Конкурсное управление при банкротстве. Чем занимается конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц: точка в деле о несостоятельности Назначен конкурсный управляющий

Банкротство предполагает несколько стадий: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. На последнем этапе имущество организации-должника попадает на оценку с последующей продажей посредством электронных торгов и распределением вырученных денежных средств между кредиторами. Эта процедура длится не более 6 месяцев при отсутствии необходимого ходатайства у уполномоченного лица.

Управление всеми текущими задачами конкурсного производства передаётся специальному лицу – конкурсному управляющему. Это гражданин Российской Федерации, который наделен всеми необходимыми полномочиями, чтобы завершить процедуру банкротства юридического лица.

Кто его назначает? Требования к нему

Далеко не каждый может стать конкурсным управляющим. Так, к таким должностным лицам предъявляются следующие требования:

  • Кандидат должен сдать теоретический экзамен.
  • У него должны отсутствовать административные наказания, а также судимость.
  • Он должен быть членом одной из арбитражных управляющих.
  • Он должен иметь высшее юридическое или экономическое образование.
  • Желателен стаж работы на руководящих должностях.

Управляющий назначается арбитражным судом (ст. 127 ФЗ «О несостоятельности»), чтобы оценить и продать имущество должника, а затем расплатиться вырученными деньгами с кредиторами. Кроме оценки и распоряжения имуществом, он должен завершить процедуру ликвидации, в том числе взыскать дебиторскую задолженность, собрать кредиторов для переговоров и прочее.

Компания-банкрот может сама предложить кандидатуру на этот пост, и суд будет не вправе отказать, если предложенное лицо будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Если же у нее нет подходящей кандидатуры, то суд выдвигает её самостоятельно.

После того, как суд утвердил кандидатуру управляющего, он становится единственным органом управления организации-должника, заменяя собой и директора, и учредителей. Данное должностное лицо не обязано согласовывать никакие свои действия ни с одним из бывших органов управления.

Обязанности и полномочия

После назначения управляющий формирует так называемую конкурсную массу (совокупность материальных и денежных ценностей, принадлежащих организации-банкроту), чтобы впоследствии расплатиться с кредиторами. Чтобы максимально полно сформировать массу, он взыскивает дебиторскую задолженность с контрагентов должника. Затем имущество подвергается инвентаризации и выставляется на торги.

Кроме работы с имуществом, в задачи конкурсного управляющего входит работа с кредиторами и , а также сдача . Конечно, основной его обязанностью является участие в торгах . Это не только самая ответственная часть работы, но и самая сложная, так как из-за неправильной оценки лота и имущества в целом он может лишиться своих полномочий.

При невыполнении своих обязанностей управляющий может быть отстранён от производства судом.

Также он наделён целым рядом полномочий (ст. 129 127-ФЗ). Например:

  • владение имуществом организации-банкрота;
  • оспаривание его сделок;
  • предъявление исковых и прочих требований контрагентам должника;
  • увольнение сотрудников (в том числе и с руководящих должностей);
  • отправка документов должника в архив.

После того, как управляющий рассчитался с кредиторами, а также полностью завершил процедуру ликвидации, он должен предоставить отчётность о результатах производства в суд.

Отчет управляющего включает в себя документы, подтверждающие продажу имущества банкрота, реестр требований кредиторов с указанием произведённых выплат и прочие подтверждающие бумаги. После передачи пакета документации в суд необходимо уведомить кредиторов о завершении производства.

Подробную информацию о процедуре конкурсного производства вы можете узнать из следующего видео:

Ответственность

При ненадлежащем выполнении своих обязанностей и полномочий управляющий привлекается к ответственности. Так, он может быть привлечён к ответственности при следующих административных нарушениях:

  • фальсификация информации;
  • уничтожение сведений об имуществе должника;
  • предоставление неполной информации;
  • создание неплатёжеспособности банкрота посредством своего бездействия;
  • сокрытие части его имущества;
  • совершение действий, превосходящих его полномочия.

