Перевозка людей. Требования безопасности. Обеспечение безопасности пассажиров при перевозках автобусами Правила безопасности при перевозке людей животных

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при перевозке людей автотранспортом

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28 с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению при перевозке людей автотранспортом.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящую инструкцию обязаны знать:

– водители, занятые на перевозке людей;

– старшие, назначенные ответственными лицами при перевозке людей;

– пассажиры (рабочие, ИТР, служащие предприятия);

– руководители автотранспортного хозяйства.

На предприятии доставка рабочих на работу и рабочие места производится автотранспортом предприятия (на автобусах и спе­циально оборудованных грузовых бортовых автомашинах).

1.2. При перевозке людей на автотранспорте опасными и вредными производственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность:

а) дорожно-транспортного происшествия по причине неудов­летворительного технического состояния автомобиля, нарушений Правил дорожного движения водителем, утомления водителя;

б) травмирования движущимся по территории предприятия ав­тотранспортом, незакрепленным в кузове громоздким и тяжелым грузом; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на по­верхности оборудования;

в) отравления токсичными газами автомобиля;

– опасность возникновения простудного заболевания при неу­довлетворительных метеорологических условиях;

– нарушение правил безопасности самими работниками при следовании в пути на работу и с работы на автотранспорте предприятия;

– недостаточное освещение.

1.3. К работе водителем автотранспорта для перевозки людей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обуче­ние безопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безопасных приемов работы, имеющие удостоверение на право уп­равления данным автомобилем, непрерывный стаж работы в качест­ве водителя не менее трех лет и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

На перевозку людей должны назначаться наиболее опытные, дисциплинированные водители первого и второго классов.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осу­ществляться водителями, имеющими удостоверение на право управ­ления транспортным средством категории “С” (при перевозке бо­лее 8 человек, включая пассажиров в кабине, – категорий “С” и “Д”) и стаж управления транспортными средствами данной катего­рии более трех лет.

Работники, подлежащие доставке к месту работы и обратно, также должны быть проинструктированы по правилам безопасности при проездах автотранспортом.

Закрепление водителей за автомобилями, занятыми на пере­возке людей, производится приказом по предприятию.

Автомобили, предназначенные для перевозки рабочих смен, закрепляются за определенным маршрутом. С водителем проходят изучение трассы маршрута движения и установленные на ней до­рожные знаки, определяют безопасные приемы управления автомо­билем с учетом дорожных условий.

1.4. Водителю автотранспорта полагаются по Нормам следую­щие индивидуальные средства защиты:

– перчатки х/б, РСФСР 8386-75 арт.74О5, 74О6.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Общие требования безопасности, предъявляемые к пере­возке людей автотранспортом предприятия:

1.6.1. Доставка рабочих на работу и обратно производится во всех случаях, когда место жительства от места работы нахо­дится на расстоянии более трех километров и при отсутствии го­родского транспорта.

Доставка рабочих производится за счет предприятия на обо­рудованном для этой цели транспорте.

1.6.2. Работник, заметивший нарушение инструкций другим работником, обязан предупредить его о необходимости соблюдения требований по технике безопасности.

1.6.3. Для перевозки людей, как правило, выделяется авто­бус, а при его отсутствии специально оборудованные грузовые бортовые машины, техническое состояние которых должно отвечать действующим Правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транс­порте.

Запрещается использовать для перевозки людей автомобильные или тракторные прицепы (тележки).

1.7. Все изменения вносятся в инструкцию на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.8. Обязанность рабочих и служащих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность перевозки людей на автотранспорте в значи­тельной мере зависит от соблюдения правил и норм охраны труда как самими рабочими, ИТР, служащими, так и водителем. Следует знать и выполнять требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПЕРЕВОЗКИ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязан­ностей водителя при перевозке людей на автомобильном транспор­те, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Приготовить исправные и чистые полагающиеся по Нормам средства индивидуальной защиты.

Водитель не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, а также в других неисправных средствах индивидуальной защиты.

2.3. На перевозку людей должна быть заявка от руководите­лей подразделений (мастеров) производственных участков.

2.4. Транспорт должны готовить руководители автохозяйства.

Для перевозки людей должны использоваться автомобили с на­дежной работой узлов, агрегатов и оборудования, обеспечивающие безопасность движения в любых условиях.

2.5. Транспорт должен быть подготовлен к перевозке в соот­ветствии со следующими мерами безопасности:

2.5.1. Автобусы и специально оборудованные грузовые авто­мобили для перевозки людей должны быть укомплектованы средс­твами пожаротушения: исправными легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый, кошмой и ящиками с пес­ком, которые должны размещаться на видном месте в салоне авто­буса или кузове грузового автомобиля. Кроме того, на каждом автомобиле должны быть аптечка и знаки аварийной остановки.

2.5.2. Грузовые бортовые машины:

а) Кузов грузового автомобиля не должен иметь поломанных брусьев и досок.

б) Борта кузова должны свободно открываться (откидывать­ся), иметь исправные петли и запоры.

в) Для разовых перевозок пассажиров кузов бортового грузо­вого автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не ме­нее 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться.

г) Кузов должен быть оборудован сидениями, закрепленными на удобном месте, закрепленными на высоте О,3-О,5 м от пола и не менее О,3 м от верхнего края борта.

