Администратор суда согласно действующему законодательству. Какой же должен быть правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции? Функции администратора суда

Постановление о совершенствования деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции принял Президиум Совета судей РФ , сообщает пресс-служба совета.

В документе, в частности, отмечается, что условия прохождения администраторами судов государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 "Об утверждении Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы", согласно которому должность администратора суда отнесена к ведущей группе должностей категории "руководители".

Администратор суда наделен значительным кругом обязанностей и полномочий в вопросах организации деятельности суда.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" должность администратора суда введена в систему Судебного департамента для всестороннего обеспечения деятельности судов.

Цель создания данного института состояла в освобождении председателей судов от выполнения несвойственных им обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия.

Изучение информации, представленной верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, управлениями (отделами) Судебного департамента, позволило выявить ряд типичных проблемных вопросов, связанных с определением правового статуса и должностного положения администратора суда, которые условно можно подразделить на следующие группы: двойственность должностного положения; необходимость изменения системы отбора кандидатов на должность (изменение квалификационных требований); неравномерное распределение обязанностей и пределов компетенции (наделение властно-распорядительными полномочиями, правом подписи финансовых документов), дублирование полномочий других работников аппарата суда; необходимость в подчиненном персонале; увеличение денежного содержания, изменение системы оплаты труда; повышение уровня квалификации и другие проблемные вопросы.

Согласно анализу информации за введение администраторов в штат суда и подчинение председателю суда высказалось большинство представителей судебной системы субъектов Российской Федерации, а именно: 87%областных и равных им судов, а также 48 % управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. По мнению52 верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также 59управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, целесообразно изменить систему отбора кадров администраторов в зависимости от направлений деятельности с определением в Регламенте вида образования, которое должен иметь претендент на должность администратора; перевода должности администратора в главную группу должностей категории "Руководители" с присвоением классного чина не ниже советника юстиции 2 или 1 класса.

Полномочия администратора суда, обозначенные в Федеральном законе о Судебном департаменте, Типовых должностных регламентах, а также в Методических рекомендациях организации деятельности администраторов, являются неоправданно широкими и в значительной степени приводят к дублированию работы руководителей соответствующих структурных подразделений суда и отдельных работников аппарата суда. В связи с этим предлагается исключить в частности из функций администратора организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.

Предложено также осуществить поэтапную передачу администратору функций председателя суда — сначала хозяйственной (право финансовой подписи), затем властно-распорядительной (руководство аппаратом суда).

Высказано мнение о необходимости дифференцированного подхода к установлению денежного содержания администратора в зависимости от составности суда.

Для эффективного осуществления разноплановой деятельности администратором подлежит рассмотрению и вопрос о повышении квалификации путем организации централизованного обучения по соответствующим направлениямдеятельности.

Учитывая значимость вопросов правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции, Президиум Совета судей Российской Федерации постановил поручить рабочей группе при Совете судей Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности администраторов и мерах повышения ее эффективности, созданной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 200, продолжить работу по совершенствованию деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции.

ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТОРА СУДА

Администратор суда:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (ЗАВ. КАНЦЕЛЯРИЕЙ)

Заведующий канцелярией относится к категории руководителей, принимается и увольняется на работу приказом председателя суда по представлению (заместителя председателя суда, иного должностного лица). На должность заведующего канцелярией назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по делопроизводству не менее трёх лет. Заведующий канцелярией подчиняется директору предприятия (заместителю директора, иному должностному лицу).

В своей деятельности заведующий канцелярией руководствуется:

ь законодательными и нормативными документами по вопросам делопроизводства;

ь методическими документами вышестоящих органов, касающиеся организации делопроизводства;

ь уставом суда;

ь приказами и распоряжениями председателя суда;

ь должностной инструкцией.

Заведующий канцелярией должен знать:

ь нормативные правовые акты, методические и другие руководящие материалы по вопросам организации делопроизводства;

ь единую государственную систему делопроизводства;

ь стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

ь структуру суда;

ь организацию делопроизводства на предприятии;

ь схемы документооборота;

ь порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, установленной отчётности;

ь сроки и порядок сдачи дел в архив;

ь системы организации контроля за исполнением документов;

ь оргтехнику и другие средства механизации управленческого труда;

ь правила внутреннего трудового распорядка;

ь трудовое законодательство.

Функции заведующего канцелярией.

