Понятие принудительного труда запрещение принудительного труда. Принудительный труд: что должен помнить работодатель. Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Центральным законодательным актом, действующим на территории РФ, является Конституция РФ, которая не обошла стороной принцип запрета принудительности труда.

А именно, в статье 37 Конституции закреплено следующее положение:

«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен» Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993. "Собрание законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691..

Согласно части 2 статьи 4 Трудового кодекса РФ «принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)» "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014. "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3..

Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В России принудительный труд запрещен. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, произвола здесь быть не может - законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

Помимо этого, в Российском законодательстве существует отдельный закон, который посвящен регулированию трудовых отношений, это Трудовой Кодекс РФ.

В ТК РФ также упоминается о запрете принудительности труда в процессе его реализации, а именно в статье 4, закреплено то, что принудительный труд запрещен.

Помимо этого, в ТК РФ, дается расшифровка данного понятия, а именно принудительный труд запрещен:

В целях поддержания трудовой дисциплины;

В качестве меры ответственности за участие в забастовке;

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

В качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

В качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 N 421-ФЗ). "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3..

Также Трудовой Кодекс выделил ряд работ, которых не включает в свое понятие принудительность труда. Это такие виды работ, как работы, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе.

Также законом сюда отнесена работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, а также работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия. И наконец, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров Анисимов А.Л. Трудовые отношения и материальная ответственность работодателей и работников учебное пособие. Изд. Деловой двор, 2011, С. 45.

Однако, несмотря на первый взгляд на полноту содержащихся в ТК РФ положений относительно принудительности труда, при их применении возникают некоторые противоречия.

Так, в ч. 1 ст. 4 ТК РФ запрещены все формы принудительного труда, включая работу при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или при выплате ее не в полном размере. Тем не менее в ч. 2 ст. 142 ТК РФ сказано о том, что при задержке заработной платы на срок более 15 дней работник, известив работодателя в письменной форме, вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Таким образом, возникает противоречие, так как из ст. 4 ТК РФ вытекает запрет на принудительный труд с первого дня невыплаты заработной платы или выплаты ее в меньшем размере, а ч. 2 ст. 142 ТК РФ предполагает 15 дней принудительного труда.

На мой взгляд, данное противоречие должно быть разрешено в пользу применения нормы, устанавливающей запрет на принудительный труд с первого дня нарушения срока выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере, то есть статьи 4 ТК РФ.

Перечень работ, попадающих под определение принудительного труда, указанных в международных актах, является исчерпывающим. Этот перечень носит исчерпывающий характер и для внутреннего законодательства Российской Федерации.

Однако в ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты. Однако следует напомнить, что труд при нарушении сроков выплаты заработной платы в силу ст. 4 ТК РФ признается принудительным.

Следовательно, введенные в ст. 142 ТК РФ запреты на отказ от работы при невыплате заработной платы должны соответствовать приведенному перечню работ, которые не считаются принудительным трудом. К числу лиц, которые не могут отказаться от принудительного труда, в ст. 142 ТК РФ отнесены государственные служащие Колесников В.А.К вопросу принудительного труда в Российской Федерации. Изд. ИИЦ ПГУ, Пенза, 2012, С. 45.

Но следует отметить, что трудовая деятельность данной категории работников выходит за рамки приведенного перечня работ, выполнение которых не считается принудительным трудом.

«Таким образом, лишение государственных служащих права отказаться от принудительного труда вступает в противоречие с ч. 2 ст. 2 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ. На основании ст. 15 Конституции РФ при разрешении данного противоречия необходимо руководствоваться общей нормой-принципом, закрепленной международным актом» Глухова Н.В. Запрещение принудительного труда в РФ//Правоведение, Спб, Изд. С.-Петербург, 2012, №2, С. 11.

Поэтому государственные служащие обладают правом отказа от принудительного труда, в том числе и при нарушении установленных сроков выплаты им заработной платы либо выплаты ее не в полном размере.

Помимо ТК РФ, российское законодательство предусмотрело контроль за соблюдением данного принципа и со стороны уголовного законодательства. Так, в статье 127.2 УК РФ, закреплено положение, которое касается использования рабского труда« Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

«Сущность данного преступления состоит в использовании труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).