Задние и продольно-расположенные у боковых бортов сиденья, а также бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

Сидения, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

д) Автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован:

– тентом или полубудкой (для перевозки 5-6 человек), проч­но закрепленными в кузове, защищающим перевозимых людей от ат­мосферных воздействий;

– ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;

– звуковой и световой сигнализацией из кузова в кабину во­дителя;

– освещением в кузове;

– стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

– выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузо­ва на 3О-5О мм.

е) Грузовой автомобиль с кузовом типа “Фургон”, используе­мый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

– исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

– исправное устройство для фиксации дверей в открытом по­ложении;

– исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

– подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

– освещение, защищенное от механических повреждений;

– устройство для обогрева в холодное время года;

– достаточную вентиляцию.

ж) Автомобили должны иметь:

– специальную окраску, обеспечивающую хорошую видимость с большого расстояния;

– на передней части кузова табличку с надписью: “Осторожно люди” (фон ярко-желтый, буквы черные, размер таблички 1ООх2О);

– на стенках кабины, обращенной в кузов автомобиля, таб­лички с надписью “В кузове не стоять!”, “Не курить!”, “На бор­тах не сидеть”.

з) Число людей в кузове не должно превышать для автомоби­лей грузоподъемностью:

от 1,5 тонны до 2 тонн – 16 человек, 4 скамейки по 4 чело­века;

от 2,5 тонн до 3 тонн – 2О человек, 5 скамеек по 4 челове­ка;

от 3,5 тонн до 4 тонн – 24 человека, 6 скамеек по 5 чело­век;

от 5,О тонн и более – 3О человек, 6 скамеек по 5 человек.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

2.5.3. Автобусы для перевозки людей:

– должны быть оборудованы дополнительными отражателями (зеркалами), позволяющими водителю наблюдать за посадкой (вы­садкой) людей и порядком в салоне;

– иметь сигнализацию из салона к водителю;

– труба глушителя должна быть выведена за габариты кузова с тем, чтобы отработанные газы не попадали в салон;

– капот двигателя должен быть надежно уплотнен (содержание углекислого газа в кабине водителя и в салоне не должно превы­шать 2О мг/куб.м;

– двери салона должны иметь исправные запорные устройства, исключающие возможность самопроизвольного открывания во время движения и иметь приспособления для принудительного их откры­вания и закрывания водителем.

2.6. Руководитель не имеет права:

– заставлять водителя выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соот­ветствуют Правилам дорожного движения, Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами: “Положению о рабочем времени и времени отдыха водите­лей автомобилей” и “Кодексу законов о труде РФ”.

2.7. Водитель обязан получить задание на выполняемую рабо­ту (перевозку людей) от руководителя работ, пройти предрейсо­вый медицинский осмотр состояния здоровья с записью об этом в путевой лист, ознакомиться с маршрутом движения, получить со­ответствующую путевую документацию.

2.8. Перед поездкой водитель должен проинструктировать лю­дей о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудо­ванный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке и высадке.

Начинать движение следует только убедившись, что условия безопасной перевозки людей выполнены.

2.9. На каждый выделенный для перевозки людей автотранс­порт должен быть выделен старший, наряду с водителем ответс­твенный за безопасность людей в пути следования. Старший дол­жен находиться в кузове (салоне автобуса).

Фамилия ответственного лица должна быть вписана в путевой лист.

2.1О. Организатор (руководитель) перевозки людей обязан проинструктировать водителя и ответственных лиц о порядке и соблюдении правил и особенностей перевозки людей.

2.11. Водитель обязан проверить готовность машины к выезду на линию: проверить исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, наличие и исправность инструмента и инвентаря, заправку автомобиля топ­ливом, маслом, водой, уровень тормозной жидкости и электроли­та, работу отопительных устройств.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе машины они должны быть устранены. До их устранения к работе не приступать.

Не допускаются к эксплуатации машины, имеющие неисправнос­ти.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВОЗКИ

3.1. Работать следует только на том автомобиле, который закреплен за водителем приказом по предприятию, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопас­ными приемами.

При выполнении работ пользоваться выданными средствами ин­дивидуальной защиты и правильно применять их, бережно отно­ситься к выданным средствам защиты, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. Число перевозимых людей не должно превышать количест­во оборудованных для сидений мест.

3.3. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, не должна превышать 6О км в час.

3.4. ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

3.4.1. Следует осуществлять посадку и высадку людей только после полной остановки машины, а при перевозке в автобусе на­чинать движение только после закрытия дверей и не открывать их до полной остановки.

3.4.2. Осуществлять выход людей из кузова грузового авто­мобиля следует только на обочину дороги через задний борт.

3.4.3. Посадку и высадку людей следует производить в спе­циально предусмотренных расписанием перевозок местах у бровки тротуара (обочин дороги).

3.4.4. Трогать с места и останавливать автомобиль необхо­димо плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пони­женной скорости.

3.4.5. Вынужденную остановку автомобиля (для долива воды в радиатор, проверки технического состояния) следует производить только на горизонтальном участке дороги, предварительно выклю­чив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необ­ходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

3.4.6. Следить за размещением людей в салоне автобуса, ку­зове грузового автомобиля, запрещать проезд людей в грузовом автомобиле стоя.

3.4.7. При наличии предупреждающих знаков необходимо быть предельно внимательным и осторожным в зоне их действия.

3.4.8. В случае возникновения неисправности, из-за которой невозможно дальнейшее движение, следует высадить людей и ука­зать место безопасного движения.

3.4.9. Строго соблюдать установленный схемой маршрут дви­жения.

