Правовое положение населения римской общины. Римское право - краткий словарь для рабов Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, включая Россию, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином, прописанная в конституции РФ?

Тема Римского права была подсказана assucareira и оказалась настолько глубокой, что я сомневаюсь в своих скромных возможностях ее раскрыть хотя бы даже поверхностно. Я не имею ни малейшего юридического образования или опыта, поэтому просто собираю и сопоставляю общеизвестные, но редко упоминаемые факты, а выводы - делайте сами. Я, как человек, от рождения имею полное право выражать собственное мнение.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
Конституция РФ взята для примера, с целью иллюстрации. В статье нет никаких призывов к изменению существующего конституционного строя. Даже если Вам так может показаться. Эта статья - всего лишь анализ свободных источников.

Рабовладельческое право
Римское право - это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике (см.ниже), конституции (см.ниже) и явно чувствуется мной на собственной шкуре.

Экономические основы рабства
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом - основной экономический смысл рабства.

Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда ( ):
"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть - Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание - миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков - фантиков - это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку - ж..па есть, а слова такого - нет!

Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Есть основания относить Римскую аббревиатуру SPQR к указанию на Патрициев, обладающих всей полнотой прав.

В последствии этот символ был заменен на ЛАБАРУМ:

Оба символа широко используются в христианстве и по сей день.

Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа.

То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
- Патриции , обладающие всеми правами по рождению
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах

В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ ( ):
"Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. "

Важно, что человек и гражданин - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" - плебею, то есть - рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого - плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?

Рим
Что такое Рим? Странный вопрос, не правда ли?
Рим - это не местоположение, не государство, не национальность, а правовое устройство общества на принципах рабовладения.

Общеизвестно, что кроме Рима в форме республики и - впоследствии - империи, существовали:

1. (Восточная) Римская империя - Imperium Romanum
Известна также как:
- Византийская империя
- Ромейская Империя
- Васили́я Роме́он
- Романия
- Греческое царство

Полагаю, все знают про сходство этого герба с Российским, Австрийским, и многими другими.

2. Священная Римская Империя - Sacrum Imperium Romanum
Со средних веков носит название: Священная Римская империя германской нации. Основана Оттоном Великим как прямое продолжение античного Рима во времена крещения Руси и Византии и просуществовала до эпохи Пушкина и Наполеона.

3. Третий рейх - Drittes Reich, буквально - Третья империя.
Достаточно взглянуть на символику, чтобы увидеть переемственность:

Первым рейхом, или империей, считалась собственно Священная Римская Империя Германской Нации, а вторым рейхом - Кайзеровская Германия. Не надо быть лингвистом, чтобы прочитать в Кайзере - Кесаря, Римского Кесаря. Да и на голове Кайзера Вильгельма II все тот же узнаваемый орел:


Заметьте еще мальтийский крест к Вильгельма и сравните символику со знаком президента РФ:


4. Третий Рим
Идея третьего Рима, якобы, осталась только лишь идеей, несмотря на символику и принципы устройства Российской империи

Кесари Цари государства Российского, по традиционной истории, с 1762 года являются династией Гольштейн-Готторпских, ближайших родственников Ганноверской династии, ставшей в Англии правящей династией Виндзоров. Однако их претензии на Римский статус недвусмысленно выражены в фамилии, которую они себе избрали - Романовы (Римские, от Рома-Рим).

5. Румыния (Romania)
Название страны происходит от лат. "romanus" - «римский».
Румынский язык очень близок к Итальянскому, который, в свою очередь, непосредственно восходит к "народной латыни". Довершает композицию "орлиный" герб.

Есть еще ряд других больших и малых стран, народов даже султаната, имеющих прямое указание на Рим.

Таким образом, Рим, Римский - это не территориальный, не национальный, не наследный признак, а статус устройства общества на принципах рабовладения .

Символика
Правовая система подразумевает систему наказания за деяния, предусмотренные в законе. Нарушение закона приводит к наказанию, которое в Римском праве осуществляли ликторы (палачи). Символом ликторов являлись фасции, которые дали название фашистскому движению:
- Национальная фашистская партия (Италия)

Национальная фашистская партия (Германия

Фасции широчайше представлены в государственной символике, предлагаю ознакомиться самостоятельно с галереей . Фасции повсеместно встречаются в Питере, в частности - на барельефе Исаакиевского собора.

