Плановые работы проводимые на вл. Организация работ на воздушных линиях электропередачи (ВЛ). XXXVIII. Охрана труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи

19.1. Работы на ВЛ должны производиться по наряду, за исключением работ, указанных в п.6.12 и 6.13 настоящей инструкции, которые могут производиться по распоряжению.

19.2. На каждую ВЛ, а на многоцепной линии и на каждую цепь выдается отдельный наряд. Допускается выдача одного наряда на несколько ВЛ (цепей) в следующих случаях:

При работах на ВЛ в местах их пересечения;

При работах, когда напряжение снято со всех цепей, или при работах под напряжением, когда напряжение не снимается ни с одной цепи многоцепной ВЛ;

При однотипных работах на нетоковедущих частях нескольких ВЛ, не требующих их отключения;

При работах на ВЛ до 1000В, выполняемых поочередно, если трансформаторные пункты или КТП, от которых они питаются, отключены.

19.3. Технические мероприятия для производства работ на ВЛ со снятием напряжения выполняются:

На подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом оперативным персоналом этих подстанций;

На подстанциях без постоянного обслуживающего персонала оперативно-ремонтным персоналом выездных бригад;

На линейных (секционных) КРУ допускающим и производителем работ.

При совмещении производителем работ обязанностей допускающего, технические мероприятия выполняются производителем работ и членом бригады с группой III.

19.4. При производстве работ на линейных, секционных ячейках, служащих для разделения ВЛ на секции, линейных ЦРП с числом отходящих от них фидеров не более трех, а также на приключательных пунктах разрешается производителю работ совмещать обязанности допускающего.

19.5. При работе по наряду, требующей подъема на опору на высоте более 3м от ног работающего, бригада должна состоять не менее, чем из двух человек: производителя работ (группа не ниже 1У - свыше 1000 В; не ниже Ш - до 1000 В), члена бригады (группа не ниже Ш - свыше 1000 В; не ниже П - до 1000 В).

При работе по наряду на ВЛ до 1000В не допускается совмещение производителем работ обязанностей допускающего, если в составе бригады нет члена бригады с группой III по электробезопасности (см. п.17.2 и 18.8 настоящей инструкции).

19.6. В составе бригады достаточно одного лица, имеющего право ведения верхолазных работ.

Разрешается включать в состав бригады, работающей по наряду на ВЛ в качестве членов бригады, машиниста и помощника машиниста экскаватора (бурстанка и т.д.) без права подъема на опору.

19.7. Работы на ВЛ по замене элементов опор, демонтажу опор и проводов должны выполняться по технологической карте или ППР, в соответствии с

требованиями действующих Правил и настоящей инструкции.

Проект производства работ составляется на большой объем работ со сложными технологическими операциями (например работа на одной опоре двумя грузоподъемными кранами).

Ремонт ВЛ на разрезах выполняется, как правило, по технологическим картам. Технологические карты на предприятиях составляются на основании типовых с учетом местных условий. При отсутствии типовых технологических карт допускается их разработка на предприятии. Технологические карты должны быть утверждены техническим руководителем предприятия.

19.8. Подниматься на опору и работать на ней разрешается только после проверки достаточной устойчивости и прочности опоры, особенно ее основания.

Прочность деревянных опор должна проверяться замером загнивания древесины с откапыванием опоры на глубину не менее 0,5м. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнение (недостаточное заглубление, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины в бетоне и т.п.) должны определяться на месте производителем или ответственным руководителем работ. Подниматься на такую опору разрешается только после ее укрепления.

Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены во избежание их падения. До укрепления опор запрещается нарушать целость провода и снимать вязки на опорах.

19.10. При подъеме на деревянную или железобетонную опоры строп предохранительного пояса следует заводить за стойку. Не разрешается на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла. При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) в случае их применения.

19.11. ВЛ напряжением выше 1000 В должны быть заземлены во всех РУ и у секционирующих коммутационных аппаратов, где отключена линия. Допускается:

ВЛ напряжением 6-20кВ заземлять только в одном РУ или у одного секционирующего аппарата либо на ближайшей к РУ или секционирующему аппарату опоре. В остальных РУ этого напряжения и у секционирующих аппаратов, где ВЛ отключена, допускается ее не заземлять при условии, что на ВЛ будут установлены заземления между рабочим местом и этим РУ или секционирующими аппаратами. На ВЛ указанные заземления следует устанавливать на опорах, имеющих заземляющие устройства.

На ВЛ до 1000В достаточно установить заземления только на рабочем месте.

Дополнительно к заземлениям, указанным выше, на рабочем месте каждой бригады должны быть заземлены провода всех фаз, а при необходимости и грозозащитные тросы.

