Мария гулегина официальный. Прима из клана сопрано. мария гулегина. "Русская Золушка" за рубежом

Родилась и училась на Украине, профессионально заниматься пением начала в Белоруссии, жила в Германии и Люксембурге, поёт в театрах всего мира, в ней намешена армянская, польская и украинская кровь, а душой - русская - всё это Мария Гулегина.
Мария Гулегина (Мейтарджян) родилась в Одессе 9 августа 1959 года. Мама микробиолог, заведовала лабораторией особо опасных инфекций. Отец - эрудированный, волевой и жизнелюбивый человек.

В четыре года родители отдали Марию на музыку и ритмику. Потом было хореографическое училище и дирижёрско-хоровая школа. Ей очень нравилось петь. Не удивительно поэтому, что Марина мечтала стать руководителем детского хора или, в крайнем случае, учителем пения.
Мама решила отвести дочь на подготовительные курсы при педагогическом институте. Дорога домой пролегала через консерваторию . И как это бывает, совершенно случайно, мама предложила: "Давай зайдём". Сама певица сравнивает себя в тот момент со знаменитой Бурлаковой Фросей из "Приходите завтра". На вопрос: "Что будете петь?". Она тогда ответила: "Не знаю". А потом спела и "Лебединую верность",и серенаду Шуберта и...каватину Розины. И Марию взяли, но пока только на педагогическую практику. Семнадцатилетней девушке было ещё рано учиться на дирижёрско-хоровом отделении и поэтому - "приходите завтра" или через годик-два. Но от судьбы не уйдёшь. Студенты консерватории ставили "Травиату". И для цыганского танца им очень была нужна солистка. Танцевать было некому. И тогда преподаватель танца консерватории вспомнила о своей ученице, которую она обучала в хореографической школе, о Марии Гулегиной. От Марии требовалось лишь станцевать, но удержать себя и не спеть было выше её сил. И она спела и как спела! Услышавший Марию педагог по вокалу только и смог, что воскликнуть:"Какой голос! Контральто!" На предложение поступать в консерваторию Мария ответила, что уже пробовала, но не прошла по возрасту. На что преподаватель заметил, что такой недостаток быстро проходит. В итоге на следующий год Мария была уже студенткой.
В консерватории певица обучалась у педагога по классу вокала А. Д. Джамагорцян, а сразу после окончания обучения у профессора Евгения Николаевича Иванова. Там же она познакомилась со своим первым мужем Марком Гулегиным. По мере обучения и взросления Марии менялся и голос. Как мы помним когда певица начала обучаться у неё было контральто, потом мецо-сопрано , потом сопрано. Немалую роль в этой перемене сыграло и рождение первого ребёнка - дочери Наташи.
После окончания консерватории в Одессе остаться не получилось, в опере не нашлось вакантных мест для сопрано. Поэтому в 1983 году Мария становится солисткой Белорусского оперного театра. А в 1986 году состоялся Московский Международный конкурс им. П.И. Чайковского . Попасть на такой конкурс, а уж тем более стать одним из лауреатов - сладкая мечта многих вокалистов. Многих, но не Гулегиной! Став бронзовым призёром Мария зашвырнула свою медаль в кусты (о чём сейчас, по прошествие многих лет очень жалеет). Но, как говорится, всё что не делается всё к лучшему. Марию результаты конкурса только подстегнули к ещё большей работе над собой, над своим голосом.
И тут начались проблемы в театре. "Гулегина хочет петь на итальянском, Гулегина не хочет петь на русском."
И вот он шанс. Дебют певицы на "Бале-маскараде" и не где-нибудь, а в Ла-Скала и не с кем-нибудь, а с Лучано Паворотти. И её признали за свою. И стали приглашать. Она приняла участие в 14 постановках театра. Среди которых "Двое Фоскари" (Лукреция), "Тоска", "Федора", "Макбет" (леди Макбет), "Пиковая дама" (Лиза), "Манон Леско", "Набукко" (Абигайль) и "Сила судьбы" (Леонора). По-началу в Белоруссии не верили, что Мария ездит в Италию, чтобы петь в Ла-Скала. Но когда информация подтвердилась на певицу посыпались новые нападки. Открытое письмо в ЦК, угрозы сделать Гулегину невыездной. Что в данной ситуации оставалось делать Марии с учётом подписанных уже контрактов и желанием получить наконец свободу в творчестве? И вот в 1990-м году она собирает чемоданы и уезджает в Гамбург, как говорит сама певица "в изгнание". На родину она приедет только в 1992 году. Тогда в Питере под патронажем В. Гергиева она будет петь в "Пиковой даме".
Тогда, в начале 90-х, оперный мир только начинал открывать новое для себя имя - Мария Гулегина. Впереди были гастроли в Японии в 90-м и 96-м годах - опера "Трубадур" (Леонора) и 99-м и 2000-х годах "Тоска" и "Аида". Дебют в МЕТе (1991) в "Андре Шенье". Дебют в Венской опере (1991). Дебют в Ковент-Гарден в "Федоре", в партнёрстве с Пласидо Доминго. Участие в концертном исполнении "Эрнани" в Барбикан-холл. Дебют на сцене Арена ди Верона (1996) в опере "Набукко" в роли Абигайль, за что певица была награждена премией Джованни Дзанателло. Дебют в Гранд-опера в Париже (1997) в заглавной роли оперы "Тоска".
"Такова жизнь" - обывателя интересуют гонорары "звёзд" и не интересует то, чем приходится жертвовать ради таких заработков. В интервью Первому каналу певица рассказала, что для исполнения партии Виолетты ("Травиата") ей пришлось похудеть на пятнадцать килограммов! Для этого пришлось перейти на особый режим. Питание - два раза в неделю и кросс по десять километров утром и вечером. Драматические партии требуют от исполнителя работать на пределе физических и психологических сил. Чего стоят, к примеру, её "кровавые героини" - леди Макбет, Абигайль и Тоска. А многочисленные спектакли, репетиции, записи, интервью. Плюс к этому Мария является почётным членом Международного паролимпийского комитета и Послом доброй воли ЮНИСЕФ.
К счатью у Марии есть крепкий тыл. Это в первую очередь, конечно, её дети и муж. О Наташе мы уже писали, но в дополнении напишем, что всеми организационными вопросами мамы занимается именно она. Сын Руслан - это мамина радость и вдохновновение. Согласитесь не каждая мама решится на второго ребёнка, если у того разница в возрасте с первым... двадцать лет! А ещё в январе 2010 года Мария вышла замуж за известного борца и тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева, который не пропускает практически ни одного спектакля Марии.

