Источники правового регулирования транспортных отношений. Источники правового регулирования К источникам транспортного права не относится

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы Министерства транспорта Украины, иные подзаконные нормативные акты.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Украины как основной закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Украины, который сконцентрировал в отдельной главе нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 12.09.91 г. "Опорядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР", источниками транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом, и не урегулированным украинским законодательством. Указанные законодательные акты применяются на территории Украины в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству Украины.

К основным законам, регулирующим деятельность транспорта относятся законы Украины "О транспорте" 1994 г., "О железнодорожном транспорте" 1996 г.; "О дорожном движении" 1993 г.; "О трубопроводном транспорте" 1996 г. и другие законы, содержащие правовые нормы, регулирующие те или иные отношения в области транспорта.

Источниками транспортного права являются также транспортные уставы и кодексы. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железных дорог Украины (1998 г), Воздушный кодекс Украины (1993 г), Кодекс торгового мореплавания Украины (1994 г), Устав внутреннего водного транспорта СССР (1955 г), Устав автомобильного транспорта УССР (1969 г).

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Украины, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений.

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Украины и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Министерству транспорта Украины предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.

К источникам транспортного права в настоящее время следует также отнести обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст.160 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМУ) при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке доставки груза разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного Суда Украины и Высшего Хозяйственного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Конституция РФ, как Основной Закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства. В соответствии с Конституцией РФ федеральный транспорт и пути сообщения относятся к компетенции Российской Федерации.

Важнейшим источником транспортного права является новый Гражданский кодекс РФ, который закрепил основные положения по перевозкам, в том числе нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров, багажа, ответственность перевозчика, правила предъявления претензий и исков, отношения по транспортной экспедиции и др.

Специальное правовое регулирование транспортной деятельности детализируется в следующих транспортных Кодексах и Уставах:

5. Устав автомобильного транспорта РСФСР. Утв. Постановлением СМ РСФСР от 8 января 1969 г. N 12.

В развитие транспортных уставов и кодексов по каждому виду транспорта принимаются различные правила перевозок.

Среди источников транспортного права важное место занимают подзаконные акты . К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции, правила и положения министерств и ведомств.

К источникам транспортного права принадлежат и правовые обычаи . Правовые обычаи хотя и не содержатся в нормативно-правовых актах, но санкционированы государством, т.е. государство придает им общеобязательное значение и гарантирует их выполнение принудительной силой. Такими правовыми обычаями, например, являются обычаи морских торговых портов. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Например, согласно ст. 130 - 132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

Другим источником транспортного права является нормативный договор . Так, например, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, а Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" - к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Необходимо также учитывать постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и дают руководящие разъяснения судам по вопросам применения транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Кроме транспортных кодексов и уставов большую роль в регулировании деятельности транспорта играют специальные федеральные законы, такие, например, как:

О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения;

О железнодорожном транспорте;

О транспортной безопасности;

О транспортно-экспедиционной деятельности;

О безопасности дорожного движения и др.

Фактически источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ , которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры . В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку – по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их. Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутреннее водное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл. 40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров. В статьях 784–800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т. д.

Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны.

Гражданский кодекс РФ по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.

В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» и другие ведомственные акты.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Транспортное право

Правовое регулирование общественных отношений в области транспортной деятельности. Характеристики транспортного права РФ. Управление морским и речным транспортом. Федеральный закон РФ. Лицензия на право деятельности. Транспортные обязательства. Договоры перевозок груза. Гражданско-правовая ответственность. Аренда транспортных средств. Пассажирские перевозки.

