Билл клинтон внешняя политика. Билл Клинтон: фото, биография, личная жизнь, внутренняя и внешняя политика США при его правлении. Расширение нато на восток

При рождении Билл получил имя Уильям Джефферсон Блайт-четвертый. Его отец Уильям Джефферсон Блайт-третий погиб в автомобильной катастрофе за три месяца до рождения сына. Мать - Вирджиния Келли - вышла второй раз замуж за продавца машин Роджера Клинтона, и в пятнадцатилетнем возрасте Билл взял фамилию отчима. Среднее образование будущий президент США получил в школе городе Хот-Спрингс (шт. Арканзас). С юных лет он стремился к политической деятельности, в 1962 представлял Арканзас на съезде молодежной организации Американского легиона , где познакомился с президентом Джоном Кеннеди . В 1968 Билл окончил факультет международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Во время учебы в Вашингтоне в течение года работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта . В студенческие годы Клинтон принимал активное участие в молодежном движении протеста против войны во Вьетнаме, уклонился от призыва в армию.

Получив специальную стипендию Родса , Клинтон смог продолжить образование в Оксфордском университете в Англии (1968-1970), а затем на юридическом факультете Йельского университета , где защитил степень доктора права. В 1972 в Техасе он участвовал в организации избирательной кампании кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна.

Вернувшись в Арканзас, начал преподавать юриспруденцию в Арканзасском университете, принял активное участие в работе местной организации Демократической партии. В 1974 безуспешно пытался добиться избрания в члены Конгресса США от Арканзаса. В 1975 Клинтон женился на Хиллари Родхем , с которой познакомился во время учебы в Йеле. В 1980 у супругов родилась дочь Челси.

В 1976 был избран генеральным прокурором (атторнеем) Арканзаса (1977-1979), возглавлял группу поддержки Джимми Картера в Арканзасе на президентских выборах (1976). В 1978 Клинтон был избран губернатором штата Арканзас, став самым молодым губернатором страны. Он занимал этот пост в 1979-1981, 1983-1992. Будучи губернатором провел реформу системы образования, содействовал развитию промышленности с помощью предоставления налоговых льгот.

Как политик Клинтон отличался повышенным вниманием к вопросам образования, здравоохранения, потребительских прав, экологии. Пребывание на посту председателя Национальной ассоциации губернаторов США (1986-1987) способствовало его превращению в политика общенационального масштаба. Несмотря на обвинения в многочисленных любовных похождениях, в 1992 он был избран кандидатом на пост президента США от Демократической партии и на президентских выборах в ноябре 1992 сумел нанести поражение республиканцу Джорджу Бушу-старшему и независимому кандидату Россу Перо. Успех на президентских выборах Клинтону удалось повторить в 1996, когда он победил республиканца Боба Доула.

Став президентом, Клинтон выступил с внутриполитической программой инвестирования 700 млрд. долларов на образование, борьбу с безработицей и другие социальные нужды за счет сокращения военных расходов, увеличения налогов. Но в 1994 демократы впервые за сорок лет потеряли большинство в Конгрессе и президенту с большим трудом удавалось согласовать государственный бюджет. Республиканцы требовали значительного сокращения государственных расходов. Клинтон выступил с программой снижения бюджетного дефицита, но возражал против попыток сократить затраты правительства на социальные программы. Разработанные вместе с супругой Хиллари Клинтон предложения президента по реформированию системы здравоохранения были блокированы республиканским большинством Конгресса.

В области внешней политики Клинтон продолжил линию предыдущих президентов на закрепление за США роли мирового арбитра при решении международных конфликтов. В 1993 при содействии США было подписано мирное соглашение между Израилем и Организацией освобождения Палестины, а в 1994 аналогичное соглашение между Израилем и Иорданией. В 1995 при активном участии США были подписаны соглашения по урегулированию боснийского кризиса. Клинтон неоднократно предпринимал попытки наладить диалог противоборствующих сторон в Северной Ирландии, стал посредником в заключении мирного договора между противоборствующими сторонами. Однако посылка американских воинских контингентов в Сомали, на Гаити, позиция США в отношении расширения НАТО на восток подвергались критике как в самих США, так и в мировом сообществе. В годы президентства Клинтона Америка переживала рост экономики, что позволило существенно повысить благосостояние населения. Впервые за три десятилетия бюджет страны выполнялся с профицитом.

Последние годы пребывания Клинтона на посту президента были омрачены скандалом, связанным с интимной связью президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Президент отрицал эту связь в ходе судебного разбирательства, но затем был вынужден признаться во лжи. В 1998 против него был начат процесс импичмента. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию, но был оправдан сенатом (1999). В 2000 Хиллари Клинтон была избрана сенатором США от штата Нью-Йорк. Сам Клинтон в отставке занялся общественной деятельностью, выступает с лекциями в США и за рубежом.