Гулегина Maria Gulegina Карьера: Опера
Рождение: Россия
Мария Гулегина фирменная вердиевская певица, лучшая Тоска своего времени. Пятнадцать лет назад строптивая певица, какой ее числили по месту работы в родном Белорусском театре, устремилась на штурм международного оперного Олимпа. Начала с Ла Скала. Сейчас Гулегина часто приезжает в Россию. Недавно она приезжала петь в благотворительном концерте-телемосте памяти жертв терроризма в храме Христа Спасителя. Еще первая леди оперы успела посвятить время репетициям Набукко в Геликоне, с которым с недавнего времени сотрудничает, и дать интервью НГ.

Мария, образ жизни певцов, как правило, делает их совами, а мы встречаемся с вами в десять утра...

Баронесса изволит почивать не мой манера. Если у меня репетиция с оркестром в десять утра, я встаю в пять, чтобы раскочегариться.

Как вы оказались в Люксембурге?

Когда уезжали из России, то думали, что едем в эмиграцию, навечно, и первоначально поселились в Германии. По мне там оказалось все излишне сухо и чопорно. К тому же если не говоришь на дойч, тебе прямой капут. А Люксембург больше теплый, терпимый, интернациональный. Мой жилище настоящее русское поместье. Я все сделала сама, как Виолетта, только, конечно, без дзеффиреллиевских шестиметровых потолков. Мебель, ситуация в полумузейном стиле, кругом поля, луга, леса.

Ваша нимало взрослая дочка также оттого что поет...

Ваш супруг Марк также продолжает подсоблять вам в этом качестве?

Наверное, причиной вашего возвращения на родину стали какие-то изменения: в вас или в нас?

Тут самым трудным было переступить черту вспять, и я весьма благодарна Паате Бурчуладзе, тот, что уговорил меня спеть на своем бенефисе в Большом театре он посулил, что я не узнаю страну и людей. Так и вышло. До этого на все приглашения я отвечала только "нет", вкалывать с советскими структурами было нельзя.

Главный заинтересованность профессии в чем он ныне?

Как и некогда не стопориться. У меня неизменно есть амбиции работать лучше, чем вчера. Сейчас мне нужно снова выдумать новую сверхзадачу на грядущее. Для выполнения прежней потребовалось 10 лет затем всех своих кровавых героинь как будто леди Макбет, Абигайль и Тоски я приблизилась к бельканто и наконец-то спела Норму (четыре года обратно в театре Маэстранца в Севилье, а этим летом на фестивале в Сантандере в постановке Дмитрия Бертмана) и вот-вот спою Травиату. А дальше? Пока не придумала, но, очевидно, я Царицу ночи должна спеть.

Как вообще возникла Травиата в вашей жизни?

