Эл эн моп. Электроснабжение МОП в квитанции ЖКХ: что это значит? Что влияет на сумму оплаты

В последнее время часто задают вопрос о новой строке, появившейся месяц-второй назад в счетах на оплату ЖКУ - «Электроснабжение МОП». В моем, например, счете за февраль в строке «Освещение МОП» указывался «тариф» - 0,5 руб./кв. м, за март в строке «Освещение МОП» уже была сумма с минусом и появилась услуга «Электроснабжение МОП фев 2011»…
Что это за услуга? Новая ли?..
Сообщаю о своих исследованиях. Как и предполагал, «Электроснабжение МОП» - такая же коммунальная услуга, как водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроэнергия (которую мы привычно оплачивали по показаниям счетчиков или по нормативу). В соответствии с Жилищным Кодексом, постановлениями Правительства РФ №№ 306, 307, 491 собственники обязаны оплачивать содержание общедомового имущества и коммунальные услуги на его содержание.
То есть, собственник должен оплачивать не только электричество, которое он потребляет непосредственно в своей квартире, но и то, которое расходуется на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу лифтов и другого имущества дома... Больше того, во внутридомовых сетях неизбежны ПОТЕРИ электроэнергии (как утверждают специалисты, от 10 и выше %%), которые также оплачиваются из нашего кошелька.
Предвижу вопросы, но сначала закончу ликбез…
Как определяется доля электроэнергии на общее имущество, которую должен оплатить собственник? Арифметически - просто. В расчете этой доли используются три величины.
ПЕРВАЯ - это объем потребленной домом энергии (по показаниям общедомового прибора учета).
ВТОРАЯ - суммарный объем электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов.
ТРЕТЬЯ величина - суммарный объем электроэнергии по нормативам потребления.
Первая величина делится на сумму второй и третьей, и полученный КОЭФФИЦИЕНТ умножается на показания квартирного прибора учета. Коэффициент заведомо больше единицы. Полученное произведение и есть та сумма, которую должен оплатить собственник за электроэнергию С УЧЕТОМ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА… Но. Тех, кто не имеет счетчиков и оплачивает электричество по нормативу, этот коэффициент обходит стороной: теоретически в нормативах все учтено (и потери, и объем услуги на содержание общедомового имущества). А в квитанциях сумма в строке «Электроснабжение МОП» как раз и должна быть разницей между суммой по нашему счетчику и этой же сумой, помноженной на коэффициент…
Такой порядок расчета определен постановлением 307 еще в 2006 году. Попытки оспорить его в судах оказались безуспешными…
Желающие могут ознакомиться с текстом письма Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07 на эту тему (ниже). Еще есть хороший комментарий по ссылке http://gkh.avbn.ru/jkh_articles/?11358 .
Почему только сейчас стали вводить доплату по электричеству? Толком никто не объясняет. (Есть, конечно, версия, что доплату не вводили по причине опасения «социальной напряженности».) Некоторые директора управляющих организаций утверждают, что якобы вмешалась прокуратура, предписав компаниям выставлять собственникам 100% потребление домом электроэнергии. Но, кстати, некоторые ульяновские УО начали выставлять корректировку по электроэнергии еще больше года назад. И корректировки эти оказались практически сравнимы с суммами по показаниям счетчиков.
С одной стороны, понятно, что дом в целом потребляет электроэнергии больше, чем сумма объемов электроэнергии по квартирным счетчикам и нормативам. И эту разницу энергетикам нужно оплатить. Понятно, что сделать это можно только за наш счет.
С другой стороны возникают вопросы и претензии как к законодателям, так и к управляющим организациям.
Справедливо ли, что оплачивающие по нормативу (но потребляющие больше нормативного за счет большего количества проживающих, чем прописанных), не должны оплачивать «Электроснабжение МОП»?
Что делают УО для снижения потерь в электросетях?
Как бороться с неплательщиками, ведь из-за них увеличивается нагрузка на добросовестных собственников?
Как бороться и кто борется с воровством электроэнергии?
Наконец, справедливо ли - чем больше платишь по квартирному счетчику, тем больше платишь за «Электроснабжение МОП»?..
И напоследок, цитата из факсограммы Минрегионразвития № 18/14 от 24 января 2011 года: «ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ… МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ ПУНКТА 5 РАЗДЕЛА I ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2010 г. № 42 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РОСТА ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В 2011 ГОДУ ВЫШЕ 15 ПРОЦЕНТОВ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ…»
Вспомнили? Да?
Больше 15% - НЕЛЬЗЯ!
Популизм? Без сомнения. С одной стороны (законодательной и экономической) требовать оплачивать все и вся. С другой стороны - пытаться избежать"социальной напряженности"…

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПИСЬМО от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги:
при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов, учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода "суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета";
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктами 15 - 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до сведения органов местного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов и организаций коммунального комплекса, действующих на территории субъектов Российской Федерации.
Ю.П.ТЫРТЫШОВ

Отвечает главный специалист контрольно-правового отдела города Омска Дмитрий Щербаков:

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» даны следующие разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению:

«...В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования...»:

При наличии общедомового прибора учета разность между общедомовым расходом электроэнергии, расходом электроэнергии арендаторами нежилых помещений и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, делится на расход электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, затем умножается на расход электроэнергии в конкретной квартире;

При отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования производится по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при наличии общедомового прибора учета электроэнергии, зарегистрированного в установленном порядке, оплата потребления электроэнергии в местах общего пользования производится исходя из фактического объема, при отсутствии общедомового прибора учета оплата производится по нормативу потребления.