Введение

Истоки современной внешней политики США лежат в особенностях формирования общества и государства, географического положения, исторического процесса и других закономерностей, обусловивших становление базовых принципов, которым следовали и продолжают следовать сменяющие друг друга администрации. Естественно, что обстановка как в самих США, так и в окружающем мире обуславливают различное сочетание основных компонентов внешнеполитического курса, к которым относятся приоритет национальных интересов, идея избранности, безусловное сохранение "свободы рук", использование силовых методов и т.д.

Приход к власти нового главы государства, как известно, сопровождается коренными изменениями, как во внутренней, так и во внешней политике.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время огромное влияние, как на мировую экономику, так и на политику оказывают США.

Целью данной работы явилось исследование экономико-политических курсов трех последних американских президентов.

В соответствии с целью были определены и задачи исследования, которые заключается в:

1. изучении экономико-политического курса Б. Клинтона;

2. изучении экономико-политического курса Дж.Буша младшего;

3. изучении экономико-политического курса Б. Обамы;

4. подведении итогов исследования и формулировании выводов.

В процессе работы были использованы материалы прессы и книжных изданий, касающиеся различных аспектов экономической и внешнеполитической деятельности американской администрации.

Экономико-политический курс Билла Клинтона

политика буш клинтон обама

Внутренняя политика

Уильям Джефферсон "Билл" Климнтон - 42-ой президент в истории США. Находился в должности в течение двух сроков с 1993 - 2001. Придя в Белый Дом под лозунгом "наведения порядка в доме" и "восстановления американской мечты", Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.

Основные параметры политики администрации Клинтона были представлены в программе, получившей название "В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку". Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения; 3) улучшение системы среднего и высшего образования, 4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание; 5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

Успехи во внутренней политике - стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок.

Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП.

Билл Клинтон внешняя политика, которого приносила свои плоды, значительно перекрывала те огрехи, которые появлялись от неудавшихся реформ. Соглашение между Палестиной и Израилем, урегулирование балканского конфликта Детройскими соглашениями, договоренности о свободной торговле, все это и многое другое ему действительно удавалось. Политика Билла Клинтона приносила свои плоды не внешнеполитическом поприще, переизбравшись на второй срок Бил Клинтон, сумел найти подход в расширении НАТО в Восточной Европе, а так же успешно провести военные операции в Югославии и Ираке. Билл Клинтон президент от Бога.

Именно так тогда его называли, говорили – активный, целеустремленный, а главное перспективный, что не пугало народ, а только вдохновляло на поддержку своего лидера. Билл Клинтон и внутренняя политика были практически совершенны. Но на втором сроке своей деятельности в роли президента он потерпел фиаско в связи с банкротством Whitewater. Но это было только началом его бед, совсем скоро разразился новый скандал вокруг Моники Левински, которая проходила практику в Белом Доме. По ее заявлениям Бил Клинтоном домогался ее и хотел изнасиловать. Тогда вся эта история приняла не лучший оборот для президента, и он был подвергнут импичменту за лжесвидетельства в суде. Впоследствии его оправдали, и он закончил свой президентский срок и сдал пост Джорджу Бушу.

После всех этих событий Клинтон полностью окунулся в мир социальной жизни, он создавал благотворительные фонды и активно поддерживал свою супругу. Которая стала участвовать в политической жизни страны. В 2009 году ему был присвоен пост посланника на Гаити от ООН.

США в 2001-2014 гг

На выборах 2000 г. скандальную победу одержал республика­нец Джордж Уокер Буш (1946 г.р.) - губернатор штата Техас и старший сын 41-го президента США Дж. Буша (см. Воп­рос 44). Первые несколько месяцев своего правления Дж.У. Буш не мог определить приоритеты своей деятельности. Переломным событием в деятельности администрации Дж.У. Буша стали события 1 сентября 2001 года

После указанных терактов основным приоритетом деятельно­сти администрации Буша стала борьба с терроризмом, которая велась по двум основным направлениям: провозглашение "Оси зла", основу которой составляли ан­тиамериканские режимы в Афганистане, Иране, Ираке, КНДР, Сирии и Ливии; военные операции в Афганистане и Ираке, правительства которых были обвинены в поддержке мирового терроризма; политическое давление на Иран* КНДР, Сирию;

Крупнейшими внешнеполитическими акциями администрации Дж.У. Буша стали военные операции в Афганистане и Ираке. Война в Афганистане была начата почти сразу после событий 11 сентября 2001 года - 7 октября 2001 года. поводами к войне стали: поддержка радикальным исламским режимом "Талибан" миро­вого терроризма; наличие в Афганистане центров подготовки террористов; предположительное нахождение на территории Афганистана "террориста № 1" Усамы бен Ладена.