Особого внимания заслуживает обложка "революционной" Конституции РСФСР 1918 года с двумя фасциями:


То есть и РСФСР был построен на тех же принципах Римского права. Хочу заметить, что Конституция СССР 1936 года (Сталинская), на мой взгляд, построена на совсем других принципах, и не содержит Римской символики. Выглядит так, что Сталин сделал попытку организовать общество на другом принципе, и не мне судить - насколько он преуспел в этом.

Я по-другому осмыслил, почему в СССР одной из самых популярных спортивных команд был (и остается в России!) Спартак. Для меня по-другому зазвучали слова, с которых начиналось обучение в школе: "Мы-не рабы"...

Тот факт, что эмблема Федеральной службы исполнения наказаний РФ тесно напичкана Римской символикой, еще раз подтверждает широчайшее применение Римского права вплоть до настоящего момента:

Что такое фасции и в чем смысл символики? Нигде толком об этом не сказано, официально говорится что это связка березовых или вязовых веток, в которую вставляли би-пенис (пардон муа), он же - лабрис. Набор букв ЛБР-ЛВР повсеместно используется в связи с правовыми аспектами рабства:
- LaBRis, как оружие палача, имеющего по закону право убить раба
- LiBRa, весы, обязательные для процедуры мансипации, описанной в Римском праве (передачи прав собственности на раба). До сих пор весы - символ правосудия.
- LiBRa, мера веса - римский фунт, от которого произошла Итальянская Лира. Весовой кусок металла был обязателен для юридической правомочности процедуры мансипации
- LiBeR, римский бог-покровитель рабов-плебеев
- LiBeR, свобода на латыни. Замечу, что в английском есть два синонимичных понятия, - Liberty и Freedom. Полагаю, что первый применяется к рабам, ищущим свободы, второй - к свободнорожденным патрициям.
- LaBoR, труд
и прочая, и прочая...

Но вернемся к фасциям. Вот этимология этого слова (ссылка ):
From Proto-Indo-European *bhasko ‎(“bundle, band”), see also Proto-Celtic *baski ‎(“bundle, load”), Ancient Greek φάκελος ‎(phákelos, “bundle”)...

Факелос!!! По древнегречески - ФАКЕЛОС!!! Теперь становятся понятны факельные шествия фашистов (или их правильнее назвать факелистами, по древнегречески) и факел в руках LiBeRty - статуи свободы США. Чтобы ни у кого, не оставалось иллюзий.

На мой взгляд, фасции использовались при казни на костре, которая широко применялась римлянами и прописана в Римском праве в качестве одной из мер наказаний, задолго до инквизиции, учрежденной римской католической церковью. Традиции, так сказать. То есть фасции - это и символ, и орудие для отправления закона. Обратите внимание на вязанки в костре и би-пенисы (затейники же были эти римляне!) на заднем плане:

Добавлю к символам Римского права еще Римскую тогу - широкий шерстяной плащ или мантию, который имели право и обязанность носить только квиренты - рабовладельцы, свободных от целых разделов Римского права и потенциально имевших право самим судить.
Императоры носили пурпурную (порфирную, багряную) тогу, а квиренты, которые хотели попасть в сенат - выбеленную, белоснежную, которую называли кандида, а будущих сенаторов - соответственно кандидатами.

Везде, где присутствуют фасции, факелы, весы, мантии, пурпур в качестве символов - можете не сомневаться, применяется Римское право.

Ну и "три в одном" - Джордж Вашингтон, председатель Филадельфийского конвента, принявшего Конституцию США, вольный каменщик , с раскинутой тогой на заднем плане и фасциями у правой ноги. Полюбопытствуйте также статей Авраама Линкольна, якобы отменившего рабство, на предмет тоги и фасций.

Подданство и гражданство
Получение подданства Российской Империи означало добровольное рабство (холопство) и получалось путем крещения в православную веру.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял «крещение Православныя Христианския веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство ».

Сенатский указ от 27 августа 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России» вводил момент вечности в текст присяги: «Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей… Государыне… хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть..."

Теперь становится понятным то упорство, с которым на Руси отказывались от крещения, ведь оно автоматически означало рабство, согласно указам! Во всяком случае - рабство для иностранцев, но к тому времени Русь уже стала православно-крепостной, и совершенно непонятно, когда и по какому праву рабство началось.

