Сергей рубинштейн. Рубинштейн сергей леонидович

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.

В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во мноюм благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс «Введение в философию».

После смерти Ланге С.Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.

В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. - в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.

Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.

Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического - это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.

Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир» Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Из книги Мой друг Варлам Шаламов автора Сиротинская Ирина Павловна

Борис Леонидович Пастернак Вновь и вновь возвращаясь к Варламу Тихоновичу, вспоминая его слова, его поступки, даже интонации, душевные проявления какие-то, я все чаще думаю, что ощущение мира у него было человека религиозного. Отсюда была и его жажда увидеть, узнать

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ЮНГ Игорь Леонидович Майор ВС КОНРРодился 29 августа 1914 г. в Ташкенте. Немец. Из семьи офицера Русской Императорской Армии. После революции вместе с семьей выехал за границу. В конце 30-х гг. вступил в НТСНП. Проживал в Берлине. В марте 1942 г. в составе группы сотрудника Абвера

Из книги Впечатления моей жизни автора Тенишева Мария Клавдиевна

Из книги Люди и куклы [сборник] автора Ливанов Василий Борисович

Борис Леонидович О, куда мне бежать от шагов моего божества! Б. Пастернак. Детство Мне шел двенадцатый год, когда родители в очередной раз взяли меня с собой в обычную воскресную поездку на пастернаковскую дачу.После веселого обеденного застолья Борис Леонидович объявил

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Ида Рубинштейн. Женщина-загадка Ей было дано все – необыкновенная внешность, фантастическое богатство, искрометный талант и огромное упорство в достижении своих целей. Ее мечтой было покорять и удивлять, царить и властвовать. Ида Рубинштейн – символ красоты начала XX

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Ида Рубинштейн ЖЕНЩИНА-ЗАГАДКАЕй было дано все – необыкновенная внешность, фантастическое богатство, искрометный талант и огромное упорство в достижении своих целей. Ее мечтой было покорять и удивлять, царить и властвовать. Ида Рубинштейн – символ красоты начала XX

Из книги КГБ и тайна смерти Кеннеди автора Нечипоренко Олег Максимович

Биография Джека Руби (он же Яков Рубинштейн) Комиссия Уоррена в отношении Руби должна была ответить на два вопроса:«- Возможно ли, что Руби вместе с Освальдом или с другими лицами участвовал в заговоре, имеющем целью убить президента;- Руби, не являясь участником такого

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (род. в 1890 г. – ум. в 1960 г.) Поэт, лауреат Нобелевской премии (1958 г.). Книги стихов «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «На ранних поездах»; поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СОКОЛОВ Сергей Леонидович (18.06.1911). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 23.04.1985 г. по 26.06.1987 г. Член ЦК КПСС в 1968 - 1989 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966 - 1968 гг. Член КПСС с 1937 г.Родился в г. Евпатория в семье служащего. Русский. Трудовой путь начал в 1927 г. упаковщиком в

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века. В свою очередь, этот

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Рубинштейн Николай Григорьевич 1835–1881 пианист-виртуоз и дирижёр Родился 14 июня 1835 года в Москве. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. К моменту рождения его была довольно состоятельной.Музыкой

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛОЗИНСКИЙ Михаил Леонидович 8(20).7.1886 – 31.1.1955Поэт, переводчик (Бодлер, Шекспир, Данте и др.), теоретик перевода. Член «Цеха поэтов» (с 1911) и 2-го «Цеха поэтов» (1916). Редактор-издатель журнала «Гиперборей». В 1913–1917 – секретарь журнала «Аполлон». Стихотворный сборник «Горный

Из книги автора

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович 29.1(10.2).1890 – 30.5.1960Поэт, прозаик, переводчик. Член группы «Центрифуга». Стихотворные сборники «Близнец в тучах» (М., 1914), «Поверх барьеров» (М., 1917), «Сестра моя жизнь» (М., 1922), «Темы и варьяции» (Берлин, 1923), «Поверх барьеров» (М.; Л., 1929), «Избранное