К данному материалу относятся разделы:

Понятие, предмет и содержание транспортного права. Методы и способы правового регулирования общественных отношений в области транспортной деятельности. Система транспортного права

Государственные и муниципальные органы управления транспортом: понятие, функции, нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность

Органы управления морским и речным транспортом. Понятие, виды и функции государственных учреждений на морском и речном транспорте

Техническое регулирование на транспорте: понятие, основные нормативные правовые акты. Объекты технического регулирования на транспорте

Лицензирование на транспорте: понятие, цели и задачи, основные нормативные правовые акты, виды лицензируемой деятельности, срок действия лицензии, лицензирующие органы

Лицензирование на морском и речном транспорте: виды лицензируемой деятельности, лицензионные требования и условия, лицензирующие органы, основания для приостановления и аннулирования лицензии

Естественные монополии на транспорте: понятие, виды, особенности государственного регулирования. Тарифное регулирование на транспорте

Понятие и виды субъектов транспортных обязательств. Понятие и требования к основным субъектам транспортных обязательств (перевозчикам, владельцам инфраструктурных объектов)

Основания возникновения обязательств по перевозкам грузов. Порядок подачи и рассмотрения заявки (заказа) на различных видах транспорта

Договор об организации перевозок: понятие, содержание, ответственность

Понятие и характеристика договора перевозки груза. Соотношение договора перевозки груза и договора фрахтования

Документы, подтверждающие заключение договора перевозки груза на различных видах транспорта. Понятие и виды чартеров на морском транспорте. Понятие, виды и правовые особенности коносамента

Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов и перевозке: понятие, содержание, основания возникновения

Права и обязанности сторон по договору перевозки груза

Понятие, предмет и характеристика договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы

Содержание договора транспортной экспедиции (права и обязанности сторон)

Гражданско-правовая ответственность сторон договора транспортной экспедиции. Претензии и иски по договору транспортной экспедиции

Понятие и правовое регулирование перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Особенности договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении. Узловые соглашения: понятие, содержание, ответственность

Договоры об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и о подаче и уборке вагонов: понятие, содержание, сфера применения

Договор буксировки: понятие, виды, содержание, оформление

Договор аренды транспортных средств: понятие, виды, содержание

Понятие и характеристика договора перевозки пассажиров. Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира

Понятие и содержание обязательств по перевозке багажа

Особенности гражданско-правовой ответственности в обязательствах по перевозкам грузов. Основания освобождения перевозчика от ответственности. Понятие и признаки «общей аварии»

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по перевозке грузов

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по перевозке пассажира и багажа

Понятие и виды актов при перевозке грузов на транспорте. Их правовое значение, порядок оформления. Морской протест: понятие, значение, основания применения, порядок оформления

Претензионный порядок разрешения споров на транспорте: понятие, содержание, сроки. Особенности исковой давности по перевозке

Понятие международной перевозки. Особенности правового регулирования международных перевозок. Понятие и виды «транспортных конвенций»

Понятие и виды транспортных средств в транспортном законодательстве. Особенности транспортных средств как объектов гражданских прав. Регистрация морских и речных судов и прав на них (основные понятия и нормативные правовые акты)

Понятие и состав экипажа транспортного средства. Требования к членам экипажей морских и речных судов

Особенности правового регулирования трудовых отношений на морском и речном транспорте

Договор фрахтования: понятие, характеристика. Отличия от договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договора аренды транспортных средств

Безопасность мореплавания и судоходства: понятие, содержание, основные международные договоры и нормативные правовые акты

Транспортная безопасность: понятие, содержание, основные нормативные правовые акты на морском и речном транспорте

Организация социально-культурной деятельности

Программа Государственного экзамена по междисциплинарному курсу «Организация социально-культурной деятельности» специальность 071801 «Социально-культурная деятельность»

Нотаріат в Україні

Організація нотаріату як системи, процесуальна діяльність нотаріусів та інших посадових осіб. Вчинення нотаріальних дій в Україні покладається на нотаріусів. Нотаріальний процес проходить стадії. Права нотаріуса. Перевірка організації роботи державних нотаріальних контор (архівів). Класифікація нотаріальних проваджень.

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца

1. Опыты по электромагнитной индукции. 2. Магнитный поток. 3. Закон электромагнитной индукции. 4. Правило Ленца.

