Вопросы и задания к главе II. Вопросы и задания к главе II Значение на начало периода

Задание 1. Запишите даты следующих событий:
съезд князей в Любече - 1097 год;
Невская битва - 1240 год;
Ледовое побоище (битва на Чудском озере) - 1242 год;
первое летописное упоминание о Москве - 1147 год.

Задание 2. Запишите имена людей, возглавлявших:
общерусские походы против половцев - Владимир Мономах;
битвы против шведских феодалов и немецких рыцарей - Александр Невский ;
оборону Москвы от монгольских войск - Филипп Нянька ;

Задание 3. Запишите названия терминов.
Владения младших членов княжеского рода - удел, удельное княжество ;
Представитель ордынского хана на Руси - баскак ;
Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды - выход ;
Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих владениях - ярлык .

Задание 4. Придумайте и запишите рассказ о жизни русского человека в период ордынского владычества.
Задание выполняется самостоятельно. Примерный рассказ:
«Решили монголы ввести на земле русской такие же порядки, как и в других по-коренных ими землях. Прибыли на Русь монголы с намерением пересчитать все население, потому и в народе прозвали их «численниками». Население они переписывали по домам и устанавливали поборы. Самая большая подать - выход, которая взималась мехами и была очень велика. Но помимо выхода на людей налагали подводные и военные повинности, по которым население должно было давать лошадей, а само служить в войске монгольском. Собирать дань, доставлять ее в Орду и набирать войско из русских людей должны были баскаки. Собирали для этого специальные отряды, в которых много было и русских, но все командиры (десятники, сотники, темники) были монголы. С помощью этих отрядов баскаки следили за сбором дани и держали в повиновении население. От дани и других повинностей монгольские ханы освободили только церковников и монастыри, рассчитывая на поддержку духовенства, в чем и не ошиблись: часть церковников, как и часть князей, «верой и правдой» служила поработителям русской земли, призывая народ к смирению."

Контрольные вопросы

1. Каковы психологические особенности деятельности следователя?

2. Определите сущность феномена «обвиняемый» в юридической психологии.

3. Каковы особенности поведения обвиняемого? Какими мотивами они могут быть обусловлены?

4. Каковы особенности психологического состояния подозреваемого?

5. Сформулируйте принципы допроса потерпевшего, позволяющие учитывать его психологическое состояние.

6. Какие особенности поведения свидетеля вы можете указать?

7. Укажите мотивы поведения свидетеля по отношению к различным участникам предварительного расследования преступлений.


Аналитические задания

1. Заполните таблицу:



2. Обвиняемая Дудина, которая нанесла мужу удар ножом в живот, ссылалась на запамятование момента удара. При расследовании обстоятельств преступления выяснилось, что между супругами Дудиными произошла ссора, жена обвиняла мужа в злоупотреблении спиртным и невнимании к ребенку. Ссора переросла в драку. Дудин ударил жену по лицу, после чего она схватила нож и нанесла мужу удар. Увидев кровь, Дудина побежала к соседям, по телефону вызвала «скорую помощь», вернулась домой и оказала мужу первую помощь.

Почему было отвергнуто предположение об изменении ясности сознания обвиняемой?

3. Мать 10-летнего Сережи предъявила иск его отцу о передаче ей сына на воспитание. Истица утверждает, что он фактически живет у матери ответчика (бабушки), а отец воспитанием сына не занимается. Ответчик утверждает, что истица сообщила суду сведения, которые не соответствуют действительности. Суд иск удовлетворил. Кассационная инстанция отменила решение, вынесенное судом, указав мотивы, направила дело на новое рассмотрение.

Какими мотивами руководствовалась кассационная инстанция, отменяя решение суда?

4. Крылова была известна своим несдержанным и сварливым характером. Ссорясь с родными и соседями, она кричала на весь дом, что ее все обижают, заставляют жить в нечеловеческих условиях, не ценят и не любят. Окружающие, и особенно родные, старались ей не перечить. Когда же в их квартиру поселилась соседка, решительно не потерпевшая подобного обращения, ссоры между ней и Крыловой стали постоянными. В очередной раз ссора вспыхнула из-за того, что Крылова высказала подозрение, будто бы соседка крадет продукты из ее шкафчика. После взаимных оскорблений Крылова перешла к угрозам физического воздействия, а когда соседка завила, что не боится, ударила ее сковородкой по голове. Соседка упала, а Крылова, выбежав на улицу, начала громко кричать, что ее избили, рвала на себе одежду и плакала.

Почему в данном случае суд не учел душевное волнение Крыловой как смягчающее обстоятельство?

5. Группа несовершеннолетних совершила серию разбойных нападений. Преступления совершались открыто, дерзко, демонстративно, с жестким издевательством над жертвами.