Из книги автора

РУБИНШТЕЙН Ида Львовна 24.9(5.10).1885 – 20.9.1960Танцовщица. Ученица М. Фокина. Для нее были поставлены балеты «Саломея», «Мученичество святого Себастьяна», «Пизанелла, или Благоуханная смерть» (пьеса Г. Д’Аннунцио, хореография М. Фокина, декорации Л. Бакста) и др.«Почти всегда,

Годы жизни: 1889 - 1960

Родина: Одесса (Российская Империя)

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.

Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.

В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во мноюм благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. — еще и курс «Введение в философию».

После смерти Ланге С.Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.

В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. - в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.

Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.

Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического - это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.

Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир» Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.

Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

Советский психолог, философ, один из создателей теории деятельности в советской психологии

Родился в семье адвоката. Окончив экстерном Ришельевскую гимназию (1908), продолжил обучение в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга (1908-1913), там же защитил докторскую диссертацию по философии. Отказавшись от предложения занять должность профессора одного из европейских университетов, вернулся в Одессу, где безуспешно пытался возглавить кафедру психологии Новороссийского университета; преподавал психологию, логику и философию в частных гимназиях (1914-1917).

В 1919 благодаря поддержке Н. Н. Ланге избран приват-доцентом, затем заведующим кафедрой психологии (1921-1930) Новороссийского университета (после объединения с Украинским педагогическим институтом - Одесского института народного образования); во время занятия Одессы Добровольческой армией (1920-1921) временно отстранён от преподавания. Читал лекции по логике, математике, теории относительности Эйнштейна, теории искусства, истории философии; вёл семинар по методологии социальных наук, организационную работу в системе народного образования, курсы по педагогической психологии и педологии в одесском Педологическом институте. После критики психологии как «идеалистической науки» фактически отошёл от преподавательской деятельности, заняв должность директора Главной библиотеки Высшей школы Одессы (1922), установил связи с крупнейшими научными учреждениями мира, организовал аспирантуру (1928).

В 1930 по приглашению М. Я. Басова переехал в Ленинград, стал заведующим кафедрой психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена (1930-1942). Читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ, возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики, одновременно был заместителем директора Центральной научной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Зимой 1941/1942 разрабатывал психологические методики выживания в условиях блокады.

В марте 1942 эвакуирован в Кисловодск, затем в Москву. Директор Института психологии (1942-1945; ныне Психологический институт РАО). Создал и возглавил кафедру (1942), затем отделение психологии в МГУ (1943), сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945-1949 и с 1959, в 1945-1948 заместитель директора). Приглашал к сотрудничеству многих известных психологов - А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперина.

С 1947 в ходе кампании по борьбе с космополитизмом подвергался критике, в 1949 освобожден от руководящих должностей, труды Рубинштейна были изъяты из библиотек. После 1954 реабилитирован; один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955).

На занимаемых административных постах стремился консолидировать научные коллективы, поднять статус психологической науки в СССР, несмотря на попытки её дискредитации - в том числе на «павловской» сессии Академии наук и Академии медицинских наук (1950). В числе учеников С. Л. Рубинштейна - А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Доктор педагогических наук (1937), лауреат Сталинской премии (1942), член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии.

Создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики: основоположник деятельностного подхода в психолого-педагогической науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание (сам использовал термины «принцип творческой самодеятельности», позднее - «принцип единства сознания и деятельности»). Систему психологии основывал на принципе единства сознания и деятельности; считал, что субъектом этого единства является личность, в её деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие - это «единица» деятельности, а практическое действие - первичная форма мышления. Полагал, что деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» - поступок. С конца 1940-х гг. в деятельности и других видах активности субъекта вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т.д.), считая его основным способом существования психического.