Другими словами, одно лицо принуждает другое лицо к труду, против воли последнего» Чучаев А.И. Уголовное право РФ. Общая и особенная части. Учебник, Изд. ЭКСМО, 2013, С.356.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ права человека (гражданина) на личную свободу, на свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, законодатель постарался обезопасить своих граждан от неправомерных попыток нарушения их конституционно закрепленных прав и свобод, в частности в области труда.

Одна из ключевых проблем, с которой сталкивается международное сообщество, заключается в обеспечении защиты иностранных граждан от эксплуатации.

Частью концепции обеспечения достойного труда является запрет дискриминации и принудительного труда.

Работники-мигранты должны пользоваться правом на защиту от дискриминации, предоставляемым им в соответствии с трудовым законодательством страны пребывания.

Это право предусмотрено Конвенцией МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.

Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию, как и ряд других международных документов в области защиты прав мигрантов. В то же время, в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранным гражданам на территории страны предоставлен «национальный правовой режим», за исключением изъятий, предусмотренных федеральным законодательством и международными соглашениями РФ.

Как указывает проф. М.В. Лушникова, «трудовые отношения иностранцев обусловлены требованиями, предусмотренными административным законодательством» Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М.: Статут, 2009. Стр. 474.. Таким образом, регулирование труда мигрантов представляет собой сферу совместного правового регулирования трудового права и административного права Лушников А.М. Лушникова М.В. Указ. соч. Стр. 476. .

С развитием рыночных отношений в России стал наблюдаться большой приток иностранной рабочей силы. Государство принимает меры к тому, чтобы иностранные работники не обостряли проблем трудоустройства россиян, а вступали лишь как подспорье для работодателей, которые не могут подобрать необходимых специалистов из России.

Трудовые отношения с участием иностранных граждан относятся к области регулирования международного частного права, предмет которого составляют отношения, осложненные иностранным элементом.

Таким образом, поведение субъекта не может определяться правилами только одного государства. Содержание трудового договора с иностранным гражданином, порядок его заключения и расторжения должны соответствовать не только законодательству РФ, но и международными соглашениями, в которых Россия участвует в качестве одной из сторон.

На иностранных граждан, работающих на территории России, распространяется принцип национального режима, означающее, что при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ они пользуются такими же правами, что и российские граждане.

Соответственно принцип запрета принудительного труда распространяется и на всех иностранных граждан.

«Однако, несмотря на это, реализация принципа запрета принудительного труда сталкивается с некоторыми проблемами, для решения которых необходим пересмотр имеющихся позиций, а также внесение изменений в действующее законодательство» Нуртдинова А. Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //Трудовое право, №2, 2013 - С.28.

Для нашей страны запрет принудительного труда является относительно новым явлением и по этой причине особенно важно обобщить уже накопленный опыт в сфере борьбы с этим явлением.

Исследование российского законодательства, провозглашающего запрет принудительного труда, показало, что, по сравнению с международными договорами, определение понятия принудительного труда страдает определенной усеченностью и не в полной мере отражает многогранность и сложность данного явления.

Такое положение вещей затрудняет выявление принудительного труда на практике, а значит, затрудняет борьбу с данным явлением.

С целью устранения указанного недостатка в работе предлагается определение принудительного труда, приведенное в соответствие с международными нормами.

Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются Российско-китайское соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России 1992 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России" (Заключено в г. Москве 19.08.1992). Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 145 - 149., Российско-вьетнамское соглашение о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации

1992 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации" (Заключено в г. Москве 29.09.1992). Бюллетень международных договоров. 2006. N 5. С. 6 - 11., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации, 1994 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации" (Заключено в г. Ереване 19.07.1994). "Российская газета" ("Ведомственное приложение"), N 126, 06.07.96, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 27.05.1993). Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 6 - 9., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 14.01.1993). Бюллетень международных договоров. 1993. N 3. С. 23 - 26..

В качестве примера можно привести дело Ранцева против Кипра и России.