Норматив на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на 1 человека в месяц.

По вопросу оплаты расходов за электроэнергию в местах общего пользования по коммунальному счетчику, установленному в подъезде многоквартирного дома, поясняем следующее.

В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») расчет объемов потребленных ресурсов фиксируется двумя приборами учета:

1 - общими (коллективными) счетчиками , установленными на границе балансовой принадлежности. Для многоквартирного дома такой границей является внешняя стена дома;

2 - индивидуальными приборами учета.

При начислении объемов потребленной электроэнергии используется совокупность указанных приборов учета.

Установка приборов учета в подъездах (коммунальный счетчик) возможна, но такие приборы по действующему законодательству не являются расчетными. Коммерческими (расчетными) считаются только приборы, установленные на границе балансовой принадлежности (на границе дома) и фиксирующие весь объем энергопотребления дома. Установка приборов учета в подъездах может позволить собственникам наблюдать за динамикой электропотребления в какой-то части дома, но, к сожалению, отдельный подъездный счетчик не даст картины энергопотребления дома в целом.

Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ , относятся: лестничные площадки, чердаки, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия — услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ , несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, .

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354 .

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается .

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона , при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается , которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта «электроэнергия МОП» не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

Услуги, которые предоставляются собственникам жилых помещений в соответствии с законодательством, разделены на жилищные и коммунальные. Если жилищные связаны с содержанием общего имущества многоквартирного дома, то коммунальные предусматривают подачу в многоквартирный дом различных коммунальных ресурсов. Рассмотрим проблему, связанную с услугой по снабжению электроэнергией мест общего пользования (МОП), появление которой в свое время вызвало негодование со стороны собственников квартир.

Что подразумевается под термином «освещение МОП»?

Ранее собственники жилплощади в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение МОП в составе стандартной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда», что фактически являлось коммунальной услугой, и с этим не поспоришь. Этот вывод следует из Правил предоставления коммунальных услуг, в частности, пункт 3 данных правил, и подтверждается Письмом Минрегиона РФ № 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007. Минрегион в указанном письме разделяет понятия «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования» и «освещение помещений общего пользования». Под «освещением» понимается жилищная услуга, а именно ее оказание.

На самом деле, на освещение МОП, которые являются общим имуществом жильцов в многоквартирном доме, требуется такой коммунальный ресурс как электроэнергия. При этом расходы на ее оплату по справедливости должны нести собственники квартир в данном доме. Но в таком случае, чем обусловлено их нежелание вносить оплату за новую строку расходов?

В чем же суть проблемы?

Это только на первый взгляд сумма, которая подлежит оплате за освещение МОП, переместилась в счете на оплату из графы «ремонт и обслуживание жилищного фонда» в графу «электроснабжение». Раньше эти расходы оплачивались согласно тарифу на содержание и ремонт, который утверждался общим собранием собственников жилых помещений или органом местного самоуправления. Фактический размер оплаты за услуги становится виден только в том случае, если в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Необходимо отметить, что показания общедомового прибора учета отражают как общее энергопотребление во всех помещениях, так и потери энергии во внутридомовых сетях, которые при этом также возмещаются собственниками. Таким образом, образуется превышение количества электроэнергии, которое зафиксировано общедомовым счетчиком над суммарным количеством, плату за которое ТСЖ и управляющие организации и получают от собственников. Не желая терпеть убытки, товарищества и управляющие компании «раскидывают» получившуюся разницу на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и включают в счета за услуги такую строку как «освещение МОП», что сопровождается сопротивлением со стороны собственников.

За недобросовестных собственников в ответе ТСЖ и управляющие организации

Обычно «крайними» в данной ситуации становятся управляющие организации и ТСЖ. Нежелание собственников оплачивать электроэнергию, которая необходима для освещения МОП, вынуждает ТСЖ и управляющие компании уклоняться от установления договорных отношений по снабжению электроэнергией МОП. Энергоснабжающая организация обращается в суд и требует взыскание задолженности за электроэнергию, которая была фактически поставлена в дом. В большинстве случаев суды признают такие требования обоснованными и удовлетворяют иски в полном объеме на совершенно законных основаниях.

Учитывая тот факт, что проблема оплаты собственниками помещений коммунальной услуги «энергоснабжение МОП» появилась не так давно недавно, судьям на местах редко приходится сталкиваться с делами по взысканию задолженности с собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Однако такие дела не отличаются, например, от взыскания с собственников задолженности оплаты за жилое помещение или пользование коммунальными услугами.

Сколько собственник должен платить?