3.4.1О. В случае нарушения порядка и дисциплины при посад­ке, высадке и в движении со стороны перевозимых людей необхо­димо потребовать от них прекращения нарушений. Если порядок и дисциплина не восстановятся – прекратить перевозку, сообщив об этом руководству предприятия или в ближайшие органы милиции.

3.5. Запрещается перевозка вместе с пассажирами горюче-смазочных веществ, взрывоопасных материалов и других гру­зов, кроме личного багажа пассажиров.

– сидящих на грузах, которые выходят выше бортов кузова;

– на открытом кузове;

– на тракторной тележке;

– на кузовах автосамосвалов;

– на цистернах;

– на грузовых прицепах всех видов.

3.7. Проезд в кузове автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за получением груза при ус­ловии обеспечения удобного места для сидения, которое должно быть расположено ниже уровня верхней кромки борта.

3.8. При перевозке острого инструмента, который может выз­вать ранение при движении автомобиля, острые части, лезвия должны быть зачехлены.

3.1О. Пассажирам запрещается переходить улицу спереди ос­тановившегося автомобиля.

3.11. Не допускается во время движения на специально обо­рудованном грузовом автомобиле:

а) Стоять в кузове, облокачиваться на борта кузова, ку­рить, выпрыгивать из кузова на ходу автомобиля.

б) Запрещается слезать с автомобиля, а также садиться в кузов с левой стороны кузова по движению автомобиля.

в) Не допускается во избежание травматизма перевозка в ку­зове громоздких и тяжелых грузов, не закрепленных в кузове.

3.12. При перевозке грузов должно быть исключено загрязне­ние и проезжей части дороги и распространение неприятного запаха.

3.13. Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах, пе­ревозка детей в кузове даже оборудованного грузового автомоби­ля.

3.14. Лица, находящиеся в автотранспорте, необходимо вы­полнять требования водителя.

3.15. При остановке транспортного средства водитель, поки­дая кабину, должен обезопасить машину от самопроизвольного движения – выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейт­ральное положение, затормозить стояночным тормозом.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной види­мости на автомобиле должны быть включены габаритные или стоя­ночные огни.

– на безбортовых платформах;

– на грузовом прицепе;

– на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;

– на длинномерном грузе и рядом с ним;

– в кузове автомобиля-самосвала;

– в кузове специализированных грузовых автомобилей;

– сверх количества, предусмотренного технической характе­ристикой автомобиля. При этом фактическая масса автомобиля не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, ус­тановленной предприятием-изготовителем.

3.17. СТАРШИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЛЮДЕЙ ОБЯЗАН:

а) пройти и знать вводный инструктаж по охране труда при перевозке людей;

б) проверить путевой лист, обратив внимание на задание во­дителю, оборудование грузового автомобиля сидениями;

в) соблюдать установленные нормы вместимости, контролиро­вать соблюдение водителем маршрута движения;

г) требовать выполнения пассажирами правил проезда, не разрешать сидеть на бортах кузова и стоять в нем во время дви­жения;

д) не допускать посадку и высадку людей до полной останов­ки;

е) иметь при себе список перевозимых людей;

ж) запрещать проезд в автомобиле посторонних лиц;

з) в случае признаков неудовлетворительного состояния во­дителя (опьянение, утомление и т.д.) немедленно прекращать пе­ревозку и сообщить об этом руководству предприятия или в бли­жайшие органы милиции.

3.18. ПАССАЖИРЫ (РАБОТНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ) ОБЯЗАНЫ:

а) производить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля;

б) если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, осуществлять посадку и высадку со стороны проез­жей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения;

3.18.1. Пассажирам запрещается:

– отвлекать водителя от управления машиной во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– выпрыгивать из кузова при движении автомобиля;

– открывать двери машины во время ее движения.

3.19. Для предотвращения возникновения пожара на автомоби­ле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в кар­бюратор непосредственно из емкости шлангом или другими спосо­бами;

– эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами сис­темы питания;

– применять для мытья двигателя бензин и другие легковосп­ламеняющиеся жидкости;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и прочее);

– допускать скопление на двигателе грязи и масла;

– курить к непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков);

– пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.2О. При дорожно-транспортном происшествии необходимо:

3.2О.1. Остановить автомобиль, включить аварийную сигнали­зацию, оказать помощь пострадавшим (если они есть), зафиксиро­вать положение автомобиля на месте ДТП, выставить знак аварий­ной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предме­ты, имеющие отношение к аварии, записать фамилии свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.

3.2О.2. Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать “Скорую медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на по­путном, а, если это невозможно, доставить на своем транспорт­ном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъ­явлением документа, удостоверяющего личность, или водительско­го удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

3.2О.3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобожде­ния проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно за­фиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и при­нять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

3.2О.4. Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.2О.5. Если в результате дорожно-транспортного происшест­вия нет пострадавших, водитель при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося с лицом, расследующим дорож­но-транспортное происшествие, могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ГИБДД или в орган милиции для оформления происшествия.

3.21. При появлении резкого запаха бензина во время движе­ния немедленно остановить машину, выявить причину его появле­ния и по возможности устранить неисправность.

3.22. При возникновении пожара на автомобиле необходимо немедленно отключить аккумуляторную батарею и тушить очаг по­жара огнетушителем.

Нельзя гасить горящее топливо водой. Воспламенившееся го­рючее необходимо засыпать песком, землей или накрыть брезен­том, войлоком.

