Выбор мед организации пациентом. Выбор клиники и врача. Право на выбор врача и медицинской организации в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями и настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Положения статьи 21 закона №323-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Первичная медико-санитарная помощь
    2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
  • Оплата медицинских услуг
    4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона.
  • Заключительные положения
    16. Лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с положениями части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских организациях, в которых указанные лица находились на медицинском обслуживании, врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, осуществлявшими медицинское обслуживание указанных лиц.
  • Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 21 . Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке , утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень , а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке , устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных

В главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья) установлен базовый , одним из которых является право на выбор врача и медицинской организации (ст. 21 Закона об основах охраны здоровья). При всей простоте, на первый взгляд, данного вопроса, при реализации на практике данного права существуют некоторые особенности и нюансы.

В отношении данного права пациента существует казусная ситуация, порождаемая несовершенством действующего законодательства. При буквальном толковании норм права, пациент вне рамок программы государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи вообще не имеет права на выбор врача и медицинской организации.

Так в ст. 19 Закона об основах охраны здоровья установлено, что пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, происходит отсылка к ст. 21 данного закона, которая устанавливает, что такое право реализуется только при выборе врача и медицинской организации при получении бесплатной помощи в рамках программы государственных гарантий.

На основании вышеизложенного получается, что пациент вне программы государственных гарантий законодательно не имеет права на выбор медицинской организации и врача. Для справки: в старом Законе об основах охраны здоровья, утратившим силу с 1 января 2012 года, за пациентом было закреплено данное право.

При оказании пациенту по договору на оказание медицинских услуг лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача (ст. 70 Закона об основах охраны здоровья).


В случае требования пациента о замене лечащего врача пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. В данном случае, руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н.

Право на выбор врача и медицинской организации в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

Пациент имеет право выбрать медицинскую организацию, участвующую в реализации программы государственных гарантий, в пределах территории субъекта РФ, в котором он проживает. Порядок осуществления такого выбора регламентируется Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (далее — Приказ № 406н о порядке выбора МО),


Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания ) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливается Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1342н.

Однако для выбора конкретного врача одного желания пациента не достаточно, другим обязательным условием является согласия самого врача. Для выбора врача пациент подает заявления лично (через своего ) на имя руководителя медицинской организации.

Гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации;

  • При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей , гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики и т.д.;
  • После получения заявления медицинская организация проверяет информацию, предоставленную гражданином в заявлении;
  • Руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его ) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание;
  • В течение 3 рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация направляет в страховую медицинскую организацию (выбранную гражданином) уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

Содержание заявления о выборе медицинской организации


Некоторыми нормативными документами установлены особенности выбора медицинской организации некоторыми категориями граждан, что представлено в схематичной таблице ниже.

Категория граждан Нормативный документ
Граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда»
  • лица, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим;
  • военнослужащие;
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, поступающие на военную службу по контракту или приравненную к ней службу.
ст. 25 Закона об основах охраны здоровья
  • задержанные;
  • заключенные под стражу;
  • отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
Ст. 26 Закона об основах охраны здоровья

Пациент имеет право выбирать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).


В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Подпишитесь на нас

Право пациента на выбор врача и медицинской организации закреплено в законе уже два десятка лет. Однако даже в таком общеизвестном и на первый взгляд понятном разделе медицинского права таятся подводные камни, и в практике правоприменения могут возникать различные сложности и ограничения. По данному аспекту консультирует главный юрист Ассоциации травматологов-ортопедов Д.С. ЗУБКОВ.

Врач и пациент: кто кого выбирает?

В процессе оказания медицинской помощи врач-специалист сталкивается с необходимостью направлять пациента на консультацию к специалистам в медицинские организации другого профиля в пределах своего учреждения или (за неимением таковых) в другие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а также в аналогичных ситуациях – для оказания специализированной медицинской помощи по ряду направлений, отсутствующих в ЛПУ, куда больной обратился. При этом врач обязан соблюдать порядок реализации пациентом права на выбор врача и медицинской организации, который определен законом.

Для уточнения особенностей реализации данного права на практике, прежде всего, необходимо определиться, в каких ситуациях законодательство дает пациенту право на выбор врача и медицинской организации. В части 1 статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 (далее – ФЗ № 323) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что выбор медицинской организации и врача осуществляется гражданином «при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». В указанную программу входят медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), ведомственные медицинские организации и иные медицинские организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА) России.