Работа на ВЛ без наложения переносного заземления на месте производства работзапрещается.

19.12. На одноцепных ВЛ заземление на рабочем месте необходимо накладывать на опоре, на которой производится работа, или на соседней. Допускается установка заземлений с двух сторон участка ВЛ, на котором работает бригада, при условии, что расстояние между заземлениями не превышает 2км.

19.13. На опорах, по которым подвешен магистральный заземляющий провод, допускается присоединение к нему переносных заземлений.

19.14. При работах на ВЛ с разрывом целостности провода (проводов) переносные заземления накладываются на ближайших опорах со всех сторон откуда может быть подано или наведено напряжение и для выравнивания потенциалов присоединяются к одному заземляющему устройству.

19.15. При выполнении работы на проводах ВЛ в пролете пересечения с другой ВЛ, находящейся под напряжением, заземление необходимо накладывать на опоре, где производится работа.

19.16. Подвеска проводов или заземляющих тросов в пролете пересечения с другой ВЛ производится только с отключением обоих ВЛ. Подвешивание и натяжка любых проводов, тросов под ВЛ и над ВЛ, находящихся под напряжением, запрещается.

19.17. Работы по расчистке трассы ВЛ от деревьев выполняются по наряду с учетом требований Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ.

До начала валки деревьев рабочее место должно быть расчищено. В зимнее время для быстрого отхода от падающего дерева следует проложить в снегу две дорожки длиной 5-6 метров под углом к линии его падения в сторону, противоположную падению. Не разрешается влезать на подрубленные и подпиленные деревья.

Осматривающие ВЛ должны иметь при себе предупреждающие знаки или плакаты. Не допускается в случае падения дерева на провода приближаться к нему на расстояние менее 8 метров до снятия напряжения с ВЛ.

19.18. При обходах и осмотрах ВЛ назначать производителя работ не обязательно. Во время осмотра ВЛ не допускается выполнять какие-либо ремонтные работы, а также подниматься на опору и ее элементы. Подъем на опору допускается при верховом осмотре ВЛ.

19.19. В труднопроходимой местности и в условиях неблагоприятной погоды, а также в темное время суток, осмотр должны выполнять не менее двух работников с группой II, один из которых назначается старшим. В остальных случаях осматривать ВЛ может один работник, имеющий группу II.

19.20. Не разрешается идти под проводами при осмотре ВЛ в темное время суток. При проведении осмотров должна быть обеспечена связь с диспетчером.

19.21. Не разрешается приближаться на расстояние менее 8м к лежащему на земле проводу ВЛ выше 1000В, к находящимся под напряжением железобетонным опорам ВЛ напряжением 6-35 кВ при наличии признаков протекания тока замыкания на землю (повреждение изоляторов, прикосновение провода к телу опоры, испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт и др). В этих случаях вблизи провода или опоры следует организовать охрану для предотвращения приближения к месту замыкания людей и животных, установить по мере возможности предупреждающие знаки или плакаты, сообщить о происшедшем владельцу ВЛ.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Дневные осмотры (основной вид осмотров) проводятся 1 раз в месяц. При этом состояние элементов ВЛ, в бинокль осматриваются верхние элементы линии. Ночные осмотры выполняют для проверки состояния контактных соединений и уличного освещения.

При проведении верховых осмотров ВЛ отключается и заземляется, проверяется крепление изоляторов и арматуры, состояние проводов, натяжение оттяжек и т. д. Ночные и верховые осмотры планируются по мере необходимости.

Контрольные осмотры отдельных участков линии осуществляет инженерно-технический персонал 1 раз в год с целью проверки качества работы электромонтеров, оценки состояния трассы, выполнения противоаварийных мероприятий.

Внеочередные осмотры проводятся после аварий, бурь, оползней, сильных морозов (ниже 40 о С) и других стихийных бедствий.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

    проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

    оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

    осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

    контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Проверка состояния трассы ВЛ

При осмотре трассы ВЛ электромонтер проверяет , просеку, разрывы.

Охранная зона L определяется прямыми 1 (рис. 1), отстоящими от проекции крайних проводов 2 на расстояние 1, которое зависит от номинального значения напряжения ВЛ (для ВЛ до 20 кВ включительно 1 = 10 м).


Рис. 1. Охранная зона

Просеки устраиваются при прохождении линии в лесных массивах и зеленых насаждениях. При этом ширина просеки (рис. 2) С = А+6м при h4м, где С - нормируемая ширина просеки, А - расстояние между крайними проводами, h - высота деревьев.


