«Волшебный горшочек». Конспект занятия кружка по изодеятельности (лепка). Гора родила мышь. Интернет - «горшочек с бубенчиками»? Принес он горшочек с бубенчиками

Предварительный просмотр:

Урок русской словесности 5 класс.

Х.К. Андерсен - великий сказочник

(игра - викторина).

Желтенко Лилия Валерьевна ,

учитель русского языка и литературы и МХК

КГУ «Уба-Форпостовская средняя школа»
Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Цель: закрепление полученных знаний о сказках писателя.

Задачи:

  1. Прививать интерес к чтению сказок.
  2. Расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена.
  3. Развивать умение работать в группе.
  4. Продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Предварительная подготовка:

1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.

2.Объявить домашнее задание (подготовка костюма сказочного персонажа).

3.Составить перечень вопросов для конкурса.

4.Подготовить информацию о судьбе писателя (учитель, ученик).

5.Подготовить карточки для конкурса.

6.Подготовить фрагменты из сказок для ребят в качестве небольших лирических отступлений.

7.Подготовить оборудование.

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена; карта Европы, сказки Х.К. Андерсена, рисунки учащихся, костюмы сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам Х.К.Андерсена.

Тип урока: урок - викторина.

Технология: ЛОО, работа в малых группах

Ход урока:

I.Организационный момент.

Звучит мелодия Э. Грига.

Представление сказочных персонажей (инсценировка сказки « Принцесса на горошине»).

II.Слово учителя.

Найдем на карте Европы небольшой полуостров, очертания которого немного напоминают человеческую ладонь. Это Ютландия. К востоку мы видим группу больших и маленьких островов: вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия, вот похожий на кошачью лапу остров Фюн… Это Дания. Столица Дании - Копенгаген. Здесь в Королевском саду стоит памятник великому датчанину- сказочнику и поэту Х.К. Андерсену. Из порта морем добираемся до острова Фюн. Там в городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился Андерсен.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мне песни мать певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна.

Люблю тебя, отцов моих страна!

Когда в семье бедного сапожника родился мальчик, которого назвали Ханс Кристиан, никто и не предполагал, что этот сапожников сын прославит когда- нибудь себя и всю Данию на весь мир. И так, кто же такой Ханс Кристиан Андерсен?

Конечно же - великий сказочник. Вот, что он говорил о себе: « Моя жизнь- это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная….»

Сегодня мы будем говорить о сказках этого замечательного писателя. Учащиеся 5 класса будут игроками, а учащиеся 6 класса будут моими помощниками-консультантами.

Конкурс 1

« Найди лишнее».

Все ли названые сказки принадлежат Х.К. Андерсену. Вычеркните лишнюю сказку .

  1. «Принцесса на горошине», « Свинопас», «Ослиная шкура» (Ш.Перро), « Соловей».
  2. « Новое платье короля», « Горшок каши» (Братья Гримм), «Снежная королева», « Гадкий утенок».
  3. «Рассказы солнечного луча», « Красные башмачки», « Дюймовочка», «Царевна- лягушка» (русс. народная).
  4. « Синяя птица» (Метерлинк), « Стойкий оловянный солдатик», «Дни недели», «Русалочка», « Райский сад».
  5. « Огниво»,« Девочка наступившая на хлеб»,« Золушка»(Ш. Перро),« Дикие лебеди»,

« Сундук- самолет»

6. « Малахитовая шкатулка»(Бажов), «Оле - Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Дочь болотного царя».

Конкурс 2

«Кто и кому так говорит?»

1. «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки - я до них большая охотница».

(Мышь - Дюймовочке.)

2. «Я не возьму с тебя ни полушки: - Только принеси мне скорее огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась тута последний раз!»

(Ведьма - солдату.)

3. «Терпеть не могу, когда хнычут! Теперь тебе надо смотреть весело! Вот тебе еще 2 хлеба и окорок. Что? Небось не будешь голодать?».