В указанной выше статье закона содержится чрезвычайно важное положение – непременным условием выбора пациентом врача является согласие этого врача.

Еще одно нововведение законодательства в духе времени касается информационного обеспечения пациента с целью создания для него условий осознанного выбора врача и медицинской организации. В соответствии с частью 7 статьи 21 ФЗ № 323 гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности, о врачах (в том числе уровне их образования и квалификации). При этом работодатель имеет право разместить в открытом доступе информацию только о квалификации и образовании врача. Личная жизнь работника должна оставаться неприкосновенной и не подлежащей разглашению.

При реализации рассматриваемого права пациента еще одно ограничение заключается в том, что пациент имеет право выбирать врача и медицинскую организацию не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). Такое ограничение вполне разумно, так как направлено на предотвращение случаев потребительского экстремизма, когда некоторые пациенты претендуют на смену лечащего врача чуть ли не каждые два дня.

Процедура выбора медицинской организации и врача

Кому же законодательство предоставляет право на выбор медицинской организации и врача? Рассматриваемое право пациента (наряду с еще 10 правами) дано не только гражданам Российской Федерации, но (при определенных условиях) и ряду граждан других государств, а также ряду лиц без гражданства, пребывающих в России. Для ряда категорий граждан предусмотрен особый порядок выбора медицинской организации. Так, выбор медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также выбор ЛПУ работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, осуществляется, согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2012 № 770, из числа федеральных медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, по месту их жительства или работы. Перечень закрытых административно-территориальных образований приведен в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 508.

В целом же перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р. Военнослужащие и приравненные к ним лица в соответствии со статьей 25 ФЗ № 323 имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях. Прикрепление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы к амбулаторно-поликлиническим учреждениям МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами указанных федеральных органов исполнительной власти. Прикрепление сотрудников указанных ведомств, уволенных со службы, на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям МВД России производится по направлению соответствующих пенсионных органов.

Прикрепление членов семей офицеров и сотрудников на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям федеральных органов исполнительной власти осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 и от 30.12.2011 № 1232). Задержанным полицией лицам в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 помощь оказывает выездная бригада скорой медицинской помощи (в том числе соответствующего подчинения).

Подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений медицинскую помощь оказывают медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников их функции возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел (приказ МВД РФ № 1115 и Министерства здравоохранения РФ № 475 от 31.12.1999) на основании подписанных соответствующих документов. Лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы указанные лица имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций. Учитывая смену рациона питания заключенных, а также распространенность гепатитов среди рассматриваемого контингента, весьма вероятно лечение таких пациентов в стенах отделений гастроэнтерологического профиля. Возможен также вызов специалиста-гастроэнтеролога для консультации пациента в стенах учреждения уголовно-исполнительной системы.

Право на выбор врача и медицинской организации реализуется разнородными группами населения России с применением различных административно-правовых механизмов.

Для подавляющего большинства населения Российской Федерации процедура выбора медицинской организации и врача определена приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Согласно приказу, выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия, то есть ЛПУ может выбирать совершеннолетний, а не лицо, достигшее 15-летнего возраста. При этом обращение в медицинскую организацию с заявлением, содержащим сведения, перечисленные в пункте 4 указанного порядка, должно осуществляться лично или через представителя. В пункте 5 указанного порядка приведен перечень документов, которые обязан предоставить гражданин РФ:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Полис ОМС.
  3. Документ о смене места жительства (для иностранцев и лиц без гражданства – вид на жительство).

Последнее требование особенно примечательно, так как закрепляет обязанность граждан документально подтверждать факт проживания на территории, прикрепленной по территориально-участковому принципу к медицинской организации, в которую они обращаются с заявлением.

Особенности выбора лечащего врача-гастроэнтеролога

Согласно пункту 6 рассматриваемого приказа при выборе медицинской организации гражданин должен быть ознакомлен со списком врачей, указанных в пункте 2 статьи 21 ФЗ № 323, врач-гастроэнтеролог не входит в их число. Тем не менее к гастроэнтерологу, как узкому специалисту, пациентов могут направлять участковые врачи, а также врач-гастроэнтеролог может направить пациента к смежному специалисту или в другую медицинскую организацию – диагностический центр, стационар. В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ № 323 пациент может прийти на прием к гастроэнтерологу по направлению врача или самостоятельно.

