Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Комбатант - это кто? Кого называют комбатантом и каков его международный статус? Принимающих непосредственного участия в военных

Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: сражающиеся, или комбатанты (от фр. combattant - боец, воин) и несражающиеся, или некомбатанты.

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военное насилие; 2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным при попадании в руки неприятеля. Военное насилие не применяется к комбатанту в случае его ранения или попадания в плен.

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатантам. Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; Ь) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; d) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В ст. 43 Дополнительного протокола I к Женевским кс циям 1949 г. дается развернутое определение понятия «Вооруженные силы». При этом указывается, что лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключением несражающихся), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Деление участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связано с разным объемом прав и обязанностей у них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.

Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, выделяются военные разведчики и военные шпионы, добровольцы и наемники, парламентеры.

Военный шпион (лазутчик) - это лицо, которое, действует иным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне (ст. XXIX Приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.). Согласно Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., «любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом» (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в военном конфликте, если оно собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем либо преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо «не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом» (п. 3 ст. 46 Дополнительного протокола I). Указанное лицо признается, таким образом, военным разведчиком. При попадании в руки неприятеля во время собирания разведывательных сведений или попытки их собирания на него распространяется статус военнопленного.



Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих держав принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». Ввиду того, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одной из воюющих держав, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой - утрачивают статус лица нейтрального государства. При этом ответственность за их действия несет воюющее государство, на стороне которого они сражаются.



В вооруженных конфликтах могут принимать участие и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, пocтоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.

Не являются наемниками военные советники, официально направляемые на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные coветники непосредственного участия в военных действиях не принимают.

Международное сообщество неоднократно осуждало практику наемничества. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно-наказуемым деянием, а сами наемники - преступниками.

В 1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования наемников. В Конвенции наемничество признано уголовным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств. Согласно данной Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе в целях, противоречащих праву на| самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать и предотвращать такие последствия.

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН
«О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что
«каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства » .


Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. и др. Данными международными актами наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества и названо опаснейшим военным преступлением.

О высокой общественной опасности наемнической деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти контитентах. Эти лица нередко провоцируют вооруженные столкновения, способствуют их усилению, нарушают спокойную нормальную жизнь населения.

Наемничество является сложным явлением, характеризующимся тем, что представляет собой не только уголовно-правовое, но и идеологическое, а также социальное явление. Его общественная опасность в первую очередь проявляется в том, что формируется особый слой людей, основной профессией которых становятся массовые убийства, истязания, разрушение, разграбление национального имущества, совершение государственных переворотов, осуществление насильственных действий по корыстным мотивам. Данные лица утрачивают общепризнанные человеческие ценности и провоцируют возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях своей востребованности.

Значительное влияние на становление понятие наемничества оказал принятый в 1977 г. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Принятие нормы о наемнике в данном Протоколе было связано с вопросом гуманизации вооруженных конфликтов. Одна из ее целей -выявить наибольший круг лиц со статусом комбатанта и военнопленного. Исключением из них были наемники, понятие которых и давал Протокол.

Комбатант

(от фр. Combatant — сражающийся) понятие было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов. Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

В классической трактовке МГП (Международное гуманитарное право) принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
. имеют определенный и видимый издали отличительный знак,
. открыто носят оружие,
. соблюдают законы и обычаи войны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Наёмник - это лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ст. 1 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
. свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
. подрыв территориальной целостности государства;
. принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
. не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Фактически определения в обоих случаях идентичны, за исключением некоторых аспектов. А именно Конвенция детализирует понятие «наемник».

Доброволец

В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.

Заключение

Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:

. добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
. наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Насобирал с миру по нитке:
Inter-American Commission on Human Rights, Report on Terrorism and Human Rights, OEA/Ser.L/ — V/ II.116 Doc. 5 rev. 1 corr., 22 October 2002, para. 68.
Кнут Дерман. Правовой статус «незаконных/не подпадающих под защиту конвенций комбатантов». Международный журнал Красного Креста, 2003, № 849. С. 1
Полковник У.К. Уоткин. Комбатанты, «непривилегированные воюющие» и конфликты XXI века. Рабочий доклад. ГАРВАРДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ. С. 6
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. 1989 г. С. 35
Алешин В.В. Наёмничество — преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 159.
Демоян Г.Д. Исламские наемники в карабахском конфликте. Ближний Восток и современность. Изд. 20. 2003 г. С. 314-323.
Алешин В.В. Наемничество -преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 163.
David E. Mercenaires et volontaires internationaux en droit des gens. Bruxelles. 1976. p. 239
Разграничение понятий «доброволец» и «наёмник» в системе международного гуманитарного права / MyPublication.org
Комбатант — Википедия
Реферат: Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах.