Разрабатывал оригинальный общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе, педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. На основе этого принципа разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического; раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Занимался исследованиям проблем эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности». Утверждал, что ребёнок - не просто объект педагогических воздействий, а их активный преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. Созданная им и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).

Основные труды

Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.

Основы общей психологии. М., 1940. (3-е изд. в 2-х т.: ; ).

Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Проблемы общей психологии. М., 1973.

Избранные философско-психологические труды. М., 1997.

Человек и мир. М., 1997.

Литература

Альбуханова-Славская К. А., Брушлинский А. В . Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.

◦ Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.

Якиманская И. С . У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989. № 8.

Селиванова Л. Н . Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна. Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1998.

◦ Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010.

Абульханова К. А., Славская А. Н. Сергей Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. М., 2010.

◦ Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна: [сб. статей] / отв. ред. К. А. Абульханова. М., 2011.

Библиография

Архивы

≡ Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 642. 1910-1960-е гг.

≡ Личное дело С. Л. Рубинштейна. Музей РГПУ имени А. И. Герцена.

Сергей Леонидович Рубинштейн

Рубинштейн Сергей Леонидович , советский психолог, член-корреспондент АН СССР (1943). Директор Института психологии АПН РСФСР (1942-1945), заместитель директора Института философии АН СССР (1945-1948), заведующий сектором психологии Института философии АН СССР (1945-1949, 1956-1960). Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Государственная премия СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

Рубинштейн Сергей Леонидович – отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» («Исследование проблемы метода»). В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). С 1919 года – доцент, а с 1921 года – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года – директор Научной библиотеки г. Одессы. В 1930–1942 годы – заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1942–1949 годы – заведующий кафедрой психологии в МГУ, в 1942–1945 годы – директор Института психологии Академии педагогических наук РСФСР, в 1945–1949 и в 1956–1960 годы – заведующий сектором психологии в Институте философии АН СССР. Член-корреспондент АН СССР (с 1943), академик Академии педагогических наук (с 1945).

Общее направление научных исследований – психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма – «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» – разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте – систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса («Экономическофилософских рукописей 1844 г.»). Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии (Человек и мир. М., 1997). Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии.

А.В. Брушлинский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 469.

Рубинштейн Сергей Леонидович (6(18).06.1889, Одесса - 11.01. 1960, Москва) - психолог и философ. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге («Исследование проблемы метода», на нем. языке, 1913), Рубинштейн преподавал логику, философию и психологию в гимназиях Одессы. В 1921 году был избран проф. кафедры психологии Новороссийского (Одесского) университета. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов (по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории).

В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической), и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса.

С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. людьми, с продуктами их прошлой и даже будущей деятельности. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» (Основы общей психологии. М., 1946. С. 412).

Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития (и саморазвития) в форме жизненного пути.

При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Рубинштейна, детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания» (Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 251).

Для понимания учения Рубинштейна о человеке, об активности как модусе субъекта, о развитии личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа «Человек и мир». Тезисы Рубинштейна о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с другими людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, - имеют общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности - личности, группы, всего общества. В учение о мышлении вошли многие положения Рубинштейна о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперативно-поведенческом характере.

Для социологии важны его идеи о многослойности личности: наличии у нее общих с другими психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, например, мотивации; социально-обусловливаемых свойств. Р. доказывал возможность объективного изучения психики как субъективного феномена, т. е. принадлежащего человеку как субъекту, тем самым он расширял горизонты научного познания я целом, преодолевая установку редукционизма, согласно которому объективному изучению подвержено лишь материальное.

Исследуя проблему свободы, Рубинштейн видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, которое является необходимым звеном я обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще нереализованная, определяет действия, посредством которых она реализуется. «Это обращение обычной зависимости - центральный феномен сознания в его соотношении со свободой, с ним непосредственно и связана свобода человека» (Бытие и сознание. М., 1957. С. 284).

