25 июля день органов следствия. День сотрудника органов следствия российской федерации. Красивые поздравления следственным органам в прозе

25 июля отмечается День сотрудника органов следствия России в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 августа 2013 года .

Выбор даты объясняется тем, что 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского, которая явилась первым государственным органом России, наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства.

К подследственности "майорских" следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность "майорских" следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы — Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния.

Указом Александра I от 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему министерства внутренних дел (в 1810-1819 годах — министерства полиции). Однако организационная подчиненность следственной службы руководству МВД и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти привела к росту коррупции и сопутствующих ей видов преступности.

В результате судебной реформы 1860 года следственные органы были выведены из состава полиции и переданы в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены должности судебных следователей (указ императора Александра II от 20 июня (8 июня по старому стилю) 1860 года). На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами , которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Немного позже был введен аппарат военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

В таком виде следственная служба развивалась до Октябрьской революции 1917 года, когда на основании декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1917 года "О суде" институт судебных следователей был упразднен. В новой стране следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. 22 ноября 1918 года был образован единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), 11 августа 1921 года следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 года, формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

В мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия был возложен на прокуратуру, а в сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 30 января 1929 года, военные следователи перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

В июне 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 года "О структуре Прокуратуры Союза ССР" в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел. В 1938-1939 годах следственные подразделения учредили также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 года Главное управление контрразведки "Смерш" Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. В ходе судебной реформы 1956-1964 годов было упразднено министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было. В результате объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, значительно возрос.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в министерство охраны общественного порядка.

Постепенно круг дел, подследственных следователям органов внутренних дел, стал расширяться. К 1990 году в их ведении находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры — всего 9,1%.

На протяжении последующих нескольких лет неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов, но неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране. Лишь в 2007 году были приняты нормативные правовые акты, которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. В результате следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О Следственном комитете Российской Федерации".

Следственный комитет тяжкие и особо тяжкие преступления. Его сотрудники решают важнейшие и ключевые задачи современности , такие как противодействие коррупции и экстремизму, обеспечение защиты законных прав и интересов россиян. Праздник российских следователей отмечают работники Следственного комитета РФ и следственных подразделений других правоохранительных ведомств России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского», руководителем которой назначен гвардии майор Семеновского полка Михаил Иванович Волконский. «Майорская» следственная канцелярия, явилась первым государственным органом России, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия. Майорские следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество.

Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной.

Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности.

Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры - полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды. Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере.

В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м - и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное становление независимых следственных органов произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России.

Руководство и сотрудники следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия поздравляют всех сотрудников следствия с профессиональным праздником - Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации!

Старший помощник руководителя

следственного управления

СК России по Республике Ингушетия

полковник юстиции З. И. Героев

Выбор даты объясняется тем, что 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского, которая явилась первым государственным органом России, наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства. К подследственности "майорских" следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность "майорских" следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния.

Указом Александра I от 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему министерства внутренних дел (в 1810-1819 годах – министерства полиции). Однако организационная подчиненность следственной службы руководству МВД и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти привела к росту коррупции и сопутствующих ей видов преступности.

В результате судебной реформы 1860 года следственные органы были выведены из состава полиции и переданы в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены должности судебных следователей (указ императора Александра II от 20 июня (8 июня по старому стилю) 1860 года). На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Немного позже был введен аппарат военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.

В таком виде следственная служба развивалась до Октябрьской революции 1917 года , когда на основании декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1917 года "О суде" институт судебных следователей был упразднен. В новой стране следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных. 22 ноября 1918 года был образован единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), 11 августа 1921 года ‑ следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 года, формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

В мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия был возложен на прокуратуру, а в сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 30 января 1929 года, военные следователи перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

В июне 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик, и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 года "О структуре Прокуратуры Союза ССР" в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел. В 1938-1939 годах следственные подразделения учредили также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время Народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 года Главное управление контрразведки "Смерш" Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. В ходе судебной реформы 1956-1964 годов было упразднено министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было. В результате объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, значительно возрос.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в министерство охраны общественного порядка. Постепенно круг дел, подследственных следователям органов внутренних дел, стал расширяться. К 1990 году в их ведении находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1%.