Наёмник | rampage-team.ru
www.ohchr.org/Documents/Publications/Fac tSheet28ru.pdf

С кадыровскими террористами и прочими диверсантами, посылаемые в Украину из России, путинский режим может быть признан спонсором терроризма со всеми вытекающими.
Петиция набрала необходимые 100k подписей для рассмотрения.

(фр. combattant) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 дополнительного протокола i (1977...

Большой юридический словарь
  • Комбатанты

    (от франц. combattant - воин, боец)
    сражающиеся, в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и непосредственно принимающие участие в военных действиях.

  • Комбатанты

    См. Право войны.

  • комбатанты

    КОМБАТАНТЫ ов, м. combattants. 1. В международном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил
    от нонкомбатантов. СИС 1985. Следует требовать, чтобы все правильные комбатанты .. носили определенный
    наступавшие <�буры> располагали контингентом всего в 13 тысяч комбатантов при нескольких орудиях
    в противоположность сражающимся - комбатантам , как то военные чиновники, духовенство, корреспонденты
    выключает радио, как только комбатанты - в каких бы чинах не были - начинают распространяются

  • КОМБАТАНТЫ

    КОМБАТАНТЫ (от франц. combattant - воин, боец) - в международном праве лица, входящие в состав
    вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный

  • комбатанты

    комбатанты мн.
    Лица, входящие в состав вооруженных сил и участвующие в военных действиях (в международном праве).
    || противоп. нонкомбатанты

    Толковый словарь Ефремовой
  • гер фини фот де комбатант

    ГЕР ФИНИ ФОТ ДЕ КОМБАТАНТ * la guerrre finit faute de combattants. Война заканчивается

    Словарь галлицизмов русского языка
  • батант

    так как комбатанты спешили вернуться на поле брани < жаркой дискуссии>. А. Бенуа Мои восп
    Обычно думают, что война прекращается при отсутствии комбатантов . Сейчас "комбатантов

    Словарь галлицизмов русского языка
  • нонкомбатанты

    непосредственного участия в военных действиях: представители интендантских служб, медперсонал и т.п. (в международном праве).
    || противоп. комбатанты

    Толковый словарь Ефремовой
  • академисьен

    аранжировщик, арондисман, комбатант , комптуар, отбанкетиться, регулон
    , реноватор, фиксизм, фонтан-грифон, шмен-де-фер. Список слов без описания. СМ-77.

    Словарь галлицизмов русского языка
  • некомбатант

    такж и не сражающиеся т. н. некомбатанты, в противоположность сражающимся - комбатантам

    Словарь галлицизмов русского языка
  • круа де гер

    сопротивления> стали возвращать французские награды: почетный крест "Круа дю комбатант " - боевой крест
    сопротивления, почетный крест "Комбатант -волонтер". Комс. 16. 8. 1996. В батарее было много солдат

    Словарь галлицизмов русского языка
  • наемник

    на его территории. н. - это уголовный преступник, не имеющий права на статус комбатанта или военнопленного.

    Большой юридический словарь
  • Догель Михаил Иванович

    Напечатал: "Юридическое положение личности во время сухопутной войны. Комбатанты " (Казань, 1894

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • партизаны

    и независимость своей родины. п. являются комбатантами , если они удовлетворяют следующим условиям

    Большой юридический словарь
  • нонкомбатант

    медицинский персонал), в отличие от комбатантов . СИС 1985. Некомбатант а, м. Чем больше так называемых

    Словарь галлицизмов русского языка
  • Догель, Михаил Иванович

    сухопутной войны. Комбатанты " (Казань, 1894, магистерская диссертация) и "О военном занятии (Occupatio

  • ВОЕННОПЛЕННЫЕ

    включая добровольческие отряды партизан, участников Движения Сопротивления и других комбатантов

    Большой энциклопедический словарь
  • воздушная война

    с помощью любых летательных аппаратов. комбатантами в в. в. являются экипажи всех воздушных судов, входящих

    Большой юридический словарь
  • мирное население

    Лица, находящиеся на территории воюющих государств, но не входящие в состав комбатантов , т.е

    Большой юридический словарь
  • арондисман

    1995 1 235. Академисьен, аранжимент, аранжировщик, арондисман, комбатант , комптуар, отбанкетиться

    Словарь галлицизмов русского языка
  • Корреспондент

    о ходе военных действий. Военные К. хотя и не считаются комбатантами в специальном смысле этого слова

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • аранжемент

    Норм. Академисьен, аранжимент, аранжировщик, арондисман, комбатант , комптуар, отбанкетиться

    Словарь галлицизмов русского языка
  • Законы и обычаи войны

    нанесения ущерба противнику, правовое положение комбатантов (См. Комбатанты ) и некомбатантов, правовое

    Большая советская энциклопедия
  • Финк

    », 1937, № 11; Письма о Франции, «Красная новь», 1938, №№ 4 и 5; Комбатанты , «Знамя», 1938, № 9; «Еврейский вопрос», «Красная новь» 1938, № 12.