В случае если гастроэнтеролог направляет пациента на оказание специализированной медицинской помощи в плановой форме, ему нужно знать несколько важных технических и юридических моментов. Согласно требованиям, приведенным в пункте 13 приказа Минздравсоцразвития от 26.04.2012 № 406н, направление на оказание специализированной медицинской помощи, выдаваемое гастроэнтерологом, должно содержать наименование медицинской организации, куда направляется пациент, а также дату и время, в которые необходимо обратиться. При этом, реализуя положения части 4 статьи 21 ФЗ № 323, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации, то есть о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание данной медицинской помощи.

При выборе гражданином медицинской организации, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает норматив, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации. В случае если учреждение, которое выбрал пациент, закрывается на определенный срок для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, пациента следует обязательно оповестить, что в случае направления его в подобное учреждение ему придется ожидать дополнительно весь период профилактических мероприятий в медицинском учреждении, и обязательно отразить согласие пациента в карте.

Таким образом, нововведения в организации медицинской помощи направлены на свободу выбора пациентом врача и медицинской организации. При этом помощь оказывается всем контингентам граждан, несмотря на особенности ее организации в зависимости от групп населения.

Действующее российское законодательство закрепляет за каждым право пациента на выбор врача и медицинской организации. И, наверняка, найдутся граждане, желающие воспользоваться таким правом.

Если, о платных клиниках у многих людей складывается более или менее понятное представление, то с бюджетными заведениями, возникает множество вопросов: куда обращаться, какие документы собирать и могут ли отказать в прикреплении к другой поликлинике.

А, как следствие, незнание прав, порождает сомнения, неуверенность в правильности своих действий или решений.

Для полноты понимания ситуации, следует обратиться к действующим законодательным актам.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» (Закон № 323-ФЗ) гражданин вправе выбрать лечебное заведение.

Приказом Министерства здравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 406н утверждён «Порядок выбора гражданином медицинской…» (Порядок № 406н).

Однако, в п. 1 указанного Порядка предусмотрено, что первичная врачебная (доврачебная) медико-санитарная помощь осуществляется непосредственно по принципу прикрепления к определённому территориальному участку.

Это означает формирование участков с обслуживанием групп лиц. Люди закрепляются за соответствующим участком исходя из территории их проживания, работы или учёбы.

Участки утверждает начальник учреждения с учётом не нарушения принципа доступности получения услуг.

В частности, учитывается количество больных на одну единицу работников. Рекомендуемые показатели содержатся в п. 18 Положения утверждённого Приказом Минздрава РФ от 15 мая 2012 N 543н.

К примеру, на одном терапевтическом участке в городе должно наблюдаться 1700 человек, а в селе – 1300 граждан.

При не достижении по объективным причинам нужных показателей (в некоторых регионах бывает нехватка больных на участках) и для использования гражданами своих прав на предпочтение того или иного учреждения, допускается прикрепление лиц, не относящихся к территории мед. учреждения.

Реализовать свой выбор возможно при определённых условиях:

  1. Выбрать заведение можно только в том субъекте, где проживает лицо. Исключения составляют некоторые категории (военные, лица осуждённые).
  2. Заменить организацию вправе только совершеннолетнее лицо.

Права малолетних или несовершеннолетних детей, а также недееспособных граждан представляют их родители или опекуны.

Чтобы подобрать медучреждение нужно соблюсти определённые процедуры:

  • оформить письменное заявление и предъявить его той организации, где хотелось бы состоять на учёте;
  • получив документ, поликлиника в двухдневный срок направляет эти сведения в учреждение, где лицо состоит на учёте;
  • последняя проверяет правдивость представленной информации и если предоставленные данные верны, сообщает организации, принявшей заявление, также в течение 2 дней;
  • в двухдневный срок заявителя информируют о приёме в лечебное заведение;
  • далее в трёхдневный срок информация направляется в страховую компанию и бывшее мед. учреждение.

Переписка между организациями может осуществляться почтовой связью или с применением электронных средств. Гражданина уведомляют любыми доступными способами: лично, в телефонном разговоре, воспользовавшись почтовыми услугами, посредством электронной рассылки.

