Чем занимается конституционный суд рф кратко. Характеристика конституционного суда российской федерации. Основные принципы деятельности КС

Конституция гарантирует каждому человеку соблюдение основных прав, без которых невозможно представить полноценную жизнь человека: право на жизнь, право избирать, право быть избранным, право на качественное образование, право на надлежащую медицину. Но кто сможет гарантировать соблюдение норм Конституции? Кто сможет дать официальное толкование норм Конституции, которым будут пользоваться органы власти, должностные лица? Именно для этих целей создан Конституционный Суд РФ. Далее рассмотрим теоретическую основу про Конституционный Суд РФ кратко , но максимально захватив все, что нужно о нем знать.

Правовой статус КС РФ

КС РФ является тем самым единственным органом, который осуществляет полноценный контроль за соблюдением статей Конституции. Судопроизводство осуществляется независимо от деятельно других государственных органов и иных ветвей власти. Деятельность Конституционного суда осуществляется исключительно в форме конституционного судопроизводства. Так же Конституционный Суд является носителем права законодательной инициативы (пусть даже исключительно в рамках своей деятельности и ведения).

Полномочия, порядок образования и осуществления деятельности Конституционным Судом РФ

Полномочия, права и функции КС регламентируются Конституцией Российской Федерации, некоторыми федеральными законами, в том числе и федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. Суд состоит из 19 квалифицированных судей. Судьи назначаются на должность исключительно Советом Федерации по предварительному представлению главы государства - Президента РФ. КС РФ в праве принимать решения только в том случае, если на заседании суда присутствуют не менее двух третей из общего установленного законом числа судей. При назначении судьи на почетную должность в Конституционном Суде не указывается срок, на который он назначается, то есть избирается бессрочно.

В большинстве случаев Конституционный Суд РФ рассматривает всевозможные дела и принимает законные решения в заседаниях суда, проводя слушания и разбирательства по каждому конкретному запросу, жалобе или спору. Но, как известно, правило подтверждается исключением. Так и в соответствии с частью 1, статьи 47 закона о КС РФ, Конституционный суд в некоторых случаях осуществляет судопроизводство без проведения предварительных слушаний.

Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Для того, чтобы Суд мог полноценно функционировать создан Аппарат. В его состав входят:
  1. секретариат;
  2. управление кадров и государственной службы;
  3. управление финансов (бухгалтерия);
  4. представительство Суда в городе Москва;
  5. управление делами.
Секретариат так же представлен некоторыми отделами. Так, в Суде есть Секретариаты Председателя Суда и его заместителей. Всего а штате Суда имеется порядка 250 человек.


Без Конституционного суда не может обойтись ни одна развитая, демократичная страна мира. Каждая страна, имеющая Конституция просто обязана иметь орган, который бы тщательно...


Конституция государства является главным законом страны. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции государства. Именно это закон регламентирует...

Как появился Конституционный Суд РФ?

Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву . Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что:

  • ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов,
  • в состав ККН СССР будут входить представители от каждой из 15 союзных республик,
  • избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21- 23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя. Документ должен был проверять конституционность не только законов СССР, но также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и ещё ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил своё существование в связи с распадом СССР.

Закон о Конституционном Суде РФ был утверждён V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. 30 октября того же года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

22 сентября 1993 года Конституционный Суд принял решение, повлекшее за собой значительные последствия для страны: КС признал противоречащим Конституции указ президента Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов.

По сути, это служило основанием для отрешения Ельцина от должности или приведения в действие иных механизмов для привлечения его к ответственности. Однако фактически Ельцин продолжал осуществлять полномочия президента России. В результате 3- 4 октября 1993 года произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как расстрел Белого Дома). После этого Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Согласно 125 Статье документа, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе, с этого момента он проверяет только нормативные акты и исключительно по запросам или жалобам. Также увеличилось количество судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года, основываясь на новой статье Конституции, Государственная дума приняла новый федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Что делает Конституционный Суд РФ?

В функции КС входит:

  • проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов субъектов федерации, договоров между органами государственной власти федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу). Так, если при рассмотрении дела суд любой инстанции решит, что закон не соответствует Конституции, он обращается в Конституционный Суд РФ;
  • разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти и субъектами РФ;
  • толкование действующей Конституции по запросу президента, Государственной думы, правительства, Совета Федерации и органов законодательной власти субъектов РФ;
  • участие в процедуре отрешения от должности президента — импичменте.

Кто входит в состав Конституционный Суд РФ?

Кандидат на должность председателя КС и его заместители назначаются сроком на шесть лет. Председатель КС с 21 марта 2003 года — Валерий Дмитриевич Зорькин . Заместители председателя КС — Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович .

Судебный орган состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента. Нынешний состав:

  • Арановский Константин Викторович;
  • Гаджиев Гадис Абдуллаевич;
  • Жилин Геннадий Александрович;
  • Князев Сергей Дмитриевич;
  • Мельников Николай Васильевич;
  • Ярославцев Владимир Григорьевич;
  • Бойцов Александр Ильич;
  • Данилов Юрий Михайлович;
  • Казанцев Сергей Михайлович;
  • Кокотов Александр Николаевич;
  • Рудкин Юрий Дмитриевич;
  • Бондарь Николай Семенович;
  • Жаркова Людмила Михайловна;
  • Клеандров Михаил Иванович;
  • Красавчикова Лариса Октябриевна;
  • Селезнёв Николай Васильевич.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Основные принципы деятельности КС:

  • независимость;
  • самостоятельность;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • равноправие сторон.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Конституционный суд - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Он играют важную роль для соблюдения принципа законности, в защите прав граждан и организаций, что объясняет и особую роль решений Конституционного Суда Российской Федерации.

