Лицензирование деятельности по управлению мкд. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД). Требования законодательства к лицензированным управленцам

1. Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 настоящего Кодекса;

7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Положения статьи 193 ЖК РФ используются в следующих статьях:
  • Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
    5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Деятельность по управлению многоквартирным домом - выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами -органы государственного жилищного надзора субъекта РФ

Срок рассмотрения документов в лицензирующем органе составляет 30 дней с момента подачи полного комплекта документов

Срок действия лицензии - бессрочно

Госпошлина (лицензионный сбор): 30 000 рублей

Стоимость лицензии от 70 000, а так же, рассчитывается дополнительно, от степени готовности документов (оплата производится поэтапно на основании договора на оказание услуг).

Организация получает лицензию ЖКХ в том регионе РФ, где предполагает работать. В случае расширения сферы деятельности в жилищно-коммунальное хозяйство другого субъекта РФ, компании необходимо обратиться в лицензионную комиссию данного региона для получения соответствующей лицензии ЖКХ.

Лицензионными требованиями являются:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

Перечень документов для лицензии ЖКХ

1.​ Устав, нотариально заверенная копия;

2.​ Учредительный договор (при наличии), нотариально заверенная копия;

3.​ Свидетельство о государственной регистрации организации, нотариально заверенная копия;

4.​ Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе, нотариально заверенная копия;

5.​ Свидетельств о Государственной регистрации изменений (ГРН) - если вносились соответствующие изменения, нотариально заверенная копия;

6.​ Решение или протокол о создании, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

7.​ Решение или протокол о назначении на должность руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

8.​ Решение или протокол о внесении изменений в учредительные документы, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

9.​ Приказ о назначении руководителя, копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации;

10.​ Выписка из ЕГРЮЛ, не старше 1 месяца, оригинал;

11.​ Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу бланка лицензии - 30 000 руб.;

12.​ Удостоверение о повышении квалификации на руководителя организации.

13.​ Доверенность на представление интересов;

14.​ Опись документов в 2 - экз.

Квалификационный аттестат

1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене устанавливаются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

6. Квалификационный аттестат выдается на срок 5 лет.

Наши услуги "Лицензия на деятельность по управлению многоквартирными домами " включают в себя:

1.​ консультацию специалиста по вопросу получения лицензии и перечню документов, которые необходимо собрать;

2.​ юридическую экспертизу представленных Клиентом документов на соответствие лицензионным требованиям;

4.​ подготовку пакета документов, необходимых для получения лицензии (заявление, приказы, формы бланков и т. д.);

5.​ сдачу подписанного соискателем лицензии пакета документов в лицензирующий орган;

6.​ получение документа, подтверждающего принятие на рассмотрение пакета документов;

7.​ контроль прохождения лицензионных процедур, взаимодействие с лицензирующим органом при проверке соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и выездной проверке (в случае необходимости);

8.​ помощь в устранении замечаний экспертов (в случае их наличия).

9.​ получение лицензии и передача её Клиенту.

Ответственность за отсутствие лицензии ЖКХ

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,

Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

Деятельность по управлению многоквартирным домом

Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

Существует особый порядок управления, в которых входит:

  • сбор и хранение всех технических документов;
  • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
  • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.

Понятие лицензирование деятельности

Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

  • быть предпринимателем или юридическим лицом;
  • иметь квалификационный аттестат;
  • не иметь судимости;
  • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.

Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

  • устав или другой учредительный договор;
  • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
  • действительный квалификационный аттестат;
  • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора.

Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата - 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

договор управления при отсутствии лицензии

Доброй ночи! Вопрос такой: могла ли ООО заключать договоры управления МКД, ещё не имея лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Ирина 06.09.2019 00:17

Доброй ночи.

Не могла.

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом

1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

06.09.2019 01:48

Задать дополнительный вопрос

Ирина 06.09.2019 09:18

Добрый день! ООО осуществляет деятельность по Оквэд 68.32.1 (основной вид деятельности) и 68.32 (один из дополнительных видов). Но я посмотрела расшифровку этих кодов, они не подразумевают управление многоквартирными домами. Имело ли право ООО на основании этих кодов ОКВЭД все-таки начать заключать договоры управления и, соответственно, управлять многоквартирными домами? До 1 мая 2015г. управление МКД не требовало лицензии. Речь идёт об управлении ДО этой даты. Иными словами, на каком основании ООО было вправе заняться управлением МКД до получения отдельной лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД? Спасибо заранее!