Для правильного понимания, стоит отметить, что принцип выбора заявителем иного лечебного учреждения подразумевает его автоматическое открепление от организации, где он наблюдался ранее. То есть невозможно состоять на учёте в двух разных заведениях одновременно.

Содержание заявления о выборе медицинской организации

В документе должны быть указаны:

  • полное название и местонахождение адресата;
  • Ф.И.О. главного врача организации, которой адресуется документ;
  • информация о заявителе (пол, возраст, где родился, какое гражданство имеет, данные паспорта, место проживания);
  • номер полиса ОМС и название страховщика, выдавшего полис;
  • сведения о лечебном учреждении, где заявитель обслуживается.

Подавая заявление одновременно нужно предъявить оригиналы документов:

Полный перечень документов закреплён п. 5 Порядка № 406н. Он зависит от статуса гражданина. Например, беженцу необходимо предоставить удостоверение, а лицам без гражданства – вид на жительство.

Обратившемуся человеку должны сообщить, какие специалисты оказывают первичную помощь в учреждении. Также его уведомляют о численности лиц, выбравших конкретного медработника с указанием обслуживаемой им территории при вызове на дом. Эта информация может повлиять на правильный выбор специалиста.

Выбрав нужное лечебное учреждение, пациент может подобрать и доктора, но в таком случае законодательство ограничило выбор (ст.21 Закона № 323-ФЗ).

Лицо вправе сделать выбор лишь в отношении:

  • участкового терапевта;
  • педиатра участка.

Пациент может подобрать специалиста самостоятельно, но при обязательном условии – доктор должен дать своё согласие (ст. 70 Закона № 323-ФЗ).

Если гражданин принял решение остановить свой выбор на другом специалисте, главврач обязан помочь ему в реализации этого права, согласно Порядку, утв. Приказом Министерства здравоохранения и соцразвития от 26.04.2012 № 407н (Порядок № 407н).

Доктор в некоторых случаях имеет право отказаться обслуживать больного, если такой отказ не сопряжён с угрозой его жизни. В этом случае, руководитель принимает меры для подбора больному иного специалиста из числа работников поликлиники.

И здесь дело даже не в том, что врачу лень лечить пациента. В основном такие отказы связаны с большой загруженностью врача или отдалённостью проживания пациента, а работник, понимая свои служебные обязанности и оценивая реальные возможности, не рискнёт взять на обслуживание дополнительного человека, рискуя не оказать ему в нужный момент помощь, так как за это существует дисциплинарная ответственность, но и уголовная.

Поэтому принимая решение о замене медперсонала нужно действовать разумно и рассматривать данные обстоятельства. Существуют, конечно, ситуации, основанные и на личностных отношениях, но это отдельные единичные ситуации.

Как происходит замена врача

Лечащего врача можно заменить по следующим причинам:

  1. Если гражданин принял решение о замене врача, он должен обратиться к руководителю организации с письменным требованием. Также он должен указать причину.
  2. Получив заявление, главврач информирует о том, какие специалисты работают в заведении.
  3. На основе полученной информации обратившийся может решить у кого бы он хотел наблюдаться.

К выбору специалиста стоит подойти ответственно.

Общая процедура не во всех случаях допустима. Некоторые лица могут обслуживаться только в определённом порядке.

К таким гражданам относятся:

  1. Жители территориальных образований закрытого типа (ЗАТО), а также территорий с неблагоприятными условиями по физическим, химическим или биологическим показателям. Список таких территорий утверждается на законодательном уровне. Так Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 утверждены такие поселения. Например, ЗАТО – город Мирный Архангельской области, посёлок Восход Московской области и др. Особенности медобслуживания таких лиц определены Постановлением Правительства РФ от 26.07.2012 № 770. Медпомощь гражданам для таких лиц осуществляется на безвозмездной основе из числа Федеральных медико-биологических агентств (ФМБА), расположенных в местности, где проживают или трудятся такие лица. ПП РФ от 21.08.2006 № 1156-р утверждены организации, обслуживаемые ФМБА России.
  2. Военнослужащие, призывники, контрактники. Их обслуживание происходит по правилам ст. 25 Закона № 323-ФЗ. В зависимости от своего статуса они могут рассчитывать на медицинские услуги в ведомственных учреждениях здравоохранения или в порядке ст. 21 Закона № 323-ФЗ.
  3. Лица, подозреваемые в преступлениях или осужденные граждане, которые содержатся в специализированных учреждениях, получают медпомощь в учреждениях уголовной и исполнительной системы (ст. 26 Закона № 323-ФЗ).