В судебной системе Российской Федерации предусмотрен Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014)«О судебной системе Российской Федерации», Конституционный суд РФ относится к федеральным судам, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются судами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Здесь мы рассмотрим только Конституционный Суд Российской Федерации, какие у него есть полномочия, какая процедура рассмотрения дел, какие акты он вправе выносить.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации по конституционному контролю указаны в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации», и они достаточно широкие.

Какие полномочия у КС РФ?

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Сейчас Конституционный Суд Российской Федерации не вправе по собственной инициативе проводить анализ соответствия какого-либо нормативного акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и признать его несоответствующим.

Состав Конституционного Суда Российской Федерации и требования к судьям

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей.

Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда Российской Федерации, самые высокие по сравнению с требованиями к другим судьям.

Кто может стать судьей КС РФ?

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации», судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией , с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - 70 лет .

Рассмотрение дел в Конституционном Суде Российской Федерации

Общие принципы судопроизводства в указанном суде установлены Разделе II Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Производство дел осуществляется в строгом соответствии со следующими принципами:

  • независимость (означает, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»),
  • коллегиальность (означает, что рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся коллегиально),
  • гласность (означает, что рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»),
  • устность судебного разбирательства (означает, что разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно),
  • непрерывность судебного заседания (означает, что заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания),
  • состязательность и равноправие сторон (означает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям, указанным в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Для обращения в Конституционный Суд необходимо оплатить государственную пошлину в размере, указанном в ст. 333.23 Налогового кодекса РФ.

После поступления в Суд запроса, ходатайства или жалобы, он регистрируются. Если В случаях, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, или по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде», или исходит от ненадлежащего органа или лица, или не оплачено государственной пошлиной, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу. Если поступивший от заявителя документ соответствует всем требованиям, Конституционный Суд затем решает вопрос о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в принятии к рассмотрению.

Особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации предусмотрены Разделом III ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

При рассмотрении дел о конституционности законов по запросам судов Конституционный Суд разрешает запрос того суда, который полагает, что закон, вопрос о конституционности которого поставлен вопрос, подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Решения Конституционного Суда РФ и порядок принятия

Решения Конституционного Суда подразделяются на три вида:

  1. Постановление (им заканчивается разрешение дел о соответствии нормативных актов Конституции, споры о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, о запросах судов на конституционность закона, дела о толковании Конституции, проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации).
  2. Заключение (итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).
  3. Определения (все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение . Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой. К.С. РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ" в других словарях:

    Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

    Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

    Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

    Конституционный суд РФ - 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

    Современная энциклопедия

    В некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в … Большой Энциклопедический словарь

    Конституционный суд - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Конституционный Суд РФ - Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства... Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

    В ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой… … Юридический словарь

Книги

  • Конституционный Суд России. Доктрина и практика. Монография , Зорькин Владимир Дмитриевич. Предмет книги - актуальные проблемы доктрины и практики конституционного правосудия на современном этапе исторического развития России. Тема освещается в контексте общих тенденций…
  • Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2016 , Хохрякова Е.А.. Настоящее издание является двадцатым томом собрания решений Конституционного Суда Российской Федерации, в который вошли все постановления и содержащие наиболеезначимые правовые позиции…

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Деятельность Конституционного Суда регулируется непосредственно Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г., Федеральным Конституционным Законом РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г., ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., ФЗ «О статусе судей» от 26.06.1992 г., и т.д. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
    • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
    • а) между федеральными органами государственной власти;
    • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп - дела, связанные с проверкой:

  • 1) Уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
  • 2) Конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности.
  • 3) Норм избирательного права.
  • 4) Дела, по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных свобод.
  • 5) Дела, по поводу ограничений жилищных прав граждан.
  • 6) Дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Еще одно направление деятельности Конституционного Суда РФ - толкование Конституции РФ. Это имеет место тогда, когда в Конституционный Суд обращаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. В данном случае речь идет о прямом толковании Конституции РФ, которое может и не быть связано с проверкой конституционности закона или спора о компетенции. Наконец, в функции Конституционного Суда РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Помимо отмеченных основных полномочий Конституционного Суда РФ, зафиксированных в ст. 125 Конституции РФ, ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию (ст. 100), право законодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей Конституционного Суда при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82).

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

  • 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Должностные лица, входящие в состав органа:

  • 1) Председатель суда.
  • 2) Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • 3) Судья-Секретарь.
  • 4) Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • 5) Работники аппарата и иных подразделений.

Согласно Ст. 23 ФКЗ «О КС РФ» Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1,6,7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.

В случае если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому избранию занял свою должность в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награжденный орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней. Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи КС РФ: судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым голосованием на основе поименного опроса судей. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от числа действующих судей. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда РФ, имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ и министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.



Поделиться