Принцип тождества подданный=холоп не изменился и сегодня, поменялась только форма и названия. Де-факто Вы НЕ МОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ от гражданства по собственному желанию, Вы можете только ПОМЕНЯТЬ гражданство. В этой статье на реальном примере рассказывается, как юрист и правовед с нерусской фамилией делал безуспешную попытку отказаться от Российского гражданства.

В сети также есть ролик на английском языке о том, как в Великобритании родители отказались регистрировать рождение ребенка, и им это удалось по закону! А уж на тему того, что сертификаты о рождении в США (birth certificates) являются ценными бумагами, которые торгуются на американских биржах, снято огромное количество роликов.

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно - переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию - Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть - сменить хозяина.

Еще раз - раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов:


И не обольщайтесь - "Common Law" Великобритании и отсутствием орла на обложке Британского паспорта - это не выход. Морское право имеет еще более "интересные" особенности, о которых надо бы писать отдельно.

Государство
И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций, от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.

Так где та тонкая грань между государством и корпорацией? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:
"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государтво, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :
"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб, вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома."

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

Есть ли у меня рецепт - что делать, чтобы изменить существующее положение? Нет, увы, я пока нахожусь в поиске. Возможно, напишу отдельный пост о своих мыслях, а также эзотерической составляющей, а возможно, что и не стану этого делать. Будьте осторожны в комментариях, не нарушайте закона, высказывая свое мнение.

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. была борьба патрициев с плебеями. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле, пользование отдельными ее участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз этими войнами и налогами, наоборот, доводились до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко.

Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В самом начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

Учреждение трибуната. В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны, которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, тебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом «veto» (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса.



Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их «veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для дальнейшей борьбы между сословиями.

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку.

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий, которого патриции обвинили в стремлении к захвату власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Кассия и не думали исполнять обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.



Плебеи были недовольны и тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне. Плебс стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы, подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII в. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Каем Терентилием Ар-сою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили. Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях. Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

Они были учреждены по родовому признаку и отображали объединение трёх этнических компонентов: латинов, сабинов и этрусков. Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей. Многие из них были не очень богатыми людьми. Первоначально не имея никаких прав, плебеи со временем добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов , которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

В середине V века до н. э. под давлением плебеев были составлены законы, записанные на 12 медных досках и выставленные на обозрение на центральной площади Рима. Стоит заметить, что в них был прописан закон, запрещающий браки между плебеями и патрициями, но он просуществовал менее года.

В начале III века до н. э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие - нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон, что решение плебейских собраний плебисциты , являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс-свободные ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плебеи" в других словарях:

    - (лат. plebs, plebis). Третье и самое низшее сословие в древнем Риме; темный класс людей, чернь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛЕБЕИ 1) общее обозначение неполноправных римских граждан, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo наполняю, следовательноplebs толпа) так называлась в древнем Риме не пользовавшаясяпервоначально полными гражданскими правами масса населения,противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям).… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Плебс (лат. plebei, от plebs простой народ) одно из сословий свободного населения в Древнем Риме. До начала III в. до н.э. стояли вне родовой общины, не имели гражданских и политических прав, а также прав на общинную землю. Многие П. находились … Юридический словарь

    - (плебс) (латинское plebeii, plebs), в Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину. В результате упорной борьбы с патрициями (начало 5 начало 3 вв. до нашей эры) добились включения в состав римского народа, уравнения в… … Современная энциклопедия

    - (плебс) (лат. plebeii plebs), в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в … Большой Энциклопедический словарь

    Плебеи - (plebs), простолюдины в Др. Риме, в т.ч. бедняки и безземельные. В ранней республике не могли занимать гос. должности и вступать в брак с патрициями. Полит, история ранней республики состояла гл. об. в нараставшей организованной борьбе П. за… … Всемирная история

    Плебеи - (от лат. plebejus, plebs простой народ; англ. plebs) в Др. Риме преобладающая масса свободного (т.е. не состоявшего в рабстве) населения, первоначально не пользовавшаяся политическими правами в противоположность патрициям. Синоним плебс … Энциклопедия права

    Плебс (лат. plebeii, plebs), в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землёй. В результате упорной борьбы с патрициями (начало V начало III вв. до н. э.) добились… … Энциклопедический словарь