Толкование ст. 21 Закона № 323-ФЗ позволяет считать, что больной может лечиться на бесплатной основе только при наличии у него действующего полиса ОМС.

В связи с этим у многих может возникнуть обоснованный вопрос, возможна ли реализация такого права в платной клинике?

В Законе № 323-ФЗ не содержится напрямую указаний относительно выбора специалистов или самой организации, когда человек платит за услуги. Однако, это было не правильно, ведь любая система в государстве должна давать определённый выбор людям.

Гражданин, который желает получить мед. услугу за деньги сам волен выбирать соответствующую организацию и следовательно, конкретного врача. Законодательные нормы не ограничивают в этом граждан. Как правило, здесь играет роль принцип «из уст в уста», отзывы, рекомендации о клинике и их персонале, а также стоимость услуг.

Обращаясь в частную клинику, потребителю предлагают заключить договор со всеми вытекающими условиями. И здесь действует принцип свободы сделки (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), который не допускает какого-либо понуждения.

Таким образом, если пациента не устраивает клиника, он может смело идти в другую. Это и есть, своего рода, свобода выбора.

Права застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию

Получение бесплатной помощи напрямую связано с тем, что физ. лицо должно быть застрахованным субъектом по ОМС. Поскольку в противном случае, воспользоваться безвозмездными услугами будет проблематично. В отношениях по получению медицинской помощи участвуют три субъекта: физическое лицо, медицинский орган и страховщик.

Правовое положение таких субъектов регламентируются Законом РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании…» (Закон № 326-ФЗ).

Статья 15 закона № 326-ФЗ указывает, какие субъекты могут осуществлять деятельность в рамках ОМС.

К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели.

Важно то, что они должны состоять в соответствующем реестре.

Правовое положение таких лиц зафиксировано в ст. 16 Закона № 326-ФЗ:

  1. Получение помощи на бесплатной основе.
  2. Услуги оказываются на территории РФ и конкретного субъекта, где проживает застрахованный.
  3. Выбор страховщика.
  4. Выбор лечебного учреждения и врача.
  5. Получение полной информации об оказываемых услугах поликлиниками, больницами.
  6. Защита прав застрахованных. Это очень важный пункт, так как не все знают, что при нарушении прав в области медицины по гос. гарантии, можно обратиться в страховую компанию, указанную в полисе. Функции страховщика сводятся не только к выдаче документа о страховании, но к отстаиванию нарушенных прав застрахованных.
  7. Возмещение ущерба причинённого лицам как страховой компанией, так и медицинской организацией. Существует многочисленная практика судов по спорам о ненадлежащем оказании услуг.

Следует напомнить, что все эти права доступны лицам, состоящим в системе ОМС.

Подтверждением такого статуса является полис ОМС, который выдаётся и меняется в установленном порядке.

Выбирая медицинскую организацию нужно поинтересоваться о наличии договора между ней и страховой компанией, указанной в медицинском полисе. В противном случае, может последовать отказ.

Доведение обязательной информации до граждан

Осуществляя деятельность в сфере бесплатной медицины, такие субъекты в обязательном порядке должны доводить до своих обслуживаемых информацию о самом лечебном учреждении, о том, какие непосредственно услуги оно оказывает, а также о штате специалистов с указанием их квалификационных характеристик.

Сведения размещаются на информационных табло, вблизи регистратуры. Кроме того закон обязывает разместить данные сведения на сайте организации.

Какую медицинскую помощь можно получить

В соответствии с законодательством помощь в медицине подразделяется по видам, условиям и формам.

Виды медицинской помощи:

  • первичная медицинская санитарная помощь;
  • специализированная медпомощь;
  • скорая помощь;
  • паллиативная помощь.

Условия оказания мед. помощи:

  • амбулаторно (в поликлинике, на дому);
  • не по месту расположения здания лечебницы (место, куда была вызвана скорая помощь, реанимобиль);
  • в дневном стационаре (под наблюдением в дневное время);
  • в стационаре (под круглосуточным наблюдением).