Электроустановки предприятий автоматической телефонной связи

Электроустановки городских АТС декадно-шаговой и координатной систем. Электроустановки городских АТС электронной и квазиэлектронной систем. Электроустановка для питания городских, центральных, сельских и учрежденческих АТС

Технические и программные средства реализации информационных процессов

Аппаратные реализации информационных процессов. Запоминающие устройства. Устройства ввода-вывода. Логическая структура дисков. Системное программное обеспечение. Обзор системного ПО. Пользовательские интерфейсы. Особенности ОС Windows

Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но транспортное право регулирует отношения, связанные не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на других видах транспорта. Следовательно, предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. – состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в специальный самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права – железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право – касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики, например оформления транспортных документов, порядка лицензирования транспортной деятельности и т.д.

Таким образом, транспортное право, представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права.

2. Понятие и источники транспортного права. Транспортное законодательство

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает КонституцияРоссийской Федерации – Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.

Конституция Российской Федерации (ст. 71)относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права – это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40)нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Уставжелезнодорожного транспорта РФ, ВоздушныйкодексРФ,Кодексторгового мореплавания РФ,Кодексвнутреннего водного транспорта РФ,Устававтомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку – по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации. По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые.

Источниками нрава являются способы закрепления правовых норм, формы их внешнего выражения, имеющие общеобязательный характер . Источники транспортного права подразделяются на два вида: нормативные правовые акты и правовые обычаи. Последние применяются в случаях, когда отсутствуют прямые предписания в нормативном акте или транспортном договоре по конкретным вопросам перевозки и закон допускает возможность руководствоваться принятыми на транспорте обычаями. Этот вид источников действует, например, при морских перевозках. Речь идет, в частности, об определении продолжительности сталийного времени – срока, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей, а также контрсталийного времени, т.е. времени, которое при достижении соглашения с перевозчиком может использовать грузоотправитель по окончании сталийного времени дополнительно для окончания выполненных погрузочных работ. В этих случаях стороны руководствуются обычно принятыми в порту погрузки сроками (п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131 КТМ).

Основным видом источников транспортного права являются нормативные правовые акты. Это нормативные документы, регулирующие перевозки различными видами транспорта и представляющие собой совокупность законов и иных нормативных правовых актов, которые устанавливают, изменяют или прекращают правоотношения в области организации и осуществления перевозок.

Указанные источники образуют определенную систему, включающую две основные группы: 1) законы; 2) подзаконные нормативные правовые акты.

Приоритетное место среди них занимают законы, обладающие высшей юридической силой. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной компетенции Российской Федерации. Поэтому транспортные отношения имущественного характера регулируются федеральными законами. В целом же группа законов, составляющих источники транспортного права, включает Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (например, "О Правительстве Российской Федерации"), федеральные законы (ГК, транспортные уставы и кодексы и некоторые другие).

Вторая группа – подзаконные нормативные правовые акты – включает указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие транспортную деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Следовательно, применительно к международным перевозкам, в которых участвует российская сторона, международные конвенции и соглашения, регулирующие перевозки различными видами транспорта, к которым присоединилась Российская Федерация, являются источниками транспортного права.

В юридической литературе можно встретить мнение о том, что решения высших судебных инстанций, в частности постановления Пленума ВАС РФ, являются источниками транспортного права. Эта точка зрения наиболее развернуто обосновывается В. А. Егиазаровым. Главный его аргумент заключается в утверждении, что правоприменительная практика судов постоянно сталкивается с пробелами в законодательстве, которые устраняются правилами, сформулированными в постановлениях высших судебных инстанций. Так, автор пишет: "Правоприменительный процесс, осуществляемый арбитражными судами, не может не порождать ситуаций, не укладывающихся в рамки норм, установленных и закрепленных в обычных источниках права" . Далее, присоединяясь к мнению Ю. X. Калмыкова , он заключает: "И тогда подобные пробелы в законодательстве восполняются с помощью новых правил, возникающих в процессе толкования действующих норм права, но уже сформулированных на уровне постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда" .

