Как заключить договор на водоснабжение. II. Порядок заключения договоров холодного водоснабжения. Вниманию Абонентов ГУП «Мосводосток»

Организация является абонентом по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения и владеет на праве собственности водопроводными и канализационными сетями, к которым подключены объекты капитального строительства других абонентов.
Вправе ли организация взимать плату за пользование этими сетями (транспортировку воды и сточных вод)? Является ли цена за пользование сетями в этом случае регулируемой, что повлечет за собой установление определенного тарифа для организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство допускает возможность взимания собственником водопроводных и канализационных сетей платы за их использование сторонними абонентами, но только после установления для собственника сетей тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов.

Обоснование позиции:
По общему правилу, закрепленному ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в силу того же пункта в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ВАС РФ сформирована правовая позиция, согласно которой в случаях, когда цена на товары, работы, услуги подлежит государственному регулированию, хозяйствующий субъект не наделен правом самостоятельно устанавливать цену, а в отсутствие установленных тарифов взимать ее, в том числе в форме неосновательного обогащения ( Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 13881/11, ВАС РФ от 24.01.2014 N ВАС-15725/13).
Согласно Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Для целей применения данного Закона под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей ( Закона N 416-ФЗ).
Закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. К регулируемым в том числе отнесены виды деятельности по транспортировке воды и сточных вод, по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а также тарифы на соответствующие транспортировку и подключение (смотрите также п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
Из приведенных норм следует, что указанные виды деятельности подлежат государственному регулированию и, соответственно, взимание платы за услуги по подключению к водопроводным (канализационным) сетям, равно как и услуги по транспортировке воды (сточных вод), возможно только по установленным в предусмотренном порядке тарифам.
В соответствии с Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, N 416-ФЗ прямо допускает возможность взимания собственником водопроводных и (или) канализационных сетей платы за их использование в целях транспортировки воды (сточных вод) подключенным к его сетям абонентам, но только после установления для указанного собственника тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 N 09АП-4610/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 N 08АП-4912/15, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Хакасия от 19.03.2015 по делу N 33-657/2015, решение УФАС по Ставропольскому краю от 20.08.2015 N 42).

К сведению:
N 416-ФЗ, равно как и иными законами, не урегулирован вопрос о том, в рамках какого договора может осуществляться возмещение затрат на эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей их собственнику. При этом, как установлено и ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор). На практике отношения между собственником водопроводных и (или) канализационных сетей и подключенными к его сетям другими абонентами, направленные на возмещение собственнику затрат на эксплуатацию сетей, оформляются по-разному. В частности, они облекаются в форму договоров на оказание услуг по транспортировке воды (сточных вод), договоров на возмещение затрат на техническое обслуживание или иных соглашений.
Также обращаем внимание, что при определенных условиях организация, не осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение в качестве основного вида деятельности, но оказывающая отдельные услуги в данной сфере, может признаваться субъектом естественной монополии в границах принадлежащих ей сетей. Это, в свою очередь, влечет для организации обязанности в соответствии с законодательством о защите конкуренции (смотрите, к примеру, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 N 07АП-5508/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В современном мире поставка любых природных ресурсов собственникам помещений контролируется РСО. Транспортировка ресурсов и их оплата, в том числе за использование холодной воды и водоотведения, происходит только в рамках договора. Ниже мы рассмотрим все нюансы составления типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного между поставщиками и управляющими организациями или физическими лицами.

Поставка водопроводно-канализационных ресурсов осуществляется соответствующей организацией. Как правило, этим занимается водоканал. Но органами местного самоуправления может быть определена и другая гарантирующая организация. Тогда типовой договор необходимо заключать с ней.

Согласно Постановлению Правительства РФ 644 от 2013 года «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» заключение вышеуказанного договора является обязательным. А Постановлением №645 от 2013 г. утверждена типовая форма соглашения.

Как составить договор на ХВС и водоотведение

При составлении данного документа существует ряд нюансов, которые следует учесть абонентам. Рассмотрим необходимые требования к типовой форме, утверждённой законодательством, а также предлагаем ознакомиться и скачать образец.

Заключение единого типового договора является строго обязательным, использование ресурсов вне договора считается самовольным и может повлечь за собой немало проблем, как для абонента, так и для РСО.

Причинами, побуждающими к заключению, могут послужить:

  • заявка от абонента, подписанная им самим или уполномоченным лицом;
  • предложение от организации водопроводно-канализационного хозяйства либо от гарантирующей организации.

Заявка от абонента должна быть рассмотрена поставщиком ресурсов в течение 20 календарных дней со дня её регистрации.

Обязательными составляющими частями единого договора являются:

  1. Начальная часть формы, в которой должны быть указаны:
  • дата подписания документа,
  • место заключения,
  • наименование организаций, представляющих стороны (для физических лиц – ФИО),
  • наименование документа, на основании которого действуют стороны (для физических лиц – паспортные данные, для юридических – устав, положение);
  1. Предмет договора;
  2. Сроки и режим подачи ресурсов;
  3. Тарифы и порядок оплаты;
  4. Права и обязанности сторон;
  5. Порядок учёта потребляемых ресурсов;
  6. Порядок предоставления доступа РСО к приборам учёта;
  7. Контроль качества ХВС и сточных вод;
  8. Условия прекращения или ограничения пользования ресурсами;
  9. Порядок урегулирования разногласий;
  10. Ответственности сторон;
  11. Срок действия договора;
  12. Некоторые приложения к договору, например, акт о разграничении эксплуатационной ответственности.

Скачать полную форму единого типового договора Вы можете на нашем информационном ресурсе.

Кто может заключать договор на водоснабжение и водоотведение

Данный вид договора может быть заключен с физическим и юридическим лицом напрямую, являющимися собственниками жилых и нежилых помещений. А также с управляющей организацией, если данное решение было принято собственниками.