Что способствовало активному поведению подростков при совершении противоправных действий?

6. В семье Новиковых отношения между ее членами всё больше омрачались недостойным поведением отца: грубый, недалекий, жестокий, он почти каждый вечер превращал в унизительное ожидание скандала, оскорблений и даже физического насилия. Матери не раз приходилось искать приют у соседей, спасаясь от пьяных дебошей. Ребята во дворе и в школе сочувствовали сыну Новиковых, 15-летнему Коле, но избегали общения с ним, так как их родители не одобряли дружбы своих детей с Колей. Мальчик рос замкнутым, озлобленным, болезненно самолюбивым. Всё чаще он пытался встать на сторону матери в семейных скандалах, но та - слабохарактерная и пассивная женщина - не могла ни постоять за себя, ни объяснить сыну своей покорности. Однажды, когда сын попытался наброситься на отца с топором, тот на его глазах избил мать в «отместку». На другой день Коля не пошел в школу. Дождавшись прихода отца на обеденный перерыв, он подошел сзади и выстрелил ему в затылок из ружья.

Используя психологическую терминологию, определите чувства, которые можно считать смягчающими обстоятельствами по данному делу.

7. Объясните причину искажения восприятия объекта наблюдения.

«Целый день я находился на службе и устал. Вечером мне дали задание в составе оперативной группы задержать особо опасного преступника. Моё место было в засаде, а объект наблюдения - забор, несколько досок которого отодвигались. Под утро, когда было уже довольно светло, я услышал за забором шаги. Вскоре доски отодвинулись, и я крикнул: «Стой, буду стрелять!» Однако в действительности преступник находился на расстоянии 50-100 м от забора, а то, что доски отодвинулись, мне показалось».

8. На вопрос начальника следственного отдела, почему следователь Грибов не может установить контакт с подследственным Маминым, Грибов ответил, что Мамин сознательно срывает допрос, затягивая время ответа, очень медленно говорит, отвлекается и постоянно «пережевывает ненужные детали». В свою очередь, Мамин заявил, что Грибов «все время суетится».

Определите темперамент Грибова и Мамина.

9. Производя обыск в доме подозреваемого, следователь заметил, что жена обыскиваемого села на кровать и долго с неё не вставала. Осмотрев кровать, следователь обнаружил спрятанные в ней документы и ценности.

Какие качества следователя способствовали успеху обыска?

10. 11-летнего Володю необходимо вызвать на допрос в качестве свидетеля по делу о групповой краже, совершенной знакомыми ему подростками. Володя живет с отчимом, матери у него нет. С отчимом у него сложились плохие отношения. Учится Володя плохо, грубит учителям, часто убегает с уроков. Дружит с соседским мальчиком, часто бывает в его семье, уважает его родителей.

Кого следует пригласить присутствовать при допросе Володи и почему?

11. Проведя обыск на даче и дачном участке расхитителя, следователь столкнулся с необходимостью осмотреть участок местности 0,5 га, засаженный плодовыми деревьями, кладовку, подвал с многочисленными банками варенья, компотом, поленницу дров 1x3 м, гараж, колодец и сарай, в котором хранились старые вещи.

Какими свойствами внимания должен обладать следователь для успешного проведения данного обыска?

12. Свидетель видел разыскиваемого преступника во дворе своего дома, но не мог припомнить точную дату. Следователь начал выяснять, какие события последних недель свидетель запомнил, и тот уверенно назвал день и час, когда видел преступника.

Какой особенностью памяти объясняется восстановление даты события в данном случае?

13. Потерпевшая М., подвергшаяся нападению грабителей, затруднялась описать обстановку преступления. Однако при выходе на место преступления она точно указала арку дома, откуда появились преступники, и переулок, в который входил один из них.

Какой из механизмов памяти был использован для оживления воспоминаний потерпевшей?

14. Свидетель Т., столкнувшийся с подозреваемым в дверях лифта, испытывал трудности в словесном описании его портрета, но смог нарисовать портрет на бумаге.

Что можно сказать об особенностях памяти Т. ?

15. И. задержан как соучастник ОПТ, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Деятельность ОПТ отличалась лояльностью к потерпевшим. Среди членов ОПТ И. являлся новичком и не пользовался авторитетом, считался слюнтяем и в период преступления играл второстепенные роли. Накануне задержания похоронил родителей, имеет на иждивении несовершеннолетнюю сестру.

Какие психологические приемы следует применить для установления психологического контакта с допрашиваемым И. ?