Получается, что новые правила, содержащиеся в постановлениях Пленума ВАС РФ, соответствуют по юридической силе нормам источников, которые они, по сути, дополняют. Подтверждению этого положения В. А. Егиазаров посвятил отдельный параграф в учебнике по транспортному праву с изложением фактов восполнения ВАС РФ в той или иной форме пробелов транспортного законодательства путем установления новых правил. На этом, собственно, и построена автором теория причисления постановлений Пленума ВАС РФ к источникам транспортного права.

Следует отметить, что никто не оспаривает существование указанной практики высших судебных инстанций. Другой вопрос, насколько она правомерна и отвечает ли сложившаяся практика духу и букве российского права? Одним из непременных условий демократического правового государства, каким объявлена Российская Федерация Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея разделения власти на ветви означает создание в сфере организации государства системы сдержек и противовесов . Каждая ветвь власти, занимая свое место в общей системе государственной власти, выполняет только ей присущие функции. Нарушение установленного баланса автоматически влечет сбой в системе сдержек и противовесов.

Что касается судебной власти, то она призвана осуществлять судопроизводство (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Никакие другие функции ей не присущи. Являясь разновидностью государственной власти, именно эта ветвь осуществляет правосудие . Как справедливо отмечается в юридической литературе, судебные органы не могут присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти . На это прямо указывает Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в ред. от 06.12.2011 № 4-ФКЗ). Поэтому, если ВАС РФ принимает новые правила, восполняющие пробелы в законодательстве, он вторгается в сферу деятельности законодательной ветви власти.

Фактически к такому выводу пришел и В. А. Егиазаров, который, приведя положение ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" о праве Пленума ВАС РФ давать разъяснения по вопросам применения законодательства при разрешении судебных споров, отмечает, что в статье ничего не говорится о его праве "на восполнение пробелов в действующем законодательстве и в данном случае Пленум Высшего Арбитражного Суда несколько превышает предоставленные ему законом полномочия" . Тем не менее, несмотря на сделанный вывод, В. А. Егиазаров в заключение своих рассуждений настаивает на том, что "деятельность по восполнению пробелов в действующем транспортном законодательстве основывается на длительном, систематическом применении соответствующих нормативных актов и изучении практики арбитражных судов и, следовательно, достаточно обоснована, что является дополнительным аргументом в пользу того, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда являются источниками права" .

Если следовать логике представителей этой точки зрения, то тогда и Верховный Суд РФ вправе восполнять пробелы уголовного и уголовнопроцессуального законодательства, а Конституционный Суд РФ – конституционного. Между тем вполне понятно, что все пробелы и противоречия в действующем законодательстве должны устраняться законодательной ветвью власти. Подавляющее большинство цивилистов, исследуя вопрос об источниках гражданского права, справедливо отмечают, что хотя роль актов высших судебных органов "в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика", они тем не менее "являются не нормативными актами, а актами применения права" .

Источники транспортного права

Определение 1

Источниками права являются способами закрепления правовых норм и формы их внешнего выражения, обладающие общеобязательным характером.

Основными источниками транспортного права являются:

  1. Гражданский Кодекс РФ. В 40 главе «Перевозка» закрепляются общие условия перевозки, устанавливаются правила ее организации, регулируются перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки транспортом общего пользования. В данной главе освещены виды договоров, которые заключаются в связи с перевозкой, в их числе договор об организации перевозок, договор грузоперевозки, договор пассажирской перевозки, договоры, которые заключаются меж транспортными организациями. И наконец, кодекс утверждает ответственность за нарушение обязательств по организации и осуществлению перевозок. Отдельная глава ГК посвящается вопросам организации и предоставления экспедиционных услуг, которые связаны с грузоперевозкой. Это 41 глава «Транспортная экспедиция», определяющая содержание и форму договора транспортной экспедиции, регулирующая вопросы ответственности по данному договору, односторонний отказ от его исполнения.
  2. Воздушный Кодекс РФ.
  3. Федеральный Закон «Устав Железнодорожного Транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ.
  4. Кодекс Торгового Мореплавания РФ.
  5. Кодекс Внутреннего Водного Транспорта РФ.
  6. Федеральный Закон «Устав Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
  7. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г.
  8. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г.,
  9. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г.
  10. Указы Президента РФ, которые направлены на усовершенствование деятельности транспортных структур и применение отдельных видов транспорта, обеспечение безопасности на транспорте.
  11. Постановления Правительства РФ, посвященные вопросам усовершенствования управления транспортом, его систем.
  12. Нормативные акты федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта - Минтранса России, иных министерств и ведомств, регламентирующие организацию перевозок и их реализацию, в их числе порядок и технические условия крепления, погрузки, транспортировки и выгрузки грузов. Главенствующее место из них заняли правила перевозок багажа и пассажиров, правила перевозок грузов, правила оказания услуг по перевозкам багажа, пассажиров, грузов.
  13. Международное законодательство в области транспортного права. Согласно 4 части 15 статьи Конституции РФ и 1 пункту 7 статьи ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составным элементом правовой системы Российской Федерации.