На заведующего канцелярией возлагаются следующие функции:

1. организация работы канцелярии;

2. осуществление контроля за сроками исполнения документов и их правильного оформления;

3. обеспечение соответствующего режима доступа к документам и использование информации, содержащейся в ней;

4. осуществление методического руководства делопроизводством в подразделениях предприятия, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовка справок о соблюдении сроков исполнения документов.

Должностные обязанности заведующего канцелярией.

Для выполнения возложенных на него функций заведующий канцелярией обязан:

1. обеспечивать своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, её доставку по назначению;

2. осуществлять контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;

3. организовать работу по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, по формированию дел и по их сдаче на хранение;

4. разрабатывать инструкции по ведению делопроизводства;

5. принимать меры по обеспечению работников службы делопроизводства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарём, оборудованием, оргтехникой, техническими средствами управленческого труда;

6. обеспечивать печатание и размножение служебных документов;

7. участвовать в подготовке созываемых руководством совещаний и организовывать их техническое обслуживание, оформление командировочных документов, регистрацию работников, прибывающих в командировку на предприятие;

8. принимать участие в разработке и внедрении новых технологических процессов с документами, совершенствовании автоматизированных информационных систем и технологий (с учётом применения средств вычислительной техники);

9. разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по улучшению деятельности канцелярии;

10. проводить работу по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну.

И. Корякин, начальник управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Для успешной реализации задач по всестороннему обеспечению работы судов необходимо было создать некое связующее звено, которое позволило бы не только видеть, так сказать, ситуацию изнутри, оперативно реагировать на наиболее актуальные и острые проблемы, возникающие в процессе функционирования суда, но и, прежде всего, освободить председателей судов от выполнения несвойственных им административно - хозяйственных обязанностей. Таким связующим звеном и становятся постепенно администраторы судов. С одной стороны, они являются работниками системы Судебного департамента, а с другой - работают под непосредственным руководством председателя суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" предусмотрены должности - "администратор Верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа)" и "администратор районного суда". Администратор является государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, непосредственно реализующим задачи Судебного департамента по организационному обеспечению деятельности соответствующего суда общей юрисдикции.

Названный законодательный акт четко определяет порядок назначения администраторов судов, перечень их должностных функций, подчиненность и подконтрольность. Вместе с тем вопросы осуществления их полномочий во взаимодействии с управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации изложены в Законе лишь в самом общем виде.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. полномочия администратора очерчены достаточно широко. Он принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Например , работа администратора по организационному обеспечению подготовки и проведения судебных заседаний включает в себя такие мероприятия: ежемесячная подготовка общего расписания судебных заседаний по суду; еженедельный контроль количества рассмотренных, отложенных, прекращенных, направленных по подсудности дел, а также вызовов участников процесса, народных и присяжных заседателей в судебное заседание и подготовка соответствующей информации председателю суда; взаимодействие со старшим судебным приставом соответствующего подразделения судебных приставов по вопросам обеспечения безопасности при проведении судебных заседаний, доставки подсудимых и принудительного привода лиц, не явившихся в судебное заседание; подготовка залов судебных заседаний к работе и многое другое.

В этой связи перед управлением Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) встает целый ряд организационно - правовых задач, которые необходимо решать. Это, например, организация рабочего времени администраторов; определение основных качественных параметров планирования их работы; практическая отработка системы взаимодействия администраторов как с работниками различных служб аппаратов судов, так и отделами управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия); отыскание оптимального соотношения подчиненности администраторов председателям соответствующих судов с их одновременной подконтрольностью управлению Судебного департамента; поиск оптимальной модели профессионального обучения администраторов судов.

Таким образом, администратор суда призван выполнять двойную функцию - освобождать время судьи, необходимое ему для ведения судебной деятельности, и вносить в судебную деятельность профессиональный уровень управления. В судах, где административная поддержка недостаточна, судьям приходится распределять время на выполнение судебных и административных функций. В пореформенных условиях возрастающей нагрузки у судей остается мало времени для решения каждодневных организационных вопросов и разработки новых процедур, способствующих усовершенствованию процесса отправления правосудия. Позитивное влияние на судебную деятельность и ее финансирование может оказать участие администратора в координировании рабочих процессов, разработке задач суда, внесении изменений в распределение нагрузки, управлении кадровой системой, распределении и использовании средств федерального бюджета.