Судьба давала какие-то знаки. В 16 лет меня не взяли по возрасту в консерваторию, и я на год пошла в музучилище, откель меня позвали танцевать цыганку на балу у Флоры в спектакле, тот, что шел в оперной студии нашей Одесской консерватории. На начальный точка зрения галиматья, но вслед за тем говорили, что у меня излишне немалый звук для Виолетты, что мне не приподнять колоратуру и так дальше. Это также разжигало самолюбие. А ещё меня неизменно раздражало, когда Виолетту поют кукольные колоратурные сопрано. Как таким голоском не возбраняется передать боль, мучение, в конце концов, истерику измученной жизнью женщины? Ведь, к примеру, Sempre libera в первой арии это же истерика чистой воды. И вот я созрела, и мои менеджеры стали выискивать театр не из самых крутых, в котором позволительно было бы испытать. А так как риск все же велик, одним из моих условий было предоставление достаточного количества моих личных репетиций (оттого что у нас в оперном конвейере крайне многое делается на лету, и зачастую мы влетаем в спектакль практически из аэропорта). Такой театр нашелся, это Братиславская опера, и премьеру мы сыграем нимало быстро на гастролях в Токио.

Какая ваша Виолетта?

Сейчас принято рисовать молодую такую Виолетку, первую влюбленность. Я вижу нимало по-другому. Ведь это уже пожившая, потрепанная жизнью дама. Ей лет 35, и она сознает, что очень старше Альфреда, что он посредством какое-то время ее бросит. И когда к ней приходит папаша Жермон, то он просит Виолетту бросить его сына не только по сословным соображениям, но и потому как, что она уже как бы старая, и намекает, что когда-нибудь, и резво, может быть, он сам придет к ней клиентом. Умирает Виолетта не от чахотки, а от предательства.

Должен ли режиссер в опере становить натуральный драматический спектакль или его проблема, используя другие выразительные средства, покинуть певца в покое?

Ох, серьезный вопросительный мотив. Начнем с того, что режиссер должен быть впрямь режиссером. Его первейшая проблема объединить всех одной идеей в занимательный спектакль. Как он будет действовать это (растолковывать психологическую мотивацию или нетрудно ориентировать мизансцены) не существенно. У Бертмана в Сантандере не было, грубо говоря, домика Нормы, но всем и все было ясно. Сложить руки на сиськах, извиняюсь, и проскулить два часа кому это нужно? И мы с Димой сошлись в том, что необходимо работать этакий веристский по духу спектакль, когда каждая мысль не нетрудно красивое сольфеджио, а идет из жизни.

Сейчас говорят, что звук на шестом месте, и немалый международный оперный тотализатор вращают игры агентов и круговорот капитала, а ни капли не творческие импульсы...

Я особняком от этой машины, я киска, которая гуляет сама по себе. Не могут меня заполучить и придумывают всякие глупости, что у меня скверный нрав и крутой нрав. А у меня не скверный нрав, а качество натуры такое я ни в жизнь не буду действовать то, что мне не нравится. Застрелитесь я ухожу и меня нет. У меня искренний нрав.

Правомерно ли в текущее время гутарить о славянских певцах на Западе как о дешевой рабочей силе?

Да, пожалуй, это уже не зависит от национального фактора. Молодому и в то время как ещё дешевому певцу значимо распевать так, чтобы произвольный следующий раз его стоимость повышалась. Я также начинала с малого. Да ещё и Госконцерт меня грабил вы не представляете как, хотя времена уже были ни капельки не советские. А как они по-хамски обращались с людьми, если б вы знали! Как с крепостными. Поэтому я и уехала подальше от этого хамства и грабежа. Мой самый-самый первостепеннный итальянский гонорар в Ла Скала равнялся нескольким тысячам долларов за спектакль, а Госконцерт оставлял мне 120! И на эти денежки надобно было весь месяц существовать в Милане. Западные театры и импресарио, безусловно, использовали то, что русских так нагло грабят на их родине и что русские могут распевать за копейки, только бы выскочить. Вот откель пошло, что раньше мы стоили так дешево. Покажите мне нынче в оперном театре певицу, которая получает больше, чем я, а я из России.

Ну, допустим, кто-то ещё может стоить не меньше.

Да, вы можете наречь ещё с десяток популярных имен с обложек компакт-дисков, но это все артисты, чей имидж упрочен не только их собственным талантом, но и звукозаписью с ее рекламной раскруткой. Пластиночный коммерциал в текущее время крутится по принципу не обманешь не продашь. А что мы все о грустном?

Хорошо, а ваши собственные записи вам нравятся?

Нет. Мне нравится активный театр. Во-первых, все открыто и без обмана. Оперный звук для того и создан, чтобы удивлять и покорять людей вживую. На записи же теряются обертоны голоса, в то время как живая акустика украшает его. Журавлик, как в той песне из фильма, должен лететь в небе.

Может ли у вас явиться возделение спеть в Большом?

А к чему? Я пою, когда у меня совпадают артистический и финансовый интересы. Правда, иной раз насущный артистический заинтересованность способен пересилить, но это на другую тему.