16. При расследовании дорожно-транспортного происшествия возникло сомнение в непрерывности торможения до момента наезда. По наблюдению одного из свидетелей - шофера-профессионала, тормозные огни вспыхнули, когда автомобиль находился в 15-20 метрах от того места, где сбили женщину, торопливо перебегавшую дорогу, и не гасли до остановки машины. Другие очевидцы этой подробности не заметили.

Как называется особенность внимания, которая позволила свидетелю точно выделить наиболее существенные моменты события?

17. Две женщины были очевидицами столкновения автомашины с трамваем, в результате которого погибли три человека, в том числе их коллега по работе. Свидетели были сразу же доставлены в прокуратуру, но, потрясенные случившимся, в течение трех часов не были способны говорить на эту тему. Тем не менее, следователь не отпускал их до тех пор, пока не получил от них показаний. Как выяснилось, в рассказе свидетельниц были упущены некоторые существенные обстоятельства. Только через два дня женщины могли дать полные и правильные показания.

Что такое реминисценция? Для каких возрастных групп и для какого типа высшей нервной деятельности характерна реминисценция? Почему?

18. Восемнадцатилетний В. Смирнов, работая стажером-консультантом в магазине, был вовлечен в деятельность преступной группы расхитителей, созданной по инициативе менеджера. Когда Смирнову предложили продать товар без соответствующего оформления документации, он постеснялся отказаться из боязни насмешек со стороны сослуживцев.

Почему и с точки зрения каких социально-психологических явлений эту ситуацию можно объяснить?

19. В конце 1960-х гг. в одном из самых перенаселенных городов мира, Нью- Йорке, произошел инцидент, который поставил перед психологами задачу по-новому взглянуть на условия, позволяющие преступникам совершать противоправные акты. Молодую женщину по имени Кити Дженовезе зверски убили в густонаселенном районе Квинс, когда она шла к своему автомобилю. Жестокое убийство длилось в течение 45 минут. Женщина отчаянно кричала и молила о помощи. Она, по-видимому, до последнего мгновенья надеялась на спасение, ведь совсем рядом с местом преступления находились жилые дома, и люди просто не могли не слышать ее крика. Действительно, позже жители соседних домов признались психологам, что они не только слышали, но и наблюдали разыгрывающуюся драму, но ни один из них не сообщил о преступлении в полицию. Убийство несчастной женщины получило широкую огласку в обществе.

Попытайтесь сформулировать гипотезы причин такой невероятной социальной пассивности и, по существу, преступной бездеятельности свидетелей преступления.

20. В своей квартире была обнаружена висящей в петле Аня К. Отчим Ани, проживающий отдельно, представил в прокуратуру полученное по почте ее предсмертное письмо, отправленное в день смерти.

Расследование было проведено поверхностно и проверялась лишь версия о самоубийстве. Впоследствии уголовное дело было возобновлено, и расследование поручено другому следователю, которому удалось собрать ряд косвенных улик, подтверждающих версию о том, что Аня могла быть убита отчимом и затем с целью инсценирования самоубийства повешена. Письмо и конверт подвергли тщательному исследованию. Почтамт сообщил, что, судя по штампу на конверте, которым погашена марка, письмо опущено в ящик после 15 часов. По заключению же судебно-медицинской экспертизы смерть Ани наступила утром.

Следователь также установил, что отчим после каждого скандала, который он учинял на почве ревности, заставлял Аню писать письма, в которых она обещала вести себя надлежащим образом. Возникло предположение, не использовал ли отчим одно из таких писем, не принудил ли он Аню в день убийства написать на конверте его адрес.

Отчим был вызван на допрос, который длился довольно долго, и в процессе которого следователь не изобличал, а лишь выяснял взаимоотношения между отчимом и Аней. Когда он почувствовал, что настороженность у допрашиваемого прошла и тот решил, что его вызвали «просто так», что никаких доказательств против него нет, следователь неожиданно предъявил конверт, справку почтамта и заключение судебно- медицинского эксперта, из которых с неизбежностью вытекало, что письмо опустить в почтовый ящик Аня не могла. Отчим признался в убийстве.

Кате приемы психического воздействия были применены следователем?

21. Как только старый самолет вылетел из г. Н-ска, на борту началась сильная тряска. Примерно через полчаса полета мечты следователя Иванова поскорее завершить это тряское путешествие были прерваны бортпроводником. «Товарищ следователь, скорее подойдите сюда!» Иванов пробрался к кабине. На переднем месте безжизненно сидел человек с ножом в груди. Возле кресла стоял маленький столик, на котором лежали листки бумаги, исписанные четким почерком.

«Я заполнял декларацию коммерческого груза», - сказал проводник. «Пять минут назад я услышал хрипы, но не подумал ни о чем подозрительном. Минуту назад я обернулся и нашел пассажира в таком состоянии».