Рис. 2. Определение ширины просеки

В парках и заповедниках ширину просеки разрешается уменьшать, а в фруктовых садах при высоте деревьев до 4 м вырубка просеки необязательна.

Разрыв определяется расстоянием по горизонтали от крайних проводов линии при их наибольшем отклонении до ближайших выступающих частей здания или сооружения. Для ВЛ до 20 кВ разрыв должен быть не менее 2 м.

В охранной зоне запрещается размещение стогов сена и соломы, лесоматериалов и других горючих веществ, т. к. при воспламенении может произойти замыкание на землю. Вблизи проводов и опор запрещаются земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог и т. д.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами в местах, где возможны низовые пожары, вокруг каждой опоры в радиусе 2 м земля должна быть очищена от травы и кустарников или же применены железобетонные приставки.

Практика эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что часто причиной аварий являются нарушения правил охраны линий и неправильные действия населения (набросы на провода посторонних предметов, влезания на опоры, запуск змеев, пользование в охранной зоне длинными жердями и т. п.). Аварийные ситуации могут возникнуть также при проезде автокранов, автовышек и другой техники высотой более 4,5 м под линиями электропередачи вне дорог.

При выполнении работ вблизи ВЛ с использованием механизмов расстояние от их выдвижных частей до проводов должно быть не менее 1,5 м. При пересечении дороги с ВЛ с обеих сторон устанавливаются сигнальные знаки с указанием допустимой высоты для транспорта с грузом.

Руководство организации, эксплуатирующей сети, должно проводить разъяснительную работу с производственным персоналом об особенностях работы вблизи воздушных линий электропередачи, а также среди населения о недопустимости нарушений правил охраны линий.

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии. Причинами отклонения могут быть осадка грунта у основания опоры, неправильная установка ее, слабое крепление в местах сопряжения деталей, ослабление оттяжек и др. Наклон опоры создает дополнительное напряжение от собственного веса в опасных сечениях у земли и может привести к нарушению механической прочности.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис. 4) или с помощью теодолита.

Рис. 3. Определение положения опор

Рис. 4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Следует иметь ввиду, что крен железобетонных опор вдоль и поперек линии способствует усилению трещинообразования, так как вследствие большого веса опоры вероятность перенапряжения ее увеличивается. Важна также правильная заделка опоры.

Плохая засыпка и трамбовка котлована способствует крену опоры, и она может сломаться. Поэтому в первый и второй годы после приемки в эксплуатацию особенно тщательно осматривают опоры и своевременно проводят их правку.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является . Процесс разрушения дерева идет наиболее интенсивно при температуре порядка +20°С, влажности дерева 25 - 30 % и достаточном доступе кислорода. Наиболее быстро разрушаемые места - приставки у поверхности земли, стойки в торцевой части и в местах сочленения с пасынком и траверсой.

Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах - на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора - зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Ремонтная муфта обеспечивает прочность до 90 % от прочности целого провода. При большем числе оборванных жил прибегают к установке соединителя.

Нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности - 5 м), до полотна шоссейной дороги - 7 м, до проводов связи и сигнализации - 2 м.

Замеры габаритов производятся при приемосдаточных испытаниях, а также в процессе эксплуатации при появлении новых пересечений и сооружений, при замене опор, изоляторов и арматуры.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение , является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Проверка состояния изоляторов

Анализ работы воздушных линий электропередачи показывает, что около 30 % повреждений ВЛ связано с отказами изоляторов . Причины выхода из строя разнообразны. Сравнительно часто имеет место перекрытие изоляторов во время грозы из-за потери электрической прочности нескольких элементов в гирлянде, при повышенных механических усилиях из-за гололеда и пляски проводов. Способствуют процессу загрязнения изоляторов плохие погодные условия. При перекрытии может происходить повреждение и даже разрушение изоляторов.

В процессе эксплуатации часто наблюдаются случаи появления кольцевых трещин на изоляторах из-за неправильной заделки и температурных перенапряжений от действия прямых солнечных лучей.

При внешнем осмотре проверяется состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнений. Изоляторы признаются дефектными, если трещины, сколы занимают 25 % поверхности, оплавлена и обожжена глазурь, наблюдается стойкое загрязнение поверхности.

Для контроля исправности изоляторов разработаны достаточно простые и надежные методы.

Простейшим методом обнаружения пробитого изолятора является проверка наличия напряжения на каждом элементе гирлянды . Используется штанга длиной 2,5 - 3 м с металлическим наконечником в виде вилки. При проверке одним концом вилки касаются шапки одного изолятора, а другим соседнего. Если при отводе конца вилки от шапки искра не возникает - изолятор пробит. К этой работе допускаются специально обученные электромонтеры.

