетинского языка (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи. Носители иронского диалекта не владеют дигорской речью и почти не понимают его. Дигорцы же наоборот в основной своей массе понимают иронскую речь и частично владеют ею, так как в качестве родного языка до недавнего времени в школах полностью проходили иронский диалект. Согласно Всероссийской переписи населения России 2002 года 607 человек указали себя дигорцами.


1. История дигорцев

В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор - принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Задæлески нана и Темур Алсахъ).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек, Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорного сёл Кет и Дидинатæ переселились на территорию современного Моздокского района. Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетиновское (Мусигъæу, 1809 г.). Эти переселенцы позже вошли в терские казачьи войска. В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория лишь в 1827 году вошла в состав России вместе с Балкарией [ ] . В первой половине XIX века дигорцы преимущественно исповедовали ислам [источник? ] . Но затем под давлением царских властей усиливаются позиции христианства и некоторые дигорцы принимают христианство. В 1852 состоялось разделение дигорцев на христиан и мусульман, когда были основаны селения Вольно-Христианское и Вольно-Магометанское. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли). Сейчас большинство верующих дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе преобладают христиане. Несмотря на христианизацию и исламизицию, основная часть дигорцев придерживаются традиционных верований, особенно в горной местности. Дигорцы одними из первых поддержали советскую власть на Северном Кавказе, создав летом 1917 года революционную партию «Кермен». Затем приняли активное участие в августовских событиях во Владикавказе, когда в августе 1918 года контрреволюционные силы Терека пытались захватить Владикавказ. В 1919 году, когда белая армия полностью заняла Северную Осетию, дигорцы до конца остались верны советской власти. В конце января 1919 года жители с. Христиановского (ныне г.Дигора) три дня продежалась в окружении войск А.Шкуро. С мая по август 1919 года дигорские партизаны и остатки XI Красной Армии во главе с Данелом Тогоевым целых 100 дней обороняли Дигорское ущелье от белогвардейцев и местных контрреволюционных сил. Когда кончились боеприпасы белые только тогда проникли в ущелье. Дигорские партизаны ушли через горные перевалы в меньшевистскую Грузию. В 1921 году дигорские партизаны снова перешли через горные перевалы в Грузию. На этот раз чтобы освободить от меньшевиков трудовой грузинский народ Рачинского уезда. Впоследствии дигорские партизаны были награждены красным знаменим с надписью: «Славному отряду Революционной Дигории от Рабоче - Крестьянской Грузии». С января 1921 года по апрель 1922 года в Горской АССР существовал отдельный Дигорский округ. Территориальный спор между ним и Владикавказским округом был решён слиянием обоих округов в 1922 году . Во время Великой Отечественной войны несколько тысяч дигорцев ушло на защиту родины. Из них 6 стали героями Советского Союза, 6 - генералами, 3 - полными кавалерами ордена Славы, 1 - кавалер ордена Почетного легиона США (1945 г.). Из пяти семей на войну ушло по семь родных братьев (Атаевы, Кобегкаевы, Марзоевы, Хадаевы, Цебоевы). 6 братьев Темировых не вернулись из войны, а из семей Токаевых, Тургиевых, Бясовых, Балоевых, Сеоевых, Дзоблаевых, Тахоховых, Вазаговых погибли по 5 братьев.


2. Дигорский диалект

По сравнению с иронским, дигорский диалект сохраняет более архаичные черты общего языка-предка. Как указывал известный иранист В. И. Абаев, дигорский диалект «в области фонетики и отчасти морфологии отражает нормы, переходные от древнеиранских к современным иронским. Иначе говоря, в ряде явлений фонетики и морфологии дигорский и иронский диалекты могут быть рассматриваемы как два последовательных этапа развития одного и того же языка» .

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905).Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев, Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев, Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, для него был разработан специальный алфавит, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабарттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь . Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания .

3. Основные дигорские фамилии

Кабалоевы, Цаголовы, Кардановы, Золоевы, Царикаевы, Малиевы, Цориевы, Макоевы, Баликоевы, Кибизовы, Дзагуровы, Дедегкаевы, Цаллаевы, Хадаевы, Сабановы,Саракаевы, Цакоевы, Дзоблаевы, Камболовы, Гобеевы, Габеевы, Будаевы, Хамицаевы, Хамикоевы, Тавасиевы, Атаевы, Акоевы, Албегоновы, Токаевы

4. Традиционные дигорские имена

Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен, Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг,

5. Дигорские сословия

  • Баделиата
  • Царгасата
  • Ездантта
  • Хехезта
  • Кумиягта
  • Кусагонта

6. Дигорские населённые пункты

  • Город Дигора (диг. Киристонгъæу)
  • Равнинные дигорские сёла: Ахсарисар, Виноградное, Дур-Дур, Дзагъеппарз (Текъатигъæу), Калух, Кора, Лескен, Мостиздах, Новоосетинская (Мусгъæу), Новый Урух (Секер), Озрек, Синдзикау, Сурх-Дигора, Толдзгун, Урсдон, Хазнидон, Черноярская (Дзæрæште), Чикола
  • Горные дигорские сёла: Ахсаргин (Æхсæргин), Ахсау (Æхсæуæ), Галиат (Гæлиатæ), Гулар (Гулæр), Вакац (Уæхъæцæ), Донифарс (Донифарс), Дунта (Дунтæ), Дзинага (Дзинагъа), Задалеск (Задæлескæ), Калнахта (Хъалнæхтæ), Камат (Къаматæ), Камунта (Къæмунтæ), Кумбулта (Къумбултæ), Куссу (Къуссу), Лезгор (Лезгорæ), Мастинок (Мæстинокæ), Махческ (Мæхческæ), Моска (Москæ), Нара (Нарæ), Науаггау (Нæуæггъæу), Одола (Одола), Стур-Дигора (Устур-Дигорæ), Фараскат (Фæрæскъæттæ), Фаснал (Фæснæл), Ханаз (Хæнæзæ), Хонсар (Хонсар)
  • Дигорские сёла в Турции: Пойразлы [источник не указан 47 дней ] (Poyrazlı), Хамамли (Hamamlı Köyü)