Принципы транспортного права

Определение 2

Принципами транспортного права являются руководящие, основополагающие положения, начала, определяющие все стороны его сущности.

Традиционно принципами транспортного права называют следующие.

Принцип свободного перемещения багажа, грузов, передвижения пассажиров значит, что субъекты РФ, муниципальные образования не имеют права установления каких-то барьеров, ограничений передвижения по собственным территориям. Недопустимо установление таможенных границ меж регионами РФ, установление сборов, пошлин, других препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан, согласно 1 части 7 статьи, 1 части 74 статьи Конституции РФ. Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров являют вопросы, которые касаются безопасности перевозок, охраны культурных ценностей и природы, согласно 2 части 74 статьи Конституции РФ.

Принцип свободы транспортного договора обуславливается закрепленными в 412 статье ГК РФ положениями о свободах договора, которые имеют распространение на договоры, которые заключаются при организации и реализации перевозок:

  • свобода граждан и юридических ли в принятии решений по заключению либо не заключению транспортных договоров;
  • свобода участников отношений договорного характера в выборе контрагента по транспортному договору;
  • свобода разработки условий транспортного договора сторонами, на которых он будет заключаться, а значит, свобода определения участниками собственных гражданских обязанностей и прав.

Принцип слияния интересов государства с интересами транспортных предприятий и клиентов обуславливается тем обстоятельством, что транспорт - одна из составляющих эффективного развития экономической сферы государства. Оно имеет интерес в оптимизации транспортных процессий, увеличения сети транспортных артерий и т.п. Транспортные предприятия имеют интерес максимального извлечения прибыли, что может достигаться посредством интенсификации перемещения перевозочных объектов, увеличения скорости оборачиваемости подвижного состава, применения наиболее экономичных и современных транспортных средств.

Принцип сочетания централизованного урегулирования перевозок с ведомственной регламентацие й порядка ее реализацией. Наравне с централизованным урегулированием транспортными уставами и кодексами перевозок отдельными видами транспорта есть потребность в регламентации ведомственными нормативными правовыми актами определенных технических и правовых вопросов организации и реализации перевозок. К ним относят правила перевозок пассажиров, багажа, грузов соответственными видами транспорта, а также разнообразные технические положения, условия, тарифы и т.д. Их принятие возлагается, прежде всего, на Минтранс РФ.

Принцип реализации перевозок на основе организационно-правовых предпосылок значит, что перевозка грузов может осуществляться при исполнении конкретных организационно-правовых действий, составлении соответственных документов, то есть планов, договоров, соглашений.

Принцип обеспечения качества и эффективности транспортной деятельности значит, устойчивость работы всех видов транспорта, безопасность и доступность оказания транспортных услуг, развитие конкуренции в сфере транспортных услуг, согласованность функционирования элементов всей транспортной системы.

Принцип законности в роли основополагающего принципа права является присущим транспортному праву.

Замечание 1

С принципом законности имеет тесную взаимосвязь принцип укрепления дисциплины и контроля на транспорте.



Поделиться