День Святой Троицы. Праздник Троица: история, традиции, символы

Задолго до появления христианства славянские народы отмечали Зеленую неделю. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До наших дней сохранились некоторые языческие обряды и гадания, которые проводятся в праздник Троицы. Обычаидавних времен основаны на обновлении жизни - это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы. И к празднику Троицы церкви, дома украшались зеленью - символом роста и обновления христианской веры.

Троица или Пятидесятница?

Праздник Троицы - один из красивейших праздников в православии. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины.

У Троицы нет фиксированной даты празднования. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.

Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаии традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.

Ветхозаветный праздник

Пятидесятница является еврейским праздником, который отмечается на 50 день после По преданиям, в этот день народ Израиля обрел Синайский закон. Традиционно в честь празднования организовываются развлечения для народа, массовые гуляния, жертвоприношения.

На даровал своему народу Закон Божий. Это произошло на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Пятидесятницу (или Шавуот) начали отмечать каждый год. В Израиле в этот же день отмечается праздник первого урожая и плодов.

Когда в христианстве появилась Троица? Обычаи и традиции празднования берут начало от ветхозаветной Пятидесятницы.

Православный праздник

Апостолы уединились, чтоб отметить иудейскую Пятидесятницу. Спаситель, до своей мученической смерти, пообещал им чудо - приход Святого Духа. Поэтому каждый день они собирались в одной из Сионских горниц.

На 50 день после Воскресения они услышали шум, который заполнил небольшое пространство домика. Появились языки пламени, и сошел Святой Дух на апостолов. Он явил им три ипостаси - Бога-Отца (Божественный Ум), Бога-Сына (Божественное Слово), Бога-Духа (Святой Дух). Это триединство - основа христианства, на которой прочно стоит христианская вера.

Люди, находившиеся недалеко от горницы, услышали странный шум - апостолы говорили на разных языках. Ученики Иисуса получили удивительные способности - исцелять, пророчествовать и проповедовать на разных диалектах, что позволяло им нести слово Божие во все концы мира. Апостолы посетили Ближний Восток, Индию, Малую Азию. Побывали в Крыму и Киеве. Все ученики, кроме Иоанна, приняли мученическую смерть - были казнены противниками христианства.

Единым Богом является Обычаицерковного праздника начинались с самого утра. Вся семья шла в храм на богослужение. После чего люди возвращались домой. Устраивали торжественный обед, ходили в гости, поздравляли знакомых со светлым праздником, дарили подарки.

Славянский праздник

В нашей стране праздник Троицы стали отмечать только спустя 300 лет после крещения Руси. До этого славяне были язычниками. Но и сегодня существуют обряды, приметы, которые зародились в те времена.

До Троицы этот день считался границей между весной и летом. Его название - Семик (Зеленая неделя), или Триглав. По языческой религии, три божества управляли всем человечеством - Перун, Сварог, Святовит. Последний - хранитель света и человеческой энергии. Перун - защитник правды и воинов. Сварог - создатель Вселенной.

В Семик люди устраивали веселые гуляния, водили хороводы. Дома украшали первой зеленью, из которой потом готовили лечебные настойки и отвары.

Так из языческого торжества возник церковный праздник - Троица. Обычаи, приметытех давних времен до сих пор актуальны в народе. Например, зелень, которой была украшена церковь на Пятидесятницу, забирали домой и сушили. Ее зашивали в холщовые мешочки. Такое саше служило оберегом дома.

Традиции празднования

Как проходит праздник Троицы? Обычаи большинства праздников начинаются с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшали комнаты зелеными ветвями, цветами. Они - символ плодородия, богатства.

Хозяйки готовили праздничный стол - стряпали пироги и пряники, варили кисель. В этот день нет поста, поэтому православным позволяется любая пища. В храмах на Троицу совершается Божественная литургия, а сразу после нее - вечерняя. Во время нее читаются коленопреклоненные молитвы. Священнослужители просят о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании премудрости и разума верующим.

После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. По традиции, в этот день было принято свататься. Считалось, что если сватовство произойдет на Троицу, а свадьба на Покров - молодую семью ждет счастливая жизнь.