Физическим лицом является любой гражданин, собственник недвижимости, при этом в заявке на договор указываются его фамилия, имя, отчество, паспортные данные, либо данные любого другого документа, удостоверяющего личность. Юридические лица, являющиеся абонентами, указывают в заявке полное наименование, ЕГРН, ИНН, дату внесения записи в ЕГРЮЛ, почтовый адрес, банковские реквизиты и документы, дающие право лицу подписывать договор. Индивидуальные предприниматели указывают ОГРН записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства, почтовый адрес, ИНН, банковские реквизиты.

При всём при этом, юридическим лицом может выступать, как организация, потребляющая ресурс непосредственно и имеющая в собственности жилое/нежилое помещение, так и ТСЖ, ЖСК, УК. Управляющие организации выступают в качестве посредника между собственниками помещений (физическими и юридическими лицами) и РСО, представляют их интересы.

Абоненты, являющиеся собственниками нежилых помещений, обязаны подписывать указанный вид договора непосредственно. Осуществляется эта процедура следующим образом:

Список документов, необходимых для заключения договора

Прежде, чем заключить договор, необходимо подать заявку и подготовить необходимый пакет документов, который включает в себя следующий перечень (все документы предоставляются в нескольких экземплярах, копиях):

  • документы, отражающие право деятельности организации, осуществляющей управление МКД (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие право уполномоченному лицу выступать от имени управляющей организации);
  • лицензия, разрешающая вести предпринимательскую деятельность в виде управления МКД;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления;
  • устав управляющей компании, ТСЖ, ТСН;
  • документы, подтверждающие факт установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета (при их наличии);
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором отражено принятие решения осуществлять оплату за все или отдельно выбранные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (при принятии такого решения);
  • документы, которые подтверждают подключение МКД к центральным магистралям холодного водоснабжения и водоотведения;
  • документы, предоставляющие информацию о размере площади всех помещений в МКД, имеющих статус жилых и нежилых;
  • документы, предоставляющие информацию о площади помещений, относящихся к общедомовому имуществу;
  • прочие документы, наличие которых предусмотрено региональным законодательством.

Следующим этапом является подготовка заявки (оферты) в РСО. Сделать это необходимо не позднее 7 дней с момента вступления в силу договора об управлении МКД, но не ранее, чем за 10 рабочих дней со дня принятия собственниками помещений решения о выборе управляющей организации.

После подачи заявки ожидайте ответа от ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней с момента регистрации заявки. В свою очередь, РСО должна предоставить письменное согласие или отказ от заключения договора по причинам, определённым законодательством.

Если в заявке недостаёт какого-либо документа или сведений, либо содержится ошибка, недостающую и исправленную информацию нужно направить в РСО в течение 30 дней со дня регистрации поданных документов. В противном случае, ресурсоснабжающая организация имеет право прекратить рассмотрение заявки и вернуть документы.

Кроме того, следует иметь ввиду, что управляющая организация не в праве отказаться от заключения договора.

Кем считается управляющая компания, владеющая водной скважиной, — водопользователем или ресурсоснабжающей организацией? Должна ли она утверждать тарифы на воду в органах местного самоуправления или вправе самостоятельно устанавливать их в соответствии с тарифами, действующими в муниципальном образовании? Надо ли заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение с владельцами домов при наличии договора на коммунальное обслуживание

Водопользователь или ресурсоснабжающая организация?

Ответ на этот вопрос зависит от правоотношений, в которых участвует управляющая компания.

Водопользователь — это физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ). Такое право предоставляется федеральными органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от вида собственности на водный объект.

В целях водоснабжения право пользования поверхностными водными объектами возникает на основании договора водопользования, а подземными - на основании лицензии на пользование недрами (ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»).Понятие ресурсоснабжающей организации используется в отношениях, связанных с предоставлением коммунальных услуг, регулируемых Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).

Ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или индивидуальный предприниматель, которые продают коммунальные ресурсы (в том числе водоснабжение) потребителям, использующим их для личных и хозяйственно-бытовых нужд, то есть владельцам и арендаторам жилых домов (п. 3 Правил).

Итак, управляющая компания, владеющая скважиной, может быть и водопользователем - в отношениях с госорганами по использованию водного объекта, и ресурсоснабжающей организацией - в отношениях по водоснабжению потребителей коммунальных услуг (владельцев домов).

Кто утверждает тарифы

Размер платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ (п. 15 Правил). Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса (включая водоснабжение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Тарифы и надбавки органы местного самоуправления устанавливают в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В силу ст. 8 данного закона тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, в том числе на основании анализа динамики ее предыдущей деятельности и деятельности аналогичных организаций, а также исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов.

Порядок установления тарифов определен в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности данных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. Для установления тарифов на товары и услуги (в том числе на водоснабжение) организация коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган местного самоуправления пакет документов, указанных в п. 3 Правил регулирования тарифов, отдельно по каждому виду деятельности, включающему производство и реализацию товаров и услуг. По результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок к ним орган местного самоуправления выносит решение.

В рассматриваемом случае управляющая компания при расчетах за водоснабжение с владельцами домов использует тарифы, утвержденные для нее органами местного самоуправления.

Отдельный договор

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, в частности о предмете договора, а также по условиям, названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для такого договора. На это указано в ст. 432 ГК РФ.

Перечень существенных условий для договора водоснабжения и водоотведения определен в главе 30 ГК РФ и п. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167.

Гражданское законодательство разрешает заключать договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям, возникающим из такого договора, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Ели договор на коммунальное обслуживание содержит существенные условия, установленные для договора на водоснабжение и водоотведение, заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение не нужно.

Справка

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.



Поделиться