    Литературная энциклопедия
  • Финк, Виктор Григорьевич

    "Красная новь", 1937, № 11; Письма о Франции, "Красная новь", 1938, №№ 4 и 5; Комбатанты , "Знамя", 1938

    Большая биографическая энциклопедия
  • Право войны

    были служить с этих пор лишь военные силы государства (комбатанты ) и государственная собственность. Практика
    В. Военные действия. I. Комбатанты . В войне принимает активное участие только вооруженная часть
    населения, так наз. комбатанты (сражающиеся). Только они имеют право на военные действия против
    неприятеля и могут наносить вред комбатантам противника средствами, дозволенными П. войны. Все остальное
    неприятеля. Законными комбатантами признаются: 1) лица, служащие в войсках, входящих в состав

    Большая биографическая энциклопедия
  • Гроссман

    Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта , уверенного мастера

    Литературная энциклопедия
  • 8. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права.
  • 10. Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.
  • 11. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств.
  • 12. Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания.
  • 13. Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср.
  • Вопрос 15. Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Полномочия. Стадии заключения договора. Ратификация договора.
  • 16. Опубликование договора. Регистрация договора. Депозитарий и его функции. Оговорки и их юридические последствия. Поправки. Толкование договора.
  • 17. Действие международного договора: вступление договора в силу, прологация договора. Аннулирование и денонсация. Основания и последствия недействительности договоров.
  • 19. Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, их роль и значение
  • 20. Структура и принципы формирования органов международной организации, процедура принятия решений
  • 21. История создания оон. Устав оон, цели и принципы оон. Бюджет оон. Привилегии и иммунитеты
  • 22. Система органов оон. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности оон. Специализированные учреждения оон. Международный суд оон
  • 23. Региональные организации. Содружество Независимых Государств. Совет Европы. Европейский союз
  • 24. Резолюция международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция мягкого права.
  • 25. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство рф о государственной границе.
  • 26. Виды территорий по международному праву. Государственная территория.
  • 38. Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • 39. Право международной безопасности. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности. Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению. Меры доверия
  • 43. Организационно-правовой и судебный механизм защиты прав человека на международном уровне. Комитет по правом человека. Система докладов. Право граждан на обращение в международные инстанции.
  • 44. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты
  • 47. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 49. Режим военного плена; обращение с военнопленными; интернирование
  • 50. Режим военной оккупации. Защита невоенных объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
  • 52. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности. Международные трибуналы. Международный Уголовный Суд
  • 54. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. Правовые основания отказа в выдаче. Международные организации уголовной полиции
  • 56. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим, воды портов, «исторические воды». Правовой режим территориального моря и прилегающей зоны.
  • 57. Правовой режим экономической исключительной зоны и континентального шельфа
  • 58. Открытое море: понятие, свободы открытого моря, правовое положение торговых судов и военных кораблей. Оказание помощи и спасение на море
  • 60. Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила полета в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве. Правовой статус воздушного судна и экипажа.
  • 61. Регулирование коммерческой деятельности авиакомпаний нормами воздушного права. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
  • 66. Международное сотрудничество по специальным вопросам. Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи. Международное сотрудничество в области науки, культуры и образования
  • 67. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
  • 68. Признание и исполнение иностранных судебных решений. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты

    Комбатанты – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля

    К комбатантам относятся лица , принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды.

    Комбатантами являются также участники национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов, экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

    Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие.

    Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

    Иностранные военные советники и инструкторы – это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил.

    Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    47. Запрещенные средства и методы ведения войны

    Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

    Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

    Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

    Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    МП запрещает следующие средства и методы ведения войны:

    Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

    Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

    Любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

    Мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи;

    Любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

    Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

    Осуществление геноцида на захваченной территории;

    Предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады и т.д.

    Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво.

    Пример: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация.

    В связи с развитием НТП и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны.

    Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха.

    Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

    № 48. Понятие жертв войны, общие требования к их защите; правовая регламентация. Дополнительные протоколы 1 и11 к Женевской конвенциям 1949 г.

