Адвокаты какие дела подсудны военным судам. Уфимский гарнизонный военный суд. военных судов, их состав и компетенция

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к статье 25 гпк рф. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В статье 25 ГПК РФ, конкретизируя положения статьи 22 ГПК РФ, установлена подсудность гражданских дел военным и иным специализированным судам. При этом под специализированными судами понимаются суды, которые уполномочены рассматривать дела, прямо отнесенные исключительно к их подсудности законом исходя из категории дела или исходя из состава участников судебного разбирательства.

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида специализированных судов. Это военные суды и Суд по интеллектуальным правам (созданный в системе арбитражных судов). Создание указанных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

К подсудности военных судов отнесены дела о защите прав военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, о восстановлении на военной службе, об отмене дисциплинарных взысканий, об оспаривании отказов в расторжении контрактов о прохождении военной службы, о взыскании всех видов невыплаченного денежного довольствия, жилищные споры и другие.

Вопросы подсудности дел военным судам подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают основную массу подсудных военным судам гражданских дел по первой инстанции. Окружные (флотские) суды рассматривают жалобы на судебные постановления гарнизонных судов, а также дела отнесенные к их подсудности. Следующей судебной инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в котором создана Военная коллегия.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Окружные (флотские) суды, как следует из названия, действуют на территории соответствующих военных округов или флотов.

К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены следующие споры:

Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от состава участников правоотношений, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Статья 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исключает возможность создания других специализированных судов в будущем времени, что исходя из нынешних тенденций к узкоспециализированной направленности, будет являться основным направлением развития судебной системы.

Предъявление иска, подсудного специализированному суду, в районный (городской суд или мировому судье приведет к возвращению искового заявления (статья 135 ГПК РФ), в связи с неподсудностью дела.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

2. В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

3. Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» <*>.

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

4. Предусмотренные комментируемой статьей специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять особой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

Военные суды Российской Федерации.

§ 1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы) (п. 1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Законодательство Российской Федерации о военных судах.

§ 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Осуществление правосудия военными судами.

§ 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Основные задачи военных судов.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они входят в судебную систему Российской Федерации Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003., являются федеральными судами общей юрисдикции и наряду с делами о преступлениях и административных правонарушениях в пределах своей компетенции рассматривают также гражданские дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военные суды отличаются определенной спецификой:

  • а) военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (например, в ФСБ, в Федеральной пограничной службе) (ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах);
  • б) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений, других войск и воинских формирований (ч. 2 ст. 1 Закона о военных судах);
  • в) военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела (они указаны в ст. 25) в порядке гражданского судопроизводства (ст. 3 Закона о военных судах);
  • г) в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные суды (ст. 8 Закона о военных судах);
  • д) упомянутые в ст. 25 специализированные суды могут создаваться в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе.

Правила о подсудности военным судам гражданских дел в первой инстанции сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации". Они предусматривают разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами Гражданское право. Учебник в двух томах. Том 2.-М.: Проспект, 2001..

В качестве критериев разграничения компетенции между военными судами и другими судами общей юрисдикции выступают субъектный состав и характер спорных материальных правоотношений. По общему правилу, в соответствии с этими критериями военным судам подсудны гражданские дела лишь по заявлениям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, проходящих или прошедших военные сборы, о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов в период прохождения ими военной службы или военных сборов действиями (бездействием) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыми ими решениями (ч. 1 и 2 ст. 7 названного Закона). Все иные гражданские дела подсудны другим судам общей юрисдикции.

В частности, военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела поискам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 названного Закона, согласно которому военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Между самими военными судами разного уровня гражданские дела распределяются в зависимости от родовых признаков, позволяющих отнести то или иное дело к определенной группе дел.

