Постановление прокурора упк. Основания прекращения уголовного дела

В случае удовлетворения судом жалобы на процессуальное решение нижестоящего прокурора при отсутствии оснований для оспаривания решения суда отменять незаконный акт в течение 10 дней с момента поступления необходимых материалов.

1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4 , пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ , обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.

1.23.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах анализа надзорной деятельности на указанном направлении информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.

Новая редакция Ст. 37 УПК РФ

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными , изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изначально предусматривал в качестве поводов для возбуждения уголовного дела заявление о преступлении (п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), явку с повинной (п. 2 ч. 1 ст. 140 РФ) и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 РФ). Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК РФ дополнена п. 4. В соответствии с которым, четвертым поводом для возбуждения уголовного дела становится постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Речь идет о случаях выявления прокурором деяний, содержащих признаки преступления, в ходе работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан, проведения прокурорских проверок и т.д. Сюда же можно отнести и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения прокурором, оказавшимся случайным свидетелем, обстоятельств совершения преступления, - рапорты, объяснения, акты и т.п.

Современная норма, предусматривающая полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Была введена в УПК РФ Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 2 ч. 2 ст. 37). Эта норма появилась одновременно с лишением прокурора права возбуждать уголовные дела и, фактически, была введена вместо нормы, устанавливающей соответствующее полномочие на возбуждение уголовного дела.

Однако такое постановление прокурора изначально не представляло собой самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. Как следует из системного толкования ст. ст. 140-143 УПК РФ, это постановление представляло собой один из «иных источников» сведений о преступлении. В соответствии со ст. 143 УПК РФ лицо, получившее такое сообщение, составляло рапорт об обнаружении признаков преступления. Указанное толкование получило обоснованное распространение в юридической литературе. Находит оно подтверждение и в ведомственных нормативных правовых актах.

Лишение прокурора права возбуждать уголовные дела получило негативную оценку у специалистов. Полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) не могло компенсировать в полной мере отсутствие этого права. В связи с непрекращающейся критикой и поступающими предложениями восстановить право прокурора на возбуждение уголовных дел в 2010 г. было принято промежуточное решение: полномочие на возбуждение уголовных дел не возвращено, но указанное мотивированное постановление прокурора в законодательном порядке признано самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

Однако в качестве «иного источника» сведений о преступлении постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, выполняло ту же функцию, что и в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Такой вывод основывается на буквальном толковании ст. 143 УПК РФ: исходя из её текста, должностное лицо, получившее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК РФ, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который подлежит регистрации в качестве повода для возбуждения уголовного дела, являясь своеобразной внешней формой его выражения.

Строго говоря, поводом, по сути, становится даже не рапорт, а, как буквально сказано в ст. 140 УПК РФ, устанавливающей перечень поводов, - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). В этом смысле постановление прокурора и так уже по закону было поводом для возбуждения уголовного дела.

В связи со сказанным возникает вопрос: что изменилось? Суть произошедших изменений заключается в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, а так же в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов.Что касается общего значения, следует отметить, что, прежде всего, законодатель прямо причислил постановление прокурора к числу самостоятельных поводов для возбуждения уголовного дела, в то время как до этого такие результаты были вовсе не обязательны для правоприменителя.

Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод. Представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т.е. принять одно из следующих решений:

  • 1) возбудить уголовное дело;
  • 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

Это постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Выделение постановления прокурора из числа иных источников сведений о преступлении в самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела подняло его статус, особенно в начальный период действия.

Особое значение постановления прокурора в качестве повода для возбуждения уголовного дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, введенной федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ, решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно, если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно, то по этому поводу следователю требуется согласие руководителя следственного органа.

Сразу же следует обратить внимание на тот факт, что указанная норма распространяется только на решения органа предварительного следствия. Орган дознания и дознаватель, как и по другим поводам, принимают при наличии к тому оснований решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора самостоятельно.

В этом направлении деятельности прокурора можно выделить три части:

  • – надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел;
  • – надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования;
  • – действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.

Надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и преследования прокурор осуществляет как по жалобам лиц, заинтересованных в продолжении уголовного преследования лиц, так и при их отсутствии. Дознаватель не вправе без согласия прокурора прекратить уголовное преследование по так называемым не реабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ, т.е. в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием обвиняемого, возмещением им в полном объеме ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов, а также обратиться в суд с ходатайством о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с возможностью его исправления без применения уголовного наказания (ст. 427 УПК РФ) . Согласно Приказу № 137, рассматривая вопрос о даче такого согласия, прокурор обязан тщательно изучить все обстоятельства совершения уголовно наказуемого деяния, проверить наличие оснований и условий, позволяющих принять решение об освобождении от уголовной ответственности. При этом необходимо выяснить, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

Прокурор обязан ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел и (или) уголовного преследования. Признав постановление дознавателя, а также следователя и руководителя следственного органа – о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии со ст. 214 УПК РФ отменяет его своим мотивированным постановлением, которое вместе с материалами уголовного дела направляет руководителю следственного органа, дознавателю для продолжения расследования.

При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, прокурор должен принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту (п. 20 Приказа № 137). Обнаружив признаки состава преступления в действиях должностных лиц органа расследования, прокурор обязан вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании этого должностного лица (п. 1.14 Приказа № 136).

Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, прокурор должен строго контролировать поступление в прокуратуру их копий, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208 и ч. 1 ст. 213 УПК РФ, и в течение месяца после их получения проверить законность и обоснованность принятого следователем решения. В случае признания решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным прокурор вправе требовать от руководителя следственного органа устранения нарушений закона путем вынесения и направления тому мотивированного постановления и соответствующих материалов, на основании которых это нарушение закона усматривается (п. 1.12 Приказа № 162). Если решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования принято с согласия руководителя следственного органа (ст. 25, 28, 28.1 УПК РФ), требование об устранении нарушений закона путем отмены этого постановления следует направлять руководителю вышестоящего следственного органа.

Принимая решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования или направляя соответствующее требование руководителю следственного органа, прокурор обязан руководствоваться исключительно законом, оставляя в стороне ведомственные интересы и желание повысить показатели статистической отчетности.

В качестве примера необоснованного решения прокурора можно привести уголовное дело по обвинению К. и Ш. в подделке документов. В ходе его расследования следователем не было получено достаточных доказательств для обоснования этого обвинения, что повлекло принятие решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи с отсутствием события преступления. Заместитель районного прокурора отменил это постановление и указал, что уголовное дело и уголовное преследование должны быть прекращены в связи с истечением срока давности (ст. 78 УК РФ). Обвиняемые вынуждены были оспаривать данное решение заместителя прокурора в судебном порядке. Суд согласился с тем, что отмена постановления о прекращении уголовного преследования после истечения срока давности есть продолжение уголовного преследования, что противоречит закону. Кассационное представление прокурора вышестоящей судебной инстанцией было отклонено .

Очевидно, что работники прокуратуры, добиваясь отмены постановления о прекращении уголовного дела для его последующего прекращения по другому основанию, руководствовались не законом, а стремлением улучшить показатели своей отчетности.

Надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования особенно актуален в случае завершения уголовного дела решением о его направлении в суд. Окончание предварительного расследования направлением дела в суд – важный, самостоятельный и ответственный этап досудебного производства, в ходе которого следователь совершает комплекс процессуальных действий, сущность которых заключается именно в обеспечении права обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика на их ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Необходимость наличия этого этапа обусловлена тем, что поскольку расследование закончено, следователь уже не может сохранять его результаты в тайне от обвиняемого и защитника, а они, впервые ознакомившись со всеми материалами уголовного дела, получают возможность оценить полноту проведенного предварительного расследования с точки зрения защиты. Фактически на этом этапе обвинительная власть в первый раз представляет результаты предварительного расследования своему процессуальному оппоненту, который вправе подвергнуть их пристрастному критическому анализу. Этот момент важен не только для обвиняемого, перед которым обвинитель раскрывает карты, показывая доказательства, с помощью которых он намерен изобличать его в суде, но и для самого обвинителя, поскольку он получает критическую оценку своих доказательств и имеет возможность восполнить пробелы расследования.