ЖК РФ Статья 162. Договор управления многоквартирным домом 1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Ломов Владимир Валерьевич 07.09.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или бухгалтера?

Квалификационный аттестат на кого должен быть получен? на директора или можно на бухгалтера?

Светлана 11.08.2019 12:34

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 12:39

Задать дополнительный вопрос

Светлана 11.08.2019 12:50

Открываем УК с сыном, экзамен сдавала я, т.к. опыта и практики у меня гораздо больше. Единственный учредитель сын, разве бухгалтер не может аттестат иметь? Хотели назначить директором его, но судя по Вашему ответу директором получается надо назначать меня?

Добрый день! Квалификационный аттестат должен быть получен на директора.

Дубровина Светлана Борисовна 11.08.2019 13:20

Задать дополнительный вопрос

Какие полномочия имеет УК с лицензией на управление.

В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП "ИДЕЗ" и ООО "ЖЭУ" это УК нашего дома. УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены. Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?

Ольга 24.02.2019 21:08

Дубровина Светлана Борисовна 08.03.2019 17:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 09.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Перечень документов на получение лицензии по управлению многоквартирными домами

Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме. Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, таких указаний не содержится.

Владимир 20.08.2018 15:12

Добрый день, Владимир. Согласно положений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к заявлению на получение лицензии прилагаются документы: копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц); копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании; копия свидетельства о регистрации изменений (если они были); копия квалификационного аттестата должностного лица; копия приказа о назначении должностного лица; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Можем посоветовать Вам обратиться к нам в офис со всеми имеющимися по данному вопросу документами. Для скидки воспользуйтесь промокодом - Сервиса бесплатных юридических консультаций 11.

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович 02.09.2018 19:50

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно. Но перед подачей документов нужно уточнить перечень дополнительных документов, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов.

Крайнев Дмитрий Анатольевич 03.09.2018 13:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

С 1 сентября 2014 года деятельность по управлению многоквартирными домами управляющими организациями подлежит лицензированию. О порядке лицензирования указанной деятельности, а также о том, до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию, и пойдет речь в данной статье.

Итак, согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 255-ФЗ), и вступило в силу с 1 сентября 2014 года.

О том, что деятельность по управлению многоквартирными домами, подлежит лицензированию, указывает раздел X "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), введенный вышеназванным законом, в статье 192 которого сказано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии. При этом под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, что следует из пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

В силу пункта 1 статьи 192 ЖК РФ лицензия выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии. Отметим, что лицензионная комиссия – это постоянно действующий орган, созданный субъектом Российской Федерации, в которой не менее 1/3 членов являются представителями саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в пункте 8 статьи 20 ЖК РФ (статья 201 ЖК РФ).

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, при этом лицензия не подлежит передаче третьим лицам (пункт 4 статьи 192 ЖК РФ).

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона № 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (пункт 5 статьи 192 ЖК РФ). Особенности эти таковы, что при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не применяются положения Закона № 99-ФЗ о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии (пункт 6 статьи 192 ЖК РФ).

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу пункта 3 статьи 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, установлен Положением о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – постановление № 1110).

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований ЖК РФ и Закона № 99-ФЗ к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании для получения лицензии соискателем лицензии должны быть соблюдены лицензионные требования, перечисленные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются:

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 193 ЖК РФ;

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

– исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ.

Таким образом, и соискателями лицензии, и лицензиатами должны быть соблюдены требования пункта 1 статьи 193 ЖК РФ, при этом лицензиатами дополнительно должны быть соблюдены требования пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

К требованиям пункта 1 статьи 193 ЖК РФ относятся:

l регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации (подпункт 1). Обратите внимание, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

l наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (подпункт 2). Согласно статье 202 ЖК РФ квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача такого экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата, который выдается на срок пять лет и аннулируется в случае:

– получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

– внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

– вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В феврале 2015 года Минстрой России выпустил письмо от 24 февраля 2015 года № 4745/АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – письмо № 4745/АЧ/04). Вопрос наличия у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата был рассмотрен в пункте 2 этого письма. По мнению Минстроя России, получить аттестат должно лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей организации.

l отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (подпункт 3);

l отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии.

Отметим, что реестром дисквалифицированных лиц является реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (подпункт 3 пункта 1 статьи 195 ЖК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2 Положения о ведении реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций), утвержденного постановлением № 1110.

Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

В пункте 1 письма № 4745/АЧ/04 отмечено следующее: с учетом того, что в настоящее время Минстроем России реализуются организационно-технические мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования реестра дисквалифицированных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с учетом положений части 3 статьи 7 Закона № 255-ФЗ о размещении реестра дисквалифицированных лиц в федеральной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) с 1 мая 2015 года, Минстрой России считает возможным до наступления указанной даты и перехода в этой части к межведомственному электронному взаимодействию с Минстроем России получение органом ГЖН информации о дисквалифицированных лицах осуществлять непосредственно из реестра дисквалифицированных лиц Федеральной налоговой службы, зарегистрированного в системе межведомственного электронного взаимодействия в виде электронного сервиса "Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц", которому присвоен SID0003526, либо по ссылке https://service.nalog.ru/disqualified.do.

l отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (подпункт 5).

Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – сводный федеральный реестр лицензий) также ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения;

l соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных пунктом 10 статьи 161 ЖК РФ (подпункт 6). То есть управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Вышеуказанное требование (требование подпункта 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ) до 1 мая 2015 года должны соблюдать и соискатели лицензии, что следует из пункта 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Вновь обратимся к письму № 4745/АЧ/04, в пункте 3 которого рассмотрен вопрос соблюдения лицензиатом установленных требований к раскрытию информации в связи с осуществлением деятельности в сфере управления многоквартирными домами (далее – МКД). В нем сказано, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее – Стандарт).

Таким образом, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии требованиям Стандарта, согласно пункту 8 которого раскрытие информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России (далее – формы раскрытия информации).

До вступления в силу форм раскрытия информации при проведении органом ГЖН проверок соблюдения соискателем лицензии Стандарта Минстрой России считает необходимым учитывать следующее.

Раскрытие информации осуществляется по формам, размещенным в настоящее время на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, – "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru) (далее – официальный сайт) с учетом особенностей, указанных в этом разъяснении.

При проведении лицензирующим органом оценки соответствия соискателя лицензии лицензионному требованию о раскрытии информации обеспечивается проверка:

а) наличия/отсутствия факта раскрытия информации на официальном сайте;

б) полноты раскрытия информации в соответствии с редакцией Стандарта, действовавшей на момент раскрытия информации.

Таким образом, если раскрытие информации осуществлялось в период до 30 ноября 2014 года включительно, то проверка совершается на предмет соответствия Стандарту, действовавшему в редакции до 1 декабря 2014 года.

Если же дата раскрытия информации приходится на период с 1 декабря 2014 года, полнота раскрытия проверяется в соответствии с перечнем информации, указанным в пункте 3 Стандарта, и несоответствие раскрытой информации формам, размещенным на официальном сайте, в указанном случае не должно признаваться нарушением.

При этом управляющим организациям, которые осуществляют раскрытие информации после 1 декабря 2014 года, рекомендуется, в случае если размещенные на официальном сайте формы раскрытия информации не позволяют осуществлять раскрытие отдельных видов информации, указанных в пункте 3 Стандарта, размещать (прикреплять) на официальном сайте документы в виде файлов, содержащих соответствующие виды информации.

Таким образом, до вступления в силу форм раскрытия информации, утвержденных Минстроем России, оценка ее размещения соискателями лицензии на предмет соответствия Стандарту осуществляется, прежде всего, с точки зрения отражения всех видов информации.

Достоверность размещенной информации проверяется при поступлении в период проведения проверки в установленном порядке в орган ГЖН от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации. В этом случае принятие решения о соответствии соискателя лицензии требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, должно приниматься по результатам проверки, проведенной по данному заявлению (жалобе, обращению).

Информация за 2014 год, подлежащая в соответствии со Стандартом ежегодному раскрытию в течение I квартала года, следующего за отчетным, подлежала раскрытию по формам, размещенным на сайте "Реформа ЖКХ" в соответствии со Стандартом, действовавшим в редакции на 30 ноября 2014 года включительно.

Кроме того, необходимо учесть, что в отношении лиц, не осуществлявших деятельность по управлению МКД до подачи заявления о предоставлении лицензии, в силу положений пункта 1 Стандарта не проводятся проверки на предмет соответствия лицензионному требованию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, поскольку в отношении них отсутствует соответствующая обязанность соблюдения Стандарта.

Минстрой России обращает внимание, что по данным государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) до настоящего времени не все органы ГЖН обратились для получения доступа к сервисам сайта "Реформа ЖКХ", способствующего осуществлению контролю за раскрытием информации, либо недостаточно регулярно и системно пользуются указанным ресурсом. В целях проведения качественной оценки соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям, а также в период проведения организационно-технических мероприятий по введению в эксплуатацию ГИС ЖКХ, Минстрой России считает необходимым для органов ГЖН в возможно короткие сроки осуществить регистрацию на официальном сайте и направить контактные данные в Фонд.

Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с пунктом 5 Положения № 1110, и документы (копии документов), перечисленные в пункте 6 Положения № 1110.

Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ (пункт 7 Положения № 1110).

Принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 99-ФЗ с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ (пункт 10 Положения № 1110). Отметим, что согласно пункту 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу пункта 2 статьи 194 ЖК РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Оформление органом государственного жилищного надзора приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляется в порядке, установленном статьей 15 Закона № 99-ФЗ. При этом срок оформления приказа органа государственного жилищного надзора с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Обратите внимание!

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ управляющие организации обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляет управление многоквартирными домами и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, то собственники помещений должны быть проинформированы об обращении организации с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ. В течение 1 месяца со дня информирования собственники помещений вправе принять на общем собрании решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. Копия протокола общего собрания собственников помещений должна быть направлена в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня проведения собрания. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Если же в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация не обратилась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такой управляющей организации отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такая организация. В течение 15 дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в течение 1 месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (пункт 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Вопрос информирования собственников помещений в МКД в случае, когда управляющая организация обратилась за получением лицензии, рассмотрен в пункте 4 письма № 4745/АЧ/04. В нем сказано, что если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, собственники помещений в МКД должны быть проинформированы об обращении и имеют право принять на общем собрании собственников помещений в таком доме (далее – собственники) решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

В соответствии с частью 2 статьи 197 ЖК РФ порядок такого информирования утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Однако, до утверждения Порядка информирования Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников следующим образом.

Орган ГЖН принимает к рассмотрению документы управляющей организации в соответствии со статьей 13 Закона № 99-ФЗ. В течение одного рабочего дня с момента вручения (направления) уведомления управляющей организации о принятии решения о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации-заявителя. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, срок начала рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на необходимость совершения следующих действий органами местного самоуправления:

– организация размещения данной информации для собственников помещений в МКД в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖИ;

– организация взаимодействия с советом МКД и оказание методологической и информационной поддержки в целях организации общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание, собственники) для принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

Минстрой России обращает внимание, что в данном случае расторжение договора управления с соискателем лицензии или выбор иного способа управления является правом, а не обязанностью собственников.

В случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.

При этом орган ГЖН имеет право дополнительно запросить документы, подтверждающие легитимность проведения общего собрания: уведомления собственников о проведении общего собрания в форме совместного присутствия (очного голосования) по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, реестр отправки заказных писем с сообщением (уведомлением) о проведении общего собрания в форме совместного присутствия, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме совместного присутствия собственникам под роспись, решения (бюллетени) в форме совместного присутствия, копию протокола общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме совместного присутствия.

Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о проведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме заочного голосования.

Факт отсутствия обращения управляющей организации за получением лицензии при наличии действующего договора управления может свидетельствовать о намерении такой управляющей организации прекратить управление МКД, начиная с 1 мая 2015 года либо осуществлять деятельность в нарушение законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав собственников помещений в таком МКД, о чем сказано в пункте 5 письма № 4745/АЧ/04.

В целях недопущения нарушения прав собственников помещений в таком МКД и своевременного предупреждения ситуаций, когда МКД может остаться без лица, осуществляющего надлежащее содержание его общего имущества, Минстрой России считает целесообразным принятие со стороны органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации дополнительных превентивных мер, направленных на защиту прав собственников помещений в таком МКД.

В частности, в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД по состоянию на 1 сентября 2014 года, не обратились в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче по причине несоответствия лицензионным требованиям, Минстрой России рекомендует органу ГЖН совместно с органом местного самоуправления незамедлительно организовать разъяснительную работу с собственниками помещений в МКД, управление которыми осуществлялось указанными выше организациями, с целью принятия собственниками оперативного решения о смене управляющей организации или выборе иного способа управления.

При этом Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников о возникновении оснований для прекращения деятельности по управлению МКД следующим образом.

Не позднее 6 апреля 2015 года орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой должен был проинформировать орган местного самоуправления по месту расположения МКД, управляющая организация которого не обратилась за получением лицензии. В сообщении следовало указать полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН должен был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, когда управляющей организации отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, орган ГЖН в течение одного рабочего дня с момента оформления решения об отказе в выдаче лицензии с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации, которой отказано в выдаче лицензии. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, дата принятия решения об отказе в выдаче лицензии. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на следующий порядок действий органов местного самоуправления:

Орган местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖН организует размещение данной информации для собственников в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организует взаимодействие с советом МКД и оказывает методологическую и информационную поддержку в целях организации в течение 15 дней общего собрания для принятия решения о расторжении договора управления и (или) выборе иного способа управления.