Следователь обошел салон. В самолете было только три пассажира: в середине салона спал пожилой мужчина с портфелем на коленях, надвинув на глаза шляпу, вздрагивая и посапывая во сне. Остальные два места были заняты молодой парой. Юноша держал девушку за левую руку выше локтя. Она сидела прямо, с приоткрытым ртом, будто была очень испугана. Иванов посоветовал пилоту вызвать полицию, и, когда самолет приземлился, сказал оперуполномоченному: «Арестуйте...».

Вопрос: Кого?

22. Допрошенный в качестве свидетеля М. на первом допросе показал, что поздно вечером из автомашины совершили кражу два человека, которых он опознать не сможет, назвал цвет одежды подозреваемых, но марку и цвет автомашины не помнит.

На втором допросе он вспомнил точное время совершения этого преступления, расстояние от него до преступника, марку и цвет автомашины.

На третий допрос он явился самостоятельно и показал, что одного из подозреваемых видел через два дня после второго допроса около другой автомашины и может опознать по цвету его куртки с капюшоном, росту и походке.

Какие психологические приемы можно было использовать для того, чтобы на первом допросе выяснить все эти обстоятельства?

23. Варианты вопросов свидетелю по одному и тому же эпизоду:

а) Вы видели когда-либо этот нож?

б) в руках убийцы Вы видели этот нож или не видели?

в) в руках убийцы Вы видели этот нож?

г) не правда ли, в руках убийцы Вы видели этот нож?

На что может рассчитывать следователь, задавая такие вопросы? Какой (какие) из приведенных вопросов является свободным от элементов внушения? Альтернативными? Прямо внушающим? Какой вопрос, по вашему мнению, целесообразнее задать при выяснении данных обстоятельств?

24. Один из персонажей говорит: «Помню, в университете был однажды произведен такой опыт: убеленный сединами профессор читает в просторной университетской аудитории лекцию, а в это время в дверях показывается пьяненький студентик, франтовато одетый, с тростью. В воздухе виснет брань. Профессор делает робкую попытку унять дебошира, но тот бросается на него и тростью гонит старика с кафедры. Возмущенная аудитория спешит на помощь профессору, но тот, неожиданно улыбаясь, говорит, что все это спектакль и что студентам предстоит дать отчет о том, что они видели. 200 человек пишут об этом, а на другой день во время разбора этих свидетельских показаний своды университетской аудитории оглашает гомерический хохот - так фантастичны заблуждения некоторых очевидцев.

Находятся такие, у которых профессор чуть ли не пал под ударами трости, другие утверждают, что он лишь мило улыбался и был бледен, третьи не заметили, что студент был пьян, и даже не видели в руках его трости».

Объясните психологические причины заблуждения студентов.

25. По делу о краже товаров из продовольственной палатки несовершеннолетними

О., В. и Р., проживающими в доме, рядом с которым расположена палатка, был вызван на допрос вместе с отцом десятилетний М., проживающий в том же доме и бывший свидетелем происшествия. Отец, с которым следователь предварительно не беседовал, не только не помог получить правдивые и полные показания от сына, но и значительно затруднил проведение допроса, так как в присутствии М. сказал следователю: «Мой сын ничего не знает об этой краже, и я прошу вас не впутывать его в эту историю».

Такое отношение отца к событиям, по поводу которых М. должен был давать показания, мальчик воспринял как приказ ничего не рассказывать следователю и на все вопросы отвечал, что ничего не знает, отрицая даже свое знакомство с подростками, совершившими кражу. И только после беседы следователя с отцом М., проведенной перед повторным допросом, и последующего разговора отца с М. мальчик начал давать показания.

Какую тактическую ошибку совершил следователь?

26. У гражданки Львовой пропал гранатовый браслет работы французского мастера XIX в. Готье. Как она заявила, единственный человек, знавший о браслете, - это близкий друг ее покойного мужа художник Демин.

Расследовавшему пропажу браслета следователю Демин сказал: Во-первых, я ничего не знал о том, что у Львовых имеется такая ценная вещь. Во-вторых, у меня дома действительно хранится какой-то браслет, но это семейная реликвия - его приобрел в сороковые годы мой дед - большой любитель ювелирных безделушек. Порывшись в старых бумагах, Демин предъявил в доказательство пожелтевшее от времени письмо:

«...Дорогой сын! Будучи проездом в Калининграде, я приобрел неплохой браслет. Это подарок твоей невесте.

Прочитав письмо, Громов заметил: Это подделка, Демин! Я арестую вас по подозрению в краже браслета!

Что позволило следователю принять такое решение?