Более точный метод - измерение напряжения, приходящегося на изолятор . Изолирующая штанга имеет на конце разрядник с регулируемым воздушным промежутком. Накладывая вилку штанги на металлические шапки изоляторов, добиваются разряда. Величина промежутка указывает на значение напряжения пробоя. Отсутствие пробоя свидетельствует о неисправности изолятора.

На ВЛ со снятым напряжением для контроля состояния изоляторов проводят измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В. Сопротивление каждого изолятора не должно быть менее 300 МОм.

Для крепления проводов и изоляторов используется различная арматура: скобы, серьги, ушки, коромысла и т. д. Основная причина повреждения арматуры - коррозия. При наличии в атмосфере агрессивных компонентов процесс коррозии ускоряется. Арматура может также разрушаться за счет сплавления при перекрытии гирлянды изоляторов.

Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановке.
Содержание.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Требования к работающим в электроустановкаx.

Раздел III. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках со снятием напряжения.

Раздел IV. Требования охраны труда при выполнении отдельных работ.

Раздел V. Распределительные устройства электростанций, котельных, подстанций и электрических сетей.

Раздел VI. Воздушные линии электропередачи.

Раздел VII. Кабельные линии.

Раздел VIII. Испытания и измерения

Раздел IX. Средства диспетчерского и технологического управления

Раздел X. Допуск работников строительно-монтажных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.

Раздел XI. Средства защиты работающих в электроустановках.

Раздел XII. Средства защиты от электрических полей повышенной напряженности.

Раздел XIII. Средства индивидуальной защиты

Раздел VI

ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Глава 39

РАБОТЫ НА ОПОРАХ ВЛ

336. Работы по замене элементов опор, демонтажу опор и проводов ВЛ должны выполняться по технологической карте или ППР в присутствии руководителя работ.

337. Разрешается подниматься на опору и работать на ней только после проверки достаточной прочности и устойчивости опоры, особенно ее основания.

338. Прочность деревянных опор ВЛ должна проверяться замером загнивания древесины с откапыванием опоры на глубину не менее 0,5м. Прочность железобетонных опор и приставок должна проверяться осмотром на отсутствие недопустимых трещин в бетоне, оседания или вспучивания грунта вокруг опоры, разрушения бетона опоры (приставки) с откапыванием грунта на глубину не менее 0,5м.

339. На металлических опорах должны проверяться отсутствие повреждений фундаментов, наличие всех раскосов и гаек на анкерных болтах, состояние оттяжек, заземляющих проводников.

340. Необходимость и способы укрепления опоры, прочность которой вызывает сомнение (недостаточное заглубление, вспучивание грунта, загнивание древесины, трещины и сколы в бетоне и тому подобное), должны определяться на рабочем месте производителем, руководителем работ, оперативно-ремонтной или иной бригадой - электромонтерами.

Работы по укреплению опоры с помощью растяжек следует выполнять без подъема на опору, то есть с телескопической вышки или другого механизма для подъема людей, или применять для этого специальные раскрепляющие устройства, для навески которых не требуется подниматься по опоре.

Разрешается подниматься на опору только после ее укрепления.

Опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение проводов и тросов и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть предварительно укреплены для предотвращения их падения.

До укрепления опор запрещается нарушать целость проводов и снимать вязки на опорах.

Запрещается подъем работников на опору с помощью лазов, лестниц при следующих нарушениях требований технических нормативных правовых актов:

отклонение верхнего конца стойки от вертикальной оси вдоль или поперек линии превышает более 1 процента;

заделка опоры в грунт выполнена на проектную глубину, но котлован не засыпан полностью и не утрамбован грунт засыпки;

в бетоне приставки или стойки наличие продольных или поперечных трещин, раковин, сколов с обнажением арматуры и сквозных отверстий;

в верхних или нижних бандажах приставки или в основании деревянной одностоечной опоры подгнила древесина более чем на 2,5см по радиусу (при диаметре стойки 20 - 25см), на 3см (при диаметре стойки 25 - 30см) и на 4см (при диаметре стойки более 30см);

в пролете имеется 2 и более оборванных проводов;

на опоре видны последствия протекания токов замыканий на землю (оплавление на металлических конструкциях, растрескивание бетона, оплавление прилегающего к опоре грунта, выгорание травы и тому подобное);

выполнение работ по демонтажу ВЛ 0,4 - 10кВ;

оборваны проволоки бандажа, крепящего стойку к приставке.

При наличии перечисленных дефектов и выполнении работ необходимо подниматься к элементам опоры и работать на ней только с применением подъемных механизмов.