(Разбойница - Герде.)

4. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!»

(Фрейлины - принцессе.)

Конкурс 3

« Черный ящик».

Угадай сказку по 3 словам:

  1. Свечка, солдат, крупа. (« Огниво»)
  2. Молния, тюфяк, ночь. (« Принцесса на горошине»)
  3. Ласточка, колосок, скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
  4. Море, хвост, голос. (« Русалочка»)
  5. Ткань, платье, народ. (« Новое платье короля»)
  6. Лодочка, рыба, печка. (« Стойкий оловянный солдатик»)
  7. Перья, крапива, рубашка. (« Дикие лебеди»)
  8. Спички, тарелки, свадьба. (« Сундук- Самолет»)
  9. Зонтик, кафтан, дни недели. (« Оле- Лукойе»)
  10. Роза, горшочек, поцелуй. (« Свинопас»)

Конкурс 4

«Блиц- опрос».

Команда №1

  1. Где раскинут летний шатер Снежной Королевы?

(В Лапландии.)

  1. Героиня сказки «Дикие лебеди» Элиза сидела на скамеечке из…

(зеркального стекла).

  1. По какому признаку догадалась высидеть странное яйцо утка из сказки «Гадкий утенок», что ее непохожий на утят сын все - таки не индюшонок…

(не боится воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится).

  1. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка? Какого же?

(С дюйм.)

Команда№ 2

  1. Сколько принцесс было в подворном царстве, которое описывает Андерсен в сказке «Русалочка»?

(6.)

  1. Какие два замечательных предмета смастерил переодевшийся свинопасом принц?

(Чудесный горшочек с бубенчиками и трещотку, наигрывающую вальс и польку.)

  1. Любимые цветы Х.К.Андерсена?

(Розы.)

  1. Какие зонтики носит с собой Оле - Лукойе?

(Два, один с картинками, другой простой и гладкий.)

Конкурс 5

«Из какой сказки эти слова?»

  1. «Карен не удержалась и сделала несколько па, и тут ноги ее пошли плясать сами собой, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться.

(«Красные башмачки»)

  1. « Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось.»

(« Свинопас»)

3. « А зима стояла холодная- прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха. Чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше.»

(«Гадкий утенок»)

4. «Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала еще крепким сном их сестрица. Они принялись летать над крышей, вытягивая свои гибкие шеи и хлопая крыльями. Но никто не слышал и не видел их, так им и пришлось улететь ни с чем»

(« Дикие лебеди»)

5. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето, и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!»

(«Снежная королева»)

6. «Те поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Нимало не стесняясь, они требовали для работы тончайшего шелку и чистейшего золота, все это припрятывали в карманы и просиживали за пустыми станками с утра до поздней ночи».

(«Новое платье короля»)

Конкурс 6

« Перепутавшиеся сказки»

Представьте себе, что названия сказок Андерсена перепутались.

Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название:

«Дюймовочка на горошине»;

«Гадкий солдатик»;

«Стойкий оловянный утенок»;

«Снежный куст»;

«Улитка и королева».

Конкурс 7

Тестирование.

  1. Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?
  1. Она была очень некрасивая
  2. Он боялся, что дочь сглазят
  3. Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата
  1. Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?
  1. Деревянным
  2. Хрустальным
  3. Медным
  1. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
  1. в 15 лет
  2. 18 лет
  3. 21 год
  1. Сколько перин положила королева на горошину, чтобы проверить, настоящая ли принцесса?
  1. Каким пухом были набиты эти перины?
  1. Лебяжьим
  2. Гагачьим
  3. Куриным
  1. Где раскинут летний шатер Снежной королевы?
  1. На Северном полюсе
  2. В холодильнике
  3. В Лапландии
  1. На чем писала письмо старая лапландка своей знакомой финке?
  1. На бумаге
  2. На сушеной треске
  3. На руке
  1. Из чего был сделан дворец морского короля в сказке «Русалочка»?
  1. Из водорослей
  2. Из кораллов
  3. Из камней
  1. В кого превратился гадкий утенок?
  1. В гуся
  2. В лебедя
  3. В петуха
  1. Кто помог Дюймовочке сбежать от крота?
  1. Гусенница
  2. Мышь
  3. Ласточка