Говорят, был дебош с вашим отказом от эпохальной постановки и работы фильма в Запретном императорском городе в Китае, что вы запросили немыслимый гонорар, что начали обучать партию и испугались.

Есть тенденция, что начинающие напевать Турандот сквозь 34 года уходят. Но это и немудрено, когда идет соревнование, кто споет громче Биргит Нильсон. Если я спою ее ныне, то меня станут звать только на Турандот, так как распевать некому. Короче говоря, поначалу мы должны были вписать фонограмму, но в Пекине оказалось, что распевать надобно живьем на площади. Я мужчина экспансивный и могла бы подключить форсаж. А это мне совершенно не необходимо. И что я придумала? Согласилась, но запросила миллион долларов. Они начали полемизировать за 750 тысяч. Я объясняла, что это не гонорар, а некая болевая компенсация за допустимый ущерб. Самое ужасное, что народу сообщили, что я там буду, и мои фанаты поперли в Китай. Так меня достаточно зачастую подставляют пишут в афишах и анонсах Гулегина ещё до того, как подписан контракт, а следом говорят: вот, не приехала, подвела... Кто кого подвел, спрашивается? Но если контракт есть умри, но пой. Пунктуальность мое качество, опоздание конец.

Биография Марии Гулегиной соткана из противоречий. Болезненная девочка училась балету, затем стала великой певицей. Гулегину отлучили от сцены минского оперного театра – и она стала всемирно известной примадонной. И наконец, певица пела со сцены о любви – и при этом признается, что нашла настоящую любовь, будучи уже в зрелом возрасте.


Марию Агасовну Мейтарджан-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют "русской Золушкой", хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года и до сих пор сохранила гражданство Белоруссии. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография – не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило – она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны, отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос

стал очень сильным и низким. После окончания школы девушка пошла на прослушивание в консерваторию, где ее назвали "Фросей Бурлаковой" и посоветовали приходить через год. Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим – родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.

После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей пре

ложили петь Ефросинью в "Сказании о граде Китеже", однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в "Риголетто", Розину в "Севильском цирюльнике", Елизавету в "Дон-Карлосе", сольные партии в "Кармина Бурана". В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де Жанейро Гулегина получила Гран-при Театра муниципале и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно п

очили первое место – но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.

Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре. Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры "Бала-Маскарада" вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене. В 1989 году, получив приглашение исполнить "Аиду" в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.

Приезд "русской Золушки", ка

называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, а родившегося в 1990 году сына Руслана повсюду носила с собой и кормила в перерывах между репетициями и в антрактах спектаклей. Мария Гулегина выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Ее называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из "Пиковой дамы", а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини. По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как "Пиковая дама", "Манон Леско", "Тоска", "Набукко", "Макбет", "Андре Шенье" созданы фильмы.

В настоящее время Марию Гулегину относят к одним из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн, при этом график

ее выступлений расписан на два года вперед. При этом певица дает и очень много благотворительных и бесплатных концертов. В 2010 году она пела на закрытии XXI Зимней Олимпиады в Ванкувере, а в 2012 году принимала участие в гала-концерте звезд мировой оперы в Санкт-Петербурге, когда у стен Михайловского замка собрались тысячи зрителей. Мария Гулегина с 2006 года является послом доброй воли ЮНИСЕФ и состоит в Международном параолимпийском комитете.

В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.
После дебюта в , где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в , где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с , она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра в роли Абигайль («Набукко). В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».
Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио.

Мария Гулегина – лауреат многочисленных премий и наград, включая Премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, Премию им. Винченцо Беллини, Премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Удостоена Золотой медали Марии Дзамбони, Золотой медали фестиваля в Осаке и Ордена св. Ольги – высшей награды Русской Православной Церкви. Почетный член Международного параолимпийского комитета и посол доброй воли в ЮНИСЕФ. В 2013 году получила звание «Народной артистки республики Северная Осетия – Алания».

(по материалам Бельканто)

Мария Гулегина – выступления в сезоне 2019-2020*

29 сентября и 2 октября 2019 – начало в 19.30

/ Deutsche Oper, Berlin / Германия, Берлин
«Набукко», опера

Композитор: Джузеппе Верди
Дирижер: Карло Монтанаро
Режиссер: Кейт Уорнер
Исполняют: Мария Гулегина, Георгий Гагнидзе, Роберт Уотсон, Анника Шлихт

4 ноября 2019 – начало в 19.00

, Историческая сцена / Россия, Москва
Оперный бал Елены Образцовой
Дирижеры: Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак
В вечере примут участие: Ирина Богачева, Мария Гулегина, Маквала Касрашвили, Любовь Петрова, Вероника Джиоева, , Екатерина Семенчук, Василиса Бержанская, Нина Минасян, , , Виталий Билый, Лоуренс Браунли, Франческо Демуро
Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского

6 декабря 2019 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Тоска», опера

Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Пол Каран
Исполняют: Мария Гулегина,Сергей Скороходов, Ариунбаатар Ганбаатар
Полный состав исполнителей будет объявлен позднее

27 февраля 2020 – начало в 20.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо

13 марта 2020 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Сила судьбы», опера
Композитор: Джузеппе Верди
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Элайджа Мошински
Исполняют: Мария Гулегина, Алексей Марков, Ованес Айвазян

24 апреля 2020 – начало в 19.30

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо
Исполняют: Мария Гулегина, Владимир Галузин, Ирина Чурилова

11 июля 2020 – начало в 19.00

Баденский государственный театр / Badisches Staatstheater Karlsruhe / Германия, Карлсруэ
Гала-вечер
С участием Марии Гулегиной и Стефано Ла Коллы

Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
Рекомендуем вам заранее заказывать билеты, чтобы иметь возможность воспользоваться максимальным выбором по наиболее привлекательным ценам.

Помимо входных билетов на концерты, мы будем рады заказать для вас туристическое обслуживание, а именно: авиабилеты, размещение в отеле, трансфер, оформление мед. страховки и въездной визы.

*Обращаем Ваше внимание, что театры оставляют за собой право производить замену в составе артистов, занятых в спектаклях

Сильное, глубокое сопрано Марии Гулегиной захватывает целиком любого слушателя, даже равнодушного к опере.

Несмотря на то, что Гулегину называют русской примой оперного театра, она давно и плодотворно работает за рубежом и живет в Люксембурге.

Однако Гулегину с таким же успехом можно называть и великой армянской оперной певицей, поскольку она – армянка.

От Одессы до Милана

Выдающаяся оперная певица Мария Агасовна Гулегина (ее девичья фамилия – Мейтарджян) родилась в 1959 г. в знаменитом во всей Одессе районе Молдаванка.

Музыкой Мария Гулегина начала заниматься с четырех лет – сначала дома, а затем в музыкальной школе с дирижерско-хоровым уклоном. Кроме того, занималась балетом и художественной гимнастикой. Но вскоре занятия балетом пришлось бросить: ее отец, совершенно по-армянски, посчитал, что дочери негоже «задирать ноги».

Высшее музыкальное образование Гулегина получила в Одесской государственной консерватории имени Неждановой по классу вокала у А. Джамагорцян. Фортепиано в консерватории преподавал ей будущий супруг – Марк Гулегин.

Особенно признательна Мария Агасовна профессору Е. Иванову, у которого она занималась после окончания Одесской консерватории. Она считает Иванова выдающимся наставником, поскольку его воспитанники выступают успешно на сценах многих стран мира.

Профессиональная творческая деятельность Гулегиной началась в 1985 г. в Государственном театре оперы и балета в Минске. Петь в Одесском оперном театре ей не довелось, поскольку жены главного режиссера и главного дирижера, выступавшие в труппе этого театра, также обладали сопрано и конкурировать с ними было невозможно.

В Минском театре она выступала, в частности, в ролях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди «Риголетто» и «Дон Карлос», Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник».

В 1987 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки Белоруссии.

Хотя работа с главным дирижером Минского театра А. Вощаком для Марии Агасовны стала хорошей творческой школой, в этом коллективе ей довелось испытать тяжелые времена. Она считала, что, как и в других ведущих оперных театрах, оперные спектакли должны идти на языке оригиналов.

Такое требование вызвало сопротивление ее коллег по театру, и они стали писать возмущенные письма в руководящие органы с нападками на Гулегину.

Все началось с Амалии

В 1987 г. в жизни Марии Агасовны произошло чрезвычайное событие: руководитель знаменитой Ла Скалы Сезар Маццонис пригласил ее спеть партию Амалии в опере Дж. Верди «Бал-маскарад». Ее партнером в роли Рикардо выступил Лучано Паваротти.

В 1988-1989 гг. М. Гулегина в том же театре выступила в партиях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди и Розины в «Севильском цирюльнике».

В 1989 г. певица вместе с супругом Марком Гулегиным, известным профессором-пианистом, покинули Советский Союз и переехали в Гамбург. С этого времени началась блестящая гастрольная жизнь Марии Агасовны.

Одно за другим следуют приглашения выступать в знаменитых оперных театрах Берлина, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Рима, Монте-Карло, Вены, в концертных залах многих стран мира. На своей исторической родине в Армении она выступала с сольным концертом в 1990 г. Кстати, в музыкальном мире она известна не только под девичьей фамилией Мейтарджян, но и Мурадян, доставшейся от первого брака.

Примадонна

Исполнительница главных партий в 17 операх Верди, во многих операх других выдающихся композиторов, является примадонной Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гардена, Венского оперного театра. Ее выступления в оперных спектаклях и концертах расписаны на пару лет вперед. А это говорит о том, что Гулегина – мега-звезда мировой оперы.