В результате указанной тактики силы "Талибана" были раз­громлены за 1,5 месяца; 12 ноября 2001 года армия "Северного альянса" взяла Кабул. Главный враг США - У. бен Ладен в ходе этой войны пойман или уничтожен не был.

Военная операция против Ирака - "Шок и трепет" - была проведена с 20 марта по 2 мая 2003 года. Действительной причиной войны было желание руководства США свергнуть антиамериканский режим С. Хусейна и укре­пить позиции США в Ираке - стране, обладающей 10% миро­вых запасов нефти. Война была проведена односторонне США и Великобританией бе.ч санкции ООН. Требования союзников США - Германии, Фран­ции и Италии решить конфликт мирным путем были проигнори­рованы, что внесло раскол в ряды союзников США по НАТО. В отличие от операции "Буря в пустыне" 1991 г., в 2003 г. ар­мии США и Великобритании сразу начали наземную опера­цию, продвигаясь вглубь Ирака с территории Кувейта. Армия Ирака оказывала упорное сопротивление только в первые дни войны. По мере приближения американских войск к Багдаду сопротивление начало угасать.

Тема Ирака стала одной из основной в ходе президентской кампании 2004 г. Она расколола американское общество при мерно пополам.

Несмотря на жесткую критику за начатую им войну в Ираке, Дж. У. Буш одержал победу на президентских выборах 2004 г. И был переизбран на 2-й срок (до января 2009 г.).Обама - За первую неделю президентства Обама приостановил работу военных комиссий в Гуантанамо и приказал закрыть данное место заключения в течение года, изменил правила допросов лиц, подозреваемых в терроризме, приказал министерству энергетики повысить стандарты эффективности топлива и разрешил штатам устанавливать стандарты выбросов выше федеральных, а также отменил запрет федерального финансирования международных организаций, связанных с проведением абортов.

29 января 2009 года президентом подписан закон, увеличивающий возможность обжаловать в суде факты дискриминации в области оплаты труда. В феврале принят закон о стимулировании. В ноябре 2012 года Обама был переизбран в президенты;



В апреле 2009 года смягчены санкции против Кубы, в январе и мае 2011 года упрощён визовый режим и расширены возможности денежных переводов на Кубу. В декабре 2014 года объявлено о намерении восстановить с Кубой дипломатические отношения.

Весной 2011 года в Пакистане уничтожен Усама бен Ладен. С марта до октября 2011 года США участвовали в силовой операции группы стран в Ливии. С марта 2014 года введена серия санкций против России.

Внутренняя и внешняя политика третьего и четвертого лейбористских правительств (1945 – 1951 гг.)

Парламентские выборы 5 июля 1945 г. окончились для консерваторов поражением, а лейбористы, впервые получив абсолютное большинство, сформировали своё правительство во главе с Клементом Эттли.

Новое правительство сразу начало воплощать свою программу в жизнь: были национализированы с выкупом владельцам предприятия угольной, сталелитейной и газовой отраслей, электроэнергетика, транспорт и Английский банк (т.е. отрасли инфраструктуры, что не выходило за рамки капиталистической системы); завершено создание системы социального обеспечения; введено бесплатное медицинское обслуживание;

Помимо этого были взяты займы у США и Канады на крайне невыгодных условиях – отмена или снижение таможенных пошлин на их товары и свободный обмен долларов на фунты, что лишь усилило финансовую зависимость Англии от США.

К 1949 г. экономические проблемы настолько обострились, что правительство вынуждено было прибегнуть к политике жёсткой экономии, предусматривавшей замораживание з/платы и девальвацию фунта стерлинга.

Когда 5 марта 1947 г. бывший премьер-министр Черчилль произнёс свою знаменитую «фултонскую речь» с призывом к организации похода против СССР и «мирового коммунизма», английская общественность ответила возмущением, а более 100 депутатов парламента потребовали её осуждения.

К парламентским выборам 1950 г. страна пришла даже в более тяжёлом положении, чем была в 1945 г. На фоне восстановления промышленности слишком сильно стало заметно отставание Англии от более быстро развивающихся стран, резко возросли налоги, всё ещё сохранялась карточная система распределения.

Кроме того в самой лейбористской партии начался раскол – группа левых лейбористов была недовольно политикой правительства и выпустили манифест «Держись влево!», с требованием демократизации и внутренней и внешней политики.

На новых выборах лейбористы сохранили незначительное большинство, но постоянно растущий долг заставил правительство пойти на сокращение государственных расходов в социальной сфере и введению оплаты некоторых медицинских услуг, что привело к недовольству, политическому кризису и досрочным выборам 1951 г., на которых победу одержали консерваторы.

Проблемы экономического развития Великобритании в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Внутренняя и внешняя политика консервативных правительств (1951 – 1964)

Возврат 77-летнего Уинстона Черчилля на пост премьер-министра означал возврат к власти крупного финансового капитала.