27. Что в сообщениях и поведении свидетелей в большей мере убеждает присяжных заседателей и судей? Могут ли показания одного и того же свидетеля, изложенные различным образом, иметь различное влияние на тех, кто выносит судьбоносные вердикты? Почему?

Вопросы и задания к главе 2

1. Что такое суждение? Чем оно отличается от понятия? Приведите, самостоятельно подобрав, пять примеров суждений. В каких языковых формах выражается суждение? Почему вопросительные и восклицательные предложения не могут выражать собой суждения? Что такое риторические вопросы и риторические восклицания? Могут ли они быть формой выражения суждений?

2. Какие из приведенных ниже выражений являются языковыми формами суждений, а какие не являются? Обоснуйте свой ответ.

а) Мы все учились понемногу…

б) Попробуй-ка двигаться со скоростью света!

в) средняя школа № 469 г. Москвы

г) Как тебе только не стыдно?

д) Каким образом решается знаменитая задача о квадратуре круга?

е) общая теория относительности А. Энштейна

ж) Почему нельзя делить на ноль?

з) бескрайние просторы Вселенной.

3. Почему понятия не могут быть истинными или ложными, в отличие от суждений? Что такое двузначная логика? Какова структура суждения? Придумайте пять суждений и укажите в каждом из них субъект, предикат, связку и квантор. В каких отношениях могут быть субъект и предикат суждения? Приведите по три примера для каждого случая отношений между субъектом и предикатом: равнозначности, пересечения, подчинения, несовместимости.

4. Определите отношения между субъектом и предикатом и изобразите их с помощью круговых схем Эйлера для следующих суждений:

а) Некоторые грибы несъедобны.

б) Параллельные прямые не пересекаются.

в) Д. И. Менделеев – создатель периодической системы химических элементов.

г) Солнце – это одна из звезд.

д) Не все спортсмены являются олимпийскими чемпионами.

5. Что такое атрибутивные, экзистенциальные и релятивные суждения? Приведите, самостоятельно подобрав, по пять примеров для атрибутивных, экзистенциальных и релятивных суждений. В приведенных ниже суждениях найдите атрибутивные, экзистенциальные и релятивные.

а) Существуют глобальные проблемы современного мира.

б) Гималайские горы намного выше альпийских.

в) Бытие есть, небытия же нет.

г) Создателем атомистического учения считается древнегреческий философ Демокрит.

д) Скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света.

6. Возможно ли представить экзистенциальные и релятивные суждения как атрибутивные? Если возможно, то почему? Какие суждения называются в логике простыми? На каком основании подразделяются на виды простые суждения? Почему они делятся именно на 4 вида? Охарактеризуйте все виды простых суждений: название, структура, условное обозначение, пример. К каким суждениям, общим или частным, – относятся суждения с единичным объемом субъекта? Откуда взяты буквы для обозначения видов простых суждений?

7. В каких отношениях могут быть субъект и предикат в каждом из видов простых суждений? Подумайте, почему в суждениях вида А субъект и предикат не могут пересекаться или быть несовместимыми? Почему в суждениях вида I субъект и предикат не могут находиться в отношениях равнозначности или несовместимости? Почему в суждениях вида Е субъект и предикат не могут быть равнозначными, пересекающимися или подчиненными? Почему в суждениях вида О субъект и предикат не могут находиться в отношении равнозначности или несовместимости? Изобразите кругами Эйлера возможные отношения между субъектом и предикатом во всех видах простых суждений.

8. Определите вид приведенных ниже простых суждений и отношение между субъектом и предикатом в каждом из них.

а) Все треугольники – это геометрические фигуры с суммой внутренних углов в 180°.

б) Некоторые леса являются хвойными.

в) Некоторые политики являются писателями.

г) Все электроны – это элементарные частицы.

9. Что такое термины суждения? В каком случае термин суждения считается распределенным, а в каком – нераспределенным? Как с помощью круговых схем Эйлера возможно установить распределенность терминов в простом суждении? Какова распределенность терминов во всех видах простых суждений и во всех случаях отношений между их субъектом и предикатом? Зачем нужны знания о распределенности терминов в простых суждениях и умение ее устанавливать?

10. С помощью круговых схем Эйлера установите распределенность терминов в следующих суждениях:

а) Все насекомые являются живыми организмами.

б) Некоторые книги – это учебники.

в) Некоторые учащиеся не являются успевающими.

г) Все города – это населенные пункты.

д) Ни одна рыба не является млекопитающим.

е) Некоторые древние греки являются знаменитыми учеными.

ж) Некоторые небесные тела – это звезды.

з) Все ромбы с прямыми углами – это квадраты.

11. Приведите пример суждения указанного вида и с указанной распределенностью терминов (обратите внимание на то, что некоторые из предложенных для составления суждений не могут существовать; укажите их).