Говоря о подсудности гражданских дел военному суду, нужно иметь в виду, что:

  • а) в гарнизонном военном суде дела в первой инстанции рассматриваются либо в составе коллегии (состоящей из трех судей), либо судьей единолично. Гражданские и административные дела рассматриваются гарнизонным военным судом коллегиально, лишь, если какая-либо из сторон, заявит соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 23 Закона о военных судах). Этот же суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении иных судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу (ст. 22 Закона о военных судах);
  • б) окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов России. В нем образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Закона о военных судах). Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, а также по жалобам и представлениям на решения и иные судебные акты гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В случаях, установленных Законом о военных судах, окружной (флотский) военный суд рассматривает также дела по представлениям и жалобам на решения (иные судебные акты) гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и, кроме того, на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу Осокина Г.Л. Гражданский процесс: Общая часть. - М. Юрист. 2003..

В окружном (флотском) военном суде дела рассматриваются либо судьей единолично, либо в составе коллегии из трех судей. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

  • 1) в первой инстанции - дела, отнесенные к их подсудности;
  • 2) дела по жалобам на решения и иные судебные акты, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  • 3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией (судебным составом) и вступивших в силу (ст. 13-15, 18 Закона о военных судах);
  • в) Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:

в первой инстанции - об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 3 ст. 9 Закона о военных судах);

по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

по жалобам на судебные акты военных судов, вступившие в законную силу;

по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ею и вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:

  • 1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает либо судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей;
  • 2) все остальные категории дел (упомянутые выше) - в составе коллегии из трех судей (ст. 9, 10 Закона о военных судах).

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских дел к настоящему времени не учреждены.

Подсудность уголовных дел военным судам является разновидностью персональной подсудности и регламентируется ч. 5-9 ст. 31 УПК, а также Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон о военных судах).

Военные суды РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Исходя из единства судебной системы, в своей деятельности военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции РФ. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, а также вследствие новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Правила о подсудности уголовных дел военным судом установлены ст. 31-36 УПК и ст. 7,14 и 22 Закона о военных судах.

В соответствии с законодательством установлены два критерия отнесения дел к подсудности военным судам, действующим на территории РФ: статус обвиняемого - военнослужащий, либо гражданин, проходящий военные сборы, и время совершения преступления - период прохождения военной службы или военных сборов.

В соответствии со ст. 31 УПК к подсудности военных судов отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31).

Военнослужащими являются лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" к другим войскам, органам и формированиям относятся внутренние войска МВД России, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России, СВР России, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, подсудны военным судам во всех без исключения случаях, вне зависимости от того, какое преступление и при каких обстоятельствах ими совершено.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащего имеют граждане, проходящие военную службу по контракту или по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы в войсках и воинских формированиях РФ и утрачивают его с окончанием военной службы (ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащего").

Граждане, проходящие военные сборы, в этот период также приобретают статус военнослужащих, и поэтому уголовные дела о преступлениях, совершенных ими, также отнесены к подсудности военных судов.

Уголовные дела по обвинению группы лиц, если дело в отношении хотя бы одного их них подсудно военному суду, подлежат рассмотрению военным судом.

Согласно ст. 7 Закона о военных судах военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней - гарнизонным и окружным (флотским) -определена, исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Гарнизонные военные суды являются основным звеном системы военных судов. Мировые суды в условиях воинских формирований не действуют. Поэтому гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

В соответствии со ст. 29, 108, 109 УПК гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей. В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления следователя, руководителя следственного органа и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно решения и действия (бездействия) названных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 2 и 3 ст. 29, ст. 125 УПК, п. 6 ст. 7 Закона о военных судах). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (п. 2 ст. 29 УПК, п. 3 ст. 22 Закона о военных судах).

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Они рассматривают в первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК (уголовные дела, подсудные областным и равным им судам), а также переданные в окружной (флотский) военный суд Верховным Судом РФ в соответствии с ч. 4-7 ст. 35 УПК (дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях).

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам подсудным гарнизонным военным судам (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах).

Военные окружные (флотские) суды действуют также как суды второй и надзорной инстанции. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных военных судов", а в надзорном порядке - на вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов, кроме того окружные (флотские) военные суды рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК).