При вышеперечисленных административных нарушениях управляющий может быть отстранён от своей работы сроком на 3 года .

Чаще всего встречаются случаи, когда должностное лицо избегает общения с потенциальными покупателями имущества либо же специально занижает или завышает его стоимость.

Отдельно стоит выделить такой пункт, как ответственность за сохранность имущества должника от воздействий различного рода вплоть до проведения торгов.

Куда на него жаловаться?

Иногда мы можем стать свидетелями того, что рассматриваемое должностное лицо преследует свои собственные интересы и поэтому отклоняется от исполнения своих прямых обязанностей или выполняет их не в полную силу.

Если управляющий нарушает ваши права, то вы можете подать на него жалобу. Будьте готовы к тому, что обжаловать действия этого должностного лица будет непросто: от вас потребуется определённая юридическая подготовка и подкованность в данном вопросе.

Саморегулируемые организации занимаются контролем деятельности управляющих, поэтому жалоба может оказать влияние и решить вопрос в вашу пользу. Жалобы направляются в дисциплинарный комитет СРО.

Чтобы подать заявку в арбитражный суд, нужно соответствовать нескольким требованиям:

  • Во-первых, запрос должен направляться от лица, которое принимает непосредственное участие в процедуре банкротства.
  • Во-вторых, жалоба должна быть подкреплена аргументами и подтверждающими документами.
  • В-третьих, нужно явиться в суд во время её рассмотрения.

Как и СРО, суд контролирует исполнение полномочий и обязанностей данного должностного лица. Более того, именно суд обладает полномочиями по его отстранению от производства (). Однако, судя по практике, удовлетворение иска против управляющего – очень редкий случай, ведь они сами практически всегда являются опытными юристами, знающими лазейки в законах.

Как его отстранить?

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности» , конкурсный управляющий может быть отстранён от производства по следующим причинам:

  • По жалобе о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей. Здесь важно соблюдать все вышеперечисленные условия.
  • На основании ходатайства кредиторов организации-банкрота о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей.
  • В случае, если после назначения лица управляющим были выявлены обстоятельства, которые препятствуют его назначению (например, несоответствие требованиям).
  • На основании ходатайства СРО (обычно после направления жалобы лица, участвующего в процессе конкурсного производства).

Одновременно с процессом отстранения суд запускает процесс избрания нового должностного лица, соответствующего вышеизложенным требованиям. Иногда в процессе первичного подбора составляется лист кандидатов, и новое должностное лицо может быть выбрано с помощью данного списка.

Если суд определил, что управляющий должен быть отстранён от производства, то решение должно быть выполнено немедленно. Однако решение суда может быть обжаловано в установленные для этого сроки.

Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.

Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.

Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.

В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.

Меры, которые могут быть применены арбитражным судом в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности

Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, и . Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.

Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.

Конкурсный управляющий и его роль в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство предполагает , принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.

При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста – конкурсного управляющего.

Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что конкурсный управляющий – это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.

Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.

Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.

Основные обязанности конкурсного управляющего

Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об . При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в .

Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.

Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.

Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:

  • анализ текущего материального состояния компании-должника, включая инвентаризацию принадлежащей ей собственности и ее оценку;
  • увеличение объема , то есть имущества, подлежащего продаже на торгах, путем взыскания долгов перед компанией-банкротом, возврата ее собственности, находящейся в пользовании третьих лиц, и подобных действий;
  • решение кадровых вопросов, включая увольнение сотрудников компании, в отношении которой проводится процедура банкротства.

После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.

Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.

Отчетность конкурсного управляющего в ходе реализации своих полномочий

В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

Процедура признания лица финансово несостоятельным не может осуществляться без участия арбитражного управляющего. Он выступает связующим звеном между судом, должником и кредиторами.