Гулегина признана лучшей исполнительницей ролей Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта», Леоноры в «Фиделио» Бетховена, Амалии, Аиды, Абигайль, Элизабет, Леди Макбет, Инессы, Елены в операх Верди, Манон в опере «Манон Леско» Пуччини, Лизы в опере Чайковского «Пиковая дама».

Флория Тоска в одноименной опере Пуччини в ее исполнении принесла ей всемирную славу. Об этом пишет в своей книге Елена Матеопозеос: «Тоска Гулегиной – единственная, которую можно сравнить с Тоской Марии Каллас». Более высокой оценки и быть не может.

Кстати, Гулегина считается самой дорогой оперной дивой. В Советском Союзе Марии Агасовне за ее первые гастроли в Милане выделяли 120 рублей, в то время как Ла Скала выплачивала ей гонорар в размере нескольких тысяч долларов за спектакль. Эта была одна из причин, почему семья Гулегиных навсегда покинула родину.

Творческая деятельность Марии Гулегиной удостоилась множества премий и наград. В 1984 г. в Москве она завоевала первую премию на Международном конкурсе имени Глинки; в 1986 г. на VIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского удостоилась 3-й премии; в 1996 г. получила престижную премию Дзенателло – за блестящий дебют в Вероне.

Вот как певица отзывается о своем быте в Люксембурге.

«Мой дом – настоящее русское поместье. Я все сделала сама… мебель, обстановка в полумузейном стиле, вокруг поля, луга, леса… Наталья (дочь певицы) у меня автор, композитор, сочиняет и поет баллады. В этом году Наташа меня порадовала – стала помогать мне в качестве личного секретаря, у нее есть, безусловно, менеджерская хватка».

В 1990 г. в Москве гастролировала миланская Ла Скала. Во время интервью по телевидению директор театра заявил, что Мария Гулегина стала подлинным открытием для Ла Скала.

О корнях

В одном из интервью на вопрос о том, почему у нее грустные глаза и нос с горбинкой, Гулегина ответила:

«По отцу я армянка (отец – армянин из Ахалциха). Моя девичья фамилия Мейтарджян. А по матери украинка с примесью польско-еврейской крови.

Что касается горбинки, так это я в шесть лет упала с велосипеда. На взрослом велосипеде “Украина” мальчишки дали покататься. Я не знала, где тормоз, и не притормозила (на моем, детском, у меня был ручной тормоз). В результате – сотрясение мозга, лицо всмятку. Отсюда армянская горбинка».

К слову, Мария Гулегина помимо русского, украинского, английского, итальянского и «немного» немецкого, говорит и на армянском языке, что вдвойне радует армянских почитателей великого таланта певицы.

В одном из многочисленных интервью, на вопросы о партии Турандот в опере Пуччини, Мария Гулегина отвечала со всей страстностью армянской души.

«Кажется, что уже не осталось места на планете, где бы я ее не спела. Биргит Нильсон говорила, что оперы Вагнера сделали ее знаменитой, а опера «Турандот» Пуччини – богатой.

Но говоря о том, насколько Турандот меня обогатила, скажу, что для меня богатство заключается не в деньгах. Эта партия доставляет мне огромную радость. Мне нравится образ этой женщины – нежной, с болью – с генетической болью. Я, как армянка, понимаю это очень хорошо, и часть моей еврейской крови тоже дает почувствовать это.

В арии In questa reggia Турандот, когда ей приводят очередного принца, поет о том, как тысячу лет назад была захвачена ее страна, как насиловали и убивали ее прародительниц и как она сейчас мстит потомкам насильников, иностранцам».

О муже и детях

Года три назад Мария Гулегина вышла замуж за не менее известного российского спортсмена и крупного спортивного деятеля, тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева. Все-таки, будучи армянкой по крови, она тянется к армянским мужчинам. Вернее, потянулась. К нему любимому, единственному, и по ее словам, счастлива.

Свадьба и венчание прошли в армянской церкви, где присутствовали ее друзья: Барбара Фриттоли, Сальваторе Личитра, Пол Каран, Наталe де Каролис. Пласидо Доминго с женой Мартой также присутствовали на венчании в церкви.

Лена Заремба (коллега по цеху, живет с семьей в Люксембурге) была свидетельницей.

Гулегина говорит, что очень рада, что в ее жизни появился Вячеслав, который все понимает – и ее работу, и ее материнское стремление в освободившееся между спектаклями время лететь не в Москву, а в Люксембург – к сыну, поэтому он тоже летит туда.

Ко времени их встречи Вячеслав Мкртычев овдовел, Гулегина была разведена. Ну что ж, находчивая судьба подарила Марии все. И это «все» она более чем заслужила.