Подведение итогов

Заключительное слово учителя:

Х.К.Андерсен действительно был сказочником, был волшебником. Все знают его сказки и никогда не забудут. Самые знаменитые люди того времени мечтали пожать ему руку. Ему и даже героям его сказок - поставлены прекрасные памятники. А Дания с тех пор стала замечательной страной - в ней много красивых домов, кораблей, книг, игрушек, конфет - на всех хватает! И совсем мало преступников и хулиганов.

Подумайте - может быть это из-за того, что первая книжка у всех датчан - сказки Х.К.Андерсена?

Домашнее задание: чтение сказок Х.К.Андерсена.

Литература:

  1. Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .
  2. Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.
  3. Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 - 6.
  4. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.
  5. Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. - 2000. - 9. - С.240-251.
  6. Кривцов Н. Старое лебединое гнездо // Вокруг света. - 1990. - 8. -С.8-14.
  7. Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. - 2001. - 8. - С.1—12.
  8. Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. - 2001. - 4. - С.38-39.
  9. Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. - Вып.1. - С.109-114.
  10. Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. - М., 1987. - С.5-14.

Ольга Васильева
«Волшебный горшочек». Конспект занятия кружка по изодеятельности (лепка)

Лепка «Волшебный горшочек »

Программные задачи :

1. Изобразительные задачи.

Продолжать учить лепить с натуры глиняный горшочек (круглый с небольшим горлышком, определить его форму и характерные особенности (внизу небольшое донышко, вверху - горлышко. Соблюдать пропорции.

2. Технические задачи.

Познакомить детей с новым способом лепки посуды - ленточным . Учить соединять лентообразную форму с диском (дном, продолжать учить украшать изделия налепами более сложной формы (бубенчиками, закреплять умения прочно соединять части изделия, заглаживать места скрепления. Использовать в работе стеку.

3. Воспитательные задачи.

Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке , желание лепить посуду разнообразных форм, развивать воображение, оригинальность, творческий замысел. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность сочетать основной цвет горшка с украшениям на нем . Сохранять при этом веселое, радостное настроение и художественную выразительность образа.

Материал и оборудование.

Книга с яркими иллюстрациями Х. К. Андерсена «Свинопас» , музыкальная шкатулка, глиняный горшочек с сухариками внутри , полка для посуды, пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки для рук.

Предварительная работа.

Чтение сказок Х. К. Андерсена «Свинопас» , и Б. Гримм «Волшебный горшочек » . Рассматривание глиняной посуды : горшочки , кувшины, вазы.

Ход занятия.

Звучит приятная негромкая мелодия («Полька» И. Штрауса) и дети видят на столе у педагога музыкальную вращающеюся шкатулку, на которой помещен украшенный бубенчиками глиняный волшебный горшочек .

–Ребята, кто из вас догадался из какой сказки у нас появился этот замечательный горшочек ?

Ответы детей :

–Это сказка называется «Свинопас» .

–Сочинил ее датский сказочник Х. К. Андерсен

–Совершенно верно, отвечает педагог.

Зачитываю отрывок из этой сказки : «И вот принца назначили придворным свинопасом и поместили его в убогой крошечной каморке, рядом со свиными закутками. Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил волшебный горшочек . Горшочек был весь увещан бубенчиками, в нем что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песенку :

Ах, мой милый Августин,

Августин, Августин,

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все прошло!

Но вот что было всего занимательней : подержишь руку над паром, который поднимался из горшочка , и сразу узнаешь, кто в городе какое кушанье стряпает.» и показываю красочную иллюстрацию с изображением мастерской, где принц переодевшись свинопасом смастерил этот красивый, музыкальный, волшебный горшочек для принцессы .