3.23. Водитель, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.24. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.25. При несчастном случае, по возможности, необходимо доложить руководителю работ и обратиться в медицинское учреж­дение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРЕВОЗКИ

4.1. При необходимости вымыть автомобиль от загрязнения.

4.2. Поставить машину на стоянку в предназначенное для этого место, затормозить стояночным тормозом, под колеса под­ложить упоры, осмотреть машину, проверить ее техническое сос­тояние совместно с механиком, выяснить отсутствие подтекания топлива.

4.3. Обо всех неполадках и недостатках в работе автомобиля доложить руководителю работ (механику).

4.4. Сдать путевой лист, другую документацию в установлен­ном на предприятии порядке, сообщить о замеченных недостатках в работе автомобиля руководителю работ (механику).

4.5. Убрать в отведенное место средства индивидуальной за­щиты.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.6. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно.

Настоящая инструкция по охране труда при перевозке людей на автомобильном транспорте доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Техническое состояние автомобилей должно обеспечивать их безопасную работу на линии, отвечать требованиям Правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и Правил дорожного движения.
1.2. Автобусы, микроавтобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны отвечать следующим дополнительным требованиям:
— они должны иметь дополнительные отражатели (зеркала), позволяющие водителю наблюдать за посадкой пассажиров и порядком в салоне, а также сигнализацию из салона к водителю;
— труба глушителя должна быть выведена за габариты кузова, чтобы отработанные газы не попадали в салон;
— содержание окиси углерода (СО) в кабине водителя и салоне не должно превышать 30 мг/мЗ;
— двери кузова должны иметь исправные запорные устройства, исключающие возможность их самопроизвольного открывания и закрывания.
1.3. Микроавтобусы должны иметь ремни безопасности.
1.4. Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон при перевозке людей должен быть оборудован:
— исправными, открывающимися наружу дверями сзади или с правой стороны кузова;
— мягкими сиденьями, вентиляцией, освещением и звуковой сигнализацией;
— откидной лестницей или скобами для посадки и высадки людей.
1.5. Автомобили для перевозки людей должны быть обеспечены средствами пожаротушения (углекислотными огнетушителями емкостью не менее двух литров) в количестве 2-х штук и медицинской аптечкой.
1.6. Огнетушитель должен располагаться с наружной стороны кабины и в кузове в доступном для пассажиров месте. Крепление огнетушителя должно обеспечивать его легкий съем.
1.7. Водитель обязан:
— требовать от лиц, находящихся в автомобиле, безусловного выполнения правил техники безопасности;
— перед началом движения убедиться, что обеспечены все условия для безопасной перевозки пассажиров. Водителю запрещается начинать движение при нахождении людей на подножках, крыльях и сидящих на бортах автомобиля:
— трогать автомобиль с места и производить остановку плавно, без рывков, проезжать ухабы, рытвины на пониженной скорости. Запрещается выключать двигатель и двигаться «накатом» при движении под уклон и в гололед на скользкой дороге;
— быть предельно внимательным и осторожным в зоне действия предупреждающих знаков;
— при вынужденной остановке автомобиля принимать меры, исключающие возможность его самопроизвольного движения.
1.8. Отопительное устройство в кабине должно действовать бесперебойно. Применение для отопления кабины грузового автомобиля, салона автобуса и легкового автомобиля, будки для перевозки пассажиров (для грузового автомобиля) отработавших газов запрещается.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. При перевозке людей назначается старший, который перед началом движения должен убедиться в том. что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены, и оговорить с водителем способ сигнализации на случай возникновения необходимости остановки автомобиля.
2.2. Перед поездкой, старший обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том. что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено.
2.3. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.
2.4. Начинать движение можно только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
2.5. Посадка и высадка пассажиров разрешается только при полной остановке транспортного средства и лишь со стороны обочины.
2.6. Запрещается перевозить людей:
— на автомобиле-самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе) и па тракторах;
— на сиденье рядом с водителем сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

3.1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему обязаны:
— без промедления остановиться, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
— не трогать с места транспортное средство, а также предметы относящиеся к происшествию;
— оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в лечебное учреждение на попутном транспорте;
— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев;
— если движение на дороге невозможно из-за транспортных средств, причастных к ДТП, то освободить проезд, предварительно зафиксировав положение и следы транспортных средств и предметов, относящихся к происшествию.
3.2. Сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.