Нет необходимости доказывать, что неуклонное следование нормам Конституции РФ, законов, подзаконных актов и предписаний - один из основных факторов успеха деятельности администратора, который, в свою очередь, требует наличия определенных профессиональных качеств и навыков в проведении контрольно - ревизионного процесса.

В процессе реализации Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и приказа Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 13 января 2000 г. "О введении должности администратора суда и повышении эффективности работы по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции" в нашей Республике приступили к работе 35 администраторов районных и городских судов.

При подборе администраторов судов были выдержаны требования Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Условия же для реализации администратором своих полномочий складываются из нескольких составляющих. Это наличие у него необходимых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, создающих мотивацию его успешной работы; наличие надлежащих условий для реализации своих полномочий; направляющее воздействие со стороны председателя суда и управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).

Остановимся более подробно на перечисленных составляющих, из которых вытекают основные задачи и пути их решения.

Аксиомой является тезис о том, что успех любого дела, прежде всего, зависит от того, насколько человек, им занимающийся, обладает достаточными знаниями, умениями и навыками, а также личными качествами. В рассматриваемой нами ситуации существенный отпечаток на требования, предъявляемые к кандидату на должность администратора суда, накладывает то обстоятельство, что спектр его полномочий настолько широк, а решаемые им задачи настолько разноплановы, что требуется универсальный специалист, обладающий познаниями в различных областях деятельности.

Согласно нормативным документам должность администратора суда отнесена к старшим государственным должностям федеральной государственной службы категории "В". К ней предъявляются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование по специальности; стаж и опыт работы по специальности не менее трех лет; необходимый уровень знаний законов применительно к исполнению должностных обязанностей.

Если учесть то обстоятельство, что ряд районных судов расположен в населенных пунктах, где людей с высшим образованием не так много, а те, которые есть, как правило, уже имеют работу, то поле для поиска достойного кандидата невелико. С учетом того, что согласно ст. 19 Закона от 8 января 1998 г. администратор назначается на должность начальником управления Судебного департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего суда, выработка изложенных выше рекомендаций по подбору кандидатов на должность администраторов является одной из задач управления.

Проведенная нашим управлением работа нашла свое отражение в методических рекомендациях по подбору кандидатов на должность администратора районного и городского суда, которые в январе 2002 г. вместе с соответствующим распоряжением направлены в суды для реализации. Практика показала, что, какова бы ни была подготовка кандидата на должность, исполнение столь специфических должностных обязанностей требует как первоначального обучения, так и постоянного повышения профессионального уровня в последующем. Организация и проведение этой учебы всецело ложится на управление Судебного департамента. Начальники отделов Управления систематизируют информацию и готовят планы обучения администраторов в требуемом объеме. Другой важной составляющей является наличие надлежащих условий для реализации администратором своих полномочий.

Столь существенные профессионально-целевые задачи обязывали нас разработать эффективные меры по организационному обеспечению деятельности администраторов, с тем чтобы они не превратились в заурядных "завхозов", чтобы не была скомпрометирована сама идея введения должности администратора суда.

В связи с этим при организации работы администратора пришлось решать вопросы, связанные с обеспечением последовательности совмещения этих функций, т.е. с планированием работы администратора. Изучение положений закона, регламентирующих его работу, позволяет сделать вывод, что реализация его полномочий в значительной мере предполагает использование сотрудников аппарата суда. Председатели судов, исходя из конкретной ситуации, наличия в штате младшего обслуживающего персонала, осуществили распределение всего комплекса задач, решаемых в процессе повседневной деятельности между сотрудниками, что нашло отражение в их функциональных обязанностях.

Как уже говорилось, одной из составляющих является направляющее воздействие на данную категорию служащих со стороны председателей судов и аппарата управления. Эта задача решается путем разработки и направления в суды методических рекомендаций по конкретным направлениям работы; постановки конкретных вопросов, требующих решения, и контроля за их исполнением; анализа результатов работы и выработки рекомендаций, направленных на их улучшение. Как выяснилось, председатели некоторых судов имеют свое особое представление о роли администратора. Порой это представление не в полной мере соответствует требованиям, содержащимся в законе, что ставит перед управлением еще одну задачу - проведение разъяснительной работы с председателями судов, направленной на четкое определение места администратора и установление правильных взаимоотношений между ними.