На протяжении последующих нескольких лет неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов, но неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране. Лишь в 2007 году были приняты нормативные правовые акты, которыми из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. В результате следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

25.07.2018 09:46:00

Сотрудники следственных органов, выбравшие делом жизни эту нелегкую службу, по праву могут отмечать свой профессиональный праздник не единожды в год. Во всяком случае, для следователей Следственного комитета существует две даты, позволяющие принимать поздравления с Днем сотрудника следственных органов - 15 января и 25 июля.

Январский день считается датой рождения Следственного комитета России. 25 июля является памятной датой для российского следствия, так как именно в этот день 25 июля 1713 года был издан именной указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского». Данная «майорская» следственная канцелярия явилась первым государственным органом России, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия. «Майорские» следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. В честь этой памятной даты и был учрежден День сотрудника органов следствия Российской Федерации, который отмечают начиная с 2014 года.

Органы следствия находятся в непосредственном подчинении у главы государства. Это налагает особую ответственность на следственный аппарат как правоохранительное ведомство, которое специализируется на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, жизнь, здоровье и благополучие граждан, и наделяется широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и независимостью от других органов государственной власти.

Работа следователей - одна из самых сложных и ответственных. Сегодня перед сотрудниками Следственного комитета стоят важные задачи - расследование и качественное раскрытие коррупционных и налоговых преступлений, преступных действий против личности и государства, защита прав граждан. От того насколько профессионально, добросовестно и тщательно они выполнят свою работу, от их честности, неподкупности, проницательности и искреннего стремления докопаться до правды зависит намного больше, чем только торжество Закона. В их руках жизнь и судьба человека, его доброе имя. Это колоссальная ответственность, которая должна подкрепляться компетентностью, бескомпромиссностью, принципиальностью, человечностью.
Не каждому суждено быть хорошим следователем. Но если уж кто-то решил посвятить жизнь этой профессии, то ему нужно знать, в работе следователю потребуется целый набор профессиональных и личностных качеств: большая социальная и служебная ответственность, высокий уровень правосознания, воспитания и культуры, нравственная чистота, развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые знания, навыки, способность к абстрагированию, анализу, обобщению информации, умение сосредотачиваться на главном, логичность, способность перспективно мыслить. А ещё следователь должен обладать высокой работоспособностью, устойчивостью к стрессам и психофизическим перегрузкам, силой воли, быть уравновешенным, иметь достаточные способности к мобилизации и адаптации в новых условиях или стрессовых ситуациях. Список не маленький и далеко не окончательный. А всё потому, что органы следствия, в какой бы структуре они не находились, - это всегда особые полномочия, индивидуальный режим, и обострённая степень ответственности, гарантирующие правовую стабильность, торжество справедливости, укрепление законности, рост могущества и процветание российского государства.

Основы повышенной ответственности и фундамент профессионального опыта и мастерства заложили Вы, наши дорогие ветераны. Низкий поклон Вам за добросовестную службу, за работу с полной самоотдачей, за Ваш бесценный опыт и пример подлинной преданности делу и своей стране. Сегодня Ваши ученики, следователи России, продолжают заложенные Вами традиции и с честью несут нелёгкий груз долга перед обществом.

Уважаемые коллеги, сослуживцы и ветераны! С Днём сотрудника органов следствия Российской Федерации всех Вас! От всей души желаю Вам крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемых сил и оптимизма, успеха в раскрытии самых сложных дел и новых достижений, счастья и благополучия Вам и Вашим близким!

И.о. руководителя
следственного отдела
капитан юстиции Н.В. Ханин

День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается начиная с 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации» . День сотрудника органов следствия Российской Федерации - это профессиональный праздник сотрудников и работников Следственного комитета Российской Федерации , сотрудников и работников следственных подразделений Министерства внутренних дел , Федеральной службы безопасности .

А.П. Виноградов, руководитель СУ СК РФ по Нижегородской области

Следственный комитет Российской Федерации расследует наиболее тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан – убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности – изнасилования, насильственные действия сексуального характера; должностные и коррупционные преступления – превышение и злоупотребление полномочиями, взяточничество; налоговые преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также многие другие тяжкие и сложные в расследовании преступные деяния, установленные Уголовным кодексом Российской Федерации. Кроме этого, следователи СК России расследуют преступления в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом – депутатов, прокуроров, судей и других. Особым приоритетом в деятельности СК России обладает защита несовершеннолетних и других социально незащищенных категории граждан от преступных посягательств.