Настоящая инструкция по охране труда при перевозке людей на автомобиле доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К перевозке людей на автомобиле допускается работник не моложе 21 года, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку и водительское удостоверение соответствующей категории, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Водитель, допущенный к перевозке людей (далее – водитель), должен периодически, не реже одного раза в год, проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда и получать допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения им требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: меры безопасности при посадке, перевозке и высадке людей из автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.5. Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля при перевозке людей.
1.6. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда и Правил дорожного движения, к самостоятельной работе не допускается.
1.7. Водитель должен выполнять только те работы, которые ему поручены в установленном порядке; не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.8. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Во время перевозки людей на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при обгоне, проезде нерегулируемых перекрёстков, встраивании в транспортный поток, резком торможении, и т.п.;
— недостаточная освещённость проезжей части (при работе в тёмное время суток);
— слепящее действие света фар от встречных автомобилей;
— повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия);
— неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха).
1.10. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, выдаваемыми ему в соответствии с утверждёнными Нормами.
1.11. Водителю следует помнить о высокой пожарной опасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками и пассажирами; курить разрешается только в специально отведённых для этого местах.
1.13. Водитель должен помнить о токсичности веществ, входящих в состав топлива, масел и соблюдать правила личной гигиены; перед приёмом пищи, а также курением необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.14. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан сообщить о своём состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.16. Если с кем-либо из работников произошёл несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создаёт опасности для окружающих.
1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом на линию водитель должен пройти медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе или контрольной медицинской книжке водителя; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомлённом состоянии, не должен садиться за руль транспортного средства, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах; выезжать на линию на непроверенном автобусе или с неисправностями запрещено.
2.4. Двери автобуса должны быть исправными и исключать их самопроизвольное открытие во время движения.
2.5. Автобус должен быть оборудован зеркалами, позволяющими водителю наблюдать за посадкой (высадкой) пассажиров и порядком в салоне.
2.6. Концентрация вредных веществ внутри салона автобуса не должна превышать санитарной нормы (окись углерода – не более 20 мг/м3).
2.7. Если автобус исправен, то перед выездом следует проверить укомплектованность его запасным колесом, огнетушителями, медицинской аптечкой и буксировочным тросом; кроме того, автобус должен быть снабжён набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, пусковой рукояткой, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автобусе должны быть клинья, упорные колодки для подкладывания под колёса (не менее 2 шт.).
2.8. При направлении в дальний рейс автобус дополнительно должен быть снабжён лопатой, буксирным приспособлением, металлическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца.
2.9. Автобус должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами.
2.10. Перед выездом водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе, удостоверения на право вождения автобуса.
2.11. Водитель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности предстоящей работы выполнены.
2.12. Водитель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности выполнения предстоящей работы.
2.13. Выезжать на линию на неисправном автомобиле или с неисправностями запрещено.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Водитель, находящийся в болезненном или переутомлённом состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.2. Во время работы водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.3. Во время работы водителю следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.4. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован соответствующим образом для перевозки людей; при этом перевозка детей не допускается.
3.5. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
3.6. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
3.7. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учётом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
3.8. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
3.9. Не допускается перевозка людей в следующих случаях:
— вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче;
— сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства;
— на безбортовых платформах;
— на грузе, размещённом на уровне или выше борта кузова;
— на длинномерном грузе и рядом с ним;
— на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
— в кузове автомобиля-самосвала;
— в кузове специализированного грузового автомобиля (например, рефрижератора и др.).
3.10. Водитель не должен допускать нахождение в автомобиле людей, во время его движения по территории организации (при обкатке, апробировании, перестановке и т.п.), не имеющих к этому прямого отношения.
3.11. Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
3.12. Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
3.13. Не разрешается движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах. Нельзя стоять в кузове движущегося грузового автомобиля.
3.14. Во избежание несчастных случаев пассажирам нельзя выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу.
3.15. Для предупреждения возможности отравления отработанными газами не следует отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля на стоянке при работающем двигателе.
3.16. Водитель автомобиля должен начинать движение только после того, как закончилась посадка (высадка) пассажиров и только при полностью закрытых дверях автобуса.
3.17. Перед троганием с места водитель автомобиля должен убедиться, что начало движения не представляет опасности для пассажиров и окружающих людей.
3.18. Водитель автобуса по прибытии на место посадки (высадки) пассажиров не должен открывать двери до полной его остановки.
3.19. При перевозке групп детей на автобусе спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде квадрата жёлтого цвета с каймой красного цвета и с чёрным изображением дорожного знака «Дети». В светлое время суток на автобусе должен быть включен ближний свет фар; в автобусе должен находиться хотя бы один взрослый сопровождающий.
3.20. Пассажиры, находящиеся в автомобиле во время перевозки, обязаны выполнять требования водителя.
3.21. При работе на линии водитель не должен передавать управление автомобилем работникам, не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем или не указанным в путевом листе, а также лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.22. Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности.
3.23. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учётом интенсивности движения, а также дорожных и погодных условий; в населённых пунктах она не должна превышать 60 км/ч.
3.24. Вне населённых пунктов разрешается движение:
легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч;
— междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах – не более 90 км/ч;
— другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч;
— грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, – не более 60 км/ч;
— транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, – не более 60 км/ч.
3.25. Водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по скользкой и мокрой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.
3.26. При маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, водитель должен заблаговременно убедиться в полной безопасности маневра.
3.27. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены; во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.
3.28. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключить на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства.
3.29. При разъезде не следует смотреть на фары встречного автомобиля; если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
3.30. Во время остановки или стоянки на неосвещённом участке дороге необходимо включить габаритные огни; при неисправности осветительных приборов автомобиль вне населённых пунктов должен быть отведён за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при её отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25-30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
3.31. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и, что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.
3.32. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания следует взять с собой, а двери запереть.
3.33. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую медицинскую помощь по телефону 103 или 112, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своём транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— сообщить о случившемся в ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.3. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.4. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить его стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику.
5.3. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, при необходимости принять душ.
5.5. После окончания работы следует перемещаться безопасным путём с учётом движущихся транспортных средств, в соответствии с требованиями безопасности при передвижении по территории организации.

7.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на управление транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, категории «С» и «Д») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3-х лет.