Начало данного этапа оформляется составлением протокола объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 217 УПК РФ, а завершается – составлением протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ст. 218 УПК РФ). Между этими моментами следователь обязан объявить об окончании следствия потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, разъяснить им право на ознакомление с материалами уголовного дела и при наличии соответствующего ходатайства обеспечить им и их представителям возможность реализации этого права. Потерпевший при ознакомлении с делом имеет те же права, что и обвиняемый, объем прав гражданского истца и гражданского ответчика ограничен обстоятельствами, связанными с гражданским иском.

По результатам ознакомления с материалами уголовного дела названные участники уголовного процесса вправе завить ходатайства о дополнении предварительного следствия: о представлении или истребовании доказательств, проведении следственных действий, принятии процессуальных решений, направленных на изменение объема и квалификации обвинения, прекращении уголовного преследования, привлечении к ответственности лиц, которым обвинения не предъявлено. Необходимость дополнения следствия может возникнуть и в связи с заявлением ходатайств об исключении недопустимых доказательств. Следователь должен внимательно рассмотреть все заявленные ходатайства, поскольку их удовлетворение позволит сделать позицию обвинения более сильной и обоснованной, лишит сторону защиты возможности критиковать результаты расследования в суде. Кроме того, восполнение неполноты расследования в суде может оказаться невозможным. В связи с этим прокурор, изучая позднее поступившие материалы уголовного дела, должен тщательно проверить, обеспечены ли права участников уголовного процесса на ознакомление с материалами уголовного дела и дополнение предварительного следствия, разрешены ли заявленные ими ходатайства, обоснованно ли они отклонены. В данном случае важно обратить внимание на достаточность времени, предоставленного для ознакомления с материалами дела, с учетом его объема и сложности, а также для подготовки обоснованного ходатайства, на обеспечение права обвиняемого на квалифицированную юридическую помощь и защиту, на помощь переводчика, если лицо не владеет в достаточной степени языком, на котором ведется предварительное расследование, и пр. Кроме того, прокурору следует внимательно рассмотреть жалобы обвиняемого или потерпевшего об отказе в предоставлении возможности делать выписки или снимать копии со всех документов, включая те, что составляют государственную тайну (последние в соответствии с ч. 2 ст. 217 УПК РФ хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому во время судебного разбирательства).

Одна из задач рассматриваемого этапа – определение формы предстоящего судебного разбирательства, а также необходимости проведения предварительного слушания. Поэтому на следователя возлагается обязанность разъяснить обвиняемому в совершении одного из преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (за исключением предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), право быть судимым судом с участием присяжных заседателей, а обвиняемому в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Обвиняемому в преступлении, наказание за которое не превышает десяти лет лишения свободы, разъясняется право на применение особого порядка постановления приговора без проведения судебного разбирательства в соответствии со ст. 314 УПК РФ. Поскольку эти особенные судебные процедуры применяются только по ходатайству обвиняемого, ему должна быть предоставлена полная информация об особенностях их проведения и последствиях их применения для обвиняемого. Прокурор должен обратить пристальное внимание на выполнение следователем этой обязанности, чтобы избежать возникновения негативных ситуаций в дальнейшем.

При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый вправе заявить ходатайства о проведении предварительного слушания для рассмотрения ходатайства об исключении доказательств, о прекращении уголовного дела, подать жалобы на нарушения закона при проведении предварительного расследования, которые исключают возможность постановления судом законного приговора или вынесения иного законного решения (ст. 237 УПК РФ). При наличии таких ходатайств прокурор, получивший уголовное дело от следователя, должен проверить их обоснованность и принять меры по восстановлению законности и устранению препятствий для рассмотрения дела судом.

Выполнив все указанные действия, следователь составляет обвинительное заключение. Особенностью окончания дознания является предоставление обвиняемому, потерпевшему материалов уголовного дела уже после составления обвинительного акта, однако объем их прав не может быть меньшим, чем по делам, расследование по которым проводилось в форме предварительного следствия. Прежде чем материалы уголовного дела с обвинительным актом будут переданы прокурору, дознаватель обеспечивает права участников уголовного процесса так же, как это делает следователь: составляет протоколы их ознакомления с материалами уголовного дела, разрешает ходатайства, разъясняет право на предварительное слушание и вынесение приговора в особом порядке. Подробнее об этом будет сказано в следующем подпункте.