    - (лат. plebei) одно из сословий свободного населения в древнейшем рим. обществе. Вопрос о происхождении П. принадлежит к числу спорных и нерешенных проблем в историографии античности. Нем. историк Б. Нибур полагал, что в отличие от патрициев,… … Советская историческая энциклопедия

    Плебеи - (от лат. plebs толпа, чернь) одно из сословий свободного населения Рима. До III в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • , Напп Р.. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…
  • , Напп Роберт. Крупный американский историк Роберт Напп, более 30 лет преподававший в Калифорнийском университете в Беркли историю и культуру Древнего Рима, делает героями своегоисследования простых,…

ГЛАВА IX

Внутренняя история Рима до IV века

III. Борьба патрициев с плебеями

238. Причины борьбы патрициев с плебеями

Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V u IV вв. была борьба патрициев с плебеями . Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, а они пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Когда Рим приобретал приращения к своей государственной земле (ager publicus), пользование отдельными её участками предоставлялось на правах бесплатной оккупации одним патрициям, а между тем, плебеи, участвовавшие в войнах и платившие налоги, как раз доводились этими войнами и налогами, наоборот, до настоящего разорения. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и тело: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи не хотели переносить таких несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. Одним словом, в Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Здесь именно не было ни народных восстаний, ни установления тирании, и борьба шла на законной почве, потому что в самом же начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибунов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей.

239. Учреждение трибуната

В 494 г., возвращаясь из одного счастливого похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Плебейские трибуны (tribuni plebis), которых было сначала два, а потом вскоре десять, могли выбираться только из плебеев и равным образом лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты (plebiscita), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Созывались трибутные комиции трибунами. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям, явились чисто плебейские комиции по трибам . Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своею сословия помощь и покровительство (jus auxilii) в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города, и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством (jus intercedendi), одним только словом « veto» (т. е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие‑либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными (sacrosancti), и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их « veto». В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: дело в том, что трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

240. Предание о Кориолане

Патриции дозволили плебеям иметь своих защитников лишь под влиянием боязни, что плебс покинет город, но впоследствии были не прочь отнять эту уступку. Попытка в этом направлении, по преданию, сделана была патрициатом по совету сенатора Гнея Марция Кориолана (получившего свое прозвище от взятия города Кориол). В Риме был голод, и Кориолан предложил сенату не продавать хлеба из государственных запасов, пока плебс не откажется от трибуната. Потребованный трибунами к суду, Кориолан бежал к враждебному племени вольсков, двинулся с ними на Рим, опустошая поля плебеев, и даже осадил самый город. Но к нему вышли навстречу его мать и жена, и, уступая их мольбам, Кориолан снял осаду с города, за что, однако, был убит раздраженными вольсками.

241. Первое предложение об аграрном законе

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон , как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. Спурий Кассий , которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, бывших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства .

242. Децемвиры

Особенно плебеи были недовольны также и тем, что во всех обыкновенные гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, как хранили в тайне и свои религиозные обряды. Плебс поэтому стал добиваться, чтобы составлены были во всеобщее сведение писаные законы , подобно тому, как требовал писаных законов и афинский демос в конце VII века. В 461 г. об этом сделано было предложение в трибутных комициях одним трибуном (Гаем Терентилием Арсою), и так как патриции на это не давали согласия, то плебс десять лет сряду выбирал постоянно одних и тех же трибунов, пока их упорство не увенчалось успехом. Патриции уступили и, по преданию, даже послали нескольких сенаторов в Грецию, чтобы собрать сведения о законах тамошних городов и в особенности Афин. Для написания законов в 451 г. была образована комиссия децемвиров , т.е. десяти мужей (decemviri legibus scribundis), которые получили на все время своих занятий этим делом и консульскую власть. Таким образом, децемвиры должны были и управлять государством; даже должность трибунов временно была также отменена. В 450 г. полномочия комиссии были продолжены, и в состав её вошло несколько плебеев. Когда законы были наконец готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях. Во главе децемвиров стоял честолюбивый и властолюбивый Аппий Клавдий, начавший действовать совершенно произвольно. По преданию, он задумал овладеть дочерью одного почтенного плебея, Виргинией, и судебным приговором приказал отдать ее одному своему клиенту, объявившему, что она его беглая рабыня. Отец Виргинии, не желая, чтобы его дочь досталась Аппию Клавдию, сам убил ее на форуме, и это было сигналом к новому взрыву народного негодования, выразившемуся опять в уходе на Священную гору. Тогда децемвиры сложили с себя власть, и между патрициями и плебеями состоялось примирение (449).