Его основные задачи – помочь банкроту выйти из кризисной ситуации и полностью рассчитаться с имеющимися контрагентами. В этой статье вы сможете узнать, как и кем назначается арбитражный управляющий на должность.

Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?

Арбитражный управляющий – независимое лицо, в обязанности которого входит выполнение ряда функций, связанных с определением причин банкротства предприятия или физического лица и принятием мер для восстановления его платёжеспособности, предусмотренных законом.

Иными словами, речь идёт о профессиональном осуществлении антикризисного управления.

Чтобы гражданин смог стать управляющим, он должен:

Кто назначает арбитражного управляющего? Выбрать СРО может лицо, подавшее заявление о признании должника несостоятельным, или собрание кредиторов.

Однако окончательное решение о назначении управляющего уполномочен принимать ведущий дело судья. Заявитель не способен узнать точную кандидатуру до момента вынесения судьёй своего определения.

На практике процесс признания должника несостоятельным во многом зависит от выбранного управляющего. Собрание кредиторов вправе ходатайствовать о смене должностного лица и предлагать иные кандидатуры на любом этапе процедуры.

Для этого необходима согласованность позиций членов собрания, так как им требуется собрать большинство голосов в пользу такого решения.

Процесс выбора и назначения управляющего, ответственного за осуществление определённого этапа процедуры признания должника несостоятельным, является строго регламентированным. Предложить кандидатуру способен истец – лицо, подавшее заявление в арбитражный суд с целью признания неплательщика банкротом.

Кроме этого, выбрать СРО или кандидата в управляющие может собрание кредиторов. Если его участники собрали большинство голосов, составляется соответствующий протокол и направляется вместе с ходатайством арбитражному судье.

Именно суд занимается рассмотрением кандидатур на должность управляющего. После поступления ходатайства или протокола от собрания кредиторов судья направляет запрос в нужный СРО.

В течение 9 дней организация должна предоставить подробную информацию об имеющихся кандидатурах или конкретном управляющем. После выбора и утверждения должностного лица издаётся соответствующий судебный акт.

Стоит отметить, что назначенный арбитражный управляющий не может находиться в зависимости от какой-либо из сторон дела (ни от должника, ни от его контрагентов). Функции выбранного управляющего регулируются российским законодательством, поэтому не отличаются в зависимости от той или иной СРО

Список СРО


Чтобы гражданин смог стать арбитражным управляющим, он должен соответствовать определённым требованиям, одно из которых – регистрация в качестве члена одной из СРО, включённой в официальный государственный реестр.

Формально СРО – некоммерческое объединение, деятельность которого заключается в координации активности арбитражных управляющих.

Ознакомиться со списком СРО возможно на официальном сайте единого Росреестра . Вы также можете узнать нужную информацию, скачав с перечнем саморегулируемых организаций управляющих. Стоит отметить, что представленные в файле сведения актуальны на апрель 2017 года.

Типы арбитражных управляющих

Процесс признания должника несостоятельным состоит из четырёх этапов – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Для каждой процедуры может избираться управляющий определённого типа. При этом одно и то же должностное лицо вправе быть избранным для осуществления всего процесса.

В зависимости от выполняемой функции выделяют 4 типа управляющих:

  • временного (обязуется принять меры для сохранения собственности должника, выявить действительность или фиктивность банкротства и т. д.);
  • административного (занимается финансовым оздоровлением и восстановлением платёжеспособности неплательщика);
  • внешнего (в этом случае должностное лицо получает доступ к непосредственному управлению фирмой-должником);
  • конкурсного (завершает процедуру признания лица несостоятельным).

Процесс оглашения граждан банкротами осуществляется при участии финансового управляющего. В этом случае для выхода из кризиса применяются 2 основных мероприятия – реструктуризация имеющихся долгов и реализация собственности должника.

Как назначается конкурсный управляющий? Процесс выбора его кандидатуры и её одобрения судом аналогичен описанному выше.



Поделиться