341. При работе на опорах и с опорами запрещается:

работа без применения механизмов для устранения повреждений на крайних проводах Т-образных опор, имеющих железобетонные, металлические и деревянные траверсы;

нарушать целостность двух и более проводов и снимать вязки проводов с изоляторов на промежуточных опорах без предварительного укрепления опор;

развязывать вязки двух и более проводов на опорных изоляторах на промежуточной опоре, так как это создает одностороннее тяжение на опору, что может привести к поломке опоры и ее падению (опоры ВЛ напряжением до 10кВ не рассчитаны на одностороннее тяжение). Если одностоечная опора должна быть временно подвергнута одностороннему тяжению, то ее необходимо предварительно укрепить во избежание падения;

приближаться к проводам на расстояние менее допустимого расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением, согласно приложению 5 до наложения заземления на провода. На месте работ должны быть заземлены все провода электрической сети и сети радиотрансляции, смонтированные на опоре (независимо от величины рабочего напряжения);

пользоваться неиспытанными и неисправными когтями, лазами и предохранительным поясом при подъеме на опору;

на угловых опорах со штыревыми изоляторами подниматься и работать со стороны внутреннего угла;

при работе на опоре пользоваться ударными инструментами для выравнивания металлических конструкций (штырей, крюков, траверс и другого), так как на опору могут воздействовать нерасчетные нагрузки;

находиться около опоры в местах, над которыми проводится работа и возможно падение предметов с высоты;

проводить работы на опоре с приближением грозы, при скорости ветра более 15м/сек, в гололед, снегопад, дождь. При ликвидации аварийных отключений и повреждений в электросетях должны осуществляться дополнительные меры по охране труда, определяемые нормативными правовыми актами;

работы по демонтажу ВЛ с подъемом работников на опоры ВЛ должны проводиться с применением грузоподъемных механизмов.

342. Подниматься на опору разрешается членам бригады, допущенным к верхолазным работам и имеющим группы по электробезопасности:

III - при всех видах работ до верха опоры;

II - при работах, выполняемых с отключением ВЛ, до верха опоры, а при работах на нетоковедущих частях неотключенной ВЛ - не выше уровня, при котором от головы работающего до уровня нижних проводов этой ВЛ остается расстояние 2 м. Исключение составляют работы по окраске опор в соответствии с требованиями пункта 353 настоящих Межотраслевых правил.

Отдельные виды работ на высоте должны выполняться не менее чем двумя работниками, имеющими группы по электробезопасности, установленные настоящими Межотраслевыми правилами для выполнения этих работ.

343. При подъеме на деревянную и железобетонную опору стропы предохранительного пояса следует заводить за стойку.

При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом и опираться на оба когтя (лаза) при их применении.

При работе на стойке опоры следует располагаться таким образом, чтобы не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

Замена проводов на опорах со штыревыми изоляторами проводится поочередно. При замене деталей опоры должна быть исключена возможность их смещения или падения.

344. Не разрешается откапывать одновременно обе стойки опоры при замене одиночных и сдвоенных приставок П- и АП-образных опор. Замену приставок следует начинать с одной стойки опоры. Только после замены на ней приставок, закрепления бандажей и утрамбовки земли можно приступать к замене приставок на другой стойке. Заменять сдвоенные приставки следует поочередно.

345. При вытаскивании или опускании приставки запрещается находиться в котловане.

346. Способы валки и установки опоры, необходимость и способы ее укрепления для предотвращения падения определяет руководитель работ.

С поднятой опоры снимаются оттяжки и тросы только после закрепления ее в грунте или на фундаменте.

347. При работах на изолирующих подвесках (гирляндах изоляторов) разрешается перемещаться по поддерживающим одноцепным и многоцепным (с двумя и более гирляндами изоляторов) и по натяжным многоцепным подвескам.

Работать на одноцепной натяжной изолирующей подвеске допускается при использовании специальных приспособлений или лежа на ней и зацепившись ногами за траверсу для фиксации положения тела, при этом необходимо применять лямочные предохранительные пояса.

348. При работе на поддерживающей изолирующей подвеске стропа предохранительного пояса закрепляется за траверсу. Если длина стропы недостаточна, необходимо пользоваться закрепленными за пояс двумя страховочными канатами. Один канат привязывают к траверсе, а второй, предварительно заведенный за траверсу, подстраховывающий член бригады подает по мере необходимости.

349. При работе на натяжной изолирующей подвеске строп предохранительного пояса закрепляется за траверсу или за предназначенное для этой цели приспособление.

350. На поддерживающих и натяжных многоцепных изолирующих подвесках допускается закреплять строп предохранительного пояса за одну из гирлянд изоляторов, на которой работа не ведется. Закреплять этот строп за гирлянду, на которой идет работа, не допускается.