Дело было возбуждено по жалобе против Республики Кипр и Российской Федерации, поданной в Европейский Суд гражданином Российской Федерации Николаем Михайловичем Ранцевым. Заявитель -- со ссылкой на статьи 2, 3, 4, 5 и 8 Конвенции -- жаловался в Европейский Суд на то, что расследование обстоятельств смерти его дочери оказалось неполным, на то, что, пока она была ещё жива, полиция Кипра не предоставила ей достаточной защиты; а также на то, что власти Кипра не приняли мер по наказанию виновных в смерти его дочери и в жестоком обращении с ней.

Кроме того, заявитель -- со ссылкой на статью 2 и статью 4 Конвенции -- жаловался в Суд на то, что власти Российской Федерации не провели расследования по утверждениям о том, что его дочь стала жертвой торговли людьми и впоследствии погибла, и ничего не сделали, чтобы защитить её от опасности стать жертвой торговли людьми.

Суть дела состоит в том, что Оксана Ранцева приехала работать на Кипр артисткой в кабаре, проживала при этом в квартире совместно с еще одной девушкой работающей там. Спустя некоторое время, девушка, с которой проживала Ранцева сообщила своему работодателю, что Ранцева уехала из квартиры оставив записку, что больше такого терпеть не может и отказывается работать в кабаре и хочет вернуться в Россию.

Позже работодатель нашел Ранцеву в одном из ночных клубов, отвез ее в полицию, сообщил о ее незаконном нахождении на территории Кипра и попросил о ее депортации и уехал из отделения полиции.

Однако полиция задержав Ранцеву не нашла законных оснований для ее удержания. Затем работодатель Ранцевой отвез ее к своему работниу домой и сказал, что она будет находится у него до момента открытия Департамента. Позже ранним утром Ранцеву нашли мертвой под балконом дома работника работодателя.

Отец Ранцевой, выступал в роли заявителя и указывал на нарушение пунта 4 Конвенци, а именно о рабстве, торговле людьми, понуждении к принудительному труду, а также заявитель указывал на недостаточность расследования смерти его дочери со стороны влатей Кипра И России.

Проанализируем лишь ту часть дела, которая касается нарушения пункта 4 Конвенции, то есть о рабстве и принудительном труде.

Из проведенного расследования стало известно, что работодатель Ранцевой (по материалам дела М.А.) приглашал на работу девушек из заграницы для работы артистками в кабаре. Многие девушки согласились на работу думая, что будут работать официантками о танцовщицами, также думала и Ранцева, когда согласилась работать у М.А.

Как позже оказалось, работодатель заставлял девушек, в том числе и Ранцеву, заниматься проституцией с клиентами кабаре. В случае их отказа, девушек избивали, взыскивали штрафы, проценты. Ранцева, как и другие девушки, были полностью подконтрольны работодателю, не допускалось никакой свободы, девушки проживали в строго определенных помещениях, у них не было личного и свободного времени, запрещалось, куда-либо уезжать или уходить.

Ранцева вошла в число тех, кто не выдержали и отказались от данной работы, после безуспешных попыток работодателя признать ее местонахождение на территории Кипра незаконным, Ранцева была найдена мертвой.

Европейский суд по правам человека изучив все материалы дела, показания всех свидетелей, а также иных девушек, работающих вместе с Ранцевой, которые подтвердили факт насилия и принуждения со стороны работодателя. Но кроме того имелся неоспоримый факт наличия безразличия со стороны властей Кипра и России, по данному факту.

Европейский суд по правам человека постановил, что со стороны Кипра по делу было допущено нарушение статьи 4 Конвенции в связи с тем,

что власти этой страны не обеспечили Ранцевой практически осуществимой и эффективной защиты от торговцев людьми и эксплуатации вообще и не приняли необходимых конкретных мер по её защите, а также установил, что власти Кипра так и не провели по делу эффективного расследования Постановление Европейского суда по правам человека от 07.01.2010 "Дело "Ранцев (Rantsev) против Республики Кипр и Российской Федерации" [рус., англ.]. Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2010. N 5. С. 3, 83 - 135..

Принудительный труд запрещен. С этим утверждением никто спорить не будет.

Но знаете ли вы, что под понятие принудительного труда могут попадать рабочие ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются наемные работники ?

"Принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России.