При этом до момента реализации принятого общим собранием решения управление МКД осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

Итак, мы рассмотрели, как осуществляется лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию.

Поскольку в статье упомянут реестр лицензий субъекта Российской Федерации, несколько слов о нем.

Согласно статье 195 ЖК РФ перечень сведений, которые должен содержать реестр лицензий субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в обязательном порядке указанный реестр должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня соответствующих действий обязан, в частности, направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (пункт 2 статьи 198 ЖК РФ).

В свою очередь орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня получения соответствующих сведений должен внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Обратите внимание!

При внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 198 ЖК РФ. Отметим, что согласно пункту 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. Пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в течение 2 месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

Как уже было сказано выше, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя, в том числе осуществление лицензионного контроля, порядок организации и осуществления которого определен в статье 196 ЖК РФ.

Согласно названной статье к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Закона № 99-ФЗ.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

При проведении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 13 Положения о лицензировании).

Обратите внимание, что приостановление и возобновление действия лицензии не осуществляется (пункт 11 Положения о лицензировании).

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены ЖК РФ (пункт 12 Положения о лицензировании).

Так, в силу статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Законе № 99-ФЗ, со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Имейте в виду, что за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за ее переоформление, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 19 Положения о лицензировании).

Размер государственной пошлины определен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 134 пункта 1 названной статьи государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 000 рублей;

– переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей.

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
  • Понятие жилищного права. Общие положения жилищного права
    • Право граждан на жилищ
    • Понятие жилищного права
    • Предмет и метод жилищного права
    • Основные принципы жилищного права
  • Жилищное законодательство
    • Система жилищного законодательства
    • Жилищное и гражданское законодательство: соотношение
    • Действие жилищного законодательства во времени
    • Применение жилищного законодательства по аналогии
  • Жилищные правоотношения
    • Понятие и виды жилищных правоотношений
    • Объект и субъекты жилищных правоотношений
    • Основания возникновения жилищных правоотношений
    • Содержание жилищных правоотношений
  • Жилое помещение как предмет жилищных правоотношений
    • Понятие жилого помещения, требования к жилому помещению
    • Виды жилых помещений
    • Назначение жилого помещения. Пользование жилым помещением
  • Жилищный фонд
  • Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение
    • Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
    • Документы, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое
    • Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое
    • Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое
  • Переустройство и перепланировка жилого помещения
    • Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
    • Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
  • Право частной собственности на жилые помещения
    • Понятие и особенности права частной собственности на жилые помещения. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих лиц
    • Договор купли-продажи как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор мены как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор дарения как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
    • Договор ренты как основание приобретения жилых помещений в частную собственность
  • Вещные права на жилые помещения лиц, не являющихся собственниками
    • Права на жилое помещение членов кооператива до выплаты паевого взноса
    • Права на жилые помещения членов семьи собственника жилого помещения
    • Права на жилые помещения бывших членов семьи собственника
    • Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
    • Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
    • Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением
  • Оформление прав на жилое помещение и сделок с ним
    • Форма сделок, направленных на приобретение жилых помещений в частную собственность
    • Государственная регистрация прав на жилое помещение и сделок с ним
    • Государственная регистрация обременений (ограничений) жилого помещения как объекта недвижимого имущества
  • Общее имущество собственников в многоквартирном доме
    • Право собственности на общее имущество собственников в многоквартирном доме
    • Имущество, относящееся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме
    • Порядок определения и приобретения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
    • Правомочия собственников общего имущества в многоквартирном доме и содержание такого имущества. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
    • Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
  • Предоставление жилого помещения по договору социального найма
    • Понятие и особенности договора социального найма жилого помещения
    • Основания предоставления жилых помещений по договору социального найма
    • Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
    • Права, обязанности и ответственность наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма
    • Поднаем жилого помещения и правовой статус временных жильцов
  • Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Понятие и особенности договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Пользование жилыми помещениями по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
    • Права, обязанности и ответственность сторон по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Права и обязанности членов семьи нанимателя по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Предоставление специализированных жилых помещений
    • Понятие и виды специализированных жилых помещений
    • Понятие и особенности договора найма специализированного жилого помещения
    • Основания и особенности предоставления специализированных жилых помещений
  • ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  • Изменение жилищных правоотношений
    • Изменение жилищных правоотношений при изменении договора социального найма жилого помещения
    • Изменение жилищных правоотношений при вселении и выселении из жилого помещения членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
    • Обмен жилыми помещениями, предоставленными на основании договора социального найма
  • Прекращение жилищных правоотношений
    • Основания прекращения жилищных правоотношений
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора социального найма и выселении нанимателя и членов его семьи
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и выселении нанимателя и членов его семьи
    • Прекращение жилищных правоотношений при расторжении договора найма специализированного жилого помещения и выселения нанимателя и членов его семьи
  • ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР). ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЖИЛИЩНОМ ПРАВЕ
  • Правовое регулирование жилищного контроля (надзора)
    • Российское законодательство о жилищном контроле (надзоре)
    • Общие положения о жилищном контроле (надзоре)
    • Порядок проведения жилищного контроля (надзора)
  • Общая характеристика ответственности за нарушение жилищного законодательства
  • УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ
  • Управление многоквартирными домами
    • Общие положения об управлении многоквартирными домами
    • Способы управления многоквартирным домом
    • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений
    • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
    • Совет многоквартирного дома
    • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Управление многоквартирным домом, осуществляемое товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
    • Понятие и особенности товарищества собственников жилья, порядок создания товарищества собственников жилья
    • Права и обязанности товарищества собственников жилья в сфере управления многоквартирным домом
    • Органы управления и контроля товарищества собственников жилья
    • Правовое положение членов товарищества собственников жилья
    • Особенности правового статуса жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов
    • Особенности управления многоквартирными домами товариществом собственников жилых помещений и специализированными потребительскими кооперативами
  • Управление многоквартирным домом, осуществляемое управляющей организацией
    • Правовой статус управляющей организации в сфере управления многоквартирными домами
    • Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами
    • Договор управления многоквартирным домом
  • ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
    • Структура и размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги
    • Особенности внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Лицензирование деятельности управляющей организации по управлению многоквартирными домами

Деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности. Основные положения о лицензировании деятельности управляющих организаций регламентированы главой 19 «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами» ЖК РФ. В 2014 году в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся лицензирования деятельности управляющих организаций.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После этой даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ до 01.05.2015 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать также лицензионным требованиям, предусмотренным ст. 193 ЖК РФ. Данными требованиями являются:

  1. регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
  2. наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (об особенностях выдачи квалификационного аттестата будет рассмотрено далее);
  3. отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  4. отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
  5. отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Дополнительным требованием, введенным в 2014 г., является обязанность соблюдения лицензиатом требований к раскрытию информации. Так, п. 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

Лицензия на осуществление деятельности управляющими организациями выдается органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (например, в Москве органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция города Москвы). Порядок осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирным домом определен постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора обязательных требований осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Для осуществления лицензионной деятельности субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии. В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями (ст. 202 ЖК РФ).

К полномочиям лицензионной комиссии относятся:

  1. принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
  2. принятие квалификационного экзамена;
  3. участие в мероприятиях по лицензионному контролю;
  4. принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства были утверждены Методические рекомендации «О порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами». Согласно данным рекомендациям численный состав устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, но не превышающий 20 человек (включая председателя, заместителя председателя и секретаря).

Сам лицензиат или должностные лица управляющей организации (в зависимости от того, кем осуществляется управление многоквартирным домом) обязаны иметь Квалификационный аттестат (ст. 202 ЖК РФ). Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Следует отметить, что за прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается. Критерием допуска до сдачи квалификационного экзамена, помимо тех, которые предъявляются к выдаче лицензии, является отсутствие информации о претенденте в реестре дисквалифицированных лиц. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде. Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет.

В случае если информация об аттестуемом лице была внесена в реестр дисквалифицированных лиц или квалификационный аттестат был получен по подложным документам, квалификационный аттестат аннулируется

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Однако указанный закон не применяется к отношениям, связанным с приостановлением, возобновлением действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии. Статьей 194 ЖК РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии:

  1. установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  2. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в:

  • реестре лицензий субъекта Российской Федерации;
  • сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
  • реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с 01.05.2015 информация из указанных реестров подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Аннулирование лицензии на управление многоквартирным домом осуществляется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии. Действие лицензии прекращается со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Управляющая организация в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована, обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение 2 рабочих дней. В течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.



Поделиться