7.2. При постоянных перевозках рабочих к месту работы устанавливаются маршруты движения автомобилей (автобусов) с обязательным соблюдением следующих требований:

Проезжая часть дороги должна иметь ширину, достаточную для безопасного разъезда со встречным транспортом;

Все места, опасные для движения, должны иметь ограждения и соответствующие предупреждающие дорожные знаки;

Общий вес автомобиля (автобуса) с максимально допустимой загрузкой не должен превышать допустимой нагрузки для мостов и других инженерных сооружений, расположенных на маршруте;

Проезд через железнодорожные переезды должен быть согласован с предприятиями, в ведении которых находятся железнодорожные переезды;

Проезд через ледовые переправы и по ледовым дорогам может производиться при наличии письменного разрешения соответствующих дорожных или других органов, в ведении которых находятся указанные переправы или дороги, с указанием порядка и сроков пользования переправами и ледовыми дорогами;

В пунктах посадки и высадки людей должны быть соответствующие площадки.

7.3. Для перевозки людей используются автобусы или специально оборудованные грузовые бортовые автомобили. Кузов грузового автомобиля должен быть оборудован (в соответствии с основными Положениями) сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта, а при перевозке людей, кроме того, борта должны иметь не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки, бортовые запоры должны быть надежно закреплены.

Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон должен быть оборудован под перевозку людей исправными, открывающимися наружу дверями (двери кузова должны быть снабжены исправными замками, не допускающими самопроизвольного открывания их при движении автомобиля, ручками, расположенными с обеих сторон двери, фиксаторами открытых дверей, лестницами с поручнями для посадки и высадки людей. Автомобиль должен быть оборудован сигнализацией, связанной с кабиной (средствами связи старшего группы с водителем - используются звонки, световые и звуковые сигналы), освещением, устройством для обогрева в холодное время года, вторым огнетушителем.

7.4. Совместная перевозка людей с горюче - смазочными материалами (особенно: емкостями с бензином и другими легковоспламеняющимися веществами), оборудованием, инструментами (расположенных вне рундуков, которые должны быть надежно закреплены и закрыты) не допускается.

7.5. Проезд на грузовых автомобилях, не оборудованных для перевозкипассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сиденья, расположенным ниже уровня бортов. Фамилии их должны быть указаны в путевом листе. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах автомобилей-самосвалов, на цистернах, грузовых прицепах и полуприцепах всех видов.

7.6. На каждый маршрут перевозки рабочих на работу должна быть составлена, утверждена руководителем подразделения схема движения, в которой указаны опасные участки дороги, пересечения железнодорожных путей, перекрестки, скоростные режимы на всем протяжении маршрута, места безопасных мест посадки и высадки пассажиров. Отклонение от маршрута допускается только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам.

7.7. На маршрутах перевозки рабочих к местам работы производится нормирование скоростей движения.

Скорость движения грузового автомобиля при перевозке людей не должна превышать - 60 км/час, а в трудных дорожных условиях 30 км/час, на поворотах до 5 км/час.

7.8. Путевой лист грузового автомобиля на перевозку людей должен быть соответственно оформлен.

Механик, диспетчер подразделения на лицевой стороне путевого листа в разделе «Задание водителю» заполняет графы:

- «В чье распоряжение» - наименование предприятия - заказчика автомобиля;

- «Откуда взять груз» и «Куда доставить груз» - маршрут движения (конечный и начальный пункты);

- «Наименование груза» - перевозка людей;

- «Количество груза» - максимальное количество людей, которое может быть размещено одновременно в кузове автомобиля.

В верхней части лицевой стороны путевого листа указываются должность, фамилия представителя заказчика, ответственного за перевозку людей (старшего по автомобилю).

7.9. Перед выездом на линию водитель должен ознакомиться с маршрутом движения и проверить техническое состояние автомобиля, а у грузового автомобиля - состояние бортов и надежность их запоров, прочность крепления сидений.

Количество перевозимых людей должно соответствовать числу посадочных мест. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается.

Назначение водителей автобусов и грузовых автомобилей на перевозку людей оформляется приказом по предприятию.

7.10. Водитель обязан:

Начинать движение, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены;

Посадку людей производить только в присутствии старшего по перевозкам, фамилия которого указана в путевом листе;

Перед поездкой проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено;

Посадку и высадку пассажиров производить в специально предусмотренных местах или на обочине дороги после полной остановки автомобиля;

Не допускать проезд в кузове, а также в кабине грузового автомобиля количества пассажиров больше установленной нормы;

Трогать с места и останавливать автомобиль плавно, без рывков, переезжать ухабы и рытвины на пониженной скорости;

При наличии предупреждающих знаков быть предельно внимательным в зоне их действия.

Вынужденную остановку производить только на горизонтальном участке дороги, предварительно выключив двигатель и затормозив автомобиль ручным тормозом;

В случае возникновения неисправности, из-за которой невозможно дальнейшее движение, высадить пассажиров и указать место безопасного нахождения.

7.11. Для соблюдения порядка в кузове во время движения автомобиля руководитель работ назначает старшего по автомобилю из числа дорожных мастеров, бригадиров, монтеров пути не ниже 3 разряда в соответствии с приказом по предприятию. Старший по автомобилю должен находиться в кузове автомобиля (его фамилия заносится в путевой лист – см. п. 7.8. настоящего Положения).

7.12. Старший по автомобилю обязан:

Руководить посадкой и высадкой людей, размещением их по сиденьям, соблюдать установленные нормы вместимости, контролировать соблюдение водителем маршрута движения;

Контролировать выполнение п.7.4. настоящего Положения;

Требовать от пассажиров выполнения правил проезда, правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил. В автомобиле не разрешать сидеть на бортах и стоять в кузове грузового автомобиля во время движения, не допускать посадку и высадку пассажиров до полной остановки автомобиля;

В случае признаков неудовлетворительного состояния водителя (опьянения, утомления и т.п.) немедленно прекратить перевозку людей и сообщить об этом руководителю подразделения.