Она сейчас в Нью-Йорке с мужем, который ради этой поездки прервал свою ответственную деятельность государственного тренера России по греко-римской борьбе. На вопрос как уживаются два разных в профессиональном плане человека, она отвечает:

«Прекрасно. Он как-то говорит, «Я зайду к тебе в антракте». А я – «А как бы ты среагировал, если бы к твоему бойцу между раундами жена пришла?».

…Он очень достойный и скромный человек, притом что очень знаменит как спортсмен. Если честно, я надеюсь не столько в Москве с ним быть, сколько ездить вместе по миру. Свадьбу, например, сыграли в Нью-Йорке.

Слава имеет много обязательств в России, но временем располагает довольно свободно. Летает на все мои спектакли. Так что можно считать, одно доброе дело я точно сделала – пристрастила к опере человека, который раньше был от нее далек (смеется). Впрочем, это было нетрудно, у него очень чуткое сердце.»

С пару лет назад, по собственному признанию, ей, наконец-то, впервые, с момента рождения сына, удалось провести на отдыхе целый месяц без перерыва. Они отдыхали всей семьей в Италии: дочь, сын, муж и дочь мужа.

«Я всегда отдыхала урывками, уезжая то на один фестиваль, то на другой, так что непрерывного отдыха больше двух недель не было. Сын никак не мог поверить, что я с ним целый месяц!

Это было замечательно, хотя если мне скажут – не пой, я буду заниматься хозяйством, я вам приготовлю все что хотите – и голубцы, и гефилте фиш, – но долго я не выдержу. Максимум три дня. А потом снова начну петь.

Мария Гулегина с гордостью и нежностью рассказывает о детях. Дочь Наталья – менеджер матери и, судя по всему, очень неплохой. Внешне Наталья – вылитая армянка. Все-таки гены – очень таинственная вещь. Иногда во внуках они проявляются даже больше, чем в детях. Она – как писалось выше – главный помощник, менеджер, ближайший друг.

«Тут я должна маме сказать спасибо – царствие ей небесное! Это она Наташу растила… Сын Руслан – ему 11 лет, он сейчас в Люксембурге, где у нас дом, он чудесный мальчик, необыкновенно ко мне относится, прекрасно учится и хочет быть актером, с будущего года пойдет в специальную школу».

Отвечая на вопрос, в какую профессию она могла бы пойти, Мария Гулегина, не задумываясь, отвечает, что в повара:

«Для своих накрываю поляну с большим удовольствием. Особенно удается моя родная кухня – армянская. Я же по крови армянка».

О Ла Скала, Паваротти, Травиате, Турандот и многом другом

Мария Гулегина буквально ворвалась на мировую сцену, ведь ее, молодую певицу из Минского оперного театра, пригласили петь в миланском театре Ла Скала в одном спектале с Лео Нуччи и Лучано Паваротти.

Это еще были советские времена, и Госконцерт, экономя те четыре доллара в день, которые они должны были платить Гулегиной для проживания, выпустил ее не за 25 дней до спектакля, как просил Ла Скала, а за три.

Хорошо, что тогдашний директор театра понимал, с кем имеет дело, и ждал и не разорвал контракт, раз певица вовремя не приехала. Гулегина прямо с аэропорта помчалась в театр.

«Я в первый раз в зале Ла Скала, в голове туман, на сцене репетирует Паваротти, а у меня от потрясения текут слезы. Подходит режиссер и спрашивает – по-итальянски, конечно, ну что – ты смелая? Я отвечаю, смелая. Пойдешь на сцену? И я иду на сцену. Репетировать со всеми».

Много лет Мария открывала сезон в театре Ла Скала. Партнером ее был Паваротти. Ее сильный голос необычайно красивого тембра сначала принимали за контральто, потом за меццо-сопрано. Сегодня уже установили окончательно, что это драматическое сопрано.

Голоса такой мощи и богатства вообще появляются редко, а сегодня она чуть ли не единственная, кто может с таким блеском петь партии Турандот, Тоски и Манон Леско в одноименных операх Пуччини или Леди Макбет в «Макбете» Верди. Она была бы прекрасной Чио-Чио-Сан, но сложение не позволяет: из высокой статной Гулегиной хрупкую маленькую японку не сделаешь. Вот Абигайль – страстная, неудержимая, отчаянная дочь вавилонского царя Навуходоносора (Набукко) в «Набукко» Верди – это по ней, несмотря на немыслимые трудности партии.

Некоторым певицам, в том числе жене Верди, она стоила голоса, но Гулегина ее даже усложнила по сравнению с оригиналом. Не для того, чтобы поразить особенно высокой нотой, но чтобы усилить эмоциональный эффект.

