Президент из ниоткуда: Францию возглавил молодой беспартийный лидер. Президент Франции: долгий путь от монархии к современной республике

Институт президентства по действующей французской Конституции - центральный в самом полном смысле этого слова, вершина в иерархии государственных органов. Вместе с Правительством (Советом министров) он образует центральную исполнительную власть. Можно сказать, что это - основной двигатель государственного механизма, располагающий самой полной информацией о положении дел в стране и за рубежом.

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Полномочия Президента делятся на две группы: 1) осуществляемые в дискреционном порядке; 2) требующие для своего осуществления контрасигнатуры Премьер-министра, а в случае необходимости - ответственных министров.

Согласно Конституции Франции Президент Республики следит за соблюдением конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался коллегией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Но такое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограничить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г.

Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т. е. для избрания президента необходимо более 50% голосов, участвующих в голосовании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две недели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.

Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего - министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Степень влияния президента и парламента на правительство зависит от партийного состава Национального собрания. Если большинство здесь имеет президентская партия, то влияние главы государства на правительство становится определяющим, правительство фактически состоит при президенте.

Президент отправляет правительство в отставку согласно заявлению премьер-министра. Специалисты сходятся во мнении, что президент имеет возможность принудить премьера к этому и без подобного прошения, отказываясь подписывать правительственные документы. Но отправить министерство в отставку просто росчерком пера он имеет возможность в том случае, если контролирует парламентское большинство.

Статусным полномочием президента является его председательствование в Совете Министров. Он не руководит правительством, это функция премьер-министра. Однако именно Совет Министров рассматривает важнейшие правительственные решения, что позволяет президенту быть лично информированным об основных правительственных делах, излагать свою позицию по данным вопросам. Глава государства назначает 3 членов Конституционного совета и обращается к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, законов и регламентов палат парламентов.

К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание - нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через двадцать и не позднее чем через сорок дней после роспуска.

Национальное собрание собирается в силу закона во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне периодов, предусмотренных для очередных сессий, то сессия открывается в силу закона на срок в пятнадцать дней. Однако существует ограничение президентского права роспуска - запрещение пользоваться им в течение года после предшествующего.

Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающиеся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утверждения международных соглашений, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности.

Согласно статье 16 Конституции Франции 1958 г., когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных органов прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом.

Он информирует об этом нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным органам средства для выполнения их задач. Конституционный совет консультируется по поводу этих средств.

Президент имеет полномочия и в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и военные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего представителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает «монаршим» правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства.

Макрона поддержали 66% избирателей. При этом второй тур прошел при рекордно низкой явке за последние полвека. Теперь все силы политиков брошены на борьбу за кресла в Национальном собрании - парламентские выборы уже через месяц, и от результата будет зависеть, сможет ли новый президент реализовать свою программу.

На площадь французских королей Макрон вышел через два часа после объявления результатов медленной походкой, под рев толпы сторонников. Самый молодой избранный президент Франции. Он появился, как обычно, в сопровождении супруги Брижит. Их романтические отношения и разница в 24 года в центре внимания всей предвыборной кампании. Она целует его руку. Он произносит победную речь.

«Спасибо, друзья! Спасибо за то, что вы здесь! Спасибо за то, что пришли сюда, за то, что долгие месяцы вы отважно боролись вместе со мной. Сегодня вы победили, Франция победила!» - заявил Эммануэль Макрон.

Свою победу Макрон назвал неповторимой. За него проголосовал почти 21 миллион человек. Макрон со сцены много обещает, предупреждает, что будет нелегко и просит о помощи. Чтобы за шесть недель собрать большинство в парламенте, без которого президент будет бессилен и не сможет проводить законы, работу начнет уже завтра. А для этого он готов услышать тех, кто разгневан и не голосовал за него.

«Я знаю о расколе внутри нашей нации, который заставил некоторых французов голосовать за радикалов. Я уважаю это мнение. Я понимаю гнев, беспокойство, сомнения, которые выразили многие из вас. Моя обязанность в том, чтобы услышать таких людей», - заявил президент Франции.

В Брюсселе вздохнули с облегчением. Выборы во Франции фактически стали референдумом о поддержке курса на Евросоюз, в одной из крупнейших стран ЕС. Эксперты прогнозируют: отношения с Россией не изменятся.

Неодобрительный гул - так в штабе Ле Пен встретили результаты выборов. И это понятно. Сюда, в отличие от площади перед Лувром, к Макрону пригласили только журналистов и узкий круг друзей. Очевидно, понимая, праздновать победу не придется. Да, Марин Ле Пен президентом не стала. Но результат Нацфронта политологи будут обсуждать еще долго.