Однако в профессиональном сообществе под влиянием реальности и информации, полученной из разных источников, уже сложилось некоторое представление о данном феномене. Хотя в экспертной анкете мы привели определение принудительного труда из Конвенции МОТ 1930 г., мы попросили экспертов самостоятельно определить смысл, который они вкладывают в это понятие. Ниже приведены определения понятия принудительного труда, данные экспертами и сгруппированные в зависимости от ключевого элемента, на который опирается то или иное определение. Большое количество так называемых контекстных (ситуационных) определений говорит о том, что данный феномен воспринимается экспертами не как теоретическая концепция, а как реальная ситуация.

СТ 4 ТК РФ .

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к Ст. 4 Трудового кодекса РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК РФ и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК РФ тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК РФ определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК РФ это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - "принудительный труд". Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК РФ, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК РФ. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК РФ достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК РФ приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В этом аспекте нормы ТК РФ о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК РФ принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК РФ и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК РФ и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде". Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК РФ. Дополнительно к ст. 4 ТК РФ в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК РФ формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Проблема труда затрагивает не только конкретного человека, но и общество в целом. Принудительный труд - это наиболее актуальная проблема как для национального, так и международного права.

Понятие ПР

Принудительный труд - это выполнение определённой работы под угрозой применения наказания к лицу. В качестве такового может быть применено как психическое, так и физическое воздействие, которое в любом случае является насильственным. Такое влияние недопустимо в целях поддержания экономического развития работодателя (организации) и так далее. Не допускается насилие в качестве меры ответственности и наказания за организацию и участие в забастовке, за выражение политических взглядов и идеологических убеждений.

Принудительный труд является таковым, если работник не имеет возможности от него отказаться. Запрет принудительного труда распространяется на следующие случаи:

Законодательство о ПР

Принудительный труд запрещён во многих странах, контролируется национальным законодательством. Более того, многочисленные нормативно-правовые акты содержатся в международном праве, среди которых важнейшими являются:

  • Международный Пакт о гражданских и политических правах;
  • Конвенция МОТ об упразднении принудительного труда;
  • Конвенция МОТ о принудительном труде.

Кроме того, правовые нормы, запрещающие данный вид труда, отражаются в документах общего характера, например Всеобщей Декларации прав человека.

не относящиеся к ПР

Принудительным трудом являются лишь те действия, которые выполнены под угрозой наказания. Однако существуют такие условия, которые формально попадают под вышеназванное определение, но фактически таковыми не являются. К данным условиям относятся:


Территориальность ПР

Дискриминация принудительного труда проникает во все сферы и виды общества, независимо от происхождения, исторических предпосылок, периода формирования, экономического уклада и так далее. Данный феномен может существовать как в развитых, так и в бедных странах, и не ограничивается одним участком на планете. Во многом это обусловлено тем, что Конвенция о принудительном труде и МОТ содержат не совсем конкретные нормы. Большая часть из них не является нормами обязывающими.

В связи с этим во многих странах возникают различные трактовки смысла международных актов. Так, одни считают, что принудительный труд тесно взаимосвязан с тоталитарным режимом, а также жёсткой эксплуатацией человека. Второй вариант предполагает введение новых терминов, таких как «современное рабство» или «практика, сходная с рабовладением». Данные понятия ассоциируются с неудовлетворительными и вредными условиями труда, а также относятся к низкому уровню заработной платы.

Особенности ПР

Принудительный труд - это сфера деятельности, которая обладает отличительными особенностями. В Международной Конвенции от 1930 года говорится о том, что принудительным трудом является всякая работа или служба, которая выполняется под страхом получения наказания от иного лица. Кроме того, в акте говорится о необходимом условии: если бы у человека была возможность не заниматься данной деятельностью, он обязательно воспользовался бы ею.

Вышеназванный международный документ также называет ряд исключений, например относительно воинской службы и военной работы. Сюда также не относятся труд осуждённых, гражданские обязанности, труд при чрезвычайных обстоятельствах или при ЧП, а также служба или работа под строгим контролем представителей властных правоохранительных органов.

В Конвенции МОТ говорится о том, что принудительным трудом является всякая экономическая деятельность, которое направлена на политическое перевоспитание, а также влечёт за собой дискриминацию. Не допускается данный как средство наказания работников за участие и проведение забастовок, так как данное право установлено не только международными нормами, но и Трудовым кодексом РФ.