7. Известные дигорцы

7.1. Революционеры

  • Авсарагов Марк Гаврилович
  • Такоев Симон Алиевич
  • Тогоев Данил Николаевич
  • Цаголов Георгий Александрович

7.2. Военные

  • Абаев Ахсарбек Магометович - Герой Советского Союза
  • Байтуганов Михаил Андреевич - генерал-лейтенант
  • Билаонов Павел Семёнович - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант
  • Бицаев Сергей Владимирович - Герой Советского Союза
  • Бичерахов Лазарь Федорович (1882-1952) генерал-майор русской армии, генерал-лейтенант английской армии
  • Гатагов Сосланбек Бекирович - генерал-майор
  • Гацолаев Виктор Асламурзаевич - генерал-лейтенант
  • Дзусов Мурат Данилович - генерал-майор
  • Едзаев Ахсарбек Александрович - полный кавалер ордена Славы
  • Калаев Семён Дзагеевич - полный кавалер ордена Славы
  • Калицов Солтан Гетагазович - генерал-лейтенант
  • Кесаев Алексей Кириллович - генерал-майор
  • Кесаев Астан Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибизов Александр Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибиров Георгий Алексеевич - полковник царской армии, ликвидировал абрека Зелимхана
  • Макоев Алихан Амурханович - Герой Советского Союза
  • Медоев Игорь Башерович (1955) - герой России, генерал-майор
  • Миндзаев Михаил Майранович (1955) - герой России, генерал-лейтенант
  • Сеоев Алан Мисирбиевич - генерал-майор
  • Тогоев Николай Борисович - полный кавалер ордена Славы
  • Туганов Игнатий (Асланбек) Михайлович (1804-1868) - генерал-майор, первый генерал из Осетии
  • Туганов Хамби Асламбекович (1838-1917) - генерал-майор
  • Тургиев Заурбек Дзамболатович (1859-1915) генерал-лейтенант
  • Худалов Харитон Алексеевич - генерал-лейтенант
  • Цаголов Ким Македонович - генерал-майор

7.3. Спортсмены, тренеры

  • Акоев Артур Владимирович - серебряный призёр олимпийских игр
  • Гацалов Хаджимурат Солтанович - чемпион олимпийских игр по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Исаевич - заслуженный тренер России по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Магометович - заслуженный тренер России и СССР по вольной борьбе
  • Карданов Амиран Авданович - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Караев Алан -
  • Сабеев Арават Сергеевич - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Уруймагов Владимир Борисович - заслуженный тренер России по греко-римской борьбе
  • Фадзаев Арсен Сулейманович - двухкратный чемпион олимпийских игр
  • Хромаев Зураб Майранович - президент Федерации баскетбола Украины
  • Цагаев Алан Константинович - серебряный призёр олимпийских игр

7.4. Ученые

  • Дзагуров Григорий Алексеевич - профессор
  • Дзарасов Солтан Сафарбиевич - доктор экономических наук, профессор
  • Исаев Магомет Измаилович -
  • Дзидзоев Валерий Дударович - доктор исторических наук, профессор
  • Кокиев Георгий Александрович - доктор исторических наук, профессор
  • Цаголов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор

7.5. Писатели

  • Авсарагов Борис Сергеевич
  • Баграев Созур Курманович
  • Гуржибеков Василий Иванович
  • Казбеков Казбек Тимофеевич
  • Кибиров Тимур Юрьевич
  • Малиев Георгий Гадоевич
  • Уруймагова Езетхан Алимарзаевна - первая женщина-писательница из народов Кавказа написавшая роман на русском языке
  • Цаголов Василий Македонович
  • Цаголов Георгий Михайлович

7.6. Художники и скульпторы

  • Гадаев Лазарь Тазеевич
  • Соскиев Владимир Борисович
  • Тавасиев Сосланбек Дафаевич - автор памятника Салавату Юлаеву в Уфе
  • Тогузаев Игорь Есеевич
  • Туганов Махарбек Сафарович
  • Цаголов Василий Владимирович

7.7. Музыканты, певцы, актёры

  • Агузарова Жанна Хасановна
  • Гергиев Валерий Абисалович
  • Гокинати Тамара Григорьевна
  • Цаллати Вадим Рамазанович
  • Царикати Феликс Викторович

7.8. Бизнесмены

  • Баграев Николай Георгиевич
  • Боллоев Таймураз Казбекович
  • Гокоев Казбек Керменович
  • Кагермазов Алан Асланбекович
  • Цаголов Александр Георгиевич

. дыгур , дыгурæттæ ; ед. ч. - дыгурон ) - субэтнос осетин , говорят на дигорском диалекте (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи .

Дигорцы
Современное самоназвание дигорон , дигорæнттæ
Численность и ареал
Язык дигорский диалект осетинского языка
Религия православие , ислам , традиционные верования
Входит в осетины
Родственные народы иронцы

История дигорцев



Поделиться