За Ле Пен проголосовали почти 11 миллионов - каждый третий избиратель. Новый рекорд. Результат у оппозиционной партии не благодаря, а вопреки. Маховик государственной машины был раскручен в поддержку Макрона. Голосовать против Ле Пен призывал и президент Олланд, и министры.

Ле Пен вышла к сторонникам и журналистам буквально через несколько минут после объявления результатов. Начала с поздравлений Макрона, а закончила призывом к новой борьбе: «Я призываю патриотов присоединиться к решительной политической схватке, которая начинается уже сегодня. В ближайшее время вы будете нужны Франции как никогда. Да здравствует Республика, да здравствует Франция!»

На проигравшую Ле Пен точно не была похожа - не в ее характере. Стеклянный потолок Нацфронта, о невозможности преодолеть который так много говорили, разбился. Проигранные выборы Ле Пен отмечает слушая рок и танцуя.

Серьезный процент набрал третий невидимый кандидат. Белым бюллетенем против всех проголосовало больше 4 миллионов человек - почти 10% избирателей. Судя по опросам, в основном это сторонники проигравшего в первом туре крайне левого Меланшона.

Сразу после оглашения результата выборов, газета «Фигаро» провела телефонный опрос. Каждый второй ответил: «Макрон не будет хорошим президентом». Настроенные особо решительно с лозунгами «Долой Макрона!» вышли на улицу в нескольких французских городах. Демонстрации сразу же переросли в беспорядки. Полиция разгоняла митингующих слезоточивым газом. Среди задержанных корреспондент RT.

Неявку эксперты уже называют рекордно высокой с 1969 года. Каждый четвертый имеющий право голоса не пришел на выборы, как и прогнозировали опросы. Своеобразной проверкой легитимности вновь избранной власти станут грядущие парламентские выборы. И борьба уже началась.

Американское издание Slate констатирует, что для Франции наступил «исторический день», поскольку кандидаты двух политических партий, десятилетиями доминировавших в местной политике, не вышли во второй тур выборов президента страны. Речь идет о социалистах и правых голлистах, которые после окончания Второй мировой становились правящими силами.

Кандидаты же от новых сил — «Народного фронта» и «Вперед!» — получают поддержку примерно равного числа французов. По предварительным данным, у Ле Пен 21,5% голосов, у Макрона — 23,7%.

По мнению The Wall Street Journal, в связи с выходом во второй тур Ле Пен и Макрона «глобализм и будущее Европы становятся определяющими ценностями». Собственно, голосование во втором туре и будет своеобразным референдумом: за или против радикальных предложений Ле Пен о твердой миграционной политике, выходе из еврозоны и разрыве с Евросоюзом.

Ее соперник, в свои 39 лет ни разу не избиравшийся ни на один политический пост и лишь небольшое время проработавший в правительстве Франсуа Олланда, не предлагает ничего определенного — кроме усиления сотрудничества в рамках ЕС, в первую очередь с Германией, которой он обещает высокую финансовую дисциплину.

Таким образом, на момент начала новой двухнедельной кампании у Франции есть простой выбор. Или попытаться решить проблему с эмигрантами, безопасностью, угрозой терроризма и обязательствами перед Брюсселем — то есть пойти примерно тем же путем, что выбрали американцы прошлой осенью, проголосовав за Дональда Трампа. Или же не только сохранить, но и усилить курс на единую Европу и перспективы экономического процветания в ее рамках.

Последнее, по всей видимости, будет иметь принципиальное значение — эксперты пугают, что победа Ле Пен приведет экономику страны к рецессии, а Евросоюз к распаду.

Французское издание Le Figaro называет борьбу между двумя кандидатами «новым землетрясением». Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с аналогичной кампанией 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур. Тогда его оппонент президент Франции Жак Ширак призвал других кандидатов объединить своих сторонников вокруг его кандидатуры во втором туре. Благодаря поддержке широкого фронта Ширак получил рекордные 82,06% при 17,94% процентов у Ле Пена.

С подобным же призывом к избирателям выступил и Эммануэль Макрон: «Начиная уже с этого вечера я должен пойти дальше и объединить вокруг себя всех французов», — сказал он в своем обращении по итогам голосования.

Кандидат от Социалистической партии Бенуа Амон, набравший в районе 7% голосов, уже поддержал своего бывшего сопартийца. Так же поступил один из главных оппонентов Франсуа Фийон, выдвинутый «Республиканцами». Он набрал около 19%, однако часть его популярности основывалась также на достаточно жесткой — пусть и более мягкой, чем у Ле Пен — правой риторике, позиции в отношении мигрантов, а также, например, в отношении к России и санкциям.