Наиболее частые причины ограничения прав участников уголовного процесса на этапе окончания предварительного расследования – это недостаток времени для ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств, что чаще всего является результатом неэффективной организации труда, когда возможности своевременного продления срока следствия или дознания упущены или исчерпаны.

Учитывая, что право на рассмотрение дела в особом порядке, как и на заявление ходатайств об исключении доказательств, прекращении уголовного дела в предварительном слушании имеет обвиняемый по делу, расследованному и в форме дознания, следует остановиться на вопросе о порядке разъяснения обвиняемому этого права. В данном случае обвиняемый знакомится с материалами уголовного дела после составления дознавателем обвинительного акта и об этом, согласно ч. 2 ст. 225 УПК РФ, делается отметка в протоколе, однако нигде в УПК РФ четко не сказано, что после ознакомления с материалами дела обвиняемому следует разъяснить принадлежащие ему права и обеспечить возможность ими воспользоваться. Несмотря на это упущение законодателя, не вызывает сомнения то, что дознаватель должен выполнить эту обязанность и отразить в протоколе как свои действия по разъяснению обвиняемому прав, так и ходатайства обвиняемого, а прокурор при изучении уголовного дела обязан выяснить, обеспечены ли права обвиняемого должным образом.

  • Напомним, что в настоящее время следователю необходимо получить такое согласие от руководителя следственного органа.
  • Здесь и далее, если не указано иное, приводятся примеры из личной практики автора.

Окончание предварительного расследования – это его заключительный этап, на котором принимается итоговое для данной стадии решение.

Итоговое решение определяет виды окончания расследования (ч. 1 ст. 158 УПК):

1) Прекращение уголовного дела,

* с обвинительным актом, если по делу проводилось дознание в общем порядке,

* с обвинительным постановлением, если по делу производилось дознание в сокращенной форме,

* с обвинительным заключением, если по делу проводилось предварительное следствие,

* с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, если следствие проводилось в отношении невменяемого.

На этапе окончания предварительного расследования стоят следующие задачи:

* проверить качество проведенной досудебной подготовки материалов для формирования окончательного обвинения или отказа от него;

* обеспечить права сторон на ознакомление с делом, на выдвижение своей позиции и представление собственных доказательств;

* в необходимых случаях дополнить материалы расследования и устранить допущенные процессуальные нарушения.

2. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Прекращение уголовного дела - это итоговое решение стадии предварительного расследования, которым уголовное дело разрешается по существу.

Прекращение уголовного преследования - это отказ стороны обвинения от продолжения процессуальной деятельности по изобличению подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Уголовное преследование может прекратить только орган уголовного преследования, а уголовное дело вправе прекратить и суд. Преследование прекращается в отношении конкретных подозреваемых и обвиняемых, в то время как уголовное дело прекращается в целом по всем фактам. Прекращение уголовного дела всегда означает и прекращение уголовного преследования в отношении всех подследственных, а прекращение преследования в отношении одного из нескольких обвиняемых не влечет прекращение всего уголовного дела.

Классификация оснований для прекращения дела и преследования производится по нескольким основаниям:

По структуре УПК основания делятся на три группы:

* для отказа в возбуждении дела и основания для прекращения дела (ст. 24),

* для прекращения уголовного преследования (ст. 27),

* прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования (ст. 25, 28, 28.1.).

По юридическим последствиям основания бывают:

* реабилитирующими (влекущими реабилитацию – восстановление в правах) и

* нереабилитирующими. Нереабилитирующие основания предполагают доказанность совершения обвиняемым (подозреваемым) деяния, которое, как правило, содержит признаки преступления, и применяются при условиях: согласия самого обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях – согласия руководителя следственного органа или прокурора.

По юридической природе основания делятся на группы:

* Фактические (указывающие на неубедительность доводов обвинения): отсутствие события преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

* Юридические процессуальные: имеется неотмененное решение по данному обвинению, отсутствует заявление потерпевшего по делу частного или частно-публичного обвинения, отсутствует согласие специальных органов на преодоление служебного иммунитета;

* Юридические уголовно-правовые: отсутствие состава преступления, смерть обвиняемого (подозреваемого), истечение давности, амнистия, наличие оснований освобождения от уголовной ответственности.