В случае обнаружения неисправности, которая может привести к расцеплению изолирующей подвески, работа должна быть прекращена.

351. При подъеме или опускании на траверсы проводов, тросов, а также при их натяжении не разрешается находиться работникам на этих траверсах или стойках под ними.

352. Выбирать схему подъема груза и размещать подъемные блоки следует с таким расчетом, чтобы не возникли усилия, которые могут вызвать повреждение опоры.

353. Окраску опоры с подъемом работников до ее верха с соблюдением требований пункта 342 настоящих Межотраслевых правил могут выполнять работники, имеющие группу по электробезопасности II. При окраске должны быть приняты меры для предотвращения попадания краски на изоляторы и провода (например, применены поддоны), изоляторы закрыты пленкой, полотнищем или иным материалом.

354. Работы на ВЛ в отношении мер безопасности разделяются на следующие категории:

выполняемые на отключенной ВЛ;

выполняемые на ВЛ, находящейся под наведенным напряжением;

выполняемые в пролетах пересечения с действующей ВЛ;

выполняемые на ВЛ без снятия напряжения.

В соответствии с ПОТПЭЭ земляные работы около кабельных линий электропередачи начинают только с письменного разрешения владельца этих коммуникаций, к которому прилагают схему размещения и глубины заложения коммуникаций. Их местонахождение обозначают знаками и на месте выполнения работ. Перед началом раскопок кабельной линии производят контрольное вскрытие линии под надзором персонала организации – владельца КЛ.

При обнаружении не отмеченных на планах кабелей, трубопроводов, подземных сооружений, а также боеприпасов земляные работы прекращают до выяснения принадлежности обнаруженных сооружений и получения разрешения от соответствующих организаций на продолжение работ.

Не допускается проведение землеройных работ машинами на расстоянии менее 1 м, а клин-молота и подобных механизмов – менее 5 м от трассы кабеля, если эти работы не связаны с его раскопкой.

Рыхление грунта над кабелем с применением землеройных машин, отбойных молотков, ломов и кирок производят на глубину, при которой до кабеля остается не менее 30 см. Остальной грунт удаляют вручную лопатами.

В зимнее время при отогревании грунта для его выемки лопатами приближение источника тепла к кабелям допускается не ближе чем на 15 см.

Работу в подземных кабельных сооружениях по наряду выполняют не менее трех работников, из которых двое – страхующие. Производитель работ должен иметь группу IV.

До начала и во время работы в подземном сооружении проверяют отсутствие в нем газов с помощью газоанализаторов (открытым огнем нельзя – возможен взрыв), обеспечивают естественную (открыванием не менее чем двух люков, не меньше чем на 20 мин), или принудительную вентиляцию (воздуходувкой на 10–15 мин). При наличии в колодце газа работать нельзя (известно много случаев гибели людей, иногда по два и даже три человека).

Местонахождение подлежащего ремонту кабеля определяют прослеживанием, сверкой раскладки с чертежами и схемами, проверкой по биркам. При расположении его в земле предварительно прорывают контрольную траншею (шурф) поперек кабелей, позволяющую видеть все кабели. Если видимое повреждение кабеля отсутствует, следует применять кабелеискательный аппарат.

Перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты проверяют отсутствие напряжения с помощью специального приспособления, состоящего из изолирующей штанги и стальной иглы или режущего наконечника. Кабель у места прокалывания предварительно закрывают экраном.

При проколе кабеля пользуются спецодеждой, диэлектрическими перчатками и средствами защиты лица и глаз. При этом необходимо стоять на изолирующем основании сверху траншеи на максимальном расстоянии от прокалываемого кабеля.

Прокол кабеля должны выполнять два работника: допускающий и производитель работ или производитель и ответственный руководитель работ; один из них, прошедший специальное обучение, непосредственно прокалывает кабель, а второй – наблюдает.

Если в результате повреждений кабеля открыты все токоведущие жилы, отсутствие напряжения можно проверять непосредственно указателем напряжения без прокола кабеля.

Прокалывающее приспособление предварительно заземляют через заземлитель, погруженный в почву на глубину не менее 0,5 м, или через броню кабеля посредством хомутов. Броню под хомутом зачищают.

Работы на воздушных линиях электропередачи

Работы на ВЛ по замене элементов, монтажу и демонтажу опор и проводов, замене гирлянд изоляторов выполняют по технологической карте или ППР.