Формы помощи:

  • экстренная (когда существует вероятность смерти человека);
  • неотложная (при остром резком, нежданном заболевании, но если при этом жизни человека ничего не угрожает);
  • плановая (если при отсрочке лечения не произойдёт ухудшения здоровья больного).

Оказание такого вида услуг включает в себя профилактические и диагностические меры, а также лечение заболеваний. Кроме того она предполагает наблюдение за женщинами в положении и проведении мероприятий по предотвращению эпидемий.

Такой вид помощи организуется в основном по территориальному признаку, то есть приближённо к месту проживания, трудовой деятельности или обучению пациентов.

Такая помощь подразделяется на:

  • доврачебную (оказывается фельдшерами, то есть персоналом со средним образованием);
  • врачебную (оказывается врачами);
  • специализированную (предоставляется специалистами определённой узкой направленности).

Первичная помощь может оказываться:

  • в условиях амбулатории;
  • на территории больного, если он проживает в отдалённой местности (не является скорой помощью);
  • в дневном стационаре;
  • в кабинете неотложной помощи, который может временно организовываться, например, в садоводческих и дачных хозяйствах.

Такую помощь оказывают врачи-специалисты.

Она также подразумевает профилактические меры, диагностические мероприятия и лечение заболеваний. Однако, в отличие от первичной помощи, здесь требуются специальные методики, современные технологии, а также последующая реабилитация. Поэтому такая помощь оказывается в больничных условиях или в заведении дневного пребывания, чтобы была возможность по максимуму наблюдать за ходом заболевания.

К специализированной помощи относят и высокотехнологичную. Её особенностью является применение уникальных, сложных методов лечения, использования робототехники и различных методик на генном уровне.

Чтобы получить специализированную помощь может понадобиться направление врача терапевта или педиатра. Также пациент может обратиться за помощью самостоятельно. В этом случае он вправе сам выбирать специалиста и лечебное учреждение.

При осуществлении помощи в плановом режиме, терапевт даёт направление к узкому специалисту. В том случае если необходимую помощь могут оказать в нескольких лечебных учреждениях, лечащий терапевт должен проинформировать об этом больного, чтобы он смог самостоятельно подобрать специалиста.

Получение медицинской помощи в неотложной или экстренной форме

Такая необходимость, как правило, возникает, если хронические заболевания внезапно обострились, ил человек заболел и недомогание протекающее в острой форме. Также услуга может понадобиться при отравлении или получении травмы, когда необходимо срочное вмешательство.

В некоторых случаях необходима эвакуация пострадавшего, которая возможна при использовании скорой помощи.

В основном такие формы помощи оказываются в стационарных условиях, так как в большинстве случаев необходимо хирургическое вмешательство и наблюдение за больным.

Паллиативная помощь заключается в комплексном медицинском вмешательстве с целью избавить неизлечимо больного человека от боли и улучшить его жизнь.

К таким случаям, например, относятся злокачественные опухоли, прогрессирующие заболевания. Для них назначается соответствующий уход, питание, транспортировка в медицинские учреждения и обратно, обезболивание.

Приказами Минздрава РФ от 14.04.2015 № 193н, № 187н утверждены соответствующие правила такой помощи для взрослого населения и детям.

Помощь оказывается в поликлинике либо в стационаре.

Выбор лечебного заведения или врача поставлен в зависимость от вида помощи.

Первичная медико-санитарная помощь.

Статья 21 Закона № 323-ФЗ закрепляет за гражданином право выбора мед. организации 1 раза в год, не чаще. Исключением являются случаи, когда меняется место жительства.

В этом же заведении пациенты могут выбрать врача – 1 раз в год.

Такие положения вероятнее всего были установлены с целью предотвращения злоупотребления прав со стороны потребителей услуг. Так как есть такие категории недовольных людей, которые готовы менять клинику или специалиста чуть ли не каждые несколько дней. В этом случае, закон защищает и права врачей.

Специализированная медицинская помощь в плановом порядке.

Для получения помощи нужно взять направление у лечащего врача. Следует отметить, что если существует несколько лечебных учреждений, предоставляющих нужные услуги, врач должен известить об этом пациента.

Экстренная и неотложная помощь.