Отдельно следует рассматривать вопрос распределения расходов по оплате электрической энергии между собственниками, потребленной на нужды всего дома. Согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, расчет оплаты за электроснабжение определяется в зависимости от наличия и общих, и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Если ни в одном жилом помещении дома нет прибора индивидуального учета электроэнергии, то в соответствии Приложением 2, устанавливать плату за электроснабжение в жилых помещениях следует соответственно числу лиц, зарегистрированных в квартире. Из зафиксированного общедомовым счетчиком количества потребленной электроэнергии нужно вычесть суммарный объем электроэнергии, израсходованной в нежилых помещениях за тот же расчетный период. Именно эта разница должна распределяться между собственниками жилых помещений. Особое внимание следует обратить на то, что в этом случае не должны применяются нормативы энергопотребления. Таким образом, оплата за электроснабжение жилых помещений может меняться в течение года.

Если приборы учета энергии есть только в части помещений, значит алгоритм расчета будет усложняться. Собственники квартир не оборудованных счетчиками, оплачивают электрическую энергию согласно установленным нормативам энергопотребления, а обладатели приборов учета должны платить за тот объем электроэнергии, который отличается от того, что был зафиксирован индивидуальными счетчиками.

Если же во всех помещениях дома, в котором существует коллективный счетчик, установлены собственные приборы учета электроэнергии, то используется формула, в которой суммарный объем энергии, рассчитанный по соответствующим нормативам будет равен нулю. Иными словами, расходы на электроэнергию затраченную на МОП, будут распределены согласно показаний индивидуальных приборов учета.

Выходит, что согласно установленному законодательству, стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение МОП, включается в оплату коммунальной услуги электроснабжения. И даже при установке общедомового средства учета граждане пока не готовы оплачивать электроэнергию в размере, который превышает фактическое потребление ими электроэнергии внутри жилого помещения.

1. Энергоснабжение МОП является коммунальной услугой.

2. Данная услуга оказывается собственникам квартир, а значит, именно они должны оплачивать ее на основании показаний общедомового счетчика электроэнергии.

3. Принимая во внимание тот факт, что услуга энергоснабжения МОП оказывается энергоснабжающими компаниями на основании договоров с ТСЖ или управляющими организациями, последние должны нести обязанность по оплате указанной услуги.

4. От платежеспособности собственников напрямую зависит платежеспособность исполнителей коммунальных услуг. Взыскание товариществом или управляющей организацией с собственников жилых помещений задолженности по оплате электрической энергии влечет взыскание данной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам управляющей организации или ТСЖ.

В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами - физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В связи, с чем у потребителей возникают многочисленные вопросы по начислению за электроэнергию мест общего пользования. Предлагаю вашему вниманию ответы по наиболее актуальным темам.

Что означает «Электроэнергия МОП»? Электроэнергия МОП – это электрическая энергия, которая используется жителями многоквартирного дома на «общедомовые нужды». В это понятие входит освещение лестничных клеток, подвалов и всевозможных вспомогательных помещений многоквартирного дома, подкачивающих насосов и прочего внутридомового оборудования, которое индивидуально для каждого дома. Ранее потребление электроэнергии на общедомовые нужды входило в статью «Содержание жилого фонда» и рассчитывалось в соответствии с нормативами.

Теперь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006года № 307, стоимость электрической энергии, расходуемой на общедомовые нужды выделена в квитанции отдельной строкой. Таким образом, с введением новой формы расчетов, расходы на общедомовые нужды распределяются и начисляются индивидуально каждому собственнику или нанимателю жилого помещения многоквартирного дома.

Как рассчитывается электроэнергия МОП? Согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, существует четкая модель распределения электроэнергии МОП. Прежде всего, количество всей электроэнергии, поступающей в дом, фиксируется общедомовым прибором учета. Эти показания ежемесячно снимаются представителями обслуживающей организации и передаются в энегосбытовую компанию. С помощью снятых показаний определяется фактический расход электрической энергии по общедомовому прибору учета. Из полученного расхода исключается весь расход по индивидуальным приборам учета электроэнергии, а также, если имеются в многоквартирном доме, расход юридических лиц, которые могут быть подключены к общедомовым сетям, оставшийся объем, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года), должен быть распределен между жильцами дома. В частности, если дом оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета, распределение осуществляется пропорционально объему индивидуального электропотребления в квартире.

Какие факторы влияют на увеличении размера начислений за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Среди основных причин завышенного количества электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды, следует отметить бездоговорное потребление и хищения энергии со стороны физических лиц, в результате несанкционированного подключения к сетям жилого дома, количество установленного в доме электрооборудования, находящегося в общей собственности, точность и своевременность передачи жильцами показаний индивидуальных приборов и даже отношение жильцов дома к рациональному использованию электроэнергии в местах общего пользования.

Возможен ли отказ от оплаты за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Напомним, что в результате реформы ЖКХ управление многоквартирным домом передается в руки собственников, что влечет за собой их полную ответственность (материальную в том числе) за общедомовое имущество. Электроснабжение мест общего пользования является коммунальной услугой. Данная услуга оказывается собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которые должны оплачивать ее на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом. Отметим, что объем электрической энергии, предъявляемый к оплате собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома, не может превышать объема, учтенного общедомовым прибором учета.



Поделиться