Подниматься на опору и работать на ней разрешается только после проверки ее устойчивости и прочности, особенно основания. У деревянных опор прочность проверяют замером загнивания древесины с откапыванием опоры на глубину не менее 0,5 м. У железобетонных опор и приставок (при проверке так же откапывают грунт на глубину не менее 0,5 м) о прочности свидетельствует отсутствие недопустимых трещин в бетоне, оседания или вспучивания грунта вокруг опоры, разрушения бетона опоры (приставки); на металлических опорах – отсутствие повреждений фундаментов, наличие всех раскосов и гаек на анкерных болтах, состояние оттяжек, заземляющих проводников.

Подниматься на опору разрешается членам бригады, допущенным к верхолазным работам и имеющим следующие группы:

  • III – при всех видах работ до верха опоры;
  • II – при работах, выполняемых с отключением ВЛ – до верха опоры; а на нетоковедущих частях не отключенной ВЛ – не ближе 2 м от головы до нижних проводов.

При работе на опоре следует пользоваться предохранительным поясом, опираться на оба когтя (лаза) и не терять из виду ближайшие провода, находящиеся под напряжением.

При выполнении работ на ВЛ без снятия напряжения безопасность персонала обеспечивают по одной из двух схем:

  • 1. Провод под напряжением изоляция человек земля. Здесь при напряжении до 1000 В работу производят в контакте с проводом и основным защитным средством являются диэлектрические перчатки и изолированный инструмент. При напряжении выше 1000 В работу выполняют на расстоянии от провода с применением основных электрозащитных средств (изолирующие штанги, клещи) и дополнительных электрозащитных средств (диэлектрические перчатки, боты, накладки).
  • 2. Провод под напряжением человек – изоляция зелия. Работник касается провода, но при этом он изолирован от земли специальными устройствами соответствующего напряжения и применяет экранирующий комплект.

Работники, имеющие право выполнения работ под потенциалом провода (с непосредственным касанием токоведущих частей) ВЛ напряжением выше 1000 В, должны иметь группу IV, а остальные члены бригады – группу III.

Не разрешается приближаться на расстояние менее 8 м к лежащему на земле проводу ВЛ напряжением выше 1000 В, а так же к находящимся под напряжением железобетонным опорам ВЛ напряжением 6–35 кВ при наличии признаков протекания тока замыкания на землю. Такими признаками являются: повреждение изоляторов, прикосновение провода к телу опоры, испарение влаги из почвы, возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт и др. В этих случаях вблизи провода или опоры следует организовать охрану, чтобы ни люди, ни животные не могли попасть в зону шагового напряжения и получить травму или погибнуть. По возможности следует поставить предупреждающие знаки или плакаты и сообщить об этом владельцу ВЛ.

Так же нельзя приближаться на расстояние менее 8 м к лежащему на проводах дереву (такое иногда случается при расчистке трассы ВЛ).

Контроль уровней электрического и магнитного полей и защиту от них работающих обеспечивают при работе в ОРУ и на ВЛ напряжением 330 кВ и выше. В качестве средств защиты применяют экранирующие устройства, сертифицированные экранирующие комплекты, стационарные или переносные магнитные экраны.

В заземленных кабинах, в зданиях из железобетона, кирпича с железобетонными перекрытиями или с заземленной металлической кровлей электрическое поле отсутствует, применение там средств защиты не требуется.

Машины и механизмы на пневмоколесном ходу, находящиеся в зоне влияния электрического поля, заземляют. При их передвижении для снятия наведенного потенциала к шасси или кузову присоединяют металлическую цепь, которая должна касаться земли.

Дополнительные меры безопасности при работе в зоне влияния электрического и магнитного полей отражают в наряде.

Эксплуатация воздушных линий включает: приемку в эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, охрану, профилактические измерения и испытания.

Техническое обслуживание ВЛ осуществляется в виде осмотров. При эксплуатации ВЛ проводятся их периодические и внеочередные осмотры. Графики периодических осмотров утверждает лицо, ответственное за электрохозяйство. Периодичность осмотров не реже 1 раза в 6 месяцев (по ППРЭсх – 1 раз в месяц). Верховые осмотры проводят по мере необходимости, а для ВЛ 35 кВ и выше - не менее 1 раза в 6 лет. Внеочередные осмотры ВЛ производят при наступлении ледохода и разлива рек, пожарах в зоне трассы, после сильных бурь, ураганов, морозов и других стихийных бедствий. При осмотрах линий и вводов электромонтеры должны обращать внимание на следующие:

1.Наличие ожогов, трещин и боя изоляторов, обрывов и оплавления жил проводов, целость вязок, регулировку проводов;

2.Состояние опор и крен их вдоль или поперек линий, целость бандажей и заземляющих устройств, наличие нумерации и плакатов безопасности;

3.Сотояние соединений, наличие набросов и касания проводами ветвей деревьев;

4.Состояние вводных ответвлений и предохранителей;

5.Состояние концевых кабельных муфт и спусков;

6.Состояние трассы.