Поскольку такие виды помощи оказываются в оперативном режиме, здесь нет определённых сроков для выбора. Так как нужно действовать незамедлительно.

Гражданин может обратиться за помощью лично, выбрав заведение. В данном случае, вероятнее всего, отказать в оказании помощи учреждение будет не вправе, учитывая нравственную составляющую, а также врачебную клятву.

К помощи можно прибегнуть путём вызова скорой помощи. Время выезда спец. бригады устанавливается соответствующим регламентом, утверждённым на законодательном уровне. В этой ситуации, выбор заведения будет зависеть от того, кто будет готов принять пострадавшего.

Паллиативная помощь.

Лечащий врач, после соответствующей диагностики выдаёт больному направление для получения помощи.

Как отстаивать права в случае отказа

В большинстве случаев клиники или конкретные специалисты неохотно берут на обслуживание новых лиц, так как это материально не оправданно, но увеличивает их нагрузку.

Хотя права граждан закреплены на законодательном уровне, но зачастую, на практике люди сталкиваются с отказами.

Кто-то, не ориентируясь в законодательстве, соглашается с аргументами регистратора относительно невозможности наблюдения в этом учреждении, так как граждане не относятся к обслуживаемой территории. А кто-то, даже осознавая нарушение своих прав, попросту не знает, что делать дальше.

Куда обращаться

Куда следует обращаться за помощью:

  • органы здравоохранения;
  • учреждения медицинского страхования;

В случае отказа в выборе по ст. 21 Закона № 323-ФЗ исковые заявления с требованием возложить на ответчика обязанность совершить определённые действия подаются в суд общей юрисдикции, в районный или городской суд (не мировой).

Иск подаётся в суд исходя из места нахождения ответчика, то есть организации, которая отказала.

Точной формы иска законодательство не содержит, главное нужно придерживаться требований законодательства относительно реквизитов заявления.

В иске нужно отразить:

  • наименование судебного органа;
  • Ф.И.О. истца и организации, с указанием их адресов;
  • нарушение прав;
  • нормативное обоснование;
  • доказательства;
  • просьба к суду;
  • перечень прилагаемых документов.

С ответчика по суду могут быть взысканы все издержки истца, понесённые им по рассматриваемому делу – почтовые расходы, уплаченная госпошлина, представительские услуги (адвоката, юриста). Также можно заявить требование о взыскании морального вреда.

Иск подлежит рассмотрению в судебном заседании, в котором участвуют все лица процесса. К участию в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например органы ОМС.

Суд опрашивает стороны, исследует все доказательства и выносит судебный акт. В случае положительного исхода, у ответчика имеется право на обжалование. После чего, решение считается вступившим в законную силу и подлежит исполнению.

Поскольку ответчик владеет информацией о вынесенном судебном акте, повторное обращение в организацию не требуется. Ответчик должен добровольно исполнить требования суда. Даже если его представители не участвовали в процессе, принимается заочное решение и направляется по адресу ответчика.

Однако, лучше побеспокоиться и повторно обратиться к главврачу, предъявив судебный акт, так как, дело может быть пущено на самотёк.

Если решение не исполняется в добровольно порядке, необходимо прибегнуть к принудительному решению вопроса, обратившись к судебному приставу исполнителю.

Судебная практика по освещаемому вопросу в большинстве случаев складывается в пользу граждан. Для примера можно привести следующие судебные акты.

Дело № 2-4638/2017 (районный суд города Архангельск).

Гражданка обратилась с иском к бюджетному учреждению здравоохранения о возложении обязанности взять её на обслуживание. При этом она указала, что страдает сахарным диабетом и в настоящее время наблюдается в поликлинике по месту её регистрации, но там отсутствуют необходимые врачи. Она обратилась с заявлением к ответчику, но ей было отказано по причине превышения обслуживаемых лиц на одного штатного специалиста. Также мотивом отказа послужил факт проживания женщины на территории, не относящейся к зоне обслуживания мед. заведением.

Суд посчитал доводы ответчика несостоятельными и указал, что Положение № 543н не содержит такое основание отказа, как территориальный принцип.

Иск был удовлетворён. Поликлинику обязали поставить на учёт пациентку и оказывать ей нужные услуги.

Дело № 6445/2016 (Ангарский городской суд).