С учетом постановки перед следователями СК России первоочередной задачей следователей по защите детей от преступных посягательств, выясняются причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, в том числе по надлежащему исполнению органами опеки и попечительства своих полномочий.

Ю.С. Белянина, руководитель Лысковского межрайонного следственного отдела, подполковник юстиции

В г. Лысково Нижегородской области на территории Лысковского и Воротынского районов осуществляет свою деятельность Лысковский межрайонный следственный отдел. С 2015 по 2018 годы в следственном отделе работают 2 оперативных сотрудника: старший следователь и следователь. В арсенале следователей имеются современные технические средства производства и фиксации следственных действий. Руководителем отдела осуществляется личный прием граждан в течение всей рабочей недели, а также «горячая линия» по телефону в первый и последний понедельник месяца.

В первом полугодии следователями Лысковского МСО окончено 26 уголовных дел о преступлениях различной категории тяжести, из которых 1 – умышленное причинение смерти, повлекшее по неосторожности смерть, 1 — убийство, 1 — убийство матерью новорожденного, 1 – кража несовершеннолетним, 1 – об экстремизме, 1 — о невыплате заработной платы, 1 – об уклонении от воинского призыва, 2 – по факту насильственных действий сексуального характера, 1 – по факту оказания услуг по перевозке на неисправном транспорте, 2 – о половом сношении с несовершеннолетним, 2 – о публичном оскорблении представителя власти и применении насилия, 1 – о мошенничестве, и другие. Каждым следователем отдела лично рассмотрено 139 сообщений о преступлениях, из которых по 19 возбуждены уголовные дела.

По результатам непрерывного мониторинга СМИ информация о нарушении прав граждан направляется в контролирующие органы или инициируются процессуальные проверки. Так, по информации, размещенной в сети Интернет о ненадлежащей эксплуатации жилого дома к административной ответственности привлечена домоуправляющая компания. В органы местного самоуправления направляется информация по пресечению детского травматизма. На постоянной основе проводятся профилактические мероприятия с органами образования и социальной защиты.

Труд следователя Следственного комитета России нелегкий, требует высокой самоотдачи, профессионализма, поскольку от его действий зависят судьбы людей, неотвратимость и справедливость наказания для виновного, вместе с другими сотрудниками правоохранительных служб следователи стоят на передовой и вносят значительный вклад в работу по борьбе с преступностью.

Поздравляю сотрудников СК России, коллег из других следственных органов, ветеранов следствия прокуратуры и членов их семей с профессиональным праздником, желаю успехов в службе, выдержки, уверенности в торжестве справедливости, здоровья и семейного благополучия!

Юлия БЕЛЯНИНА, руководитель Лысковского межрайонного следственного отдела, подполковник юстиции

25 июля в следственном управлении Следственного комитета России по Нижегородской области состоялось торжественное заседание, посвященное Дню сотрудника органов следствия Российской Федерации. В мероприятии приняли участие председатель Законодательного Собрания Евгений Лебедев, руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области Андрей Виноградов, сотрудники областного СУ СК России.

Спикер регионального парламента поздравил участников торжественного заседания с профессиональным праздником и вручил Благодарственные письма Законодательного Собрания лучшим сотрудникам СУ СК РФ региона.

«Следственные органы играют значительную роль в борьбе с преступностью, укреплении законности и правопорядка российского государства. Следственный комитет РФ завоевал право называться одной из самых авторитетных силовых структур отечественной правоохранительной системы», — подчеркнул Евгений Лебедев.

«В этот день хочется отдать дань заслугам следователей, погибших от рук преступников при исполнении служебных обязанностей. Мы будем всегда помнить о них как о героях, оставшихся верными чести, Родине и присяге. Также выражаю признательность ветеранам следствия, чей опыт помогает молодежи. Многочисленные встречи ветеранов с кадетами, студентами, с начинающими следователями прививают им любовь и гордость за избранную специальность. Эта работа требует личного мужества, принципиальности и высокой ответственности за принятые решения. Уверен, что Следственный комитет и впредь будет крепко держать авторитет закона на самом высоком уровне», — отметил Евгений Лебедев.



Поделиться