Между прочим, Гулегина поет эту партию с 1996 года (что делает ее пример особенно редким!) и сегодня ее называют «царствующей» Абигайль оперного мира. С 2002 года она поет эту партию и в постановке Мет, которая только добавила сложностей: надо бегать по гигантским лестницам, карабкаться по плитам, петь, стоя на узкой площадке высоко над сценой. Один спектакль кончился сломанным ребром. Но следующий спектакль она не пропустила. Только болела левая сторона, даже думали, что инфаркт, к счастью, обошлось.

Сама Мария Гулегина говорит, что быть на сцене – это счастье, вся боль, все трудности забываются. За день перед спектаклем примадонна молчит.Однако, как она советует, слишком беречь голос не надо:

«Надо давать ему работать, только правильно. Я много занимаюсь между спектаклями, оттачиваю то, что исполняю в данный момент, готовлю следующие партии. Главное – постоянная работа. Физические упражнения тоже помогают: певцу необходимы крепкие мышцы во всем теле. У нас ведь особый инструмент – если он сломается, другой не купишь».

Мария Гулегина вместе с Димой Биланом и рэпером Ромой Жиганом исполнила гимн сочинской Олимпиады. Как объяснила Гулегина, вот уже несколько лет она поддерживает олимпийское и паралимпийское движение, была на Паралимпиаде в Китае.

О молодом поколении

“Сегодня все происходит слишком рано и слишком быстро. Иногда я думаю, что лучше быть Золушкой и работать с утра до ночи, а не избалованными сестрами, которым все дано. Раньше ты должен был сначала спеть во всех главных театрах, и только потом тебя приглашали сделать запись и показаться по телевидению. Теперь – наоборот.

Человеку 19-20 лет, у него за плечами одно-два удачных выступления, но телевидение, интернет, журналы – всюду о нем трубят, потому что звукозаписывающая фирма должна продавать диски. Легко успокоиться, зазнаться.

О драматическом сопрано , физической форме и нюансах оперных партий

Ради Травиаты с помощью диеты, физических упражнений, Мария Гулегина сбросила 15 килограмм веса. Голос она тоже поддерживает, оберегает от негативных воздействий. Но есть то, что автоматически может привести к потере уже сыгранной партии.

Эта разность подачи образа героини, где, к примеру, Травиата поется с более легким голосом, а Турандот – более глубоким, может привести к срыву. Сама Гулегина долгие годы считала, что после Турандот вернуться к Травиате будет невозможно. Поэтому спела ее не сразу:

«Спела Турандот в Метрополитен и теперь пою ее повсюду. Уже вышли записи, одних только видео три варианта, фильм в формате high definition идет в кинотеатрах.

Раньше я все считала себя молоденькой, а сейчас более глубоко вникла в этот образ, и он мне очень понравился. Не зря считается, что «Турандот» – опера для зрелой певицы. Это не должно быть соревнование – кто громче, я или валторна, я или Биргит Нильссон (великая певица второй половины ХХ века, чьей коронной партией была Турандот).

Суть в другом – в тайных человеческих страданиях этой, на первый взгляд, бессердечной героини, в ее душевной травмированности, в жажде нежности, которую она от всех скрывает. И как защита у нее – нападение».

«Я не перейду к эстрадному пению,

– отвечает Гулегина на вопрос смогла бы она перейти в другой жанр.

Вряд ли. Мужскому голосу это более свойственно, он не меняется так сильно от перехода из оперы в эстраду. А женский эстрадный или джазовый вокал это совершенно другая постановка. Тут надо как бы мухи отдельно, котлеты отдельно (смеется).

И чтобы не портить хорошую музыку, которой я, будем считать, не научена, разрешите мне остаться при своем любимом деле – при опере. И беречь голос в том плане, в каком я его всегда берегла. Я ведь никогда не пела современную музыку, чтобы не нарушать какие-то естественные законы звуковедения.

Единственное, что могу себе позволить, и мне это очень нравится, – народные песни. Народным голосом я иногда дома пою. Но это не означает, что такое пение понравится публике.

Но я остаюсь одесской девчонкой, и для меня ныряние с волнорезов было главным развлечением на море. Я любила делать кульбиты в воду, и сегодня показываю это своему сыну, когда встречаемся с ним на каникулах, и он меня останавливает, понимая, как я рискую.

Сегодня я чувствую, что голос находится в поре расцвета – он может быть и бронебойным, и тихим, нежным, выражать всю гамму чувств. Ревнители барокко, ненавидящие Пуччини и Верди, пишут, что у меня «много голоса». Какой ужас! Большой бриллиант – фу, какая мерзость! Нам, пожалуйста, посыпьте мелко битым стеклом, которая знает меня как ту самую Гулегину, которая поет в опере.

P.S.: На вопрос – чего бы Мария Гулегина никогда не сделал, она ответила так же искренне, как и всегда при общении с журналистами: «Никогда не пою, если публика сидит за накрытыми столами».



Поделиться