Анализ деятельности администраторов высветил несколько проблем, требующих решения. В частности, принадлежность администраторов к штатам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Федерации вызывает немало нареканий. Они связаны с двойной подчиненностью администраторов - с одной стороны, председателю соответствующего суда, а с другой - в форме подконтрольности - управлению (отделу) Судебного департамента. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделений Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, создает сложности во взаимоотношениях администратора и работников аппарата суда. Возникает также немало вопросов, связанных с порядком учета их рабочего времени, начисления и выплаты денежного содержания, предоставления отпусков, вынесения поощрений и наложения взысканий, увольнения с занимаемой должности и т.д.

Нельзя не упомянуть также и о том, что само название должности - "администратор" вызывает психологическое неприятие у значительного числа председателей судов и работников системы Судебного департамента. Думается, оно обезличивает и принижает роль этого специалиста. Представляется целесообразным заменить название "администратор суда" на иное, более соответствующее характеру решаемых задач и осуществляемых функций данным должностным лицом (например, координатор работы суда).

Разнообразие полномочий администратора суда, разветвленность организационных механизмов их реализации, некоторая неопределенность должностного статуса и новизна данного института требуют корректировки в ходе практической работы. Однако сегодня можно с полной уверенностью констатировать: несмотря ни на что, институт администраторов судов создан и активно функционирует, создавая условия для эффективного осуществления правосудия.

  • Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
  • Вопрос 8. Принцип состязательности.
  • Вопрос 9. Принцип презумпции невиновности.
  • 10. Принцип национального языка судопроизводства.
  • 11. Понятие и общая характеристика судебной системы рф.
  • 12. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев судебной системы рф.
  • 13. Понятие судебной инстанции. Понятие первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 14. Понятие апелляционной инстанции. Суды, рассматривающие дела в апелляционной инстанции.
  • 15. Понятие кассационной инстанции. Суды, рассматривающие дела в кассационной инстанции.
  • 16. Понятие надзорной инстанции. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции.
  • 17. Место мировых судей в судебной системе рф. Компетенция мирового судьи.
  • 19. Место районных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 21. Организация работы районного суда. Аппарат районного суда.
  • 22. Место судов общей юрисдикции среднего звена в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 24.Структура суда общей юрисдикции среднего звена. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений
  • 25.Место Верховного Суда рф в судебной системе рф. Его компетенция
  • 27. Структура Верховного Суда рф. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений.
  • 28.Место военных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 29. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и судей военного суда. Срок их полномочий.
  • 30. Структура окружного военного суда. Полномочия структурных подразделений.
  • 31. Место арбитражных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 33. Арбитражные апелляционные суды: порядок их образования, полномочия и состав. Полномочия, порядок формирования структурных подразделений арбитражных апелляционных судов.
  • 36. Место Конституционного Суда рф в судебной системе рф. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 38. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда рф. Отставка судьи Конституционного Суда рф.
  • 39. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда рф.
  • 40. Понятие и общая характеристика статуса судей в рф.
  • 41. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи
  • 42. Статус присяжных заседателей.
  • 43. Статус арбитражных заседателей.
  • 44. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие, содержание и органы.
  • 45. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.
  • 47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.
  • 48. Квалификационные коллегии и аттестация судей.
  • 49. Понятие прокуратуры. Система органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 50. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры
  • 51. Порядок назначения на должность и порядок прекращения полномочий Генерального прокурора рф. Срок полномочий Генерального прокурора рф.
  • 3. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:
  • 53. Место Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры.
  • 54. Структура Генеральной прокуратуры. Полномочия структурных подразделений Генеральной прокуратуры.
  • 55. Предварительное расследование в правоохранительной деятельности государства (понятие, общая характеристика и органы, осуществляющие предварительное расследование).
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.
  • 57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.
  • 58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
  • 59. Структура Следственного комитета Российской Федерации.
  • 60. Структура следственных органов внутренних дел.
  • 61. Правовое положение следователя
  • 62. Юридическая помощь и её организация
  • 63. Понятие и основные принципы адвокатской деятельности в рф.
  • 64. Права и обязанности адвоката
  • 65. Статус адвоката. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката.
  • 66. Формы адвокатских образований: общая характеристика.
  • 67. Адвокатская палата субъекта рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 68. Федеральная палата адвокатов рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 69. Понятие и система органов нотариата (принципы).Правовой статус нотариуса.
  • 70. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.

    В соотв. с ФЗ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" , Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда .

    Администратор суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним

    Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

    Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

    Полномочия администратора суда

    1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

    47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.