7.13. Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованной автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10м. до крайнего рельса, высадить рабочих, переехать переезд и вновь произвести посадку рабочих.

7.14. Руководители подразделения должны разработать и утвердить отдельно «Порядок организации перевозки людей автотранспортом» на участки, околотки и т.д. с учетом местных условий, режимом работы подразделения, а также в соответствии с настоящим Положением по обеспечению дорожного движения на автомобильном транспорте и Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ.

7.15. При организации работы по безопасности дорожного движения и охране труда при работе автотранспорта автобаз, отдельно стоящего на околотках и участках линейных подразделений дороги руководители причастных подразделений обязаны:

7.15.1. Административно - технический персонал автобаз:

Осуществлять планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и организовать их выполнение;

Обеспечить профессиональную надежность водителя;

Обеспечить соответствие технического состояния автотранспорта требованиям безопасности движения;

Обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров и грузов;

Периодически проводить обследование дорожных условий на основных маршрутах работы автотранспорта;

Обеспечить выполнение требований Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей;

Осуществлять периодический контроль за выполнением требований Ф.З. «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1996г. №196 о других нормативных документов по безопасности дорожного движения;

Обеспечить наличие необходимой нормативно - правовой документации и наглядной агитации;

Организовывать и своевременно проводить служебное расследование дорожно - транспортных происшествий;

Обеспечить проведение обучения и стажировки водителям;

Обеспечить проведение вводного, первичного, повторного, внепланового (по телеграммам) инструктажей;

Обеспечить проведение первичной, периодической проверки знаний по охране труда;

Обеспечить проведение второй, третьей ступеней контроля;

Обеспечить расследование несчастных случаев;

Обеспечить выполнение предписаний технической инспекции и органов государственного надзора, касающихся содержания и эксплуатации автотранспорта.

7.15.2 Административно-технический персонал линейного подразделения по месту дислокации автотранспорта:

Обеспечить ежедневный предрейсовый, а для водителей, занятых на перевозке людей, и послерейсовый медосмотр;

Обеспечить контроль за техническим состоянием автотранспорта при выезде и возвращении с линии. При выявлении недостатков его технического состояния или состояния дорог, угрожающих безопасности движения, останавливать работу автотранспорта;

Обеспечить оперативный контроль за выполнением водителем правил перевозок пассажиров, грузов, ПДД и соответствия дорожных условий на маршрутах движения требованиям безопасности;

Регулярно обеспечивать водителей информацией об условиях движения и работы на маршруте;

Осуществлять контроль за соблюдением продолжительности рабочей смены водителя и своевременного возвращения автомобиля на место стоянки;

Обеспечить охрану транспортных средств для исключения самовольного его использования водителем или посторонними лицами;

Осуществлять оперативное руководство работой автотранспорта в аварийных и экстремальных ситуациях;

Осуществлять оперативный контроль за выполнением водителями требований охраны труда, проводит первую ступень контроля;

Проводить инструктажи с водительским составом в соответствии с подпунктом «и» пункта 4.4. настоящего Положения;

Извещать руководство автобазы обо всех несчастных случаях, ДТП и других нарушениях водителями трудовой и производственной дисциплины;

Не допускать эксплуатацию автотранспорта в случаях возникновения угрозы безопасности работающих.