Как отмечается в других уголках мира Троица? Традиции, обычаи, обрядыразных стран объединяет праздничное богослужение. А в Англии даже проводятся религиозные шествия в этот день. В Италии разбрасывают лепестки роз из-под потолка храма. Во Франции во время богослужения дуют в трубы, что символизирует сошествие Святого Духа.

Народные обычаи на Троицу

По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. В связи с этим у деревенских жителей существует несколько обычаев.

  • В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю.
  • Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок.
  • Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Какими еще народными практиками славна Троица? Традиции, обычаи, обряды заключались в том, чтоб отогнать нечистую силу от ворот дома. По легенде, в этот день просыпался водяной, и деревенские жители жгли костры вдоль берега, чтоб отвадить нечисть.

Большое внимание уделялось украшению дома. Только ветки клена, березы, рябины, дуба могли защитить людей, даровать им силу и здоровье.

Еще один обычай заключался в том, чтоб оросить своими слезами ветви и цветы, которые находились в храме. Девушки и женщины старались посильнее расплакаться, чтоб капли слез попали на зелень. Такой способ помогал предкам избавиться от летней засухи и осеннего неурожая.

Первый день

Все праздничные мероприятия делились на 3 дня. Первый именовался Зеленым воскресеньем. В этот день иконы украшались ветками берез, произносилась специальная молитва на Троицу.

Народные гуляния устраивались в лесах, полях. Люди водили хороводы, играли, пели песни. Девушки плели венки и спускали их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.

Люди поминали усопших родственников. На кладбище обметали кресты и памятники березовым веником - чтоб отогнать злых духов. Оставляли на могилках угощение почившим. В эту ночь, по народным сказаниям, снились вещие сны.

Второй день

Клечальный понедельник - второй по счету день празднования Пятидесятницы. Люди с утра торопились в церковь. После богослужения батюшки ходили по полям с благословениями. Это делалось для того, чтобы защитить урожай от засухи, ливней и града.

Третий день

Богодухов день больше всех отмечают девушки. Они устраивают гуляния, игры, гадания. По народной традиции, проводится забава - «Водить Тополю». Самую красивую девушку наряжали, украшали зеленью и венками - она играла роль Тополи. Затем молодежь водила Тополю по домам, и каждый хозяин одаривал ее вкусным угощением или подарком.

Символ праздника

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше - таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

Небольшую березу во время гуляний украшали лентами, влетали в нее цветы. После хороводных песнопений срубали ее и начинали триумфальное шествие по деревне. Нарядную березу обносили вокруг всего села, привлекая удачу к его жителям.

Вечером с деревца снимали ленты и устраивали традиционное жертвоприношение. Ветки «хоронили» в поле, а саму березу топили в водоеме. Так люди просили о ниспослании обильного урожая и защиты у духов.

На Троицу собирали раннюю росу - она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни. А что нельзя делать в Троицу?

Что запрещается делать на Пятидесятницу

В этот праздничный день категорически запрещалось работать в огороде или по дому. Поэтому рачительные хозяйки проводили генеральную уборку до Троицы. А в сам праздник только украшали дом и готовили обильное угощение.

Какие еще существуют запреты? Что нельзя делать в Троицу?Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить. Запрещается мыть, стричь или красить голову.

В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе. Запрещено купаться - иначе в ближайшее время ослушника ждет смерть (по одной из версий, его защекочут русалки). А тот, кто остался живым после купания на Троицу, объявлялся колдуном.

Не стоит обижаться, ругаться в этот день - светлым праздником является Троица. Приметы и обычаи (что нельзя ичто можно делать) - все сводится к молитве и добрым словам. Троица - праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день.

Родительская суббота

За день до Троицы начиналась Люди ходили на кладбище, поминали усопших родственников.

С давних времен в родительскую субботу готовился поминальный ужин - для почившего ставили столовый прибор. Умершего приглашали на угощение.

В этот день топили баню. А после того, как вся семья помылась, оставляли воду и веник для почивших.

В Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц, просят упокоения их душам. Читается на Троицу.Но Святая церковь утверждает, что это заблуждение - самоубийцы не смогут найти упокоения после смерти. Поэтому только в домашней молитве можно просить о них.

Приметы на Пятидесятницу

Поверьями и приметами богата Троица. Обычаи и традициипраздника несут в себе множество проверенных веками предзнаменований.

  1. Дождь на Пятидесятницу - к обилию грибов и близкому теплу.
  2. Если береза на третий день после праздника свежа - к мокрому сенокосу.
  3. На Троицу сватаются, на Покров женятся - к любви и согласию в семье.
  4. Для привлечения богатства в дом надо обмести несколько
  5. Жара на Троицу - к засушливому лету.

Вся неделя празднования называлась Русальной неделей. Особенно важным считался четверг - в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь - эта трава отпугивала нечисть.

В наши дни на природе, с песнями и весельем, отмечается праздник Троица. Обычаи, приметы давних времен становятся неактуальными и постепенно исчезают. Но до сих пор люди украшают зеленью свои жилища, чтобы царили в нем мир, покой, счастье, здоровье и достаток. А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется - знать, не судьба в этом году замуж выйти...

, который отмечается на 50 день после Пасхи, напрямую связан с Ветхозаветной традицией и считается днем рождения церкви.

Об этом "Апострофу" рассказал протоиерей Андрей Дудченко.

"У людей, которые жили по законам Ветхого Завета, был праздник Пятидесятницы, установленный Моисеем после исхода из Египта. На пятидесятый день в пустыне у горы Синай народ получил закон. Бог дал Моисею заповеди. Этот день получения закона, пятидесятый день после исхода из Египта, праздновали как Пятидесятницу.

В Новом Завете на этот день приходится событие, ставшее днем рождения христианской Церкви. Это Сошествие Духа Святого. После Вознесения Иисус завещал своим ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать, пока исполнится то, что Он обещал от Отца Небесного - послать им Святого Духа Утешителя", - пояснил священник.

Также он сообщил, что именно в этот день в Иерусалиме апостолы приняли Святого Духа.

"Как описывает книга Деяний апостольских, на них сошел Святой Дух в виде языков пламени. То есть они услышали как бы шум с неба, а благодать Духа Святого сошла на них в виде пламени. И результатом этого было то, что они получили дар проповедовать на иных языках. Это было нужно для того, чтобы люди, пришедшие отовсюду, услышали, как апостолы проповедуют на их языке. Ведь многие из них уже не понимали того языка, на котором читали святые книги, на котором разговаривали в Иерусалиме", - сообщил Дудченко.

"И в тот день к первому сообществу христианской Церкви, к апостолам присоединились уже несколько тысяч людей. Потому этот день является днем рождения Церкви", - отметил священник.

Днем Святой Троицы этот день стал называться, так как в библейской истории начались взаимоотношения Бога и человечества.

"И вот этот третий момент, когда третье лицо Святой Троицы - Дух Святой - приходит к людям, к Церкви. И здесь это откровение для человека - это откровение уже третьего лица Святой Троицы, Бога как Троицы.

Поэтому этот праздник в народе более известен как день Святой Троицы. Ибо мы знали Отца, знали Сына, теперь узнали и Духа Святого. Три лица: единое Божество, единая слава, единое царство. И мы празднуем день рождения Церкви, день нашей радости. Потому что каждый христианин - это тот человек, у которого есть общность со Святым Духом. И наша личная Пятидесятница, наше личное принятие Святого Духа - это тогда, когда после крещения человек, становясь христианином, принимает помазание святым миром, что является таинством передачи принятия Святого Духа. Когда человек помазан миром после крещения, то говорится: "Печать дара Духа Святого". То есть человек принимает Святого Духа", - пояснил Дудченко.

Православный праздник Троица (трех святых ликов) это особый день для верующих. Второе его название – Пятидесятница. Оно объясняется тем, что Троицу отмечают на пятидесятый день после Светлого Воскресения. По важности Троицу опережает лишь Святая Пасха. Даже Рождеству отводится менее существенное значение. Троица входит в дюжину самых главных православных праздников. Поэтому очень важно знать что означает праздник Троицы в православии и для верующих людей.