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом РФ, в котором надзорными полномочиями обладает Президиум Верховного Суда РФ, как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции, и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно Закону о военных судах (п. 2 п. 3 ст. 9) Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено ходатайство о рассмотрении дела Военной коллегией, а также дела военнослужащих о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличие ходатайства обвиняемого. Последнее положение соответствует ч. 4 ст. 31 УПК, в соответствии с которой Верховному Суду РФ, кроме дел, названных в ст. 452 УПК (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда), могут быть подсудны также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом.

Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов государственной Думы, то они не могут быть подсудны Военной коллегии, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений.

Кроме того, Военная коллегия вправе рассматривать дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия действует также как суд второй инстанции в отношении решений по уголовным делам, рассмотренным окружными (флотскими) военными судами, и как суд надзорной инстанции по отношению ко всем военным судам.

Порядок определения подсудности

Определение подсудности уголовного дела осуществляется прокурором при направлении дела в суд. При этом необходимо отметить, что подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК).

Если при изучении материалов поступившего уголовного дела судьей будет установлено, что оно не относится к компетенции данного суда, он выносит постановление о направлении уголовного дела по подсудности (ч. 1 ст. 34 УПК).

Вместе с тем решение вопроса о подсудности уголовного дела может происходить не только в стадии подготовки дела к судебному заседанию, но и непосредственно в стадии судебного разбирательства. Если имеются основания для передачи дела по подсудности в суд того же уровня, то при согласии подсудимого уголовное дело может быть оставлено в производстве данного суда. Вместе с тем уголовное дело, подлежащее рассмотрению вышестоящим или военным судом, во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч. 3 ст. 34УПК).

Обеспечение быстроты и объективности рассмотрения уголовных дел предопределило невозможность споров между судами о подсудности. Уголовное дело, переданное из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию его к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК).

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам этих судов. Свойством такого рода является принадлежность лица к военнослужащим, к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы), либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. Содержание понятия дан­ной категории гос.служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в дру­гих законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел. В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах - "О статусе военно­служащих" от 27 мая 1998 г. и "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. В ч. 1-3 ст. 2 ("Военная служба. Воен­нослужащие") последнего из них говорится: "1. Военная служба - особый вид гос. службы, выполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны.., инженерно-техни­ческих и дорожно-строительных формированиях при фед. органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, фед. органах правительственной связи и информации, фед. органах гос.охраны, фед. органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях.



2. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке.

3. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом" В соответствии с этим Законом военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

С учетом этих сведений и следует рассматривать предписания ч.1 ст. 7 Закона о военных судах относительно того, какие конкретные категории дел могут рассматриваться военными судами.

К первой из них отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. К данной категории дел можно отнести также дела, возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.



Вторую категорию дел, подведомственных военным судам , образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы. Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет: о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим, о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду; о преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами; о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Рассматривают жалобы на применение лицами, производящими до­знание, следователями или прокурорами заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление этими должност­ными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнос­лужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими реше­ния по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граж­дан, проходящих военные сборы. На них возложено и разбиратель­ство дел и материалов, связанных с ограничениями конституцион­ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Их содержание в значительной мере определяется между­народными договорами Российской Федерации.

Подобные договоры заключены с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формиро­вания.

Общее положение, лежащее в их основе, заключается в призна­нии того, что лица, входящие в состав российских воинских фор­мирований должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

Преступления в местах дислокации российских воинских формирований,

Преступления против Российской федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований, воинские преступления, а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Для характеристики подведомственности военных судов суще­ственно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданс­кие, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

Подсудность

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, Данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).

Раздел III. Производство в суде

Уголовно-процессуальный закон определяет также подсудность уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц, имеющих отношение к воинскому контингенту, который находится за границей России. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как и районный суд, военный суд соответствующего уровня принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 29 УПК.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах), рассматриваются окружными (флотскими) военными судами. Территориальный признак подсудности уголовных дел военным судам действует ограниченно. Подсудность определяется главным образом принадлежностью подсудимого к определенной военной части, гарнизону, соединению.



Поделиться