По степени усмотрения правоприменителя основания группируются на:

* Обстоятельства, исключающие производство по делу, подчиненные правилу «законности обвинения». Орган расследования обязан отказать в возбуждении или прекратить дело при установлении одного из обстоятельств этой группы;

* Обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности, подчиненные правилу «целесообразности обвинения». Орган уголовного преследования вправе, но не обязан прекратить уголовное дело при примирении с потерпевшим, деятельном раскаянии, возмещением вреда по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Прекращение дела допускается по преступлениям небольшой или средней тяжести (по общему правилу) с согласия руководителя следственного органа или прокурора и отсутствии возражений обвиняемого.

Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования включает в себя совокупность действий по:

* выбору основания для прекращения дела,

* вынесению постановления и отмене мер принуждения,

* обеспечению прав сторон по ознакомлению и обжалованию данного решения и принятию в необходимых случаях мер по реабилитации обвиняемого или подозреваемого.

Отменить постановление о прекращении дела или уголовного преследования, вынесенное в стадии предварительного расследования, и возобновить производство по делу может руководитель следственного органа - постановление следователя, а прокурор – постановление дознавателя или органа дознания.

3. Основания и порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением – это заключительный этап стадии предварительного расследования, на котором формулируется окончательное обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

Основанием для окончания следствия составлением обвинительного заключения является:

* Производство всех следственных действий и достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;

* Обеспечение явки обвиняемого в суд путем обоснованного применения мер принуждения;

* Обеспечение процессуальных прав сторон, прежде всего стороны защиты (например, обязательного участия в деле защитника).

Процессуальный порядок окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения включает в себя следующие этапы:

1) систематизация материалов уголовного дела (приведение их «в подшитый и пронумерованный вид» - ч. 1 ст. 217);

2) уведомление сторон об окончании предварительного следствия и разъяснение им права на ознакомление с материалами дела (ч. 1, 2 ст. 215);

3) ознакомление с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей при наличии соответствующего ходатайства (ст. 216);

4) ознакомление обвиняемого и его защитника, законного представителя с материалами уголовного дела (ст. 217);

5) составление обвинительного заключения (ст. 220) и направление дела прокурору (ч. 6 ст. 220);

6) действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221-222).

4. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами оконченного предварительного следствия

Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела является этапом окончания предварительного следствия, предшествующим составлению обвинительного заключения (ст. 217 УПК).

Ознакомление проводится вне зависимости от просьбы обвиняемого совместно с защитником (если не заявлено их ходатайство о раздельном ознакомлении).

Следователь обязан отложить на срок до 5 суток ознакомление с делом при неявке защитника по уважительной причине. По истечении 5 суток следователь предлагает обвиняемому пригласить другого защитника или принимает меры по назначению защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то закон допускает предъявление ему материалов дела для ознакомления без участия защитника (кроме случаев, когда его участие является обязательным).

Если обвиняемый содержится под стражей, то ознакомление должно быть начато не позднее 30 суток до истечения соответственно 6, 12 или 18 месячного предельного срока содержания под стражей (ч. 5 ст. 109 УПК).

Для ознакомления предъявляются материалы дела в полном объеме, за исключением сведений о личности свидетелей и потерпевших, в отношении которых приняты меры безопасности в соответствие с ч. 9 ст. 166 УПК, сведений о заключенном по данному делу досудебном соглашении о сотрудничестве, а также громоздких вещественных доказательств.

Время ознакомления включается в срок предварительного следствия (ст. 162) и в срок содержания под стражей (ст. 109), а ограничение продолжительности ознакомления не предусмотрено, кроме как по судебному решению в отношении обвиняемого, который явно затягивает ознакомление. Если обвиняемый содержится под стражей, то средством против «затягивания» ознакомления с делом является формально не ограниченная возможность продления срока содержания под стражей. Если обвиняемый, несодержащийся под стражей, не является для ознакомления с делом без уважительных причин, или иным образом уклоняется от ознакомления, то следователь через 5 суток ожидания вообще не знакомит обвиняемого с делом.