При осмотрах следует подтягивать бандажи, подкручивать гайки, болтовые соединения бандажей без подъема на опору, восстанавливать нумерацию опор и т.п.

Повреждения и неисправности аварийного характера необходимо устранять немедленно.

ИТР должны проводить выборочные контрольные осмотры 1 раз в год для оценки состояния элементов трассы ВЛ, проверки противоаварийных и других мероприятиий в целях контроля работы персонала, обслуживающего ВЛ.

Дефекты, обнаруженные при осмотре ВЛ и профилактических проверках и измерениях, отмечают в журнале (карточке) дефектов и в зависимости от их характера устраняют немедленно либо во время планового (непланового) технического обслуживания или капитального ремонта ВЛ.

Ночные осмотры проводят в темное время суток с целью определения неисправных осветительных приборов, возможных пробоев и утечек тока, локальных перегревов.

Проверка заземляющих устройств. При проверке заземляющих устройств выборочно вскрывают грунт, определяют глубину заложения устройства (не менее 0,5 м, а на пахотной зем­ле - 1 м) и габаритные размеры стальных заземлителей и заземляющих проводников. Диаметр круглых заземлителей и заземляющих проводников должен быть не менее 6 мм, а для прямоугольных площадь сечения не менее 48 мм 2 . Сопротивление заземляющих устройств следует измерять в периоды наименьшей проводимости почвы: летом - при наибольшем просыхании почвы, зимой - при наибольшем промерза­нии. Сопротивления заземляющих устройств измеряют специальными приборами типа МС-07 и М-416. При этом питающее электроуста­новку напряжение (рис. 5.1) долж­но быть отключено. Для надежной работы плавких вставок предохранителей и от­ключения автоматов при одно­фазном замыкании в конце линии сопротивление петли «фаза - нуль» должно быть таким, чтобы возникший ток короткого замыкания превышал в 3 раза номинальный ток плавкой вставки и в 1,25... 1,4 раза ток отключения мгновенного расцепителя автомата. Для изме­рения этого сопротивления без отключения питающего напря­жения используют специальные приборы типа М-417, ИПЗ-2М, ИТК.-1, прибор «Латвэнерго».

Рис. 5.1. Схема измерения сопротивления заземления опоры прибором М-416:1-спуск к заземляющему устройству; 2-потенциальный зонд; 3-токовый зонд.

Для этих целей также применяют безразрывный измеритель сопротивления растеканию тока в землю (ИСЗ) с заземлителей электроустановок, работающих в электрических сетях 220/380 В с глухим заземлением нейтрали. В качестве источника тока в за­земляющих устройствах и цепях зануления используют электри­ческую сеть или падение напряжения в нейтральном проводе. Кроме того, при помощи ИСЗ можно измерять значение тока в заземляющем проводнике, что обеспечивает контроль целост­ности зануляющей цепи электроустановки. ИСЗ также опреде­ляют токи в нулевых проводах для разделения их на токоведущие и защитные электрические цепи при монтаже и наладке систем защитного отключения (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Схема включения прибора ИСЗ для измерения

фазные и нулевой провод электрической цепи 0,4 кВ; РТТ- высокочувчтвительный разъемный трансформатор тока; ХТ-штепсельный разъем для присоединения РТТ к измерительному блоку ИСЗ; ЭНП-электрод нулевого потенциала; З-повторный заземлитель нулевого провода на вводе в производственное помещение; I з -ток, стекающий с нулевого провода электрической сети в землю через заземлитель З; СП-соединительный проводник ЭНП.

Принцип работы ИСЗ основан на измерении естественного тока в проводнике, соединяющем нулевой провод с заземлителем, и его электрического потенциала (см. рис. 5.2). За счет разности электрических потенциалов на нейтральном проводе через каждый повторный искусственный или естественный за­землитель всегда стекает ток от нулевого провода сети в землю и через заземлитель трансформаторной подстанции (ТП) к ней­трали устройства питающего электрическую сеть. Таким образом, последо­вательно соединенные повторный заземлитель и заземлитель нейтрали ТП подключены параллельно нулевому проводу сети. По этим ветвям и распределяется в соответствии с их проводимостями ток нейтрали ТП. Измеряя естественный ток заземлителя и электрический потенциал, по закону Ома определяют сопротивление растеканию тока в землю с испытуемого заземлителя. ИСЗ позволяет измерять токи от 100 мА до 10 А и со­противления от 0,1 до 10 Ом.



Поделиться