Сравниваем нарисованный горшочек с натуральным и находим много общего (форма, величина, украшения - бубенчики) .

Ребята, а давайте каждый из вас слепит из пластилина свой волшебный горшочек . Показываю и объясняю детям ленточный способ лепки из пластилина . Дети внимательно смотрят и слушают, затем самостоятельно приступают к лепке горшочка .

В процессе лепки подхожу в первую очередь к тем детям которые затрудняются с выполнением задания, ободряю словесно, подсказываю с чего начать. Еще раз объясняю и показываю приемы лепки . После того, как дети справились с основной задачей формой и величиной горшочка , напоминаю, что украшения - бубенчики должны быть намного меньше по размеру самого горшка и сочетаться в цветовой гамме с самим горшком , но не сливаться с ним.

Готовые работы выставляем на специальную полочку для посуды. Рассматривая каждый горшочек , ребята делятся со мной впечатлениями. Рассказывают чем одни горшочки понравились больше других. Аккуратно слеплены, прочно соединены части изделия, заглажены места скрепления, маленькие бубенчики красивые и гладкие сочетаются с основным цветом горшочка .

–Ребята, пока вы лепили свои замечательные горшочки , наш волшебный горшочек из сказки Андерсена приготовил вам настоящее угощение. Откройте крышку и посмотрите, что там внутри?

–Вкусные, хрустящие, румяные сухарики.

Дети моют руки и угощаются сухариками из волшебного горшочка .




Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось.
Разумеется, с его стороны было несколько смело заявить дочери императора: «Хочешь за меня?» Впрочем, он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием. Да вот, ждите-ка этого от императорской дочки!
Послушаем же, как было дело.
На могиле покойного отца принца вырос розовый куст несказанной красоты; цвел он только раз в пять лет и распускалась на нем всего одна-единственная роза. Зато она разливала такой сладкий аромат, что, впивая его, можно было забыть все свои горести и заботы. Еще был у принца соловей, который пел так дивно, словно у него в горлышке были собраны все чудеснейшие мелодии, какие только есть на свете. И роза, и соловей назначены были в дар принцессе; их положили в большие серебряные ларцы и отослали к ней.
Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами «в гости» - других занятий у них не было. Увидев большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.
- Ах, если бы тут была маленькая киска! - сказала она, но появилась прелестная роза.
- Ах, как это мило сделано! - сказали все фрейлины.
- Больше чем мило! - сказал император. - Это прямо недурно! Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
- Фи, папа! - сказала она. - Она не искусственная, а настоящая!
- Фи! - сказали и все придворные. - Настоящая!
- Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! - возразил император, и вот из ларца появился соловей и запел так чудесно, что нельзя было найти в нем какого-нибудь недостатка.
- Superbe! Charmant! - сказали фрейлины; все они болтали по-французски, одна хуже другой.
- Как эта птичка напоминает мне органчик покойной императрицы! - сказал один старый придворный. - Да, тот же тон, та же манера давать звук!
- Да! - сказал император и заплакал, как ребенок.
- Надеюсь, что птица не настоящая! - сказала принцесса.
- Настоящая! - ответили ей доставившие подарки послы.
- Так пусть себе летит! - сказала принцесса и не позволила принцу явиться к ней самому.
Показать всю сказку

Но принц не унывал, вымазал себе все лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался.
- Здравствуйте, император! - сказал он. - Не найдется ли у вас для меня во дворце какого-нибудь местечка?
- Много вас тут ходит да ищет! - ответил император. - Впрочем, постой, мне надо свинопаса! У нас пропасть свиней!
И вот принца утвердили придворным свинопасом и отвели ему жалкую крошечную каморку рядом со свиными закутками. Весь день просидел он за работой и к вечеру смастерил чудесный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками, и, когда в нем что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку:

Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло, прошло!
Занимательнее же всего было то, что, держа над поднимавшимся из горшочка паром руку, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Да, уж горшочек не чета был какой-нибудь розе!
Вот принцесса отправилась со своими фрейлинами на прогулку и вдруг услыхала мелодический звон бубенчиков. Она сразу остановилась и вся просияла: она тоже умела наигрывать на фортепиано «Ах, мой милый Августин». Только одну эту мелодию она и наигрывала, зато одним пальцем.
- Ах, ведь и я это играю! - сказала она. - Так свинопас-то у нас образованный! Слушайте, пусть кто-нибудь из вас пойдет и спросит у него, что стоит этот инструмент.
Одной из фрейлин пришлось надеть деревянные башмаки и пойти на задний двор.
- Что возьмешь за горшочек? - спросила она.
- Десять принцессиных поцелуев! - отвечал свинопас.
- Боже избави! - сказала фрейлина.
- А дешевле нельзя! - отвечал свинопас.
- Ну, что он сказал? - спросила принцесса.
- Право, и передать нельзя! - отвечала фрейлина. - Это ужасно!
- Так шепни мне на ухо!
И фрейлина шепнула принцессе.
- Вот невежа! - сказала принцесса и пошла было, но... бубенчики зазвенели так мило:

Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло, прошло!
- Послушай! - сказала принцесса фрейлине. - Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?
- Нет, спасибо! - ответил свинопас. - Десять поцелуев принцессы - или горшочек останется у меня.
- Как это скучно! - сказала принцесса. - Ну, придется вам стать вокруг меня, чтобы никто не увидал нас!
Фрейлины обступили ее и растопырили свои юбки; свинопас получил десять принцессиных поцелуев, а принцесса - горшочек.
Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до кухни простого сапожника, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось. Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши.
- Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!
- Еще бы! - подтвердила обер-гофмейстерина.
- Да, но держите язык за зубами: я ведь императорская дочка!
- Помилуйте! - сказали все.
А свинопас (то есть принц, но для них-то он был свинопасом) даром времени не терял и смастерил трещотку; когда ею начинали вертеть по воздуху, раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на белом свете.
- Но это superbe! - сказала принцесса, проходя мимо. - Вот так попурри! Лучше этого я ничего не слыхала! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!
- Он требует сто принцессиных поцелуев! - доложила фрейлина, побывав у свинопаса.
- Да что он, в уме? - сказала принцесса и пошла своею дорогой, но сделала шага два и остановилась.
- Надо поощрять искусство! - сказала она. - Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему, по-вчерашнему, десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!
- Ну, нам это вовсе не по вкусу! - сказали фрейлины.
- Пустяки! - сказала принцесса. - Уж если я могу целовать его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!
И фрейлине пришлось еще раз отправиться к свинопасу.
- Сто принцессиных поцелуев! - повторил он. - А нет - каждый останется при своем.
- Становитесь вокруг! - скомандовала принцесса, и фрейлины обступили ее, а свинопас стал ее целовать.
- Что это за сборище у свиных закутов? - спросил, выйдя на балкон, император, протер глаза и надел очки. - Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.
И он расправил задки своих туфель. Туфлями служили ему старые, стоптанные башмаки. Эх ты ну, как он зашлепал в них!
Придя на задний двор, он потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты счетом поцелуев: надо же было следить за тем, чтобы расплата была честной и свинопас не получил ни больше, ни меньше, чем ему следовало. Никто поэтому не заметил императора, а он привстал на цыпочки.
- Это еще что за штуки! - сказал он, увидев целующихся, и швырнул в них туфлей как раз в ту минуту, когда свинопас получал от принцессы восемьдесят шестой поцелуй. - Вон! - закричал рассерженный император и выгнал из своего государства и принцессу, и свинопаса.
Она стояла и плакала, свинопас бранился, а дождик так и поливал.
- Ах я несчастная! - сказала принцесса. - Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная!
А свинопас зашел за дерево, стер с лица черную и бурую краску, сбросил грязную одежду и явился перед ней во всем своем королевском величии и красе, так что принцесса невольно сделала реверанс.
- Теперь я только презираю тебя! - сказал он. - Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!
И он ушел к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь. А ей оставалось стоять да петь:

Ах, мой милый Августин,
Все прошло, прошло, прошло!


Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось.

Разумеется, с его стороны было несколько смело заявить дочери императора: «Хочешь за меня?» Впрочем, он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием. Да вот, ждите-ка этого от императорской дочки!

Послушаем же, как было дело.

На могиле покойного отца принца вырос розовый куст несказанной красоты; цвел он только раз в пять лет и распускалась на нем всего одна-единственная роза. Зато она разливала такой сладкий аромат, что, впивая его, можно было забыть все свои горести и заботы. Еще был у принца соловей, который пел так дивно, словно у него в горлышке были собраны все чудеснейшие мелодии, какие только есть на свете. И роза, и соловей назначены были в дар принцессе; их положили в большие серебряные ларцы и отослали к ней.

Император велел принести ларцы прямо в большую залу, где принцесса играла со своими фрейлинами «в гости» - других занятий у них не было. Увидев большие ларцы с подарками, принцесса захлопала от радости в ладоши.

Ах, если бы тут была маленькая киска! - сказала она, но появилась прелестная роза.

Ах, как это мило сделано! - сказали все фрейлины.

Больше чем мило! - сказал император. - Это прямо недурно! Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! - сказала она. - Она не искусственная, а настоящая!

Фи! - сказали и все придворные. - Настоящая!

Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! - возразил император, и вот из ларца появился соловей и запел так чудесно, что нельзя было найти в нем какого-нибудь недостатка.

Superbe! Charmant! - сказали фрейлины; все они болтали по-французски, одна хуже другой.

Как эта птичка напоминает мне органчик покойной императрицы! - сказал один старый придворный. - Да, тот же тон, та же манера давать звук!

Да! - сказал император и заплакал, как ребенок.

Надеюсь, что птица не настоящая! - сказала принцесса.

Настоящая! - ответили ей доставившие подарки послы.

Так пусть себе летит! - сказала принцесса и не позволила принцу явиться к ней самому.

Но принц не унывал, вымазал себе все лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался.

Здравствуйте, император! - сказал он. - Не найдется ли у вас для меня во дворце какого-нибудь местечка?

Много вас тут ходит да ищет! - ответил император. - Впрочем, постой, мне надо свинопаса! У нас пропасть свиней!

И вот принца утвердили придворным свинопасом и отвели ему жалкую крошечную каморку рядом со свиными закутками. Весь день просидел он за работой и к вечеру смастерил чудесный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками, и, когда в нем что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку:

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, прошло, прошло!

Занимательнее же всего было то, что, держа над поднимавшимся из горшочка паром руку, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Да, уж горшочек не чета был какой-нибудь розе!

Вот принцесса отправилась со своими фрейлинами на прогулку и вдруг услыхала мелодический звон бубенчиков. Она сразу остановилась и вся просияла: она тоже умела наигрывать на фортепиано «Ах, мой милый Августин». Только одну эту мелодию она и наигрывала, зато одним пальцем.

Ах, ведь и я это играю! - сказала она. - Так свинопас-то у нас образованный! Слушайте, пусть кто-нибудь из вас пойдет и спросит у него, что стоит этот инструмент.

Одной из фрейлин пришлось надеть деревянные башмаки и пойти на задний двор.

Что возьмешь за горшочек? - спросила она.

Десять принцессиных поцелуев! - отвечал свинопас.

Боже избави! - сказала фрейлина.

А дешевле нельзя! - отвечал свинопас.

Ну, что он сказал? - спросила принцесса.

Право, и передать нельзя! - отвечала фрейлина. - Это ужасно!

Так шепни мне на ухо!

И фрейлина шепнула принцессе.