    В соот. С ФЗ в РФ " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

      Всероссийский съезд судей;

      конференции судей субъектов Российской Федерации;

      Совет судей Российской Федерации;

      советы судей субъектов Российской Федерации;

      общие собрания судей судов;

      Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

      квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

      Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

      экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

    Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Основными задачами органов судейского сообщества являются:

    1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

    2) защита прав и законных интересов судей;

    3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

    Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества:

    Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

    Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи , за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

    Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

    "

    Проблемой, требующей серьезного осмысления, является пересмотр роли и места в судебной системе института судебных администраторов. В юридической литературе по настоящее время ведется широкая дискуссия относительно предполагаемых функциональных обязанностей администратора и порядка назначения его на должность (применительно к судам общей юрисдикции).

    Конечно, возникновение института судебных администраторов в системе арбитражных судов и судах общей юрисдикции было обусловлено, прежде всего, необходимостью наиболее рационального управления обеспечением судебной деятельности. Поэтому, анализируя возникновение данного института в судебной системе нашей страны, нельзя не остановиться вообще на истории происхождения судебного администрирования.

    Судебное администрирование достаточно давно используется в практике работы судов различных уровней в США. Там исходили, прежде всего, из того, что аппараты судов нуждаются в управлении, которое не может быть обеспечено занятыми, перегруженными работой судьями, рабочая нагрузка которых постоянно растет. Для этого был необходим штат квалифицированных администраторов или менеджеров, берущих на себя управление аппаратом, при котором судьи смогут сконцентрироваться на своей первоочередной обязанности. В настоящее время в США успешно действует институт судебного администрирования, освободивший судей от несвойственных им функций.

    Возвращаясь к деятельности судебной системы нашей страны, в частности к судам общей юрисдикции, мы видим, что в комплексной деятельности Судебного департамента по организационному обеспечению судебной власти в лице администратора суда существует одновременно и объект, и специфический субъект, катализирующий процесс многоаспектной деятельности между Судебным департаментом, судьями и работниками аппарата судов. Администратор суда, по своей сути являясь представителем аппарата Судебного департамента в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и районном суде, выступает не только представителем и носителем организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности Судебного департамента, но и является субъектом персонифицированной ответственности за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

    Всем хорошо известно, что любой институт имеет практическое значение и эффективно функционирует при условии взаимодействия всех его компонентов. В рамках интересующей нас проблематики можно говорить о наличии правоотношений, складывающихся между Судебным департаментом и институтом судебных администраторов, с одной стороны, и между председателями судов, федеральными судьями и работниками аппарата судов, с другой.

    В отличие от ряда других правоотношений, в первом случае судебное администрирование построено на началах контроля Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации за деятельностью администраторов суда и взаимодействия с ними. У них общие цели и задачи, соответствующие уровню распределения обязанностей и ответственности, и они связаны между собой общими началами координации и субординации. И совершенно иначе сконструирован законодателем механизм отношений между председателем суда, федеральными судьями, работниками аппарата судов и администратором суда. С одной стороны, председатель суда - носитель самостоятельной, независимой ветви государственной власти, а с другой - непосредственно подчиняющийся и выполняющий все его распоряжения администратор суда. Таким образом, налицо отношения, где реально просматриваются властные полномочия председателя суда, выполняющего распорядительные функции в отношении представителя федерального органа государственной власти, а отсюда и полное отсутствие самостоятельности администратора суда.

    Между тем полномочия администратора суда достаточно широки. В соответствии с Законом о Судебном департаменте, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; обеспечивает надлежащие материальные и бытовые условия для судей и работников аппарата суда, а также их медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

    Реализация этих полномочий администратором предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Вместе с тем становится очевидным, что выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Например, судебный администратор в Канаде должен обладать высокой квалификацией в области самых современных технологий и методов управления, и только тогда они способны внести особый вклад в деятельность судов. И не обязательно, чтобы они были специалистами с юридическим образованием, в целом они должны быть управленцами.

