Что такое эпоха просвещенного абсолютизма. Что такое просвещенный абсолютизм

Понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера , есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии , Польши и Франции : Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией .

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)
  • в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)
  • в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)
  • в Швеции - Густав III (1771-1792)
  • в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка , Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.


Wikimedia Foundation . 2010 .

политика Екатерины Великой, основанная на стремлении управлять государством, опираясь на союз с философами (переписывалась с Вольтером, Монтескье).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Просвещенный абсолютизм

политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.

XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.

Неполное определение ↓

Просвещённый абсолюти́зм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Хронология

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс , вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения» . Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм , понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства , явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера , этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ , Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Страны

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии , Польши и Франции : Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией .

Представители просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)
  • в Португалии - Помбал (1760-1777) при Жозе I
  • в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)
  • в Дании - Кристиан VII (1766-1808) с министром Струэнзе (1769-1772)
  • в Швеции - Густав III (1771-1792)
  • в Бадене - Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой - Станислав Понятовский (1764-1795)
  • в России - Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем , привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма , защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы , которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 31 октября 2014 года .

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика - просвещенный абсолютизм - принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века - Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью - всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, - это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны - это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда - владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие - чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная - от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась "охота на ведьм".

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии - ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.

План
Введение
1 Время
2 Основы просвещённого абсолютизма
3 Как встретили просвещённый абсолютизм
4 Страны
5 Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Введение

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

2. Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

3. Как встретили просвещённый абсолютизм

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Всё политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

5. Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

· в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)

· в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле

· в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

· в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)

· в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)

· в Швеции - Густав III (1771-1792)

· в Бадене - Карл Фридрих

· в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

· в России - Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцский, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, князь-архиепископ Иероним фон Коллоредо в Зальцбурге, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.



Поделиться