Женщина обращалась с просьбой к главному врачу лечебного центра, чтобы её прикрепили на обслуживание в данное учреждение. Однако, ей отказали в этом. Руководитель организации мотивировал отказ следующим, в учреждении присутствует текучка кадров, перегруженность и нехватка персонала.

Суд не принял такие доводы ответчика, посчитав их не основанными на законе.

Судебное решение было вынесено в пользу истца.

В некоторых случаях, в судебные инстанции обращаются не сами граждане. Их права отстаивают надзорные органы.

Это подтверждается судебным решением.

Дело № 2-3623/2016 (городской суд города Анапы).

Прокурор подал иск в суд в интересах граждан и просил признать незаконными бездействия городской больницы, выразившиеся в непредставлении информации на сайте учреждения о врачах и их квалификации. Это было выявлено в результате проверки. Тем самым, по мнению прокурора, нарушаются права потенциальных потребителей услуг, так как они не могут в полной мере воспользоваться правом выбора, предусмотренного ст. 21 закона № 323-ФЗ.

Суд согласился с истцом и обязал больницу разместить соответствующие сведения на официальном сайте больницы в сети Интернет.

Существуют и отрицательные судебные постановления. Однако, это индивидуальные случаи и суды по таким спорам учитывают все обстоятельства.

Например, в одном из гражданских дел, позиция суда, была иной, чем в описываемых ранее.

Дело № 2-4206/2017 (районный суд города Челябинск).

Истец подала иск в суд с требованием поставить её на учёт в клиническую больницу. Она указала, что не прикреплена ни к какому учреждению, а в медицинской помощи нуждается. Ответчик возражал против иска, ссылаясь, что женщина по территории не относится к больнице. Кроме того, численность обслуживаемого населения, итак превышает установленные нормативы. Женщина была прикреплена для наблюдения в другую больницу города.

Суд отказал женщине в требованиях. Судом при вынесении решения было учтено, что на момент обращения гражданки с иском, её права нарушены не были. Она была прикреплена для обслуживания в другую больницу. Также сама женщина пояснила, что ей не важно где получать помощь, лишь бы она могла это сделать.

Практика апелляционных судов

Суды апелляционных инстанций в основном оставляют в силе решения первой инстанции. В подтверждение можно представить определение апелляционной инстанции.

Дело № 33-1492/2015 (Архангельский областной суд).

Решением городского суда требования истца были удовлетворены, в частности, суд постановил прикрепить пациентку на обслуживание в клинический медицинский центр. Ответчик не согласился с судебным решением и подал жалобу в вышестоящий суд.

Однако, вторая инстанция согласилась с доводами, изложенными в решении городского суда.

Кроме того, по делу с ответчика была взыскана компенсация за моральные страдания.

Верховный Суд РФ

Судебный акт о признании незаконными некоторых нормативных положений.

Дело № АПЛ15-354.

Гражданка по делу дошла до Верховного Суда. Её цель была признать незаконными п.10, 11 Порядка № 406н, а именно она считала не законным отсутствие возможности быть прикреплённой одновременно к двум лечебным заведениям и меть две карточки больного. Свою позицию она аргументировала тем, что родители проживают раздельно, а дочь периодически находится то с отцом, то с матерью. Установленные законодательством правила нарушают принципы семейного законодательства. В частности, об обязанности обоих родителей следить за здоровьем детей.

Верховный Суд оставил в силе все судебные акты, принятые по делу, не признав тем самым незаконными пункты, указав, что они не противоречат Конституции и действующему законодательству. Также он разъяснил, что нормы Семейного кодекса РФ не регулируют отношения в сфере медицинской деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что в современной действительности достаточно много желающих заменить врача или медицинскую организацию. Это может объясняться различными причинами, такими как, недоверие к конкретному специалисту или в целом к лечебному заведению, неудовлетворительное качество оказываемых услуг, или даже сугубо объективный фактор – личностное отношение к врачу. И закон в этой ситуации стоит на стороне граждан. Однако, принимая такое решение, следует взвесить все за и против. Поскольку этот шаг может в прямом смысле слова отразиться на здоровье. Необходимо учитывать и загруженность персонала, и отдалённость заведения от места проживания пациента. Ведь не всегда есть возможность добраться вовремя, как самостоятельно, так и врачу, в случае вызова его на дом. Поэтому решать проблему нужно рационально и обдуманно.



Поделиться