243. Законы XII таблиц

247. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев

В 376 г. у плебеев явилось два энергичных трибуна – Гай Лициний Столон и Луций Секстий Латеран. Стремясь к уравнению прав, они сделали в трибутных комициях три важных предложения: одно об облегчении уплаты долгов путем включения в должную сумму уже выплаченных процентов, второе о том, чтобы никто не имел права пользоваться более, чем 500 югерами государственной земли, и третье – чтобы впредь выбирались вновь только консулы, и один из них был плебей. Патриции всячески сопротивлялись этим предложениям, возобновлявшимся Лицинием и Секстием каждый год в течение целых десяти лет, так как каждый раз они снова выбирались в трибуны. Сначала патриции склоняли на свою сторону их товарищей, и те своим « veto» останавливали Лициния и Секстия; потом патриции добились назначения диктатора из особенно рьяных защитников привилегий своего сословия; наконец, когда ничто не помогло, они готовы были уступить все, кроме консульства. Но энергичные трибуны стояли на своем и в 366 г., соединив все три предложения в одну рогацию, достигли признания её за закон [Лициния и Секстия] (leges Liciniae Sextiae). Соглашаясь на допущение плебеев к консульству, патриции, однако, добились отделения от него чисто судейских обязанностей на том основании, что право известно одним патрициям, которым одним и сделались доступными две новые должности, отделенные теперь от консульства: преторство и курульное эдильство. Судебные обязанности консулов были поручены претору, который был как бы товарищем консулов, выбирался вместе с ними и одним с ними порядком и даже заступал их место во время их отсутствия. Сначала был один претор, потом число их стало возрастать. Вступая в должность, претор письменно излагал те правила, которыми он обязывался руководиться на суде (преторский эдикт). Обязанность распоряжаться публичными играми, наблюдать за торговлею и общественными зданиями, за порядком и чистотой на площадях и улицах возложена была на патрицианскую должность курульных эдилов (aediles curules), названных так в отличие от эдилов плебейских по праву сидеть на особом курульном кресле, бывшему привилегией одних патрицианских магистратов. В ознаменование примирения между патрициями и плебеями после этого в Риме был построен храм Согласия. Вслед за тем одна должность за другою из остававшихся еще за одними патрициями переходила к плебеям – диктатура (356), цензура (338), претура (336) и курульное эдильство. Дольше всею за патрициатом сохранялось исключительное право на занятие жреческих должностей, но около 300 г. плебеям был открыт доступ и к должности главного понтифика, т.е. верховного жреца. Один царь священных дел (rex sacrificulus) и жрецы‑возжигатели (flamines) до самого конца могли быть лишь из патрицианских родов. Но эти должности не пользовались никаким политическим значением. Уравнением прав патрициат, таким образом, не был еще совсем уничтожен, но все его учреждения уже имели после 300 г. лишь совершенно частный характер.

248. Возникновение нобилитета

Уравнение прав патрициев и плебеев повлекло за собою новую группировку партий. По мере того, как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т. п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей , т.е. именитых людей, иначе нобилитет (nobiles). Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная , все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей. В течение некоторого и притом довольно продолжительного времени (до середины II в.) новая знать пользовалась большим авторитетом в народной массе и направляла всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Это был правящий класс Рима, при котором, впрочем, и народ имел свою долю влияния на ход дела. Главным органом нового правящего класса сделался сенат , уже и раньше занимавший в республике первенствующее место.

От уравнения прав между патрициями и плебеями (366) до начала новых гражданских смут (133) прошло около двух с половиною веков, в течение которых Рим превратился из главы латинского союза в мировую державу.

Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.

Социальные классы Древнего Рима

Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.

Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима - это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.

Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.

Римские патриции: происхождение

Интересен перевод слова «патриции» - оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.

Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе - это как раз родовое имя. И третье - так называемое семейное. Например, Юлий - родовое имя одного из древних патрицианских родов.

Патриции - это также самое первое В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.

Функции и обязанности привилегированного класса

Патриции - это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.

Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Практически вся история великой империи - это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.

Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов - основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать император.



Поделиться