Отмечая праздник Троица, православные чтут тот день, когда они узнали о самом главном догмате своей религии – о триединстве Бога, как его истинной сущности. До этого верующие думали, что есть отдельно Бог Отец и Бог Сын. А о Духе Своем они вовсе не знали. Но благодать, которая снизошла на пятидесятый день после Великой Пасхи, открыла им истинное знание, а именно:

  • Бог Отец никем не рожден и исходить ни от кого не может;
  • Бог Сын рождается от Бога Отца предвечно;
  • Бог Дух Святой – также предвечно от Бога Отца исходит.

Три лика этих являются неотделимыми друг от друга. Бог в православии един. Он – творец мира. Он промышляет всем сущим (живым и неживым), освящая его. Верующие православные восхваляют Бога во всех ипостасях Его.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

Христианский праздник Троица является одним из православных двунадесятых праздников, который отмечается на 50 день после Пасхи, в воскресенье. Церкви западной традиции отмечают в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а саму Троицу – в следующее за ней воскресение.

Значение праздника Троицы

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день. Благодаря этому людям было показано третье лицо Бога, они приобщились к таинству: единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух. С этого дня весть проповедуется по всей земле. В целом, значение Троицы как праздника в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу. В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына, Иисуса Христа, а затем и Духа Святого. Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Традиции празднования Троицы

Святая Троица, история празднования которой исчисляется тысячелетиями, сегодня тоже отмечается широко. Народ празднует Троицу на протяжении трех дней. Первым днем является Клечальное или Зеленой воскресение, когда людям надо было быть предельно осторожными из-за агрессивности русалок, мавок, потерчат и другой мифической нечисти. В селах праздник русской Троицы отмечается с соблюдением традиций и определенных обрядов. Пол церквей и домов украшали травой, иконы – ветками березы. Зеленый цвет символизировал обновляющую и животворящую силу Духа Святого. К слову, в некоторых православных Церквях таким же значением наделены золотистый и белый цвета. Девушки на Зеленое воскресенье гадают с помощью плетеных венков. Если пущенные по воде веночки сойдутся, то быть в этом году молодухе сосватанной. В этот день на кладбищах поминали усопших родственников, оставляя на могилах угощения. А вечерами скоморохи и ряженые развлекали селян.

Утром наступает Клечальный понедельник. После службы в церкви священнослужители отправлялись на поля и читали молитвы, прося у Господа защиты для будущего урожая. Дети в это время участвовали в интересных играх-забавах.

На третий день, Богодухов день, девушки «водили Тополю». Ее роль исполняла самая красивая незамужняя девушка. Ее до неузнаваемости украшали венками, лентами, водили по сельским дворам, чтобы хозяева щедро ее угощали. Вода в колодцах в этот день освящалась, избавляясь от нечистого духа.

Христианская западная традиция

Лютеранство и католичество разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы. Цикл открывает Пятидесятница, через неделю отмечают Троицу, на 11 день после Пятидесятницы – праздник Крови и Тела Христа, на 19 день – Пресвятое Сердце Христа, на 20 день – праздник Непорочного Сердца Святой Марии. В Польше и Беларуси, католических церквях России в эти дни храмы украшают березовыми веточками. Государственным праздником считается Троица в Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Дании, Испании, Исландии, Люксембурге, Латвии, Украине, Румынии, Швейцарии, Норвегии и Франции.

Троица и современность

В наши дни Троицу особенно празднуют в сельской местности. Перед этим днем хозяйки обычно наводят порядок и в доме, и на подворье, готовят праздничные блюда. Собранными рано утром цветами и травой украшают комнаты, двери и окна, веруя в то, что они в дом нечистую силу не пустят.

Утром в храмах совершаются праздничные богослужения, а вечером можно посетить концерты, народные гуляния, поучаствовать в веселых соревнованиях. Большая часть традиций, к сожалению, утеряна, но праздник по-прежнему остается одним из главнейших для верующих.



Поделиться