За несколько дней до выборов Фийон призвал решить проблему Крыма на международной конференции, которая бы признала его новый статус.

Таким образом, нет гарантий, что весь электорат «Республиканцев» перейдет к Макрону. То же касается и электората четвертого лидера гонки — Жан-Люка Меланшона, получившего также больше 19% голосов. Руководство Коммунистической партии Франции, поддерживавшей крайне левого кандидата, призвало своих членов и сторонников проголосовать против Ле Пен во втором туре выборов, при этом не призывая голосовать за Макрона. Однако Меланшон привлекал своих сторонников радикальной критикой Евросоюза, что роднит его позицию с Ле Пен.

Главной интригой выборов будет вопрос, сможет ли Макрон привлечь к себе электорат экс-премьера Франсуа Фийона, который набрал 19% в гонке. Есть предположение, что Фийон может начать агитировать за Макрона, чтобы помочь ему победить Ле Пен, которую обозреватель CNN Питер Клуппе называет «кошмаром для Европы».

Издание Slate отмечает, что Макрону придется тяжело в борьбе с Ле Пен, и называет его «малоопытным центристом». Небольшой опыт работы в правительстве социалистов у Макрона есть, однако он вышел из этой партии и не располагает собственной политической структурой.

На стороне Макрона сыграет определенный «административный ресурс» Европы. Ему оказывают поддержку лидеры стран ЕС. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что уверен в победе Макрона на выборах. Макрон также получил неформальную поддержку от бывшего президента США Барака Обамы — они разговаривали по телефону за несколько дней до выборов.

Однако главным козырем Макрона остается радикальный имидж его соперницы и ее партии. Французы в большинстве не готовы видеть крайне правых во главе государства. Для Ле Пен же, активно занимавшейся собственной «раздемонизацией» по ходу кампании, сейчас единственным выходом, по всей видимости, остается ответная демонизация оппонента.

The New York Times цитирует советника и соратника Ле Пен по партии Флориана Филиппо, называвшего Макрона «кандидатом банков», выступающим против интересов народа и губящим линию «Национального фронта» на протекционизм.

Руководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, впрочем, уверен, что у Ле Пен нет никаких шансов на победу.

«Вероятно, она попытается зазвать на свою сторону электорат Фийона и Меланшона, но их избиратели не придут на второй тур и явка будет ниже», — прокомментировал «Газете.Ru» эксперт.

Дюбьен считает, что во втором туре Макрон обойдет кандидата-националиста со значительным отрывом.

«Макрон наберет от 60%, но Франция раскололась, и ему будет намного сложнее управлять страной, — прогнозирует Дюбьен. — Он попытается собрать людей справа и слева, но все зависит от того, что будет на парламентских выборах. Франция переходит к парламенту из четырех блоков, в котором ультраправые, правые, центристы и левые. Сами блоки непримиримы, а вероятность их сближения довольно низка».

«Макрон ожидает, что волна поддержки на президентских выборах приведет к такой же волне на выборах парламентских», — рассказал «Газете.Ru» Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Однако еще до парламентских выборов президент постарается закрепить поддержку населения, приняв ряд указов, считает эксперт. Это будет сделано вне зависимости от того, победит Макрон или Ле Пен, поскольку в популистской тактике эти политики схожи.

«Прежде всего, это будет укрепление системы безопасности во Франции, — добавил Рубинский. — Безусловно, будут шаги по морализации политической системы, то есть кампания по борьбе с коррупцией. Как показала нынешняя кампания, среди электората большой запрос на этическую политику. И, конечно, будут приняты меры по бюджетной экономии. Это для сегодняшней Франции самое главное».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», выборы во Франции не завершатся вторым туром президентского голосования. «Будет еще и своеобразный третий тур — парламентские выборы, а также четвертый — когда профсоюзы выйдут на улицы, если будут проведены реформы выравнивания соцобеспечения в государственном и частном секторах. Такие попытки были предприняты еще в 1995 году. Тогда вся страна встала в забастовках».

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов - лидер движения "На марше" Эмманюэль Макрон или председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен - одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации "сосуществования".

Нынешние выборы президента - одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент - Франсуа Олланд - отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды - в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания - в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два "внесистемных кандидата". Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" - еще одной системообразующей политической силы во Франции - также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной - президентско-парламентской - формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, - коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил - одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. "Это - независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе", - заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание - нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала "малые партии" шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку "Национальный фронт" на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение "На марше", созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики "сосуществования" представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной оборонойданном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.


Поделиться