    Анализ практической деятельности администраторов в судебной системе нашей страны показывает, что в нашей стране мало обращается внимания на их как персональные, так и профессиональные качества, поскольку многие председатели судов, как на уровне субъекта Федерации, так и в районных (городских) судах, относятся к ним как к обычным помощникам (дополнительной единице, состоящей в штате Судебного департамента) по решению вопросов материально-технического обеспечения. Такое положение администратора суда стало возможным только ввиду того, что он непосредственно подчинен руководителю суда и выполняет его распоряжения. В соответствие с должностной инструкцией администратор суда подчиняется непосредственно председателю суда, выполняет его распоряжения, указания, поручения и руководствуется планом работы для администратора, утвержденным руководителем суда. В результате, администраторы судов общей юрисдикции вместо того, чтобы занять в судебной системе место менеджеров и управленцев, как предполагалось изначально, превратились в обычных завхозов, ставших «челноками» между Судебным департаментом и судами.

    Между тем практика показывает, что в тех судах, где активно поддерживали администратора суда и его работа получала одобрение со стороны руководства суда, гораздо быстрее происходило его становление. В ряде российских судов председатели судов проявили инициативу в передаче судебному администратору тех обязанностей, которые не связаны с отправлением правосудия, в частности по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда. В целях повышения их самостоятельности соответствующими приказами на администраторов судов были возложены не только организационное руководство аппаратом суда, но и выполнение других обязанностей. Постепенная передача обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью суда, совершенно не означала утрату контроля над администраторами, а наоборот, повышала его значимость, особенно в глазах работников аппарата суда и во внешних взаимоотношениях. Таким образом, при таких конструктивно сбалансированных правоотношениях «судебная власть - исполнительный орган» профессиональный администратор мог бы обеспечивать прекрасную коммуникативную связь как внутри суда, так и за его пределами.

    Иными словами, по своей правовой природе, установленной Законом о Судебном департаменте, администратор суда при его определенной самостоятельности мог бы стать основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализовать на практике одну из основных задач - освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.

    Между тем поспешное копирование реформаторами судебной системы Российской Федерации института судебного администрирования требует серьезного переосмысления, поскольку в настоящее время мы все же приближаемся к пониманию вопросов «определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти», в частности и по организационному обеспечению деятельности судов.

    Современных исследователей отличает не только изучение российского - исторического и современного - опыта строительства современной судебной системы, но и выработка критериев эффективности судебной власти и поиск структурообразующих связей как внутри судебной системы, так и вне ее. Поэтому становится вполне объяснимым увеличение числа желающих исследовать проблему двойственной подчиненности администратора суда общей юрисдикции, заинтересованных в получении качественно новых знаний о взаимоотношениях администратора суда с судебной властью и обеспечивающим его аппаратом как разновидности новых судебно-правовых отношений внутри судебной системы.

    Явный пробел, допущенный в Законе о Судебном департаменте, отмечался и в Постановлении Совета судей РФ от 20 апреля 2001 г № 51 «О проблемах должностного положения администратора суда федеральных судов общей юрисдикции», в котором указывалось, что правовой статус и должностное положение администратора суда законом определены не в полной мере, а лишь в самом общем виде. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении. С одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, что закреплено в статье 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а с другой - руководителю органа Судебного департамента, что вытекает из положений статьи 17 этого же закона. Такое положение, в соответствии с которым администратор суда, находясь в штате Судебного департамента, фактически должен обладать распорядительными функциями в отношении работников аппарата суда, является неопределенным и неэффективным. Кроме того, выполняя функции материального обеспечения деятельности суда и находясь в штате Судебного департамента, он не в полной мере может решать задачи, связанные с приобретением, движением, распределением материальных ценностей, не может иметь права подписи финансовых документов суда.

    При этом следует заметить, что вопрос о двойственности положения судебного администратора ставится органом, являющимся вторым по значимости в иерархической структуре органов судейского сообщества.

    Двойное подчинение администратора суда породило массу коллизий между ним и председателем суда, аппаратом суда (аппарат суда находится в штате суда, а администратор суда - в штате Судебного департамента) и т.д. При таком положении администратор суда стал «инородным телом» в штате суда, и его появление в судебной системе в сущности ничего не изменило.

    Таким образом, основной цели обеспечения подлинной независимости судей, освобождения судей от несвойственных им организационных функций администратор суда не обеспечил, поскольку председатель суда по предложенной схеме по-прежнему продолжает отвечать за работу аппарата суда, в том числе за деятельность самого администратора суда.

    В этой связи представляется разрешение данной проблемы только путем разграничения функций судебной и исполнительной властей, при создании полной административной независимости работы аппарата судебного администратора от процессуальной деятельности судей. При таком механизме судебный администратор со своим аппаратом, в который должен будет войти и аппарат суда, мог бы взять на себя решение всех вопросов, связанных с организационным обеспечением нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия.