Рубинштейн трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Рубинштейну, достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 530-531.

Сочинения: Основы психологии. М., 1935; Основы обшей психологии. М., 1940, 1946, 1989; О мышлении и путях его исследования. М., 1988; Человек и мир. М., 1997; Избр. философско-психологические труды. М., 1997; О смысле жизни: Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: В 2 т. М., 2008.

Литература: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989 (2010); Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.. 1989; Сергей Леонидович Рубинштейн. Сер. «Философия России второй половины XX века» / Под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010; Payne Т. R. S. S. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dadrecht, 1968.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Биография . Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге (1913), где защитил докторскую диссертацию по теме « Eine Studie zum Problem der Method». С 1919 г.- доцент, с 1921 г. – профессор кафедры философии и психологии Одесского университета. С 1922 г. - директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 г. - заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. В 1937 г. ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» (М., 1935). За «Основы общей психологии» получил в 1940 г. Государственную премию. С 1942 по 1949 г. - заведующий кафедрой психологии в МГУ. С 1942 по 1945 г. - директор Института психологии АПН РСФСР. В 1943 г. создал в МГУ им. М. В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР - сектор психологии (1945). Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АПН (1945).

Исследования . В статье «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который в дальнейшем, в 1930-е гг., был положен в основу его деятельностного подхода. Предложил формулировку принципа детерминированности психического: внешние причины действуют посредством внутренних условий. Развивал теорию мышления и личности как деятельности и процесса.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 506.

Сочинения: Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Одесса, 1922. Т. 2; Проблемы психологии в трудах К. Маркса // Советская психотехника. 1934. № 1. Т. 7; Бытие и сознание. М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М., 1958; Принципы и пути развития психологии. М„ 1959; Человек и мир // Вопросы философии. 1966. № 7; Проблемы общей психологии. М., 1973; Из дневников С. Л. Рубинштейна (публикация подготовлена А Н. Славской) // Психологический журнал. 1999. № 4. Т. 20.

Литература: Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-пси хологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989; Цуканов Б. И. Одесский период жизни С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Пархоменко О. Г., Ронзик Д. В., Степанов А. А. С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10; Брушлинский А. В. С. Л. Рубинштейн - родоначальник деятельностного подхода в психологической науке // Психологический журнал. 1989, № 3. Т. 10; Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитористики // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20; Брушлинский А. В. Философия и психология: С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк // Психологический журнал. 1999. № 6. Т. 20.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Принцип творческой самодеятельности. – В кн.: Ученые записки высшей школы г. Одессы, т. II. Одесса, 1922;

Основы общей психологии. М., 1940 (2-е изд., 1946; 3-е изд., 1989);

Бытие и сознание. М., 1957;

О мышлении и путях его исследования. М., 1958;

Принципы и пути развития психологии. М., 1959;

Проблемы общей психологии. М., 1973 (2-е изд., 1976);

Избр. философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997;

Основы обшей психологии, 4-е изд. СПб., 1998.

Литература:

С.Л.Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989;

Абульханова-Славская К.Α., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989;

Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.

Родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил гимназию с золотой медалью. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.

В 1914 г. вышла его первая статья «К проблеме метода». Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В апреле 1919 г. он избран приват-доцентом на кафедре философии. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. курс «Введение в философию». В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности».

В 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.

С 1925 г. занимает должность директора Одесской научной библиотеки, активно участвует в развитии библиотечного дела в России.

С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».

В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г. издал книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя и учащегося. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношения учащихся к предмету и преподавателю. Ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Рубинштейн также показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. Он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии». В ней он отразил свою теорию личности. Личность понимается им как совокупность отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым.

До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов, во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там не долго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.

В 1945 г. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора бьгла организована первая ггеихологическая лаборатория в Академии наук СССР.

В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948 -1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.

Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека в работе «Человек и мир», изданной после его смерти, в 1973 г. Он умер в 1960 г.



Поделиться