    Жертвы вооруженных конфликтов - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением. Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение; преднамеренное причинение телесных повреждений; пытки, истязания, медицинские эксперименты; осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения; оставление без медицинской помощи, питания, воды. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию. В 1977 г. в результате большой нормотворческой работы были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Форма дополнительного протокола для этих документов была избрана неслучайно. Они имеют силу только для тех государств, которые их подписали и ратифицировали. Дополнительные протоколы необязательны для стран, их не подписавших. Последние остаются связанными только положениями Женевских конвенций. Эти протоколы следует рассматривать как уточнение и дополнение Женевских конвенций, в них решаются новые вопросы, а также те вопросы, которые были недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях. С помощью протоколов устранен искусственный, не соответствующий современным условиям разрыв между нормами, гарантирующими защиту жертв войны, и нормами, которые касаются средств ведения войны.

    Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Подобно Женевским конвенциям, Протокол I обязывает воюющих соблюдать его и обеспечивать его соблюдение. Поэтому любые отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного характера. Эти ситуации включают также национально-освободительные войны.

    Учитывая опыт вооруженных конфликтов, Протокол I, подтверждая принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным. Исходя из этой правовой формулы воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства.

    Протокол II по сфере действия, разработанности и объему значительно отличается от Протокола I. Вместе с тем он устранил существовавший пробел в регулировании общественных отношений, связанных с военными действиями внутри территории какого-либо суверенного государства.

    Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.

    На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и

    Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

    Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

    ащита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

    Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

    Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

    Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

    Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями.

    Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: те, что воюют, или комбатанты (от франц. combattant - боец, воин), и те, что не воюют, или некомбатанти.

    Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, имеющих право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военную силу; 2) быть объектом применения военной силы вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным в случае попадания в руки врага. Военная сила не применяется к комбатанта в случае его ранения или попадания в плен.

    По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатантов. Так, согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящиеся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; B) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; (и) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

    В ст. 43 Дополнительного протокола i к Женевским конвенциям 1949 г. предоставляется развернутое определение понятия "вооруженные силы". При этом отмечается, что лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключением тех, что не воюют), являются комбатантами, т.е. имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

    Новеллой современного международного права является зачисление партизан и участников национально-освободительных войн к комбатантов. Хотя положение о том, что они должны иметь отчетливые знаки и открыто носить оружие, с тем чтобы обладать статусом комбатанта, ставилось под сомнение, поскольку специфика партизанской и национально-освободительной борьбы предусматривает при проведении некоторых военных операций определенный уровень секретности. Однако неоспоримым является условие, что партизаны и лица, участвующие в национально-освободительной борьбе, должны придерживаться законов и обычаев войны.

    К некомбатантов относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанти имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.

    Разделение участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связан с различным объемом прав и обязанностей в них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.

    Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, также выделяют военных разведчиков и военных шпионов, добровольцев и наемников, переговорщиков.

    Военный шпион - это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противоположной стороне (ст. XXIX приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях суходольной войны 1907 г.). В соответствии с дополнительным протоколом И к Женевским конвенциям 1949 г. "любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны тогда, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом" (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны конфликта, если она собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо не "теряет своего права на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом" (п. Из ст. 46 дополнительного протокола i). Этот человек признается, таким образом, военным разведчиком. В случае попадания в руки врага во время сбора разведывательных сведений или попытки их сбора на нее распространяется статус военнопленного.

    Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих государств принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что "ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих"1.3 учитывая то, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одного из воюющих государств, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой - теряют статус лица нейтрального государства. Ответственность за их действия несет воюющая государство, на стороне которого они воюют.

    В вооруженных конфликтах могут участвовать и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 дополнительного протокола i к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это любое лицо, специально завербована на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной конфликта.

    Не являются наемниками военные советники, которые официально направляются на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные советники непосредственного участия в военных действиях не участвуют.

    Международное сообщество неоднократно осуждало практику наемничества. У1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось, что практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно наказуемым деянием, а сами наемники - преступниками.

    У1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. В Конвенции наемничество признано серьезным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств. Согласно Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе с целью, что противоречит праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать такие действия и предотвращать их.

    Конвенция 1989 г. признает преступными действия, совершаемых не только самими наемниками, но и лицами, участвующими в их вербовке, использовании, финансировании и обучении, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в них. Государства - участники Конвенции 1989 г, обязаны либо судить виновных, или выдать заинтересованной стороне. Наемничество является уголовно наказуемым деянием по законодательству Украины (ст. 447 УК Украины).

    Особый правовой статус во время вооруженных конфликтов имеют переговорщики, то есть лица, специально уполномоченные военным командованием воюющей стороны на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. В соответствии с положениями Гаагской конвенции о законах и обычаях суходольной войны 1907 г. переговорщик и горнист или барабанщик, которые сопровождают его, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Отличительный знак парламентера - белый флаг. Переговорщик может быть принят военным командованием врага или отослан обратно, однако в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск. Во время Второй мировой войны немецкое военное командование не всегда обеспечивало неприкосновенность парламентеров, нарушая тем самым законы и обычаи войны.



    Поделиться