  • IV. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сцб
  • 4.1. Требования охраны труда при техническом обслуживании светофоров и релейных шкафов
  • 4.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании централизованных стрелок и устройств для закрепления составов
  • 4.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании электрических рельсовых цепей, путевых устройств саут
  • 4.4. Требования охраны труда при техническом обслуживании аппаратов управления и контроля релейно-процессорных и микропроцессорных устройств электрической централизации
  • 4.5. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств автоматической переездной сигнализации, автоматических шлагбаумов и устройств заграждения железнодорожного переезда (узп)
  • 4.6. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств тоннельной и мостовой сигнализации
  • 4.7. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава
  • 4.8. Требования охраны труда при проверке вновь смонтированного оборудования сцб под напряжением
  • 4.9. Требования охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию устройств сцб на электрифицированных участках железных дорог
  • V. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств электропитания сцб
  • 5.1 Требования охраны труда при техническом обслуживании электропитающих установок на постах эц, дц, гац
  • 5.2. Требования охраны труда при техническом обслуживании автономной электростанции
  • 5.3. Требования охраны труда при техническом обслуживании аккумуляторных батарей
  • 5.4. Требования охраны труда при проверке заземляющих устройств
  • VI. Требования охраны труда при техническом обслуживании средств контроля (ктсм)
  • VII. Требования охраны труда при техническом обслуживании устройств и систем механизированных и автоматизированных сортировочных горок
  • VIII. Требования охраны труда при проверке и ремонте аппаратуры сцб
  • 8.1. Требования к организации рабочих мест для проверки и ремонта аппаратуры сцб
  • 8.2. Требования охраны труда при проверке и ремонте аппаратуры сцб
  • 8.4. Требования охраны труда при работе с паяльником
  • IX. Требования охраны труда при проверке и техническом обслуживании устройств алсн на локомотиве и специальном самоходном подвижном составе (сспс)
  • X. Требования охраны труда при производстве работ на кабельных линиях
  • 10.1. Требования охраны труда при производстве земляных работ
  • 10.2. Требования охраны труда при погрузке, разгрузке и перемещении барабанов с кабелем
  • 10.3. Требования охраны труда при прокладке, перекладке кабелей и переноске муфт
  • 10.4. Требования охраны труда при прокладке кабелей на электрифицированных участках железных дорог
  • 10.5. Требования охраны труда при прокладке, монтаже и ремонте сигнально-блокировочных кабелей бронированных и с алюминиевыми оболочками на электрифицированных участках железных дорог
  • 10.6. Требования охраны труда при прокладке кабеля в кабельной канализации
  • 10.7. Требования охраны труда при разделке, монтаже кабеля и работах с применением кабельных масс
  • 10.8. Требования охраны труда при работе с полиуретановыми и эпоксидными композициями и компонентами, их составляющими
  • 10.9. Требования охраны труда при монтаже и ремонте кабелей сигнализации и блокировки с гидрофобным заполнением
  • 10.10. Требования охраны труда при работах на кабельных линиях в подземных сооружениях
  • 10.11. Требования охраны труда при работе с паяльной лампой
  • XI. Требования охраны труда при испытании и измерении в электроустановках
  • XII. Требования охраны труда при испытаниях защитных средств
  • XIII. Требования охраны труда при электро - и газосварочных работах
  • XIV. Требование охраны труда при работах на высоте
  • XV. Требования охраны труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ
  • XVI. Требования к производственным помещениям и территориям
  • XVII. Требования к производственному оборудованию, приспособлениям, инструменту и организации рабочих мест
  • 17.1. Требования к производственному оборудованию
  • 17.2. Требования к приспособлениям
  • 17.3. Требования к ручному слесарному инструменту
  • 17.4. Требования к электрифицированному и пневматическому инструменту, переносным электрическим светильникам
  • 17.5. Требования к организации рабочих мест пользователей персональных электронно-вычислительных машин
  • XVIII. Требования к хранению и транспортировке приборов, аппаратуры устройств сцб и средств контроля, материалов и оборудования
  • XIX. Требования к применению и испытанию средств защиты работников
  • XX. Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников
  • Форма заявки на выдачу предупреждения на ограничение скорости движения поездов (примерный образец)
  • Перечень работ по техническому обслуживанию устройств сцб, которые должны выполняться в два лица и более
  • Примерный перечень работ, выполняемых в защитных очках
  • Примерный перечень работ, выполняемых по наряду
  • Примерный перечень работ, выполняемых по распоряжению
  • 1. Работы, выполняемые со снятием напряжения с токоведущих частей, на которых предусмотрено выполнение работ
  • 2. Работы, выполняемые без снятия напряжения на токоведущих частях или вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением
  • 2.2. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работы и обратно

    2.2.1. Перевозка работников к месту работы и обратно должна производиться в соответствии с требованиями Инструкции по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог Российской Федерации 88.

    2.2.2. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места производства работ работодатель должен установить порядок доставки работников к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей.

    Перевозка работников к месту работ и обратно может осуществляться как железнодорожным транспортом – пассажирскими поездами дальнего следования, местного, пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, специальным самоходным подвижным составом (дрезинами, мотовозами), так и автомобильным – автобусами, путеремонтными летучками, легковыми и грузовыми автомобилями.

    На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.

    2.2.3. Все транспортные средства, оборудованные для перевозки людей, должны быть технически исправными, отвечать санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности. В них должны быть предусмотрены ограждающие устройства, лестницы с поручнями для посадки и высадки людей, средства связи старшего рабочей бригады с водителем транспортного средства.

    Не допускается совместная перевозка транспортными средствами людей и горюче-смазочных материалов.

    2.2.4. Для доставки работников к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы, легковые автомобили или специально оборудованные грузовые автомобили.

    Автотранспортные средства должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения, укомплектованы знаком аварийной остановки, аптечкой первой помощи (автомобильной).

    При доставке работников автомобильным транспортом запрещается курить в кабине и салоне автомобиля (автобуса).

    2.2.5. Движение автомобильного транспорта при перевозке работников к месту работ и обратно должно производиться по разработанным маршрутам. Отклонения от маршрута допускаются только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам.

    2.2.6. Количество перевозимых людей не должно превышать числа посадочных мест для пассажиров. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается. Перед поездкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки, размещения и поведения во время движения автомобиля. Для соблюдения порядка во время движения автомобиля назначают старшего группы из числа электромехаников и электромонтеров.

    Если перевозка людей осуществляется несколькими автомобилями, должен быть назначен старший по перевозке всех работников, которому обязаны подчиняться не только пассажиры, но и водители всех автомобилей.

    2.2.7. Во время движения двери автобусов, борта грузовых автомобилей должны быть надежно закрыты и заперты типовыми засовами, крючками или другими запорами.

    2.2.8. Скорость движения при перевозке людей в кузове грузового автомобиля не должна превышать 60 км/ч.

    При движении в неблагоприятных погодных условиях (снегопаде, гололеде, тумане, ливне) водитель должен снижать скорость вплоть до остановки транспортного средства.

    2.2.9. Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованному автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить людей, переехать по переезду через железнодорожные пути и вновь произвести посадку людей.

    2.2.10. Перед выездом на линию водители автомобильного транспорта и ССПС должны проходить предрейсовый медицинский осмотр (освидетельствование).



  • Поделиться