50-е гг. ознаменовались стабильным, но медленным ростом английской экономики. Военные расходы при консерваторах не уменьшились, а увеличились и к сер. 50-х гг. достигли 37 % гос.бюджета. Приход к власти консерваторов привёл к активизации рабочего стачечного движения и усилению коммунистов, утвердивших в 1952 г. новую партийную программу «Путь Британии к социализму». В 1955 г. престарелого Уинстона Черчилля заставили уйти в отставку, и кресло премьер-министра занял Антони Иден, с именем которого связан самый крупный провал внешней политики Англии – «суэцкая авантюра» 1956 г., приведшая к печальным последствиям.

Во 2-ой пол. 50-х гг. всё ярче стала прослеживаться застарелая «болезнь» британской экономики – низкие темпы экономического роста. Уже к сер. 60-х гг. Англия в мировом капиталистическом производстве уступает 2-ое место ФРГ, а к нач. 70-х её оттесняет на 4-ое место Япония. Британские капиталисты предпочитали бо́льшую часть своих инвестиций направлять не в собственную экономику, а за границу. В этой ситуации правительство могло бы решить проблему внутреннего дефицита средств на модернизацию с помощью ограничений вывоза капитала или повышением налогов на прибыль от зарубежных инвестиций, но не сделало этого. В итоге во время бурного мирового научно-технического прогресса Англия всё больше отстаёт от новых мировых лидеров.

В 1951 г. 6 европейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Англия, в силу своего островного положения, никогда не ощущавшая себя европейской страной и привыкшая к доминированию в мире, отказалась участвовать в этом процессе. В ответ в 1960 г. Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в составе Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии. Англия попыталась компенсировать упущенное и войти в «Общий рынок», но президент Франции Шарль де Голль дважды (в 1961 и 1967 гг.) накладывал на приём Великобритании в ЕЭС вето, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами.

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма .

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, - раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рационализация производства;

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;

— стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Подробнее см. на https://studme.org

Период 90-х годов, на которые приходится пребывание у власти Билла Клинтона (1993-2000),характеризуется значительными изменениями внутри самого государства, так и на мировой арене. Основные параметры политики своей администрации были разработаны Клинтоном в его программе «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Одним из ключевых моментов стало уделение основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет. Основными пунктами программы Клинтона стали:конверсия экономики, перестройка структуры налогообложения(создание системы справедливого распределения налогов на все слои населения),улучшение системы среднего и высшего образования(предоставление государственных займов на образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих), радикальная перестройка системы государственного здравоохранения(вссеобщая возможность получать минимальное медицинское обслуживание), реформа федерального правительства (сокращение 100 тыс. рабочих мест,позволяющее уменьшить расходы на содержание федерального правительства). Основной проблемой администрации Клинтона стало достижение сбалансированного бюджета при одновременной реализации обещанных избирателям социальных программ. Пойдя на уступки республиканцам в налоговой политике и программе медицинского страхования, президент добился одобрения Конгрессом мер по расширению медицинской помощи детям и инвалидам и выделению субсидий студентам колледжей. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века.Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. Внешнеполитическая концепция Клинтона по продвижению демократии

и рыночной экономики была оформлена в Стратегии национальной безопасности вовлеченности и расширения. В 1997 г. Белый дом представил еще один важный доклад - Стратегия национальной безопасности в новом столетии. В докладе были выделены следующие основные положения стратегии: 1. США - нация с глобальными интересами; 2. Задача руководства страны - поддерживать превосходство во всех сферах- дипломатической, технологической, индустриальной и военной для защиты интересов США; 3. Для выполнения этой задачи США могут действовать как совместно с другими странами, так и в одиночку, когда это необходимо; 4. Соединенные Штаты являются единственной страной, способной осуществлять мировое лидерство при разрешении международных проблем. Важнейшими действиями США стали расширение НАТО; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности. США взяли на себя миссию по дальнейшему расширению демократии в мире, игнорируя ООН и существующие международные нормы(невмешательство во внутренние дела государств), используя новые виды вооружений, в том числе опасные для населения и запрещенные международными нормами.В отношениях с Россией США объявили государства партнерами в решении международных проблем и подписали ряд документов.Но роль значимость этих договоров для международной безопасности была не так высока, а роль России выглядила менее важной. Клинтон провозгласил расширение НАТО на восток. Он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что организация открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность воен ного сотрудничества с НАТО. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия.В целом,при Клинтоне отношения Америки с окружа ющим миром, в частности с Европой, заметно осложнились. Претензии на гегемонию США, стали вызывать открытое осуждение. Админи страцией Клинтона были также предприняты попытки урегули ровать арабо-израильский конфликт, что привело к заключению дого вора 1993 г. о создании Палестинской автономии.Война НАТО против Югосла вии в 1999г. закончилась отделением Косова и Метохии от Югославии.



Поделиться