Вот невежа! - сказала принцесса и пошла было, но… бубенчики зазвенели так мило:

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, прошло, прошло!

Послушай! - сказала принцесса фрейлине. - Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?

Нет, спасибо! - ответил свинопас. - Десять поцелуев принцессы - или горшочек останется у меня.

Как это скучно! - сказала принцесса. - Ну, придется вам стать вокруг меня, чтобы никто не увидал нас!

Фрейлины обступили ее и растопырили свои юбки; свинопас получил десять принцессиных поцелуев, а принцесса - горшочек.

Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до кухни простого сапожника, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось. Фрейлины прыгали и хлопали в ладоши.

Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!

Еще бы! - подтвердила обер-гофмейстерина.

Да, но держите язык за зубами: я ведь императорская дочка!

Помилуйте! - сказали все.

А свинопас (то есть принц, но для них-то он был свинопасом) даром времени не терял и смастерил трещотку; когда ею начинали вертеть по воздуху, раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на белом свете.

Но это superbe! - сказала принцесса, проходя мимо. - Вот так попурри! Лучше этого я ничего не слыхала! Послушайте, спросите, что он хочет за этот инструмент. Но целоваться я больше не стану!

Он требует сто принцессиных поцелуев! - доложила фрейлина, побывав у свинопаса.

Да что он, в уме? - сказала принцесса и пошла своею дорогой, но сделала шага два и остановилась.

Надо поощрять искусство! - сказала она. - Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему, по-вчерашнему, десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин!

Ну, нам это вовсе не по вкусу! - сказали фрейлины.

Пустяки! - сказала принцесса. - Уж если я могу целовать его, то вы и подавно! Не забывайте, что я кормлю вас и плачу вам жалованье!

И фрейлине пришлось еще раз отправиться к свинопасу.

Сто принцессиных поцелуев! - повторил он. - А нет - каждый останется при своем.

Становитесь вокруг! - скомандовала принцесса, и фрейлины обступили ее, а свинопас стал ее целовать.

Что это за сборище у свиных закутов? - спросил, выйдя на балкон, император, протер глаза и надел очки. - Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.

И он расправил задки своих туфель. Туфлями служили ему старые, стоптанные башмаки. Эх ты ну, как он зашлепал в них!

Придя на задний двор, он потихоньку подкрался к фрейлинам, а те все были ужасно заняты счетом поцелуев: надо же было следить за тем, чтобы расплата была честной и свинопас не получил ни больше, ни меньше, чем ему следовало. Никто поэтому не заметил императора, а он привстал на цыпочки.

Это еще что за штуки! - сказал он, увидев целующихся, и швырнул в них туфлей как раз в ту минуту, когда свинопас получал от принцессы восемьдесят шестой поцелуй. - Вон! - закричал рассерженный император и выгнал из своего государства и принцессу, и свинопаса.

Она стояла и плакала, свинопас бранился, а дождик так и поливал.

Ах я несчастная! - сказала принцесса. - Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная!

А свинопас зашел за дерево, стер с лица черную и бурую краску, сбросил грязную одежду и явился перед ней во всем своем королевском величии и красе, так что принцесса невольно сделала реверанс.

Теперь я только презираю тебя! - сказал он. - Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!

И он ушел к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь. А ей оставалось стоять да петь:

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, прошло, прошло!

1. Кто из героев сказок умер от

2. Вот зашифрованное послание, обращенное к вам как хороший жизненный совет. Займитесь дешифровкой и прочтите сказочный урок.

· «_ _а_ _а _ ож_, _а в _е_ _а_е_!

О_ _ ым _о_о_ _ а _ _ _ о_»

3. В каких национальных мифах и сказаниях Солнце является божеством? Почему?

4. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

· разбитое корыто

· чудесный горшочек с бубенчиками

· говорящее чудесное зеркало

· острый сверкающий нож и меховая муфточка

· дохлая кошка

· черевички

· сабля и ранец

5. Перед вами стихотворение «Книги в красном переплете» русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек, почему детство называется «золотыми временами», раем? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями? Из каких произведений эти герои и кто их автор?

6. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Признаемся, что рифмы взяты из стихотворения русского поэта.

· Безумный - шумный

· Гранит – покрыт

· Родится – промчится

· Герой – покой

Марина Цветаева

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1. Назовите произведения, в названии которых упоминаются дети или их имена, не забудьте указать авторов.

2. О каком русском поэте идет речь в этом описании?

Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича; стал известным поэтом, рассказав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 года, он любил все таинственное и романтической, о чем писал в своих стихотворениях и балладах .

3. В каком году были написано стихотворение, строчки из которого приведены ниже? Свой ответ обоснуйте и объясните, чем стал для поэта Лицей.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

5. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которых употребляются слова небо (небеса), солнце, Россия (Русь).

6. Какое впечатление производит на вас стихотворение Николая Гумилева «На полярных морях и на южных…» ? Каким рисуется образ капитанов? Каковы их жизненные цели и чем они готовы заплатить за их достижение? При помощи каких деталей возникает образ эпохи времен географических открытий? Как в стихотворении отражен главный конфликт и кто с кем вступает в борьбу? Символом чего является море и благодаря чему в тексте возникает настроение энергии и движения?

7. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

звонко – ребенка

родится – стремится

шумящий – блестящий

дыханье – преданья

Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто отведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, -

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

1. О творчестве какого русского писателя идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя.

Страшные сказки о жизни рассказал нам … потому и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, быть может, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.

2. Назовите произведение, в финале которого звучат приведенные ниже строки, и объясните, символом чего станет Диканька в цикле повестей другого русского писателя.

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят.

3. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Песня о купце Калашникове» , «Полтава» , «Тарас Бульба» , «Спартак» Р. Джованьоли.

4. Кто изображен в этом описании?

В детстве он стал свидетелем восстания Пугачева и чуть не погиб, так как его отец был помощником коменданта Яицкой крепости; в жизни был забиякой и драчуном, участником многих литературных бунтов, обжорой и лентяем, но блестяще образованным человеком; известность приобрел в жанре, известном с античности, придав ему русский национальный колорит; его часто называли «дедушкой»; ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге и на Патриарших прудах в Москве в окружении его героев.

5. Поразмышляйте над стихотворением «Читатель» русского поэта XX века Анны Ахматовой. Охарактеризуйте образы поэта и читателя. Какую роль играют образы сцены и рампы? Почему читатель – «клад»? как возникает контакт между поэтом и читателем?

6. Сочините 1-2 парадоксальных строфы, продолжив балладу французского средневекового поэта Франсуа Вийона:

От жажды умираю над ручьем,

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,

Куда бы ни пошел – везде мой дом,

Чужбина мне страна моя родная.

Читатель

Не должен быть очень несчастным
И главное скрытным. О нет! -
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта холодное пламя
Его заклеймило чело.

А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то таинственно плачет
В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад.
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной...
Так исповедь льется немая.
Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг.
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.

Жанры: 1. Романтическая поэма; 2. Историческая трагедия; 3. Историческая повесть; 4.Рыцарский роман.

2. Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, щека, жизнь, слово.

3. Объясните значение и происхождение выражений: дары данайцев, «а ларчик просто открывался», «а король-то голый», «а Васька слушает да ест», «птенцы гнезда Петрова».

4. Кто здесь описан?

Выходец из семьи ирландских художников, морской хирург , спортсмен, увлекающийся боксом; потерявший во время Первой мировой войны почти всех родственников, в связи с чем ставший поборником спиритизма, потративший на это четверть миллиона фунтов; изобретатель бронежилета ; автор серии детективных рассказов с одним главным персонажем (ему до сих пор пишут письма по официальному адресу), на его надгробии вырезаны слова эпитафии: «Верен, как сталь, прям, как клинок».



Поделиться