    Причин сегодняшнего, весьма далекого от идеала положения администратора суда достаточно много. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, - препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Именно это положение и вызывает в судах неприятие администратора суда работниками аппарата, поскольку ранее они подчинялись председателю суда, а при условии, что председатель суда издавал приказ и возлагал на администратора суда полномочия по руководству аппаратом суда, то они должны были подчиняться и председателю, и администратору. Опять же следует подчеркнуть, что возложение таких полномочий зависело от председателя суда, а это на первоначальных этапах формирования службы судебного администрирования было просто нереально, поскольку на должности администраторов были приняты уволенные в запас военнослужащие, ушедшие в отставку по выслуге лет работники органов милиции, но в основном это были специалисты, далекие от юриспруденции.

    С самого начала деятельности данного института даже сам термин «администратор» вызывал неприятие у значительного числа председателей судов, судей и работников Судебного департамента. По мнению некоторых практиков этот термин несколько обезличивал и принижал его роль, и поэтому предлагалось заменить термин «администратор суда» на «заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда». Но была и другая точка зрения. Например, прямо указывалось, что придумывая различные должности, как-то: «помощник председателя», «администратор суда» с подчинением их только председателю суда или же с двойным подчинением, государство при этом не решало главной задачи - эффективности осуществления правосудия, поскольку за организацию работы суда продолжает отвечать все тот же председатель, что дает ему возможность воздействовать и на администратора суда, несмотря на то, что он состоит в штате управления Судебного департамента.

    Между тем в системе арбитражных судов (даже после их реформирования) вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами решаются принципиально иным образом. Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором арбитражного суда.

    Таким образом, центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, что уже свидетельствует о совершенно ином, принципиально новом подходе к судебному администрированию, чем в системе судов общей юрисдикции. Администратор арбитражного суда призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.

    Отсюда следует, что в настоящее время законодатель установил две принципиально разные системы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов. В системе судов общей юрисдикции - через специально созданный федеральный государственный орган - Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления (отделы) в субъектах РФ и администраторов судов (уровня субъекта РФ и районного), а в системе арбитражных судов - через институт руководителя аппарата - администратора арбитражных судов, входящего непосредственно в штат арбитражного суда в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда.

    И это сравнение двух институтов судебного администрирования далеко не случайно, поскольку суды общей юрисдикции на порядок отстают в плане развития от института администраторов суда в системе арбитражных судов. Во-первых, судебное администрирование в системе арбитражных судов более упорядочено, регламентировано конкретными нормами права, что свидетельствует о более эффективной системе организации деятельности указанного института. Во-вторых, в системе арбитражных судов безбоязненно делегируются полномочия по организационному обеспечению, и тем самым председатели судов постепенно освобождаются от участия в многоаспектной деятельности по финансовому, материально-техническому и иному организационному обеспечению судов. В-третьих, в системе арбитражных судов пришли к пониманию предоставления максимальной самостоятельности администраторам, поскольку без такого отношения немыслимо ожидание эффективной деятельности данного института.

    Между тем даже при таком прогрессивном и интенсивном развитии института судебного администрирования в арбитражных судах, администратору российской судебной системы пока трудно сравниться с его коллегой в зарубежных судах, который действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением собственно осуществления правосудия. В российских же судах, особенно общей юрисдикции, администратор продолжает по настоящее время хозяйственно-организационными делами и гораздо меньше - делопроизводством в суде.

    Таким образом, напрашивается вывод, что правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции решены законом не в полной мере и лишь в самом общем виде. Камнем преткновения в правовом статусе администратора суда является его двойное подчинение: с одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой - руководителю органа Судебного департамента и находится в штате Судебного департамента.

    Такое двойное подчинение определяет и круг его полномочий, который носит производный характер от части управленческих полномочий председателя суда. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусмотрев выведение администратора суда общей юрисдикции из подчинения председателя суда, наделив его полномочиями по руководству аппаратом суда и организационному обеспечению деятельности суда. Тем самым, в полномочия председателя суда будет входить внутрисистемное управление, направленное, прежде всего, на обеспечение качества и сроков рассмотрения дел, но в то же время ему должны быть даны контрольные функции как в отношении органов, осуществляющих ресурсное обеспечение суда, так и администратора суда.



    Поделиться