а) Суждение вида А, в котором субъект распределен (далее S+), а предикат нераспределен (далее P-).

б) Суждение вида А, в котором S– и P-.

в) Суждение вида А, в котором S-, а P+.

г) Суждение вида А, в котором S+ и P+.

д) Суждение вида I, в котором S+ и P+.

е) Суждение вида I, в котором S– и P-.

ж) Суждение вида I, в котором S+ и P-.

з) Суждение вида I, в котором S-, а P+.

и) Суждение вида E, в котором S– и P-.

к) Суждение вида E, в котором S+, а P-.

л) Суждение вида E, в котором S-, а P+.

м) Суждение вида E, в котором S+ и P+.

н) Суждение вида O, в котором S+ и P+.

о) Суждение вида O, в котором S– и P-.

п) Суждение вида O, в котором S+, а P-.

р) Суждение вида O, в котором S-, а P+.

12. Что значит преобразовать простое суждение? Какие существуют способы преобразования простых суждений? Каким образом осуществляется операция обращения? Возьмите три каких-нибудь суждения и сделайте с каждым из них обращение. Как происходит обращение во всех видах простых суждений и во всех случаях отношений между их субъектом и предикатом? Какие суждения не поддаются обращению?

13. Что такое превращение? Возьмите три любых суждения и совершите с каждым из них операцию превращения. Что представляет собой операция противопоставления предикату? Возьмите три каких-нибудь суждения и преобразуйте каждое из них путем противопоставления предикату. Каким образом знания о распределенности терминов в простых суждениях и умение ее устанавливать с помощью круговых схем может помочь в проведении операций преобразования суждений?

14. Почему частноутвердительные суждения (I) не поддаются преобразованию путем противопоставления предикату? Возьмите какое-нибудь суждение вида А и совершите с ним все операции преобразования с помощью использования круговых схем и установления распределенности терминов. Сделайте то же самое с каким-нибудь суждением вида Е.

15. Преобразуйте следующие суждения путем обращения, превращения и противопоставления предикату.

а) Все треугольники не являются квадратами.

б) Все деревни являются населенными пунктами.

в) Все школы не являются вузами.

г) Все автомобили являются средствами передвижения.

16. Чем отличаются сравнимые суждения от несравнимых? Приведите по три примера сравнимых и несравнимых суждений. Что такое совместимые и несовместимые суждения? Приведите по три примера совместимых и несовместимых суждений. В каких отношениях могут быть совместимые суждения? Приведите по два примера для отношений равнозначности, подчинения и частичного совпадения.

17. В каких отношениях могут быть несовместимые суждения? Приведите по три примера для отношений противоположности и противоречия. Почему противоположные суждения могут быть одновременно ложными, а противоречащие не могут? Что представляет собой логический квадрат? Каким образом он изображает отношения между суждениями? Почему логический квадрат не изображает отношение равнозначности? Как с помощью логического квадрата определять отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями?

18. Каковы все случаи отношений между истинностными значениями простых сравнимых суждений? Каким образом делаются выводы об их истинности с помощью логического квадрата? Возьмите какое-нибудь истинное суждение вида А и сделайте из него выводы об истинности сравнимых с ним суждений видов Е, I, О. Сделайте то же самое, когда исходное суждение вида А является ложным. Возьмите какое-нибудь истинное суждение вида Е и сделайте из него выводы об истинности сравнимых с ним суждений А, I, О. Сделайте то же самое, когда исходное суждение вида Е является ложным.

19. Установите с помощью логического квадрата, в каких отношениях находятся следующие суждения:

а) Во всем есть смысл и Ни в чем нет смысла.

б) Некоторые писатели – фантасты и Некоторые писатели – не фантасты.

в) Все русские цари – это самодержцы и Александр II – это самодержец.

г) Ни одно существо не бессмертно и Некоторые существа бессмертны.

д) Все полезно и Все бесполезно.

е) Ф. М. Достоевский является знаменитым русским писателем и Автор романа «Бесы» – это знаменитый русский писатель.

ж) Некоторые философы являются материалистами и Некоторые философы не являются материалистами.

20. Что такое сложное суждение? На каком основании выделяются виды сложных суждений? Охарактеризуйте все виды сложных суждений: название, союз, условное обозначение, формула, пример. Чем отличается нестрогая дизъюнкция от строгой? Как отличить импликацию от эквиваленции? Каким образом возможно определить вид сложного суждения, если в нем вместо союзов «и», «или», «если… то» употребляются какие-либо другие союзы? Приведите по три примера для каждого вида сложных суждений, не используя при этом союзов «и», «или», «если…то».

21. Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения.

а) Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением.

б) Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны.

в) Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому.

г) Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.

д) Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.

е) Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй.

ж) Когда человек льстит, он лжет.

з) Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже.

и) Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек только тогда, когда они параллельны. к) Вместо того, чтобы пойти в школу, он пошел гулять. л) Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно. м) То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность.

н) Он не готовился к занятиям или систематически прогуливал их.

п) Деревья качаются, потому что дует ветер.

р) Хотя на море разыгрался шторм, корабль неуклонно двигался своим курсом.

с) Глаза боятся, а руки делают.

т) Если с утра шел дождь, то к полудню прояснилось.

22. От чего зависит истинность сложных суждений? Какие значения истинности принимают конъюнкция, нестрогая и строгая дизъюнкция, импликация, эквиваленция и отрицание в зависимости от всех наборов истинностных значений входящих в них простых суждений?

23. Что представляет собой логическая процедура формализации высказывания или рассуждения? Придумайте какое-нибудь рассуждение и совершите его формализацию. Формализуйте следующие рассуждения.

а) Если какое-либо вещество является металлом, то оно электропроводно. Медь является металлом. Следовательно, медь электропроводна.

б) Известный английский философ Фрэнсис Бэкон жил в XVII веке или в XV веке, или в XIII веке. Фрэнсис Бэкон жил в XVII веке. Следовательно он не жил ни в XV веке, ни в XIII веке.

в) Если ты не упрям, то ты можешь изменить свое мнение. Если же ты можешь изменить свое мнение, то ты способен признать данное суждение ложным. Следовательно, если ты не упрям, то ты способен признать данное суждение ложным.

г) Если сумма внутренних углов геометрической фигуры равна 180° то такая фигура является треугольником. Сумма внутренних углов данной геометрической фигуры не равна 180°. Следовательно, данная геометрическая фигура не является треугольником.

д) Леса бывают хвойными или лиственными, или смешанными. Этот лес не лиственный и не хвойный. Следовательно, этот лес смешанный.

24. Что представляют собой тождественно-истинные формулы, тождественно-ложные и выполнимые? Что можно сказать о рассуждении, если результатом его формализации является тождественно-истинная формула? Каким будет рассуждение, если его формализация выражается тождественно-ложной формулой? Каковы, с точки зрения логической верности, рассуждения, которые при формализации приводят к выполнимым формулам?

25. Каким образом возможно определить вид той или иной формулы, выражающей собой результат формализации некого рассуждения? По какому алгоритму строятся и заполняются таблицы истинности для логических формул? Придумайте какое-нибудь рассуждение, формализуйте его и с помощью таблицы истинности определите вид получившейся формулы.

26. С помощью построения таблицы истинности определите вид формулы, и, соответственно, – логическую верность того рассуждения, которое она выражает.

а) Если горная порода длительное время подвергается воздействию солнечных лучей, то она разрушается. Данная горная порода не подвергалась длительное время воздействию солнечных лучей. Следовательно, она не разрушается.

б) Когда человек льстит, он лжет. Когда человек лжет, он умышленно искажает истину. Следовательно, когда человек льстит, он умышленно искажает истину.

в) Призовое место займет команда «Спартак» или команда «Динамо». Однако, известно, что призовое место займет команда «Спартак». Следовательно, команда «Динамо» не займет призовое место.

г) Он изучает английский или немецкий. Он изучает английский. Следовательно, он не изучает немецкий.

27. Что такое вопрос? Почему вопрос не может быть суждением? В чем заключается близость вопроса и суждения? Чем отличаются исследовательские вопросы от информационных? Приведите по пять примеров исследовательских и информационных вопросов. Что представляют собой категориальные и пропозициональные вопросы? Приведите по пять примеров категориальных и пропозициональных вопросов.

28. Охарактеризуйте приведенные ниже вопросы с точки зрения их принадлежности к исследовательским или информационным, а также – категориальным или пропозициональным.

а) Когда был открыт закон всемирного тяготения?

б) Смогут ли жители Земли расселиться на других планетах Солнечной системы?

в) В каком году родился Наполеон?

г) Каково будущее человечества?

д) Возможно ли предотвратить третью мировую войну?

е) Что такое тригонометрия?

ж) Можно ли измерить расстояние от Земли до Луны?

з) Кто является создателем квантовой теории?

и) Чем отличаются естественные науки от гуманитарных?

к) Вел ли Древний Рим продолжительные завоевательные войны?

л) В чем смысл человеческой жизни?

м) Где находится самое высокое место земного шара?

н) Чему равна скорость света?

о) Что такое любовь?

п) Верно ли, что геоцентрическая картина мира появилась еще в древности?

р) Как зародилась жизнь во Вселенной?