При ознакомлении обвиняемого с делом следователь разъясняет ему право ходатайствовать о:

* дополнении материалов следствия;

* формировании списка свидетелей, специалистов и экспертов, подлежащих вызову в судебное заседание и допросу для подтверждения позиции стороны защиты;

* рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, если дело ему подсудно.

* рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей в соответствии с подсудностью;

* согласии с предъявленным обвинением с тем, чтобы его дело было рассмотрено в особом порядке путем сокращенного судебного следствия (по главе 40 УПК);

* проведении предварительных слушаний. Основания для их проведения разъясняются обвиняемому.

По окончании ознакомления с материалами уголовного дела следователь составляет протокол.

5. Обвинительное заключение

Обвинительное заключение – это процессуальный документ, оформляющий итоговое для предварительного следствия решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано окончательное обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

Значение обвинительного заключения раскрывается в справочно-техническом и юридическом смысле. Справочно-техническое значение состоит в том, что в обвинительном заключении систематизируются и анализируются материалы уголовного дела. Юридическое значение обусловлено окончательным обвинением, которое определяет пределы дальнейшего производства по делу по лицам и фактам. В дальнейшем положение обвиняемого не может быть ухудшено. Окончательное обвинение является основой для осуществления функции защиты по уголовному делу.

В обвинительном заключении указываются со ссылками на листы и тома дела следующие сведения (ст. 220 УПК):

* Данные о личности каждого из обвиняемых;

* Существо обвинения, место и время совершения преступления, его мотивы и цели (объем обвинения или фабула дела);

* Формулировка предъявленного обвинения в отношении каждого из обвиняемых, с определением точной квалификации преступления с указанием пункта, части, статьи УК РФ.

* Перечень и краткое содержание доказательств, подтверждающих обвинение.

* Перечень и краткое содержание доказательств, на которые ссылается сторона защиты.

* Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание в отношении каждого обвиняемого (ст. 61 и 63 УК);

* Данные обо всех установленных потерпевших, характере и размере причинном им вреда;

* Данные о гражданском истце и ответчике.

Обвинительное заключение дополняется приложениями, которые состоят из списка лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения и со стороны защиты, и справки о движении дела.

Обвинительное заключение изготавливается с копиями, для вручения их обвиняемому, защитнику и потерпевшему, а также для оставления копии у прокурора.

После подписания обвинительного заключения следователь не вправе чем-либо дополнить материалы следствия. Он с согласия руководителя следственного органа обязан немедленно направить дело прокурору.

6. Деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением

Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, составляют заключительный этап досудебного производства, на котором утверждается окончательное обвинение. Этот этап обладает определенной самостоятельностью, так как для него установлены свои задачи, срок и итоговые решения (ст. 221–222).

По результатам проверки прокурор принимает одно из четырех решений.

1. Утвердить обвинительное заключение и направить уголовное дело в суд в порядке ст. 222 УПК. При направлении дела в суд прокурор вправе ходатайствовать перед судом о проведении судебного разбирательства в отсутствии подсудимого в соответствии с ч. 5 ст. 247 УПК, а также вынести представление об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.5 УПК). Прокурор обязан вручить копии обвинительного заключения обвиняемому, а при наличии соответствующего ходатайства – защитнику и потерпевшему (ч. 2 ст. 222) и письменно уведомить стороны о направлении дела в суд. Если обвиняемый уклоняется от получения копии обвинительного заключения, то оно ему не вручается.

2. Возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Такое решение прокурора следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обжаловать вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. В период рассмотрения жалобы исполнение обжалуемого решения прокурора приостанавливается. Вышестоящий прокурор в течение 10 суток отказывает в удовлетворении жалобы следователя либо отменяет решение нижестоящего прокурора, утверждая обвинительное заключение и направляя уголовное дело в суд. При этом срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа в пределах до одного месяца (ч. 6 ст. 162).

3. Направить дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Прокурор обязан отменить меру пресечения в виде содержания под стражей в связи с истечением срока ее действия (ч. 2 ст. 10 УПК).

Если к моменту направления уголовного дела прокурором в суд срок содержания под стражей или под домашним арестом оказывается недостаточным для подготовки судом судебного заседания, то прокурор вправе возбудить перед судом ходатайство о продлении этого срока до 30 суток (ч. 2.1. ст. 221 УПК).



Поделиться