Является ли низкая зарплата ПР?

Многие ошибочно считают, что принудительный труд - это низкая зарплата и неудовлетворительные условия труда. Здесь важно провести чёткую границу между нарушением права и неблагоприятными условиями для успешной деятельности. В случае низкой оплаты труда у человека всегда присутствует право выбора: уволиться или продолжать работу в определённом месте. По независящим от него причинам, например из-за отсутствия альтернативы, работник продолжает дарить результаты своего труда той или иной компании.

К принудительному труду относится грубое ограничение его свобод, провозглашённых законодательством. Данный вопрос целиком и полностью относится к современным международным проблемам рабства, крепостной зависимости, а также долговой кабалы.

Какие действия неразрывно связаны с ПР

Принудительный труд - это совершение определённых действий, подпадающих под вышеназванную квалификацию. Итак, к данному виду незаконной деятельности относятся следующие действия:


Принудительный труд в МОТ

Свобода труда - одна из важнейших норм любого национального законодательства. Ни один человек, ни одна организация не может отобрать это право. Принудительный труд является ярким примером нарушения вышеназванного принципа. Именно поэтому данная проблема особенно тщательно рассматривается в МОТ.

Рассматривает 2 необходимых элемента признания определённого вида деятельности в качестве принудительной. Во-первых, отсутствует признак добровольности выполнения работы. Во-вторых, выполнение обязанностей осуществляется под угрозой наказания. Более чем 75-летняя практика привнесла ясность в вышеназванные элементы. Кроме того, под угрозой наказания понимается не только карательная санкция, но и лишение определённых прав.

Формы угрозы наказания в ПР

Принудительный труд характеризуется различными формами угроз и наказания. Самыми яркими представителями являются физическое насилие, сопряжённое с лишением свободы. Кроме того, преступниками часто используется возможность негативного влияния на родственников и близких лиц человека, находяшегося под трудовым гнётом.

Второе место по распространённости занимает психологическая форма угроз и воздействия. Как правило, самыми частыми угрозами является необходимость выдачи жертв правоохранительным органам. Так, широко распространены случаи, когда работодатели, которые фактически принуждали своих подчинённых к труду, сообщали о месте их нахождения в полицию либо миграционную службу. Особый успех данные угрозы имеют в случае нелегального нахождения иностранного гражданина в государстве. К психологическому воздействию также относится угроза сообщения сведений о том, что девушка занимается проституцией в отдалённых местах поселения или города.

Особенности ПР в финансовой сфере

Третья форма угроз имеет финансовый характер. Как правило, на жертву распространяются экономические наказания, например долги, невыплата заработанных средств, угрозы увольнения и так далее. Последний вариант применяется в случае отказа работника от выполнения Кроме того, работодатели часто требуют сдачи документов, удостоверяющих личность. Если в отношении вас были применены подобные действия, стоит задуматься о том, не проявляются ли признаки принудительного труда у вас и ваших коллег.

Трудовое право России. Шпаргалка Резепова Виктория Евгеньевна

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).

Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.

В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:

1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Статья 575. Запрещение дарения 1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;2) работникам образовательных

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности,

Статья 4. Запрещение принудительного труда Принудительный труд запрещен.Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:в целях поддержания трудовой дисциплины;в качестве меры

Статья 415. Запрещение локаута В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в

СТАТЬЯ 575. Запрещение дарения 1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными

118. Виды принудительного лечения несовершеннолетних Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра могут быть назначены судом лицу, признанному как вменяемым, так и невменяемым. Эта мера назначается, если лечение этого лица, а также безопасность его и

119. Длительность применения принудительного лечения несовершеннолетних Ввиду невозможности прогнозировать время, необходимое для лечения больного, принудительные меры медицинского характера не связаны с определенным сроком. Вместе с тем в интересах соблюдения прав

Статья 575. Запрещение дарения Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда:1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными

СТАТЬЯ 45. Запрещение эвтаназии Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.Лицо, которое

Запрещение дискриминации труда Каждый человек имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка,

Запрещение принудительного труда! Принудительный труд запрещен законом.Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:- в целях поддержания трудовой дисциплины;- в качестве меры



Поделиться