с) Достигнут ли люди когда-нибудь всеобщего процветания?

29. Какова логическая структура вопроса? Приведите пример категориального исследовательского вопроса и выделите в нем основную (базисную) и искомую части. Сделайте то же самое с категориальным информационным вопросом, пропозициональным исследовательским вопросом и пропозициональным информационным вопросом. Какие вопросы являются логически корректными, а какие – некорректными? Приведите по пять примеров логически корректных и некорректных вопросов. Может ли быть у логически корректного вопроса ложная основная часть? Достаточно ли для определения корректного вопроса требования истинности его основной части? Что объединяет логически корректные категориальные и пропозициональные вопросы? Какие вопросы, среди логически некорректных являются провокационными или софистическими? Приведите три примера подобных вопросов.

30. Какие из приведенных ниже вопросов являются логически корректными, а какие некорректными?

а) Во сколько раз планета Юпитер превосходит по размерам Солнце?

б) Какова площадь Тихого океана?

в) В каком году В. В. Маяковский написал поэму «Облако в штанах»?

г) Как долго продолжалось плодотворная совместная научная работа Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна?

д) Чему равна длина экватора земного шара?

е) Каковы основные идеи знаменитого романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

ж) Под каким номером находится в периодической системе Д. И. Менделеева химический элемент меркурий?

з) В каком месте солнечной системы располагается галактика Млечный путь?

и) Быстрее ли звука движется свет?

1. Как вы понимаете формальную или семантическую повторяемость уникальных суффиксов? Выделите абсолютно и относительно уникальные суффиксы в следующих словах: попадья, королева, колея, дороговизна, кольчуга, синева, мшара, брависсимо, престиссимо, пианиссимо, фортиссимо.

2. Определите значение уникальных словообразовательных суффиксов в следующих словах: кухмистер, кафешантан, лентяй, слюнтяй, бывальщина, пастырь, архивариус, сценариус, мотыга, торопыга.

3. Учитывая традиционную классификацию аффиксов, установите виды аффиксов в составе следующих слов: молот – рыба, меч – рыба, луна – парк, луна – рыба, ничегонеделание, отсебятина, немогузнайка, дуракаваляние, гололедица, разновидность, простолюдин.

4. Отметьте случаи явления современного словообразования, когда, вопреки имеющейся в языке закономерности, происходит образование форм с пропущенным звеном в словообразовательной цепочке. Прведите примеры.

5. Используя примеры из предыдущего задания, проанализируйте статус слов, появившихся в современном русском языке в результате чересступенчатого словообразования. Почему исследователь Е.А. Левашов, считает эти формы псевдопричастными?

Еще по теме Вопросы и задания к главе II:

  1. Глава 2. Характерные черты Смутного времени. Основные деятели.
  2. Глава 8. Теория доказательства:пропозициональные правила
  3. Глава 13. Охрана ителлектуальной собственности в сфере массовой информации
  4. Глава 5. Регулирование аграрных отношений на завершающем этапе гражданской войны: крестьянство и советская власть в 1919-1920 гг.
  • 1. Обрисуйте структуру социологической программы.
  • 2. Разъясните, что содержится в теоретико-методологической части социологической программы.
  • 3. Раскройте содержание методико-процедурной части программы.
  • 4. Расскажите о возможностях измерения социальных явлений.
  • 5. Уточните, как необходимо готовить отчет о результатах исследования и осуществлять прогнозирование развития исследуемого объекта.
  • 6. Составьте рабочую программу для социологического исследования на тему: «Проблема трудоустройства студентов».
  • 7. Подготовьте инструментарий для проведения социологического опроса по любой интересующей вас теме и проведите его среди однокурсников. Обработайте полученную информацию.
  • 8. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выбрать именно те факты, которые помогут найти научно достоверный ответ на вопрос, интересующий исследователя и поощряющий его к проведению исследования?»
  • 9. Специфика изучения общественных явлений состоит в том, что социальные науки в большей мере, чем естественные, затрагивают интересы людей. Поэтому проблема достоверности (беспристрастности) социологических исследований очень важна. Можно ли решить эту проблему?
  • 10. Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-то заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Как вы при этих условиях могли бы определить понятие «проблема»?

Библиографический список к главе 2

  • 1. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. - М.: Тривола, 1998. - 228 с.
  • 2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. - М.: Изд-во Книжный дом «Университет», 2010. - 296 с.
  • 3. Добренькое В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2011. - 768 с.
  • 4. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 834 с.
  • 5.Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования : учеб, пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2009. - 239 с.
  • 6. Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования / Е. В. Тихонова. - М.: Academia, 2012. - 368 с.
  • 7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М. : До- бросвет, 2000. - 596 с.


Поделиться